Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

В настоящее время приоритетным средством развития речи детей раннего возраста является мнемотехника, актуальность использования которой обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для детей раннего возраста как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста.

На роль картинки в развитии словаря обращал внимание ещё К.Д. Ушинский. Он писал: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов – и ребёнок усвоит их на лету».

Как известно одним из главных новообразований раннего возраста, несомненно, является речь.

Речь - это не только слова, произнесенные вслух, а это, прежде всего сознание человека, которое существует на основе языка. Поэтому своевременное и правильное овладение речью имеет чрезвычайное значение для общего развития ребенка.

Речь ребенка раннего возраста является сложной формой познания окружающего мира и формируется по определенным принципам. На ее развитие и становление оказывает влияние унаследованная программа, окружающие взрослые и сверстники. Речь взрослого, обращенная к детям, должна включатся во все виды их совместной жизнедеятельности. Педагог должен обращаться не только к группе детей, но и лично к каждому ребенку.

Воспитателю важно организовать совместные действия так, чтобы он мог вызвать ребёнка на речевое взаимодействие или найти живые, доступные для ребёнка поводы для общения.

В настоящее время приоритетным средством развития речи детей раннего возраста является мнемотехника, актуальность использования которой обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для детей раннего возраста как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

  1. Знакомство с символами.

На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Этот этап работы ещё называют - работа с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат - это отдельный схематический рисунок с определенной информацией. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх, придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицу.

  1. Обучение детей «чтению» простых схемы из 2 - 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют - работа с мнемодорожками.

Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более картинок (квадратов), содержащие определенную информацию.

  1. Работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений.

Работа с мнемотаблицами в раннем возрасте состоит из нескольких этапов:

1) Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2) Осуществляется так называемое перекодирование информации, то есть преобразование из абстрактных символов в образы.

3) После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы, то есть происходит отработка метода запоминания).

При этом пересказывают сказку дети вместе с воспитателем.

Для детей раннего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса - рыжая плутовка, цыплята - желтого цвета, у петушка - хохолок красного цвета, мышка - серая, елочка - зеленая, солнышко - желтое и красное (теплое) и другие образы. Приведу пример.

мнемотаблица

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

- помогает детям строить фразы, которые выстраиваются в законченный текст.

Таким образом, решая проблемы речевого развития детей  раннего возраста, я рекомендую педагогам активно использовать методику мнемотехники.

 

Литература:

  1. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб.2005.
  2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб.2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Презентация содержит материалы по развитию речи детей с использованием мнемотаблиц.Мнемотаблицы – это дидактический материал. Их можно использовать для: обогащения словарного запаса, при обучени...

Использование мнемотехники в развитие речи детей дошкольного возраста

Материал для воспитателей дошкольных учреждений...

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Об использовании приемов мнемотехники с целью развития связной речи дошкольников в детском саду...

Использование мнемотехники для развития речи детей младшего возраста

Мнемотаблица для заучивания стихотворения "Осень наступила"...

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста»

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста»"Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста&quo...

Консультация для воспитателей: " Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей раннего возраста"

Теама: " Использование мнемотехники в развити речи детей раннего возраста".Цель: Повышение компетентности педагогов; ознакомление с эффективными методами и приёмами в развитии речи детей....