«Добрые зверюшки Е.И.Чарушина"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Даньшина Марина Юрьевна

Конспек НОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_charushin.docx29.2 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

СЕРГИЕВО-ПОСАДСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад  комбинированного вида №16»

141336, Сергиево-Посадский район, пос. Реммаш

«Добрые зверюшки Е.И.Чарушина»

провела воспитатель

 высшей категории Даньшина М.Ю.

7 ноября 2022 год

Цель: формирование у  детей любви и интереса  к книги, обобщение знаний о творчестве Е.И. Чарушина.

Задачи:

1.​ Закреплять знания детей  о творчестве художника-иллюстратора

Е.И. Чарушина;

Формировать умение всматриваться в иллюстрации, замечать   выразительные средства (цвет, движения, выражения глаз и др.);

2. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Развивать танцевально-игровое творчество, совершенствовать умение импровизировать под музыку; продолжать  развивать умение придумывать движения;

Содействовать проявлению активности и самостоятельности в передаче образа в театрализованной деятельности.

Активизировать речь детей;

словарь: иллюстрация, иллюстратор, художник-анималист.

​ Упражнять в использовании сравнений, подборе определений, синонимов, в согласовании прилагательных с существительными в роде и числе.

3.Воспитание гуманного отношения к животным, природе.

Предварительная работа

1.Музыкальный репертуар:

«Ежик» Д. Кабалевский, «Лиса» из музыки к сказке «Кот-Котофеич» М.         Мильман; «Выход медведя», «Пляска с медведями» музыка Н. Туварджи.

2. Чтение рассказов Е. И. Чарушина, знакомство с жизнью и творчеством    писателя.

3. Рассматривание иллюстраций, создание выставки рисунков, поделок по произведениям Е.И.Чарушина.

4.Беседы о прочитанном.

5. Экскурсия в библиотеку

6. Приобщение родителей .

Материал и оборудование: проектор, интерактивная доска, столы, стулья, выставка рисунков, книги Е. И. Чарушина, портрет писателя, конверты с заданиями для викторины, шапочки животных, жетоны, следы животных на карточках, наглядный материал, искусственные деревья, скворечник, муляж норы, ватман с нарисованным лесом ,кисти, клей.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Под мелодию «В мире животных» дети входят  в группу и встают полукругом. Группа оформлена рисунками детей в стиле Е. Чарушина, фотографиями животных. На стене расположен портрет Евгения Ивановича  Чарушина, дерево с яблоками, лесные зверюшки. В группе на столе находятся книги с его иллюстрациями. Воспитатель обращает внимание детей на оформление группы. На интерактивной доске портрет Е.Чарушина. Музыка затихает…

В:Дети посмотрите к нам сегодня на занятие пришли гости, давайте поздороваемся и улыбнемся нашим гостям, подарим хорошее настроение. Дети улыбаются и здороваются.

Дети проговаривают хором:

Станем рядышком, по кругу,

Скажем «Здравствуйте !» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем привет! И добрый день

Если каждый улыбнется

Утро доброе начнется.

-Доброе утро!

На экране появляется портрет Е. И Чарушина (слайд 1).

В: Дети, посмотрите на портрет этого человека. Кто это? (Правильно! Это Евгений Иванович Чарушин)

В: А кто он такой?

Дети: Писатель-анималист

В: А кто называется анималистом?

Дети: Художник, который рисует животных.

В: Давайте мы с вами послушаем, что нам расскажет о

Е. И. Чарушине  Юля Г. (сообщение).

Рассказ ребенка

 Отец у Евгения Чарушина был архитектор и художник, мама была натуралистом и с детства прививала маленькому Жене любовь к животным. Познавая природу и животный мир, он захотел выразить свои наблюдения и впечатления в словах, и оказалось природа наградила его даром писателя. А то что он не мог выразить словами, ему помогли кисть и карандаш. Тонкий наблюдатель, владеющий «языком» зверей и птиц, добрый волшебник карандаша и рассказа. Наблюдая повадки зверей и птиц он острым взглядом художника и писателя подмечал любопытные детали, а потом на бумаге рождались удивительные и притягательнее образы лесных обитателей. Много книг для детей написал и проиллюстрировал Е.И.Чарушин.

Воспитатель предлагает детям отправиться в увлекательное путешествие и объясняет правила игры «Викторина» по рассказам Евгения Чарушина к его добрым и весёлым зверюшкам. Ребята ,посмотрите  мы с вами попали в волшебный лес про который писал в своих рассказах Е.И.Чарушин. Воспитатель предлагает детям разделиться на две команды под названиями «Зайчата» и «Лисята».

Дети:

Встану прямо,

Не согнусь,

На отлично потружусь…

Если нужно отвечать,

Надо руку нам поднять.

Чики-чики-чики-чок,

Не стесняйся, язычок.

В:Добрый лес, старый лес

Полон сказочных чудес!

Мы идем гулять сейчас

И зовем с собую вас!

 Дети идут по следам лисы и скворца за конвертами с заданиями для викторины.

Викторина:

В:Про болтливую сороку,

Про медведя и лисят,

Про веселого, котенка,

Скворушку, Никиту, Томку

Знает каждый из ребят.

Викторина! Всем внимание!

Отвечай, с друзьями слушай:

Придумал нам задания

Писатель-художник

Евгений Иванович Чарушин.

1 задание

В:Воспитатель открывает конверт и читает задание, сейчас вы услышите музыкальное произведение, вы послушайте и представьте, какое животное можно изобразить под эту музыку.

Дети изображают зайца, медведя, лису  под соответствующую музыку .

2 задание (дети садятся на стулья)

 В:Загадка,послушайте внимательно.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита.

В: Дети, давайте вспомним, какие рассказы написал Е. И. Чарушин (дети перечисляют).

В: Кто чаще всего бывает героем рассказов Е.И.Чарушина?

Дети: Животные, маленькие зверята.

В: А сейчас предлагаю вам посмотреть картинки. Скажите, а как называются картинки в книгах?

Дети: Иллюстрации.

В: А художник, который пишет иллюстрации в книгах, называется художник - иллюстратор. Е. И. Чарушин сам писал иллюстрации к своим рассказам. Он художник - иллюстратор.

В: Из какого рассказа эта иллюстрации?

Показ слайдов (слайды 2-4)

Д: « Медвежонок», «Лисята», «Томка».

В: Кто не любит зверюшек?

Зайчат, медвежат и хрюшек?

А тот, кто Чарушина книги читал,

О разных животных много узнал.

Забавные киски, собачки и птички,

В книжках живут на каждой страничке.

Сам автор рассказов для вас рисовал.

Вот Томка, вот Тюпа

О них ты читал?

3 задание

Воспитатель читает задания по очереди для каждой команды ,за каждый правильный ответ воспитатель дает команде жетоны:

1.Почему охотник выбрал из всех щенков Томку?

(Он искал деревяшку, которую охотник от него спрятал) 

2.Какая любимая игрушка была у Томки?
(Мячик)

3. Как Томка поплыл в первый раз?
(Побежал в воду за мячом и не заметил как поплыл)

4.Кого Томка испугался на первой охоте?
(Он испугался коровы)

5.Какие сны видит Томка?
(Он видит собачьи сны: про охоту, про зверей, про птиц)

7.Из-за чего Томка обижается?
(Он не любит, когда над ним смеются)

9.Кто стал играть с Томкой в больного?
(Мальчик Никита)

10.Как выглядел доктор?
(Никита надел на себя халат из простыни, очки нацепил, взял докторскую трубочку-дудку-игрушку)

11. Что сбрасывали мишки с крыши из рассказа «Медвежата»? 

 (Кирпичи)

12.Почему соседи жаловались на медвежат?

(Разогнали цыплят, у коровы молоко пропало, разбирают трубы на кирпичи).

13.Почему Тюпу прозвали Тюпой?

(Котенок, когда видит что-то интересное, двигает губами и «тюпает»: «Тюп-тюп-тюп»)

14.Почему Тюпа не ловит птиц?

(Его клюнул дрозд)

15. В какую обувь спрятались лисята?

 (Сапог)

16. Кого Аня учила говорить? 

(Скворца)

17. Маленький герой рассказов Е.И. Чарушина?

 (Никита)

18. Кто научил Женю говорить звук «Р»? 

(Ворона)

19.Кто накормил зайчат? 

(Кошка в рассказе «Про зайчат»). 

20.Как ловил рыбу медведь-рыбак?

(Достает лапами, прикусывает, садится на камень, а когда встает, то рыбу уносит течением).

4 Задание

Инсценировка «Заяц и белка»

Белка: Почему ты зайчик, грустный?

Заяц: Потерял кочан капусты.

-А какой?

-Вот такой …Круглый, белый и большой.

-Ну-ка, зайка-шалунишка,

Дай потрогать животишко!

Он тугой как барабан !

-Значит съел я свой кочан. И забыл.


5 задание

Закончи предложение:

Медведь живет в …

У зайца длинные …

Волчонок –это детеныш…

У белки есть пушистый…

6 задание

Какое слово самое длинное?

Белка, заяц, медвежонок, олень

Рысь, волк, лось, лисица.

7 задание

Исправь ошибку

Злая волк.

Пушистое хвост.

Длинный уши.

Рыжий плутовка.

8 задание

Подбери признак/действие

Заяц(какой?)-трусливый…

Лиса (какая)-хитрая…

Медведь (какой?)-косолапый…

9 задание

«Отгадай чья тень»

Слайд 5

10 Задание (дети садятся на стулья)

В: Евгений Иванович Чарушин – талантливый, удивительный художник-анималист, писатель и художник – иллюстратор. Его давно нет с нами, но его рисунки, рассказы продолжают дарить радость детям и взрослым. Давайте, друзья, станем сейчас художниками-анималистами. На мольберте расположен ватман с изображением  леса и каждый ребенок приклеивает картинку с животным, заранее изготовленным совместно с родителями.

Посчитать жетоны у каждой команды.

В:Молодцы! Очень интересно получилось!

Ребята о чем сегодня в игре шла речь?

Кому какое задание больше понравилось?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ занятия по физическому воспитанию Тема: «Зверюшки, навострите ушки!»

Конспект занятия по физической культуре в средней группе                                        ...

Конспект НОД на тему: "Пушистые зверюшки".

Предлагаю ознакомится с конспектом непрерывной образовательной деятельности по изобразительному искусству в средней группе, на тему: "Пушистые зверюшки"....

"Поможем зверюшкам найти маму"

Конспект  совместной деятельности с детьми I младшей группы «Поможем зверюшкам найти маму» на тему «Дикие животные»...

Конспект НОД по реализации ОО "Художественное творчество" рисование "Игрушки-зверюшки"

Конспект НОД по реализации ОО "Художественное творчество" рисование "Игрушки-зверюшки"...

Конструкт занятия по рисованию "Добрый мир писателя и художника Чарушина Е.И."

Цель: формирование добрых чувств, при знакомстве с творчеством Е.И. Чарушина....