Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи в группе комбинированной направленности для детей 4-5 лет с ОВЗ на тему «Осень»
    план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

    Балыбина Ирина Александровна

    Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные: обобщить знания об осенних явлениях природы; закрепить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, антонимов; учить правильному согласованию числительных и существительных; учить раскладывать сюжетные картинки по порядку и составлять по ним рассказ; учить правильно задавать вопросы.

     

    Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, логическое мышление; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, мелкую моторику рук.

     

    Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; формировать умение слушать друг друга; воспитывать нравственные качества, желание помочь друг другу.

    В ходе занятия реализовывалась совместная деятельность взрослых и детей. Главной составляющей являлось взаимодействие.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 29.11.2018_konspekt_zanyatiya.docx17.79 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию речи в группе комбинированной направленности для детей 4-5 лет с ОВЗ на тему «Осень»

    Цель: уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Осень»

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные: обобщить знания об осенних явлениях природы; закрепить навык образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, антонимов; учить правильному согласованию числительных и существительных; учить раскладывать сюжетные картинки по порядку и составлять по ним рассказ; учить правильно задавать вопросы.

    Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, логическое мышление; развивать артикуляционную моторику, речевое дыхание, мелкую моторику рук.

    Коррекционно-воспитательные: воспитывать умение работать в коллективе; формировать умение слушать друг друга; воспитывать нравственные качества, желание помочь друг другу.

    Оборудование: наборы картинок для дидактических игр «Назови ласково», «Посчитай сколько», «Чего не стало»; 6 конвертов для заданий; снежинка и 6 лучиков; демонстрационная картина «Осень», «Баночка с вареньем»; кленовый лист; мольберт, прищепки, скрепки, пособие для дидактической игры «Дождик и солнышко»

    Ход ООД:

    Воспитатель: Колокольчик, мой дружок,

                            Собери детей в кружок.

    Дети становятся в круг.

    Воспитатель: Здравствуйте, девочки!

                            Здравствуйте, мальчики!

    Дети здороваются.

    Воспитатель: Давайте поиграем в нашу любимую игру с пальчиками:

    Дружат в нашей группе

    Девочки и мальчики!

    С вами мы подружимся,

    Маленькие пальчики!

    Один, два, три, четыре, пять –

    Начинаем мы играть.

    Дружно за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Воспитатель: Ребята, сегодня по дороге в детский сад я повстречалась со снежинкой. Она рассказала о том, что Зимушка-Зима торопится к нам прийти в гости. А Осень не торопится от нас уходить: присела на пенек и уснула. А звери и птицы не могут ее разбудить, им нужно готовится к зиме. Вот снежинка и обратилась к нам с просьбой: помочь разбудить Осень. А для этого нам нужно выполнить 6 заданий. За каждое выполненное задание Зима нам будет давать лучик снежинки. Если мы соберем все лучики, то обязательно наступит Зима. Хотите помочь зверям и птицам? Готовы ко всем трудностям?

    Дети: Да!

    Воспитатель: Тогда начинаем выполнять задания. Снежинка принесла шесть конвертов с заданиями.

    Дети находят конверт с цифрой 1, в которой лежат картинки к игре «Назови ласково»

    Гриб – грибочек             Дерево – деревце

    Туча – тучка                   Трава – травушка

    Лужа – лужица               Солнце – солнышко

    Дождь – дождик             Ветка – веточка

    - Игра «Посчитай - сколько»

    Воспитатель: молодцы, справились с заданием. А вот и первый лучик.

    На мольберт прикрепляется лучик снежинки.

    Дети идут дальше, находят конверт с цифрой 2.

    Достается картинка «Осень»

    Беседа по вопросам:

    - Какое время года здесь изображено?

    - Кто может назвать осенние месяцы? (сентябрь, октябрь, ноябрь)

    - Какие приметы осени вы знаете? (На улице стало холодно. Часто идут дожди. Солнце светит, но не греет. День стал короче, ночь длиннее. По утрам бывают заморозки. Птицы улетают в теплые края. Животные готовятся к зиме. Люди надели теплую одежду. Листья желтеют и опадают)

    - Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (Листопад)

    Воспитатель: посмотрите сколько листочков у нас на столе.

    - Листья осенью что делают? (желтеют, краснеют, засыхают, падают, кружатся, летят, осыпаются)

    - Что можно сказать про листья? Они какие? (осенние, разноцветные, желтые, красные, зеленые)

    - Какой ветер осенью? (Сильный, колючий, порывистый)

    Предложить выполнить задание:

    - На листочки дует сильный ветер

    - На листочки дует слабый ветер

    -Что бывает только осенью? (сбор урожая, отлет птиц, листопад)

    - Какая погода осенью? (Холодная, дождливая, ветреная, пасмурная)

    Вот вы сказали – погода дождливая. Предлагаю вам побыть немножко волшебниками и сделать дождик.

    Поглядите, поглядите –

    Потянулись с неба нити.

    Что за тоненькая нить?

    Землю с небом хочет сшить.

    Не ответишь – подождем.

    Отгадаешь под… (дождем)

    Дети делают дождик (скрепки трубочки). С Димой делаем солнышко с прищепками.

    Воспитатель: А теперь помогите мне, пожалуйста, составить рассказ (по первым словам в предложении)

    - Наступила … (осень)

    - Дни стали… (короче)

    - Солнце … (светит, но не греет)

    - Дует … (холодный, колючий, порывистый ветер)

    - Стало … (на улице холодно)

    - Люди … (одеваются в теплую одежду)

    - На деревьях … (желтеют и опадают листья)

    - Моросит … (холодный дождь)

    - Увядает … (трава)

    - Люди собирают … (урожай)

    - На юг … (улетают перелетные птицы)

    Воспитатель: Ну вот и второе задание вы выполнили. Получите второй лучик снежинки.

    - Дети, посмотрите, около конверта с цифрой 3 лежит кленовый лист. А это значит, что нам приготовили задание с этим листом.

    Давайте построим круг, будем передавать друг другу кленовый лист и говорить наоборот.

    - Летом жарко, а осенью… (холодно)

    - Летом небо светлое, а осенью… (темное)

    - Летом дни длинные, а осенью … (короткие)

    - Летом ночи короткие, а осенью … (длинные)

    - Летом земля сухая, а осенью … (мокрая)

    - Летом тучи ходят высоко, а осенью … (низко)

    - Летом цветов много, а осенью … (мало)

    - Летом солнце яркое, а осенью… (тусклое)

    - Летом песни у птиц веселые, а осенью … (грустные)

    -Летом листья на деревьях зеленые, а осенью … (разноцветные)

    - Весной птицы возвращаются из теплых стран, а осенью … (улетают на юг)

    - Летом насекомых много, а осенью …(мало)

    Появляется игрушка-паучок.

    Под музыку пальчиковая игра «Паучок»

    Воспитатель: Умницы, и с этим заданием вы справились. А вот и третий лучик.

    Дети находят конверт с цифрой 4.

    Воспитатель: А здесь такое задание: послушайте меня внимательно, и попробуйте повторить за мной скороговорку громко, четко, выразительно, быстро:

    Испугались медвежонка

    Еж с ежихой и ежонком,

    Чиж с чижихой и чижонком,

    Стриж с стрижихой и стрижонком,

    Испугались медвежонка.

    А ну-ка, повторите!

    Дети повторяют.

    Воспитатель:  А вы знаете еще какую-нибудь чистоговорку? Тогда произнесите ее громко (тихо)?

    Дети: Прошептала мушка мошке:

              -Скушай, мошка, хлеба крошки.

               Мошка мушке прошептала:

               -Крошек что-то слишком мало.

    Воспитатель: А теперь давайте расскажем стишок и одновременно простучим ритмический рисунок каштанами.

    Дети берут каштаны.

    Утром мы во двор идем –

    Листья сыплются дождем.

    Под ногами шелестят

    И летят..летят…летят

    (кладут каштаны в корочку)

    Воспитатель: Молодцы! И с этим заданием вы справились. Вот еще один лучик нашей снежинки.

    Готовы выполнить следующее задание? Тогда отправляемся на поиски следующего конверта.

    Дети находят конверт с цифрой 5.

    Воспитатель: Ребята, скажите, что изображено на картинках?

    Дети: Варежки, ботинки, сапоги, штаны, куртка, шапка, шары.

    Воспитатель: А без чего мы не сможем ходить на улицу, ведь там холодно?

    Дети: Без варежек, без сапог и т д

    Воспитатель: И с этим заданием справились, молодцы, получите еще один лучик.

    Дети находят конверт с цифрой 6.

    Воспитатель: Итак, последнее задание. Я буду читать вопросы, если ответ да – надо хлопнуть в ладоши, а если ответ нет - промолчать.

    Достать из конверта вопросы, зачитать.

    Воспитатель: Какое у вас настроение? Предлагаю поиграть и потанцевать.

    В парах танец «Я от тебя убегу»

    Воспитатель: Посмотрите, что у нас получилось?

    Дети: снежинка!

    Воспитатель: А за окном снег. Скоро к нам зима придет.

    Воспитатель: Посмотрите: на столе лежат карточки:

    Солнышко – мне все удалось

    Солнышко и тучка – мне не все удалось

    Тучка – у меня ничего не получилось.

               


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План – конспект комплексного занятия по развитию речи в группе общеразвивающей направленности для детей от 3 до 4 лет.

    Тема: « Мы потешки распеваем и немного поиграем». Программное содержание:Закрепить с детьми знание потешек. Учить проговаривать их не торопясь, выразительно. Продолжать учить детей составля...

    Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень

    Конспект занятия по логопедической ритмике в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа) Тема: Осень...

    Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе комбинированной направленности для детей с ОНР.

    Программные задачи ООД.  Обобщить и систематизировать знания детей об осенних явлениях в природе: короткие дни и длинные ночи, моросящие затяжные дожди, листопад, слякоть, снижение температуры воз...

    Конспект НОД по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей среднего возраста с ОВЗ "Посуда"

    Интеграция образовательных областей:социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие. Используемые технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентирова...

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избушка» с элементами театрализации

    Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи в группе комбинированной направленности детей 5-6 года жизни Тема. Пересказ русской народной сказки «Заюшкина избу...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речи в группе комбинированной направленности детей шестого года жизни с использованием технологий здоровьесберегающая, игровая, ИКТ Тема «Путеш

    Конспект непосредственно образовательной деятельностипо ознакомлению с окружающим миром с элементами развития речив группе комбинированной направленности детей шестого года жизнис использованием техно...