Главные вкладки

    Развитие мелкой моторики рук - Приём «Массаж карандашом»
    картотека по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

    Бабенко Елена Андреевна

    Хорошая игра, помноженная на желание и терпение взрослого, станет залогом успеха. Нужно помнить: играя, вы помогаете руке ребенка  окрепнуть, развивая и совершенствуя речь, а значит, подготавливаете к школьному обучению. Приемы, освоенные ребенком в ДОУ, сослужат ему добрую службу и в школе Движение рук тесно связаны с развитием речи. Все дело в близости речевой и двигательной зон в коре головного  мозга .Стимулировать кинестетические (двигательные) ощущения, улучшать трофику (питание) тканей и кровоснабжение пальцев, нормализовать мышечный тонус и добиваться необходимой силы мышц могут помочь пальчиковые игры, дополнение примами самомассажа. Карандаш будет верным помощником.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл massazh_karandashom.docx421.76 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Детский сад №7»

    г. Усолье- Сибирское, Иркутской области

    воспитатель Е.А Бабенко

    Развитие мелкой моторики  рук  -   Приём «Массаж карандашом»

            Движение рук тесно связаны с развитием речи. Все дело в близости речевой и двигательной зон в коре головного  мозга. Широко известны исследования профессора М.М. Кольцевой, экспериментально установившей, что формирование речевой области совершается, в том числе под влиянием импульсов от движения рук: возникнув в двигательной зоне, импульс быстро распространяется и на близкую к нему речевую зону. Так расходятся круги по воде от брошенного камешка.

            Стимулировать кинестетические (двигательные) ощущения, улучшать трофику (питание) тканей и кровоснабжение пальцев, нормализовать мышечный тонус и добиваться необходимой силы мышц могут помочь пальчиковые игры, дополнение примами самомассажа.

            Как и классическая пальчиковая игра, игры с элементами самомассажа сочетаются с проговариванием коротких стихотворений или рифмовок.

            Нужно обратить внимание, что желательно выбрать карандаш с гранёной поверхностью: его легче удерживать, а грани значительно усиливают массажный эффект.

            Предлагаю краткое описание и методические указания по выполнению упражнений с элементами самомассажа, с помощью которых дети могут развивать и совершенствовать тонкие движения пальцев рук, тактильные ощущения.

            

    C:\Users\Елена Бабенко\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200123_170842.jpg

    «Послушный карандаш»

     (самомассаж ладоней)

    Зажмите карандаш между ладонями. Пальцы выпрямите, и направьте вперед. Прокатываем карандаш вперед-назад, перемещая его вдоль мягкой части ладошек. Проговаривая текст.

    «Вот какой послушный наш

    Славный добрый карандаш.

    Я его в руках качу;

    Вперед, назад и как хочу!»

    «Карандашик не роняйте!»

    (самомассаж ладоней и пальцев)

    Зажмите карандаш между ладонями. Поверните руки так, чтобы ладонь правой руки была направлена вверх. Прокатываем карандаш вперед-назад, так чтобы карандаш «добегал» до кончиков пальцев. Поменяйте положение: теперь вверх повернута левая ладонь.

    - Карандаш бежит вперед, а потом наоборот.

    Эй, ребята, не зевайте; карандашик не роняйте!

    Поменяй-ка, друг, ладошку; потрудись ещё немножко. Карандаш бежит вперёд, а потом наоборот

    C:\Users\Елена Бабенко\Desktop\фото статья\IMG_20200123_170946.jpg

    «Потянулись!»

    (поверхностный самомассаж кончиков пальцев)

    Зажмите карандаш в левой руке, между подушечками большого и указательного пальцев. Сделайте несколько перетирающих движений; вперед-назад. Повторите упражнение, зажав карандаш между большим и средним, большим и безымянном, большим и мизинцем. Затем переложите карандаш в правую руку. Пальчики правой руки потяните, напрягая; раз и два («Потянулись. Потянулись!»).

    - Мы ладошки разбудили. Ну, а пальчики забыли?

    Ходит в гости карандаш; каждый пальчик будет наш!

    Здесь все пальчики проснулись, Потянулись! Потянулись!(выполните упражнение для правой руки)

    Снова в гости мы идём, карандаш с собой зовем

    Ходит в гости карандаш; каждый пальчик будет наш!

    И здесь все пальчики проснулись. Потянулись! Потянулись!

    C:\Users\Елена Бабенко\Desktop\фото статья\IMG_20200123_171012.jpg

         «Киса, киса» (самомассаж внешней стороны кистей рук)

    Карандаш положите на стол горизонтально. Накройте его ладонью правой руки.

    - Гладит ласково ладошка; (левой выполняйте поглаживающие движения правой руки: от запястья до кончиков пальцев)

    Ручка отдохнет немножко (Поменяйте руку и повторите  упражнение)

    «Киса, киса» - как кота, гладит ласково рука.

    Отдохнули и опять, будем весело играть!

    (потрясите кистями рук)

    C:\Users\Елена Бабенко\Desktop\фото статья\IMG_20200123_171057.jpg

    «Молоток и гвоздик»

    (самомассаж подушечки большого пальца)

    Зажмите карандаш в правой руке, удерживая вертикально четырьмя пальцами. Что ели нам построить дом?

    - Пальчик будет молотком. Гвоздем станет карандаш.

    Он помощник верный наш. Словно гвоздик забиваем:

    Пальцем карандаш толкаем (кончиком большого пальца проталкивайте карандаш вниз)

    И другой рукой скорей все гвоздики забей (повторите для левой руки)

    Вот такой хороший дом; (ритмичный хлопки ладонями)

    Всем найдется места в нём! (поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест)

    C:\Users\Елена Бабенко\Desktop\фото статья\IMG_20200123_171218.jpg

    «Крепкий дом»

    (глубокий самомассаж кончиков пальцев»)

    Карандаш в правой руке. Удерживайте его вертикально между четырьмя крепко сжатыми пальцами и большим пальцем.

    -Крепкий дом? Давай проверим, прочны в нём стены, двери. (сильно нажмите пальцами на карандаш ,словно хотите сломать его, расслабитесь, построите упражнение).

    Да, они прочны. Теперь крышу и крыльцо проверь.

    (переложите карандаш в левую руку и  выполните упражнение)

    Дом надёжный, Значит ясно; (ритмичные хлопки ладонями)

    Будет в доме безопасно! (поверните ладони вверх и сделайте приглашающий жест)

    C:\Users\Елена Бабенко\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200123_171259.jpg

    Динамические упражнения с элементами самомассажа.

    «Лесенка»

    Зажмите карандаш вертикально: его нижний конец должен оказаться между основанием большого пальца и ладонью. Перехватите карандаш сверху другой рукой. Выполните перехваты, меняя руки. Добравшись до верхнего края, передвиньте карандаш. Повторите упражнение.

    -Мы по лесенке зайдем

     В наш красивый прочный дом

    Один, два, три, четыре, пять будем снова мы считать.

    C:\Users\Елена Бабенко\Desktop\фото статья\IMG_20200123_171340.jpg

    «Крючки»

    Удерживайте карандаш в горизонтальном положении, сжимая указательными пальцами у концов.

    Куртку на крючок повесь,

    я всех прошу раздеться здесь

    Закройте за собою дверь

     И проходите в зал скорей.

    (попеременно то открывая, то закрывая пальцы –«крючки», передвигайте их к середине)

    C:\Users\Елена Бабенко\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200123_171405.jpg

    «Вытираем пыль»

    Сколько грязи! Сколько пыли!

    В доме мы прибрать забыли? (большим и указательным пальцами правой руки удерживайте карандаш за кончик горизонтально)

    Тряпку в руки мы возьмём,

    Стекла, мебель мы протрем.

    (щепотью из большого, указательного и среднего пальцев левой руки выполняйте скользящие движения по карандашу, словно натирая его)

    Ну, друзья, ещё чуть-чуть

    И можно будет отдохнуть.

    (поменяйте руки)

    «Флейта»

    Удерживайте карандаш горизонтально пальцами обеих рук. Кончики пальцев левой руки направьте к себе, правой – в противоположную сторону

    - Садитесь, дети, чай попейте,

    А я сыграю вам на флейте.

    (последовательно поднимайте и опускайте пальцы, имитируя игру на флейте: указательные, средние, безымянные, мизинцы, и обратно  мизинцы, безымянные, средние, указательные)

    Кто хочет мне помочь играть?

    Прошу за мною повторять.

    C:\Users\Елена Бабенко\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200123_171801.jpgC:\Users\Елена Бабенко\Desktop\фото статья\IMG_20200123_171827.jpg

    «Флажок»

    Для танцев нужен нам флажок.

    Кто станцевать с флажком бы смог?

    (удерживайте карандаш вертикально: сначала четырьмя пальцами правой руки (большой отведён в сторону), потом большим пальцем и ладонью)

    Ну что ж в сторонке вам стоять?

    И вас попросим станцевать.

    (поменяйте руки)

    C:\Users\Елена Бабенко\Desktop\фото статья\IMG_20200123_172126.jpg

    «Принеси пирог»

    Зажмите карандаш между средним и указательным пальцами правой руки.

     Ну, а теперь пирог несите,

    Но только, чур, не уроните.

    («шагайте» по столу, удерживая карандаш)

    Мы выпьем чаю с пирогом.

    (поменяйте руки)

    Какой гостеприимный дом!

    C:\Users\Елена Бабенко\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\IMG_20200123_172306.jpg

    «До сви-да-нья»

    Поверните ладони друг к другу. Удерживайте карандаш за концы между большими и указательными пальцами.

    - Увы, уже пора прощаться,

      Нам с вами надо расставаться.

    Вы выполнили все заданья,

    Давайте скажем: «До сви—да-нья!»

    (кончиками пальцев правой руки последовательно коснитесь одноименных пальцев левой: указательные -«До», средние – «сви», безымянные – «да» , мизинцы – «нья». Повторите три раза. Опустите карандаш. Встряхните кисти, сделайте жест руками: «Пока-пока».)

            Хорошая игра, помноженная на желание и терпение взрослого, станет залогом успеха. Нужно помнить: играя, вы помогаете руке ребенка  окрепнуть, развивая и совершенствуя речь, а значит, подготавливаете к школьному обучению. Приемы, освоенные ребенком в ДОУ, сослужат ему добрую службу и в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровой массаж шестигранными карандашами для активизации речи, развития мелкой моторики и повышения иммунитета

    Просто и эффективно развиваем речь и мелкую моторику наших ребятишек с помощью обыкновенных шестигранных карандашей, кторые есть в каждом доме и в  каждом классе !!!С уважением, Галина Николаевна...

    Влияние развития мелкой моторикирук на формирование правильного звукопроизношения детей дошкольного возраста

    Чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга, которые отвечают за речь....

    Сообщение к семинару-практикуму "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ» НА ТЕМУ: «МАССАЖ КАРАНДАШАМИ"

    Сообщение  к ПДС "ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ» НА ТЕМУ: «МАССАЖ КАРАНДАШАМИ"...

    Развитие мелкой моторикирук ст дошк.

    Развитие мелкой моторикирук ст дошк....

    Задания для развития мелкой моторики рук "Послушный карандаш".

    Задания для развития мелкой моторики рук "Послушный карандаш"....

    Консультация для педагогов "Приёмы массажа и самомассажа как способ развития мелкой моторики рук"

    Научно доказано, что у детей с проблемами в речевом развитии очень часто наблюдается недостаточность двигательной активности, в том числе и плохая координация мелкой моторики. Неоспорим тот факт, что ...

    Массаж пальчиков карандашами для развития мелкой моторики

    Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша,  способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат трофику тканей и кровоснабжение пальцев рук....