Беседа «Что такое красота?»
материал по развитию речи

Чаквина Любовь Викторовна

История, откуда взялось слово "красота".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 333beseda_chto_takoe_krasota.docx19.96 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Что такое красота?»

Цели:

1.Учить видеть во всем, что окружает, красоту и добро.
2. Рассмотреть нравственную категорию красоты как в природном так и в общественном значении (как средство воспитания доброты, благородных стремлений).
3. Развивать умение анализировать художественные тексты с точки зрения нравственных проблем.
4. Развивать творческие способности учащихся.

Оборудование: презентация, видеоролик, выставка картин, цветы для оформления доски, записи песен.
 
Форма: беседа – игра.

Звучит музыкальный фрагмент. Чайковский “Времена года”.















Здравствуйте, ребята! Хочу начать нашу беседу с высказывания Ницше.

Он сказал «… Голос красоты звучит тихо: он проникает только в самые чуткие уши.»

Как вы думаете о чем сегодня пойдет речь?

Вы правы, сегодня мы с вами будем говорить о красоте.

А если это так, то, что есть красота, 
И почему её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Что же такое красота? Какая она бывает.

Вам приходилось встречаться с красотой?

Как вы это определили?

(радость, приятные чувства..)

Составление кластера

Чтение толкования слова красота.

Вот послушайте, какое толкование

этому слову дает Сергей Иванович Ожегов.

"Красота – все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое

и нравственное наслаждение".

Что-то совпало в ваших ответах с определением по словарю?

Да, красота бывает разная. Каждый понимает ее по-своему.

Давайте попробуем разобраться в этом…

Просмотр видеоклипа «Красота бывает разная»

Кто-то из вас загрустил? У кого-то на сердце стало теплее, кто-то,

может быть, увидел звездное небо или вечерний закат? Великий

композитор Чайковский, автор  музыки жил очень давно, но мы слушаем

его музыку и понимаем, о чем он хотел рассказать. Он подарил нам красоту

в звуках.

Мы говорили  с вами сейчас о красоте окружающего мира. А теперь поговорим

о красоте человеческой души. Давайте поразмыслим: в чем

заключается понятие красоты человека?

Что важнее, красота внешняя или красота души, т. е. огонь,

который горит внутри нас.

Сегодня мне хочется рассказать вам одну притчу о красоте души.

Было это в старину. На улице сидел слепой мальчик лет 12 и рисовал портреты прохожих, и люди были удивлены необычайным сходством лиц на портрете с оригиналом.

- Чудо, говорили они, как это слепой с такой точностью может передать характер человека, его внешность?

В это время по улице шел знатный боярин.

- А ну-ка, - сказал он, - напиши мне, малец, и мой портрет .

Когда работа была закончена, боярин заметил, что толпа в страхе притихла.

- Я так и думал. – горделиво сказал он, - Слепому не под силу передать мою удаль и красоту. Я хочу взглянуть на свой портрет.

Люди молча расступились.

И он увидел страшную картину: на рисунке была изображена свинья с ослиными ушами и лошадиным хвостом. Разгневанный боярин приказал выпороть мальчика. И того забили бы до смерти, если бы не появился нищий-странник.

- Остановись,- сказал он,- боярин, - ребенок ни в чем не виноват! Ты не понял: он рисует портрет души. Обескураженный боярин отпустил юного художника и пошел прочь. Всю ночь он не сомкнул глаз, а на утро пошел по городу искать нищего. И когда нашел, нищий ему сказал:

- Твой портрет изменится, если сумеешь измениться ты сам.

С того времени боярина никто не мог узнать: он стал щедр, не наказывал слуг, и через год он снова нашел слепого художника и обратился к нему с той же просьбой нарисовать портрет. Но, увы, портрет не изменился. И он снова нашел странника и спросил:

- Почему так случилось? Ведь я стал совсем другим человеком.

- Да, но это только внешне.

Шли годы. Нищий умер. Боярин продолжал жить праведной жизнью. И вот однажды на улице его окликнул мужик, перед которым лежали кисти и краски. Это был тот самый художник, который вырос и возмужал:

- Добрый человек, - сказал он, позволь мне нарисовать твой портрет. Никогда я не встречал подобной красоты и чистоты. Боярин низко поклонился и ответил:

- Этим я обязан тебе.

Вам понравилась притча? А о чем она, ребята? Правильно, старинная притча говорит нам о том, что красота человека заключается в его поступках.

Добро сделало боярина из притчи поистине красивым человеком. Давайте и мы попробуем составить букет цветов, но цветы - это наши поступки. А вы совершали добрые поступки, ребята? Давайте запишем их и составим прекрасный букет добрых дел.

(Составление букета из цветов-поступков) под музыку «Красоту уносят годы»

Их чтение.

У вас на партах лежат листочки с текстом. Давайте прочитаем этот рассказ.

Красивые слова и красивые дела.

Среди поля стоит маленькая хатка. Ее построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.

Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.

Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.

И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:"Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…"

Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова. "Наверное, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…"

А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

Красивы не………………………. Красивы…………………………….

Красивые слова говорили 2 мальчика? Стало ли теплее от них промокшему мальчику? Что вы можете сказать о третьем мальчике, какой он? В последних двух предложениях спрятана главная мысль этого рассказа. Давайте с вами закончим их. (Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела).

Как разнообразна красота! Она и в цветке, и в ночном небе, она в творении рук человеческих и, наконец, она в нас самих.

(читает учитель)

Красота – утешенье для глаз,
Для души и для сердца утеха.
Красота – и в природе, и в нас,
Звук и отзвук, стократное эхо.

Красота не стареет. О нет!
Чья – то юность пройдет, отсмеется,
Отгорит, как светильник, но свет,
Красоты – навсегда остается

Красота – доброта, вот в чем суть!
И считай, что недаром ты прожил
Жизнь свою, если даже чуть-чуть
Красоту в этом мире умножил!

(звучит песня "Дорога добра").


ОБОБЩЕНИЕ:

Напишите на листочках-лепестках продолжение фразы»Красивый человек всегда….», «Красивый человек никогда…», «Хороший человек всегда…», «Хороший человек никогда»


А теперь зачитайте что получилось. Прикрепите лепестки цветка на доске. У нас получилась цветочная поляна. Мы тоже творим красоту .

Читаю стихотворение под музыку «Живёт повсюду красота», пока ребята составляют букет.

Как разнообразна красота! Она и в цветке, и в ночном небе, она в творении рук человеческих и, наконец, она в нас самих.

(читает учитель)

Как хорошо, что Тайна есть на свете,

Что не исчезла в мире Красота.

Та, что в людских сердцах незримо светит

Созвездиями Южного Креста.

Узнать ее истоки невозможно.

Ее скрывает сердца глубина.

Приходит с состраданьем осторожно

Сестрою милосердною она.

Порой средь нас, кто слыл несмелым малым,

Кто ничего сверх меры не свершил,

В ком самомненья и упорства мало, -

Тот проявляет Красоту души.

Когда приходит горе, испытанье,

И перехватит горло боли крик,

Такие облегчают нам страданья,

Чтоб никого при том не укорить.

Спасибо им - и скромным, и неярким,

Кто Божью птицу – Красоту хранит,

Кто дарит нам души своей подарки,

И остается сам всегда в тени.

Как все же нужно человеку мало:

Лишь к совершенству маленький росток,

Чтоб Красота в нем духа засияла,

Как дервиша молитва на Восток.

В сердцах иных та красота порою

Свечою веры и любви горит.

Ты, проходя дорогою земною,

С той Красотой почаще говори!












По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра-беседа "Что такое хорошо, что такое плохо?"

Дать детям понятие о хороших и плохихи поступках...

Игра – беседа «Что такое хорошо, что такое плохо» с детьми второй младшей группы

Занятие обобщающее и расширяющее знания детей о хороших и плохих поступках....

Беседа "Что такое хорошо и что такое плохо".

Беседа "Что такое хорошо и что такое плохо"...

Беседа "Что такое хорошо,а что такое плохо."

Беседа с детьми в средней группе....

Беседа «Что такое хорошо и что такое плохо»

Разобрать с детьми понятия «плохие» и «хорошие» поступки....

Беседа" Что такое хорошо и что такое плохо"

Методическая разработка «Что такое хорошо?» и «Что такое плохо?»...