Картотека дидактических игра
картотека по развитию речи
Картотека дидактических игр с использованием мнемотеехники
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 34.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Что лишнее»
Цель: формирование умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.
Оборудование: разные картинки с изображением разных по размеру предметов.
Ход игры: воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Далее воспитатель добавляет одну из мнемокартинок, а дети угадывают, что изменилось, что лишнее. Тот, кто догадается первым, подходит к воспитателю и говорит тихо, чтобы другие не слышали. И так далее.
Дидактическая игра «Опиши предмет»
Цель: формировать умение подбирать к игрушке мнемоквадраты с описанием внешнего вида, активизировать их речь.
Оборудование: мнемоквадраты описывающие игрушки, набор игрушек.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.
Поочередно по приглашению воспитателя дети находят необходимую мнемокартинку и называют (описывают), что на ней изображено. Далее кто-то один из детей может сам или с помощью воспитателя описать игрушку с помощью мнемокартинок. В знак одобрения дети хлопают в ладоши.
Дидактическая игра «Угадай, что нарисовано»
Цель: развивать умение угадывать предмет по его наиболее характерным признакам, изображенным на мнемокартинках; воспитывать выдержку.
Оборудование: мнемоквадраты с изображением признаков предметов
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает признаки предмета на мнемокартинках. Обращает внимание на форму, цвет, для чего нужен предмет на мнемоквадратах.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель: формирование умения правильно называть предмет и его действие, замечать и называть различие в цвете и размере по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память.
Оборудование: картинки с изображением разных по размеру предметов.
Ход игры: воспитатель показывает детям поочередно пять разных картинок с изображением разных по размеру предметов. Дети их рассматривают. Вместе с детьми воспитатель называет отличительные признаки предметов. Если дети затрудняются, воспитатель помогает им наводящими вопросами. Далее воспитатель убирает одну из мнемокартинок, а дети угадывают, что изменилось. Тот, кто догадается первым, подходит к воспитателю и говорит тихо, чтобы другие не слышали. И так далее.
Дидактическая игра «Волшебные зонтики»
Цель: формирование умения правильно находить сравнивать и различать разноцветные узоры; развитие внимания, восприятия цвета, зрительной памяти.
Оборудование: пары мнемоквадратов по схожим признакам.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель предлагает детям найти подходящую пару мнемокартинке (зонтику) по схожим узорам.
Правила игры содержат 3 варианта: «Волшебные зонтики», «Поединок», «Ловкач».
Дидактическая игра «Найди лишнюю картинку»
Цель: учить составлять описательный рассказ из 2-3 предложений по мнемодорожке (тема по выбору воспитателя)
Оборудование: мнемокарты по выбранной теме.
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте. Воспитатель показывает детям мнемодорожку, состоящую из 3-4 мнемокартинок, в содержании которой имеется лишняя, неподходящая под описание предмета. Ребенок пытается ее найти и ответить почему он её выбрал. Далее рассказывает о предмете по мнемодорожке.
Дидактическая игра «Назови, что покажу».
Цель: формировать умение объединять и называть предметы по характерным признакам с помощью мнемокартинок; развитие зрительной памяти, мышления, связной речи.
Оборудование: мнемокарты по темам
Ход игры: игра проводится в удобном для детей месте.
Воспитатель показывает ребёнку мнемокартинки и просит их назвать.
- А теперь назови все предметы одним словом (воспитатель показывает предметы посуды).
- Что это?
Затем показывает мнемокартинки предметов одежды и просит назвать одним словом.
- Что это?
Затем воспитатель предлагает показать части предметов.
Например:
- Покажи носик у чайника.
- Покажи крышку.
-Что есть у платья? (Рукава, воротник, карманы, пуговицы.)
Дидактическая игра «Копилка слов»
Цель: обогащение словаря, развитие долговременной памяти.
Оборудование: пустые карточки 6*6 см, цветные карандаши.
Ход игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.
Дидактическая игра «Волшебники»
Цель: обогащение словарного запаса, развитие долговременной памяти и логического мышления.
Оборудование: карточки со схематичным изображением отдельных предметов
Содержание игры: Перед ребенком раскладывается несколько карточек со схематичным изображением отдельных предметов (например, елка, дом, крылья и т.д.). Ребенку называют несколько слов и предлагают выбрать картинки, которые помогут ему запомнить эти слова, т.е. «заколдовать» слова. Далее ребенок должен воспроизвести предъявленные слова. Для этого он берет по очереди отложенные в сторону картинки и с их помощью припоминает слова, которые ему были названы. Это упражнение поможет ребенку развить логические связи между предметами.
Дидактическая игра «Цветик-семицветик»
Цель: обогащение глагольного словаря
Оборудование: цветик - семицветик по темам (сердцевина цветка – действие, а лепестки предметы, которые могут выполнять это действие)
Содержание игры: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.
Дидактическая игра «Теремок»
Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации
Оборудование: картинки теремков со схематичным изображением сада, огорода, елки, дома и картинки фруктов, овощей, животных, домашних животных.
Содержание игры: Детям предлагаются картинки и двух, трех и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок.
Дидактическая игра «Зашифруем слова»
Цель: обогащение словарного запаса, развитие логического мышления и долговременной памяти.
Оборудование: лист бумаги разделенный на 4 – 6 квадратов, цветные карандаши.
Содержание игры: Попросить ребенка нарисовать картинки к каждому названному им слову. Зрительный образ, соответствующий предметам возникает легко, поэтому детям предлагается «зашифровать» слова, типа вкусный суп, радость и т.п.
Дидактическая игра «Кто в домике живет?»
(по И. А. Чистяковой)
Цель: обогащение глагольного словаря, развитие зрительного внимания, памяти, логического мышления
Оборудование: домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, окошко само животное
Содержание игры: Дети получают домики с закрытыми ставнями, на которых нарисованы символы того, что могут делать животные, которые там живут, например, летает, вьет (гнездо), клюет, поет – это птица. Им надо назвать животное, к которому подходят эти действия.
Правильность ответа дети проверяют, открывая ставни домика.
Дидактическая игра «Что изменилось?»
Цель: развивать зрительную память и внимание детей, научить их запоминать последовательность картинок или детали сюжетной картинки.
Оборудование:
I вариант: ряд из 3-4 знакомых ребенку картинок или игрушек.
II вариант: одна сюжетная картинка с небольшим количеством героев и характеризующих их деталей, другая - похожая на нее, но с небольшими отличиями.
Ход игры.
I вариант. Взрослый показывает ребенку картинки или игрушки, называет их, затем выставляет (выкладывает) на столе и просит его запомнить, как они лежат друг за другом. Затем ребенок закрывает глаза, картинки (игрушки) смешиваются, после чего ему нужно разложить их в заданной последовательности и назвать по порядку.
II вариант. Ребенок внимательно рассматривает первую сюжетную картинку, стараясь запомнить в деталях предметы на ней. Затем эта картинка убирается, а ребенку предъявляется вторая. Рассмотрев ее, ребенок должен ответить на вопрос «Что изменилось?» по сравнению с первой и рассказать об этих отличиях подробно.
Дидактическая игра «Какого предмета не стало?»
Цель: развивать произвольное зрительное внимание, научить запоминать заданную последовательность предметов.
Оборудование: 3-4 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3-4 игрушки.
Ход игры.
После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить, как они лежат. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый меняет местами любые картинки (игрушки). Ребенок должен восстановить исходную последовательность картинок (игрушек).
Дидактическая игра «Посмотри - запомни - нарисуй»
Цель: развивать у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
Дидактическая игра «Нарисуй, что ты видел»
Цель: развивать у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 2-3 нарисованными на ней геометрическими фигурами, знакомыми ребенку в этом возрасте.
Ход игры: Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить. Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
Дидактическая игра «Что добавилось?»
Цель: развивать произвольную зрительную память, умение запоминать количество и место нахождения заданных предметов.
Оборудование: 3 картинки с хорошо знакомыми ребенку предметами или 3 игрушки.
Ход игры: После рассматривания картинок (игрушек) взрослый раскладывает их на столе и просит запомнить их последовательность. Затем ребенок закрывает глаза, а взрослый незаметно добавляет какую-либо, не привлекающую особого внимания картинку (или игрушку). Ребенок должен назвать исходные картинки (игрушки) и определить лишнюю.
Дидактическая игра «Фотоаппараты»
Цель: развивать память и внимание
Оборудование: мнемокарты с изображением сюжетеов
Ход игры: Детям на секунду показывается карточка с любым изображением, они должны как можно подробнее описать его.
Дидактическая игра «Сказка на новый лад»
(метод «чепухи» - ассоциативные цепочки)
Цель: Стимулировать интерес детей к режиссёрской игре; развитие фантазии.
Оборудование: Карточки с персонажами и ключевыми предметами.
Ход игры: Карточки лежат рубашкой вверх, перемешаны между собой. Дети поочерёдно переворачивают карточки и составляют по одному предложению о увиденном, стараясь объединить карточки по смыслу.
Дидактическая игра «Расскажи стихотворение»
(принцип «крокирования» - схема-набросок)
Цель: Помочь детям запомнить содержание стихотворения посредством рисования табличек - «крокирования».
Оборудование: Карандаш, листы бумаги с нарисованной таблицей
Ход игры: Разобрать стихотворение по смысловым фразам; предложить детям составить схемы этих фраз и зарисовать их.
Дидактическая игра «Какая вещь лишняя?»
Цель: Совершенствовать речевую деятельность детей путем использования «логических цепочек». Закреплять знания известных сказок (рассказов), их персонажей, предметов оперирования.
Оборудование: Наборы картинок по различным произведениям (сказкам, рассказам, стихотворениям).
Ход игры: На доску выкладываются картинки, принадлежащие к сюжету определённой сказки (рассказа, истории). Но имеется 1-2 картинки совершенно не используемые в данном произведении. Детям необходимо определить, какая из картинок «лишняя».
Дидактическая игра «Угадай и опиши»
Цель: Учить детей составлять описательный рассказ, опираясь на план.
Оборудование: «Чудесный мешочек» с набором игрушек диких животных, опорный план, составленный детьми и изображенный схематично.
Ход игры: детям предлагается составить и схематично зарисовать план рассказа о животных. Ребенок наощупь определяет животного (из «чудесного мешочка») и рассказывает о нем другим.
Дидактическая игра «Кто, где живет?»
Цель: Расширять и закреплять знания детей о домашних/диких животных, их среде обитания.
Оборудование: карточки с изображением домашних/диких животных; карточки с изображением среды обитания «дом», «лес».
Ход игры: На доску вешаются карточки с изображением среды обитания «дом», «лес». Карточки с изображением домашних/диких животных лежат на столе лицевой стороной вверх. Дети по очереди берут карточки со стола и определяют к какой среде обитания эти животные относятся.
Для усложнения: дети дают краткое описание животному.
Дидактическая игра «Лото»
Цель: формирование умения объединять предметы по их месту произрастания: где что растет, закреплять знания детей об овощах, фруктах, цветах с помощью мнемокарточек и мнемодорожек; развивать речь детей.
Оборудование: мнемодорожки и мнемокарты, соответствующие друг другу по содержанию.
Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемодорожки, на которых изображены огород, сад, цветник и мнемокартинки с изображением овощей, фруктов, цветов. Воспитатель задает вопросы, о том, что у них в руках. Затем предлагает закрыть все соответствующие клеточки мнемодорожек. Дети находят мнемокартинки и закрывать мнемодорожку.
Дидактическая игра «Чего не стало?»
(тема по выбору воспитателя)
Цель: формирование умения правильно называть предмет, называть его характерные признаки по мнеквадратам; развивать у детей зрительную память, речь
Оборудование: мнемокарты
Ход игры: воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 4 - 6 мнемокартинок. После чего воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из мнемокартинок. Ребенок должен ответить на вопрос: "Чего не стало?"
Дидактическая игра «Какая сказка спряталась?»
Цель: формирование умения рассказывать сказку с опорой на мнемотаблицу.
Оборудование: мнемотаблицы по сказкам.
Ход игры: ребёнок рассматривает мнемотаблицу, называет главных героев, вспоминает содержание сказки, рассказывает её.
Вариант№2.
Разрезать две мнемотаблицы разных сказок и смешать элементы. Предложить детям собрать мнемокартинки сказок и рассказать любую сказку.
Дидактическая игра «Магазин»
Цель: формировать умение классифицировать и обобщать предметы, распределяя их по группам; развивать логическое мышление, связную речь детей.
Оборудование: мнемокарты с изображением предметов
Ход игры: воспитатель предлагает детям рассмотреть мнемокартинки на разные темы, проводит беседу, с целью описания каждой мнемокартинки и что их объединяет и различает по характерным признакам. Далее дети сами составляют мнемодорожки из мнемокартинок по общим признакам. Например, магазин «Музыкальные инструменты» (гитара, барабан, бубен, пианино) и так далее.
Дидактическая игра «Веселые картинки».
Цель: формирование умения заполнять мнемотаблицы, подходящими мнемоквадратами, развитие зрительной памяти.
Оборудование: мнемотаблицы на разную тематику и подходящие по содержанию мнемокарты.
Ход игры: Воспитатель предлагает ребёнку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место.
Например:
"Сложи всю одежду в шкаф".
"Поставь обувь на полочку".
"Повесь головные уборы на вешалку".
"Расставь посуду на столе".
"Помести мебель в комнату".
"Расположи машины на дороге".
"Положи фрукты в корзину".
"Посади овощи на грядку".
"Посади птиц на деревья".
Дидактическая игра «Мемо-игра»
(тема на выбор воспитателя: «Техника», «Автомобили», «Подводный мир», «Домашние животные», «Дикие животные» и т.д.)
Цель: формирование умения находить одинаковые мнемокартинки
Оборудование: пары мнемокартинок.
Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемокарточки. Дети их рассматривают, задают вопросы. Мнемокарточки переворачиваются лицевой стороной вниз и перемешиваются. Дети по очереди открывают по две карточки. Если мнемокартинки совпали, ребенок забирает их себе. Если пары разные, то карточки возвращаются обратно, а игру продолжает следующий игрок.
Дидактическая игра «Положи в корзинку»
Цель: формирование умения сравнивать предметы (мнемокартинки); развитие зрительной памяти, речь.
Оборудование: мнемокарты.
Ход игры: у воспитателя набор мнемокартинок. На них изображены предметы. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки. Затем раздает всем по картинке. Ребенку необходимо найти такую же на столе.
Дидактическая игра «Кто, что любит есть?»
Цель: формирование умения образовывать форму винительного падежа имен существительных. Закреплять словарь по теме.
Оборудование: Мнемокарты с изображением животных и их питанием
Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть мнемокатинку с изображением домашнего животного, назвать его и взять себе картинку. Затем просит ребят «накормить» животных и ответить на вопрос: «Кто что любит?».
Например:
-Кошка любит пить. (молоко).
-Коза любит есть. (траву).
Дидактическая игра «Опиши животное»
(по выбору воспитателя)
Цель: закрепить знания о животных; учить составлять описательный рассказ по мнемотаблицам; обогащать активный словарь, используя свои знания о внешнем виде и образе жизни животных.
Оборудование: мнемотаблица по теме «Животные», карточки с изображением животных.
Ход игры: воспитатель предлагает детям мнемокарточки диких и домашних животных. Рассматривает вместе с детьми животных на мнемокартинках.
- Ребята, попробуем их описать.
Предлагает описать животное по мнемотаблице.
Дидактическая игра «У кого что?»
Цель: учить детей образовывать форму родительного падежа имен существительных. Активизировать словарь по теме.
Оборудование: мнемокарты с изображением животных.
Ход игры: Педагог просит ответить на вопрос и подобрать к ответу картинку.
Например:
У кого рога и вымя? (У коровы)
У кого длинные усы и острые когти? (У кошки)
У кого копыта и грива? (У лошади)
Дидактическая игра «Кто где находится?»
Цель: учить различать предлоги «на», «под», «около» с помощью мнемокартинок, кодирующих изображение домашних птиц и их местонахождение.
Оборудование: мнемокарты с изображение где сидит домашняя птица
Ход игры: Педагог предлагает посмотреть на мнемокартинки и сказать, куда спряталась каждая из домашних птиц.
Например:
-Утка спряталась под куст.
-Петух сидит на заборе.
-Гусь стоит около дома.
Используемая литература:
1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.: Просвещение, 1991.-160с.
2.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.-М.:Мозаика-Синтез, 2014г.-96с.
3.Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Лексические темы по развитию речи.-М.:ТЦ Сфера, 2007г.-128с.
4.Опорные схемы в картинках.- Набор из 22 карточек- схем в картинках.- М.: Школьная книга, 2018г.-24с.
5.Большева Т. «Учимся по сказке».-СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
6.Полянская Т.Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».-СПб.: «Детство-Пресс», 2009.-64с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/07/picture-369399-1441623225.jpg)
картотека "Дидактические игры по экологии для детей старшего дошкольного возраста".
КартотекаДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРпо экологии для детей старшего дошкольного возраста. ...
Картотека дидактические игры по развитию речи
Подбор практического материала для использования в работе с дошкольниками по развитию всех сторон речи (силы голоса, дыхания, слухового внимания, правильного звукопроизношения)....
картотека Дидактические игры
КАРТОТЕКАДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ«СОЦИАЛИЗАЦИЯ» «Введение в звуковую действительность и развитие произвольных движений рук»«Догадайся, что звучит»Цель: Познакомить детей со звукам...
Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС
Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...