Консультация для педагогов ДОУ
консультация по развитию речи

Живкина Елена Борисовна

Рекомендации для педагогов по обучению рассказыванию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsult.docx24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждении

«Детский сад комбинированного вида № 12»

г. Сорочинск  Оренбургская область

Консультация для педагогов

 «Приемы обучения рассказыванию для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Выполнил: Живкина Е.Б.

Должность: воспитатель ДОУ

                                                     г. Сорочинск

2020 г.

«Приемы обучения рассказыванию для детей дошкольного возраста в условиях ДОУ»

Среди многих умений и навыков, которые необходимо сформировать у детей дошкольного возраста, особого внимания заслуживают умения и навыки связной речи. Они имеют определяющее значение, так как от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие ребенка и приобретение им учебных знаний в школе. Это объясняется тем, что речь является способом формирования и формулирования мысли, средством общения и воздействия на окружающих. Для ребенка это овладение является также средством познания, средством проверки своих знаний, представлений, оценок.

В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой и других показана роль рассказывания в развитии связности речи, раскрыто своеобразие использования приемов обучения разным видам монологической речи, выделены и апробированы в многолетней практике следующие приемы.

В ДОУ придается большое значение формированию навыков рассказывания.  Обучение расказыванию – это развитие монологической речи. Обучение разговорной речи и ее дальнейшее развитие являются основой формирования монологической речи, а значит фундаментом становления детских рассказов.

Обучая ребенка рассказыванию, то есть самостоятельному связному и последовательному изложению своих мыслей, педагог помогает ему находить точные слова и словосочетания, правильно строить предложения, логически связывать их друг с другом, соблюдать нормы звуко- и словопроизношения.

Иными словами, педагог совершенствует все стороны речи ребенка – лексическую, грамматическую, фонетическую. При этом выполнение воспитанником заданий по рассказыванию интесифицирует процесс овладения языковыми средствами. Ведь ребенок, чьи рассказы с интересом и вниманием выслушивают окружающие, испытывает потребность высказываться точнее, понятнее; прилагает усилия, для того, чтобы его речь звучала четко, ясно и достаточно громко; он начинает с большим вниманием относиться к помощи взрослого, когда тот в случае необходимости напоминает нужные слова или помогает начать рассказ, перейти от одной его части к другой.

Какие ставятся основные задачи по обучению рассказывания?

1. Учить связно рассказывать об увиденном и услышанном, правильно отражать в речи воспринятое.

2. Рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы.

3. Помогать находить нужные слова, выражения, поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств.

4. Развивать образную речь, учить рассказывать живо, выразительно.

Однако обучение будет эффективным лишь в том случае, если дети внимательно слушают объяснения и указания педагога, активно выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес.

Одно из важнейшых условий успешной работы по развитию речи воспитанников – овладение методами и приемами обучения рассказыванию.

Приёмы обучения рассказыванию:

1.Совместное рассказывание - совместное построение коротких высказываний, когда педагог начинает фразу, а ребенок ее заканчивает. Применяется в младших группах, преимущественно в индивидуальной работе, а в средней со всеми детьми. Воспитатель планирует высказывание, задает его схему, называя начало предложения, подсказывает последовательность, способы связи («Жила-была девочка. Однажды она. А навстречу ей»).

2.Образец рассказа – краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования.

Наиболее широко применяется на первоначальных этапах обучения. Образец показывает примерный результат, которого должны достичь дети. Его следует произносить четко, в умеренном темпе, достаточно громко. Образец используется в начале занятия и по его ходу для коррекции детских рассказов. Задача воспитателя - поощрять элементы самостоятельности детей. Однако на первых порах, особенно в младшей и средней группах, допускается буквальное подражание образцу. Для развития самостоятельности и творчества детей рассказ-образец не должен быть исчерпывающим, охватывать, например, все содержание картины или какой-либо темы.

3.Частичный образец – начало или конец рассказа. Применяется при закреплении умения рассказывать или для демонстрации детям вариантов творческого выполнения задания.

4.Анализ образца рассказа привлекает внимание детей к последовательности и структуре рассказа. Сначала воспитатель сам поясняет, с чего начинается рассказ, о чем говорится потом и какова концовка. Постепенно к разбору содержания и структуры образца привлекаются дети. Этот прием направлен на ознакомление детей с построением разных типов монологов, он подсказывает им план будущих рассказов.

5. План рассказа – это 2 – 3 вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Сначала он применяется вместе с образцом, а затем становится ведущим приемом обучения. План рассказа используется во всех видах рассказывания. В старшей группе дети могут допускать отклонения от плана, воспитатель постепенно приучает их к определенной последовательности в рассказе, обращает внимание на нарушение логики, неполноту рассказа. В подготовительной к школе группе дети могут воспроизводить план (термин «план» не употребляется) и контролировать следование ему рассказчиками.

Здесь используется также совместное составление плана педагогом и детьми, а также самостоятельное продумывание детьми плана своих рассказов.

6.Коллективное составление рассказа используется на первых этапах обучения рассказыванию. Дети продолжают предложения, начатые воспитателем или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с воспитателем отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Воспитатель может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети.

7.Составление рассказа подгруппами – «командами». Например, в рассказывании по серии сюжетных картинок дети сами определяют внутри группы, кто будет рассказывать по каждой из картинок; в рассказывании на свободную тему дети обсуждают содержание и форму рассказа, вместе составляют его текст и предлагают вниманию всей группы.

8. Составление рассказа по частям – разновидность коллективного рассказывания, при котором каждый из рассказчиков создает часть текста. Этот прием используется при описании много-эпизодных картинок, в рассказывании из коллективного опыта, когда легко выделить отдельные объекты, подтемы.

9.Моделирование используется в старшей и подготовительной к школе группах. Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные стороны и свойства объекта.

10.Оценка детских монологов направлена на анализ раскрытия ребенком темы рассказа, его последовательности, связности, выразительных средств языка. Оценка носит обучающий характер. Прежде всего необходимо подчеркнуть достоинства рассказа, чтобы все дети могли на них учиться (интересное и оригинальное содержание, необычный зачин, диалог героев, образные слова и выражения). В младшей и средней группах оценка носит поощрительный характер, а в старших указывает и на недостатки, чтобы дети знали, чему еще им предстоит научиться. К анализу рассказов в старшей и подготовительной группах привлекаются дети.

11.Обогащение мотивов речевой деятельности детей.

В младшей и средней группах это, главным образом, игровые мотивы («Расскажем про зайчика, который хочет поиграть с ребятами»; «Незнайка просит научить рассказывать сказку про»). В старших группах это социальные мотивы («Придумайте сказки для малышей»; «Запишем самые интересные сказки и составим книгу»).

Методика использования приемов обучения детей рассказыванию изменяется на разных этапах обучения и зависит от вида рассказывания, от стоящих задач, от уровня умений детей, от их активности, самостоятельности. Программой детского сада предусмотрена система занятий по обучению рассказыванию. Обучая ребенка рассказыванию, воспитатель совершенствует все стороны речи ребенка — лексическую, грамматическую, фонетическую.

Перед педагогом такие задачи, как:

-учить детей связно рассказывать об увиденном и услышанном,

-правильно отражать в речи воспринятое,

-рассказывать последовательно, с достаточной полнотой и законченностью, не отвлекаясь от темы,

-приучать дошкольников рассказывать не торопясь;

-помогать им находить нужные слова, выражения,

-поощрять использование точных названий предметов, действий, качеств;

-развивать образную речь,

-учить рассказывать живо, выразительно.

Содержание психолого- педагогической работы.

Мл. группа. Вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций; наблюдений за живыми объектами; после просмотра спектаклей, мультфильмов.

Ср. группа. Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Ст. группа. Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины, составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием. Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.

Подг. группа. Совершенствовать умение составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Помогать составлять план рассказа и придерживаться его. Развивать умение составлять рассказы из личного опыта. Продолжать совершенствовать умение сочинять короткие сказки на

на тему, предложенную воспитателем

С детьми младшего дошкольного возраста на занятиях по развитию речи можно проводить только подготовительную работу, где особое внимание уделяется формированию навыков разговорной речи: дети учатся слушать воспитателя, высказываться в присутствии товарищей. Отвечая на вопросы педагога, ребенок может описать предмет, игрушку, картинку. Занятия проводятся в игровой форме.

В средней, старшей и подготовительной к школе группах на занятиях также используются различные предметы, игрушки и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы - по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет. Рассказы ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д. Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.

B процессе обучения дети овладевают умением составлять рассказы различных видов.

Рассказы на реалистические темы требуют от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким рассказам относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта).

Творческие рассказы создаются при активной работе воображения. Однако и здесь широко используются реалистические темы: ребенок может придумывать события или действия вымышленного героя, но при этом придерживаться жизненной достоверности.

Постепенно приобретая опыт составления рассказов на темы реалистического характера, дети в старшем дошкольном возрасте могут обращаться уже и к сказочным сюжетам.

По форме рассказы делятся на описательные и сюжетные.

Объектом для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам. На занятиях необходимо учить ребенка выделять существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения и придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания.

Чаще всего дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти — ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т. д.

При составлении сюжетных рассказов у детей формируют умение передавать события, происшествия, приключения во временной последовательности: в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения.

Пересказ текста с элементами творчества «Спор животных» (по К.Д.Ушинскому).

Цель: Обучение детей пересказу с элементами творчества.

Задачи: учить пересказывать текст, используя элементы драматизации; совершенствовать фразовую диалогическую речь: развивать воображение, умение перевоплощаться: воспитывать заботливое отношение к домашним животным; воспитывать чувство доброжелательности друг к другу.

Оборудование: картинки с изображением домашних животных; план-схема; шапочки с изображением животных (корова, лошадь, собака, кошка, коза).

Ход НОД

Рассмотрите картинки с изображением животных и ответе на вопросы:

Какие это животные? Каких домашних животных вы еще знаете?

Дидактическая игра «Подбери словечко».

А. признак к предмету.   Б. действие предмета

Воспитатель - кошка (какая?) – Дети: ловкая, игривая, мягкая, ласковая;

- собака (какая?) – Дети: пушистая, злая, сердитая;

- свинья (какая?) – Дети: толстая, жирная, грязная;

Воспитатель: - кошка (что делает?) Дети: - лакает, царапается, мяукает, облизывается, выгибается;

- собака (что делает?) – Дети: сторожит, охраняет, лает, грызет, бросается, кусает, нападает, виляет;

- свинья (что делает?) – Дети: хрюкает, роет, чавкает.

Чтение текста «Спор животных».

Словарная работа. Ребята, как вы понимаете, что значат слова:

- заспорили - начали спорить, доказывать свое;

- соха, борона - орудия труда, инструменты для того, чтобы пахать и рыхлить землю;  - стерегу - охраняю, сторожу;

- спорить по-пустому - говорить зря;

- пропал бы - плохо было бы, тяжело стало жить.

Ответы на вопросы.

- Какие домашние животные затеяли спор? - Что говорила лошадь? корова? собака? - Кто прекратил спор? - Что он сказал? - Почему хозяин сказал животным: «Каждый из вас хорош на своем месте?»

Физминутка. Использование потешек.

Дидактическая игра «Отвечай одним словом» (на внимание). У кого рога? Мягкие лапки? Вымя? Копыта? Пятачок? Грива?

Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ.

А. составление плана с помощью схем. - Кто заспорил сначала? Потом? - Кто прекратил спор? (Дети выставляют карточки).

Б. распределение ролей.

В. пересказ текста путем драматизации диалога.

Задание на воображение. Что бы ты ответил, если был бы кошкой? козой? и т.п.

Драматизация рассказа с участием новых персонажей. Дети рассказывают сказку по ролям, вводя новых персоонажей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....