"Проказы тетушки - Непогодушки". речевое развитие
план-конспект занятия по развитию речи

Пантюхова Елена Николаевна

Конспект занятия в подготовительной группе по речевому развитию с использованием приемов мнемотехники

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_2.docx23.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема: Проказы тетушки – Непогодушки.

Программное содержание: Закреплять умение составлять описательные рассказы по содержанию картины; продолжать вводить в речь детей эмоционально-оценочную лексику; закреплять умение образовывать существительные множественного числа в родительном падеже; способствовать развитию связанной речи и логического мышления; воспитывать желание помогать.

Материал: письмо, конверты с заданием, загадки, картинки, репродукция картины И. Левитана «Золотая осень», магнитофон, мнемодорожка.

Ход ООД.

  1. Сюрпризный момент.

- Здравствуйте, ребята.

- А что это у вас под дверью, письмо.

 Давайте посмотрим кем написано оно?

Ой, ребята, оно от самой госпожи Осени. Давайте его прочитаем.

(Читаем письмо)

«Здравствуйте, ребята. У меня случилась беда, тетушка Непогодушка, мою волшебную полочку украла и возвращать ее не хочет. Чтобы ее вернуть надо трудные испытания пройти, а мне одной не справиться. За каждое испытание вы будете получать дождинки, которые можно будет обменять на мою волшебную палочку. Вы  мне поможете? Если да, то держите первую подсказку о том, где находится первое задание»

Ну что поможем нашей Осени? (Ответы детей)

Тогда слушайте внимательно подсказку.

  1. Основная часть.

Читаем первую подсказку.

Послушайте первую подсказку.

Серебристый занавес 
с неба вдруг спустился. 
Серебристый занавес 
каплями пролился. 
Уронила занавес 
тучка, представляешь? 
Что за чудный занавес? 
Может, угадаешь? 
 (дождь) 

- Что это, ребята? (Ответы детей)

- Как вы догадались? По каким словам? (Ответы детей)

Давайте найдем дождик, где спрятано первое задание с ключом.

(Дети находят картинку - дождик в группе и конверт с заданием)

Задание 1.

  • Дидактическое  упражнение  «Один - много».

- Непогодушка нам предлагает карточки.

Послушайте внимательно задание.

На карточках изображены предметы в единственном числе, а вы должны  будете назвать эти предметы во множественном числе.

Картинки: лист, хлеб, дождь, зонт, облако, ветер, туча, лужа, плащ и т.д.

- Молодцы, справились с заданием. Мы получаем первую дождинку.

А вот и следующая подсказка. Слушайте внимательно.

Ранним утром во дворе 
Лед улегся на траве. 
И весь луг стал светло-синий. 
Серебром сверкает… 
 (иней) 

(Дети находят  картинку – иней и   конверт с заданием)

Задание 2.

  • Дидактическая игра «Какая осень».

- Вот конверт с заданием. В нем лежит ребята листок, сейчас узнаем, что нам надо сделать.

Вам нужно стать в круг и передавая листок друг другу называть описательные прилагательные к слову осень. То есть сказать какая осень? (Ответы детей)

 Осень какая? Унылая, поздняя, ранняя, золотая, дождливая и т. д.

Молодцы справились с заданием. Получаем следующую дождинку.

Послушайте очередную посдказку.

Это что за невидимка 
Хлопает в саду калиткой, 
На столе листает книжку, 
Шорохом пугает мышку, 
Сорвал с бабушки косынку, 
Покачал в коляске Димку, 
Поиграл листвой, поверьте! 
Ну, конечно, это… 
 (ветер) 

О чем речь? Как вы догадались? По каким словам? (Ответы детей)

(Дети находят картинку – ветер и конверт с заданием)

Задание 3.

Давайте узнаем, что нам необходимо выполнить.

  • Упражнение «Чего много».

Раздаю детям карточки с изображением предметов во множественном числе, а у меня карточки с этими же предметами в единственном числе.

- Послушайте внимательно задание.

Я буду показывать вам свою картинку и говорить, например: «У меня один флажок», а вы у кого есть картинка с изображением нескольких флажков отвечаете: «У меня много флажков». Понятно задание?

У меня один лист – у меня много…

У одна птица – уменя много …

У меня один хлеб – у меня много хлеба… и т.д.

Молодцы, вы и с этим заданием справились. Получаем третью дождинку.

А вот и следующая подсказка: «По тропинке ты пойди, картину осеннюю найди».

Ну, что ж, пойдемте искать картину об осени.

(дети по выложенной осенними листочками дорожке подходят к мольберту, на нем  репродукция картины И. Левитана «Золотая осень»)

  • Составление описательного рассказа по пейзажной картине И. Левитана «Золотая осень».

Рассматривание картины.

Что изображено картине? Что можно сказать о берёзах? (берёзы горят золотом). Что изобразил художник по берегам реки? (По берегам реки изображены желтые кустарники). Внимательно рассмотрите небо, какое оно? (голубое небо с белым облаком). Какое настроение у вас, когда вы смотрите на эту картину? Почему? Что понравилось вам на этой картине? Почему? А как вы бы назвали эту картину?

-Как вы думаете, как художник назвал свою картину? (Ответы детей)

- Художник назвал свою картину «Золотая осень»

 Почему он дал такое название? Может кто-нибудь из вас знает художника, написавшего эту картину? (Ответы детей)

- Какие чувства и настроение вызывает у вас этот пейзаж? Почему? (Ответы детей)

- Ребята, мы рассмотрели с вами картину, теперь давайте составим план рассказа, по которому рассказывать будете вы.

Составление плана.

(Выставляю мнемодорожку)

Ребята, давайте рассмотрим на схему и составим план.

- О чем мы скажем в начале? (Указываю на первый квадрат). (Ответы детей)

- Правильно, О том кто написал картину и ее название.

- О чем скажем потом? (Указываю на второй и третий квадраты мнемодорожки). (Ответы детей)

- Правильно, потом скажем, то изображено на переднем плане, на заднем плане. О чем будете рассказывать далее? (Указываю на четвертый квадрат). (Ответы детей)

- Какими красками изобразил художник картину.  И в конце, о чем нужно будет сказать обязательно? (Указываю на пятый квадрат). (Ответы детей)

- Правильно, надо будет обязательно рассказать о том, понравилась ли вам картина, и какое настроение она у вас вызывает.

Физминутка.

Послушайте, как расскажу о картине я, опираясь на схему, потом расскажите вы.

Образец рассказа.

Составление рассказа детьми.

Рассказывают 1-2 ребенка.

Вот ребята и с этим заданием мы справились, хотя оно было очень сложным. И забираем последнюю дождинку. Мы положим дождинки в конверт и отправим почтой Осени, что бы она смогла получить свою волшебную палочку у Непогодушки.

  1. Рефлексия.

Что делали сегодня? Мы справились с заданиями? Помогли Осени? Вам понравилось помогать? Что вам понравилось больше?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Тетушка-Непогодушка"

Спортивно-музыкальное мероприятие, посвященное празднованию осени. Старшая группа...

Осеннее развлечение «Проказы тётушки Непогодушки» \ подготовительная группа\

В осеннее развлечение я внесла театрализованную постановку "Под грибом" по сказке Сутеева. Дети очень любят быть артистами, я им в этом никогда не отказываю!...

Театрализованное представление «Веселинка, тетушка Непогодушка и Осень»

Представлен стихотворный материал для театральной постановки с подготовительной группой детского сада....

Сценарий "Осенняя сказка про Осень-красавицу и Тетушку-Непогодушку"

Сценарий "Осенняя сказка про Осень-красавицу и Тетушку-Непогодушку"...

Развлечения на тему: «В гостях у тетушки Непогодушки»

Программное содержание:- Продолжать учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь.- Приобщать их к здоровому ...

"Проказы тетушки Непогодушки"

Сценариц новогоднего утренника в старшей группе...