Конспект занятия по развитию речи в группе комбинированной направленности для детей 4-5 лет с ОВЗ на тему «Осень»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Балыбина Ирина Александровна

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обобщить знания об осенних явлениях природы; закрепить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, антонимов; учить правильному согласованию числительных и существительных; учить раскладывать сюжетные картинки по порядку и составлять по ним рассказ; учить правильно задавать вопросы.

 

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, логическое мышление; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, мелкую моторику рук.

 

Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; формировать умение слушать друг друга; воспитывать нравственные качества, желание помочь друг другу.

В ходе занятия реализовывалась совместная деятельность взрослых и детей. Главной составляющей являлось взаимодействие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29.11.2018_konspekt_zanyatiya.docx17.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в группе комбинированной направленности для детей 4-5 лет с ОВЗ на тему «Осень»

Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»

Задачи:

Коррекционно-образовательные: обобщить знания об осенних явлениях природы; закрепить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, антонимов; учить правильному согласованию числительных и существительных; учить раскладывать сюжетные картинки по порядку и составлять по ним рассказ; учить правильно задавать вопросы.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, логическое мышление; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, мелкую моторику рук.

Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; формировать умение слушать друг друга; воспитывать нравственные качества, желание помочь друг другу.

Оборудование: наборы картинок для дидактических игр «Назови ласково», «Посчитай сколько», «Чего не стало»; 6 конвертов для заданий; снежинка и 6 лучиков; демонстрационная картина «Осень», «Баночка с вареньем»; кленовый лист; мольберт, прищепки, скрепки, пособие для дидактической игры «Дождик и солнышко»

Ход ООД:

Воспитатель: Колокольчик, мой дружок,

                        Собери детей в кружок.

Дети становятся в круг.

Воспитатель: Здравствуйте, девочки!

                        Здравствуйте, мальчики!

Дети здороваются.

Воспитатель: Давайте поиграем в нашу любимую игру с пальчиками:

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики!

С вами мы подружимся,

Маленькие пальчики!

Один, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы играть.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я повстречалась со снежинкой. Она рассказала о том, что Зимушка-Зима торопится к нам прийти в гости. А Осень не торопится от нас уходить: присела на пенек и уснула. А звери и птицы не могут ее разбудить, им нужно готовится к зиме. Вот снежинка и обратилась к нам с просьбой: помочь разбудить Осень. А для этого нам нужно выполнить 6 заданий. За каждое выполненное задание Зима нам будет давать лучик снежинки. Если мы соберем все лучики, то обязательно наступит Зима. Хотите помочь зверям и птицам? Готовы ко всем трудностям?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда начинаем выполнять задания. Снежинка принесла шесть конвертов с заданиями.

Дети находят конверт с цифрой 1, в которой лежат картинки к игре «Назови ласково»

Гриб – грибочек             Дерево – деревце

Туча – тучка                   Трава – травушка

Лужа – лужица               Солнце – солнышко

Дождь – дождик             Ветка – веточка

- Игра «Посчитай - сколько»

Воспитатель: молодцы, справились с заданием. А вот и первый лучик.

На мольберт прикрепляется лучик снежинки.

Дети идут дальше, находят конверт с цифрой 2.

Достается картинка «Осень»

Беседа по вопросам:

- Какое время года здесь изображено?

- Кто может назвать осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Какие приметы осени вы знаете? (На улице стало холодно. Часто идут дожди. Солнце светит, но не греет. День стал короче, ночь длиннее. По утрам бывают заморозки. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду. Листья желтеют и опадают)

- Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)

Воспитатель: посмотрите сколько листочков у нас на столе.

- Листья осенью что делают? (желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

- Что можно сказать про листья? Они какие? (осенние, разноцветные, желтые, красные, зеленые)

- Какой ветер осенью? (Сильный, колючий, порывистый)

Предложить выполнить задание:

- На листочки дует сильный ветер

- На листочки дует слабый ветер

-Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)

- Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, пасмурная)

Вот вы сказали – погода дождливая. Предлагаю вам побыть немножко волшебниками и сделать дождик.

Поглядите, поглядите –

Потянулись с неба нити.

Что за тоненькая нить?

Землю с небом хочет сшить.

Не ответишь – подождем.

Отгадаешь под… (дождем)

Дети делают дождик (скрепки трубочки). С Димой делаем солнышко с прищепками.

Воспитатель: А теперь помогите мне, пожалуйста, составить рассказ (по первым словам в предложении)

- Наступила … (осень)

- Дни стали… (короче)

- Солнце … (светит, но не греет)

- Дует … (холодный, колючий, порывистый ветер)

- Стало … (на улице холодно)

- Люди … (одеваются в теплую одежду)

- На деревьях … (желтеют и опадают листья)

- Моросит … (холодный дождь)

- Увядает … (трава)

- Люди собирают … (урожай)

- На юг … (улетают перелетные птицы)

Воспитатель: Ну вот и второе задание вы выполнили. Получите второй лучик снежинки.

- Дети, посмотрите, около конверта с цифрой 3 лежит кленовый лист. А это значит, что нам приготовили задание с этим листом.

Давайте построим круг, будем передавать друг другу кленовый лист и говорить наоборот.

- Летом жарко, а осенью… (холодно)

- Летом небо светлое, а осенью… (темное)

- Летом дни длинные, а осенью … (короткие)

- Летом ночи короткие, а осенью … (длинные)

- Летом земля сухая, а осенью … (мокрая)

- Летом тучи ходят высоко, а осенью … (низко)

- Летом цветов много, а осенью … (мало)

- Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое)

- Летом песни у птиц веселые, а осенью … (грустные)

-Летом листья на деревьях зеленые, а осенью … (разноцветные)

- Весной птицы возвращаются из теплых стран, а осенью … (улетают на юг)

- Летом насекомых много, а осенью …(мало)

Появляется игрушка-паучок.

Под музыку пальчиковая игра «Паучок»

Воспитатель: Умницы, и с этим заданием вы справились. А вот и третий лучик.

Дети находят конверт с цифрой 4.

Воспитатель: А здесь такое задание: послушайте меня внимательно, и попробуйте повторить за мной скороговорку громко, четко, выразительно, быстро:

Испугались медвежонка

Еж с ежихой и ежонком,

Чиж с чижихой и чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком,

Испугались медвежонка.

А ну-ка, повторите!

Дети повторяют.

Воспитатель:  А вы знаете еще какую-нибудь чистоговорку? Тогда произнесите ее громко (тихо)?

Дети: Прошептала мушка мошке:

          -Скушай, мошка, хлеба крошки.

           Мошка мушке прошептала:

           -Крошек что-то слишком мало.

Воспитатель: А теперь давайте расскажем стишок и одновременно простучим ритмический рисунок каштанами.

Дети берут каштаны.

Утром мы во двор идем –

Листья сыплются дождем.

Под ногами шелестят

И летят..летят…летят

(кладут каштаны в корочку)

Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Вот еще один лучик нашей снежинки.

Готовы выполнить следующее задание? Тогда отправляемся на поиски следующего конверта.

Дети находят конверт с цифрой 5.

Воспитатель: Ребята, скажите, что изображено на картинках?

Дети: Варежки, ботинки, сапоги, штаны, куртка, шапка, шары.

Воспитатель: А без чего мы не сможем ходить на улицу, ведь там холодно?

Дети: Без варежек, без сапог и т д

Воспитатель: И с этим заданием справились, молодцы, получите еще один лучик.

Дети находят конверт с цифрой 6.

Воспитатель: Итак, последнее задание. Я буду читать вопросы, если ответ да – надо хлопнуть в ладоши, а если ответ нет - промолчать.

Достать из конверта вопросы, зачитать.

Воспитатель: Какое у вас настроение? Предлагаю поиграть и потанцевать.

В парах танец «Я от тебя убегу»

Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось?

Дети: снежинка!

Воспитатель: А за окном снег. Скоро к нам зима придет.

Воспитатель: Посмотрите: на столе лежат карточки:

Солнышко – мне все удалось

Солнышко и тучка – мне не все удалось

Тучка – у меня ничего не получилось.

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план коррекционно-развивающей работы, календарный план НОД по подготовке к обучению грамоте, развитию речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР старшего возраста

Из опыта работы, представлена план-программа по разделам : развитие словаря, формирование и совершенствование грамматического строя речи, развитие фонетико-фонематической системы языка и навыков языко...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет...

Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 лет по теме «Комнатные растения»

Конспект занятия по коррекции и развитию лексико-грамматического строя речи в группе комбинированной направленности для детей с ТНР 4-5 летпо теме «Комнатные растения»...