Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.
консультация по развитию речи

В настоящее время большин­ство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции рече­вых нарушений без стабили­зации и активизации энерге­тического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, пси­хосоматического и сенсомоторного статуса.

Большинству детей свой­ственны нарушения равнове­сия между процессами воз­буждения и торможения, па­тологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоцио­нальность, двигательное бес­покойство, неловкость, зри­тельно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нару­шений от несформированного произношения до невозможно­сти составления грамматичес­ки оформленного речевого высказывания.

Следовательно, развиваю­щую или коррекционную рабо­ту нужно выстраивать в на­правлении от формирования более ранних в онтогенезе ба­зовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодо­леть ему патологические про­блемы помогут речедвигатель­ные упражнения с элемента­ми психогимнастики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, без развития общего эмоционального, психосоматического и сенсомоторного статуса.

Большинству детей свойственны нарушения равновесия между процессами возбуждения и торможения, патологии эмоционально-волевой сферы, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство, неловкость, зрительно-моторная дискоординация и, как следствие этого, возникновение речевых нарушений от несформированного произношения до невозможности составления грамматически оформленного речевого высказывания.

Следовательно, развивающую или коррекционную работу нужно выстраивать в направлении от формирования более ранних в онтогенезе базовых психических функций к более сложным, каким и является, в частности, речь. Ребенок познает мир через движения и эмоции, и преодолеть ему патологические проблемы помогут речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики.

Регулярное проведение таких упражнений позволит:

  • выработать правильное речевое дыхание, оптимизировать газообмен и кровообращение, что способствует улучшению общего самочувствия, концентрации внимания;
  • стабилизировать общий тонус организма;
  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
  • улучшить фонематический слух;
  • формировать умение изменять модуляцию голоса;
  • улучшить ритмико-интонационную сторону речи;
  • повысить речевую активность;
  • оптимизировать эмоциональный фон, улучшить настроение.

Эти упражнения можно использовать как элемент тематического занятия во время динамических пауз или как отдельное занятие. В зависимости от возраста, состояния и места проведения дети могут сидеть за столами или на ковре. Движения и речевой материал предварительно не разучиваются, а проводятся по подражанию синхронно с педагогом. Противоположные по характеру движения должны чередоваться: быстрые и медленные, напряженные и расслабляющие, резкие и плавные. Такое чередование рефлекторно влияет на гармонизацию психики ребенка, особенно гипо- или гиперактивного, уравновешивает процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга и, как следствие, нормализует психическую и двигательную активность детей, приводит к улучшению настроения, исчезновению инертности.

Упражнения должны быть эмоционально насыщенными, носить игровой характер, приносить детям радость и удовлетворение. Предлагаемые движения могут содержать какой-либо воображаемый образ, перевоплощение. Некоторые этюды можно сопровождать музыкой, помогающей создать соответствующий настрой. Речь педагога должна быть интонационно окрашенной, с богатой мимикой. Это вызывает у детей сначала непроизвольное подражание, а затем обогащение собственного интонационного репертуара.

Перед началом упражнения педагог подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него рукой или блестящей указкой («волшебной палочкой») со словами:

Вы сегодня не ребята,

Вы — смешные медвежата.

Ваня не ребенок,

Ваня — медвежонок.

Таня не ребенок,

Таня — медвежонок...

В это время детям можно предложить закрыть глаза, расслабиться и открыть их только после прикосновения - «превращения».

  • «Шарфики»

ЦЕЛИ:

Помимо снятия напряжения с плеч и шеи это упражнение способствует улучшению кровоснабжения головы, движения спинно - мозговой жидкости.

Мама мишек одевала,

Шарфики всем завязала.

Покрутили головой,

Хорошо как и тепло.

Дети спокойно сидят на стульчиках.

Педагог подходит к каждому ребенку, имитирует «завязывание шарфа», при этом дети немного вытягивают шею вверх, затем расслабляют ее.

Поворачивают головы вправо- влево.

  • Играем с песком»

ЦЕЛИ:

  • чередовать напряжение и расслабление мышц рук;
  • развивать мелкую моторику пальцев рук, правильное дыхание;
  • снимать эмоциональное напряжение.

Песочек в руки набираем,

Пальцы крепко мы сжимаем,

Чтоб песок не высыпался,

Чтоб в руках у нас остался.

Пальцы разжимаем,

Песочек высыпаем.

Стряхнули с рук песок.

Устали ручки. Ох!

Дети выполняют захватывающее движение руками (вдох).

Крепко сжимают кулаки.

Медленно разжимают пальцы рук (выдох).

Потряхивают руками.

Кладут расслабленные руки на колени.

  • «Утро»

ЦЕЛИ:

  • Вырабатывать правильное дыхание.
  • Обучать элементарным приемам самомассажа.
  • Расширять артикуляторные возможности.
  • Вырабатывать положительный эмоциональный фон.
  • Оптимизировать общий тонус тела, снимать патологические зажимы.

Медвежата сладко спят

И расслабленно сопят.

Солнце глянуло в окошко,

Все зажмурились немножко.

- Медвежата, хватит спать,

Вам давно пора вставать.

Медвежата все проснулись,

Потянулись, улыбнулись.

Любят мишки чистоту.

Умываться все идут.

Кран, откройся,

Нос, умойся,

Мойтесь сразу оба глаза,

Лоб и щеки,

Мойся, шейка,

Ручки, мойтесь хорошенько.

Дети прислоняются к спинкам стульев или опускают головы на сложенные на столе руки, закрывают глаза.

Спокойно и глубоко дышат.

Крепко зажмуривают глаза.

Широко открывают глаза.

Встают со своих мест.

С напряжением тянут руки вверх,

опускают, растягивают губы в улыбке.

Шагают на месте.

Имитируют движение руки при

открывании крана.

Проделывают поглаживающие

вращательные движения указательными пальцами обеих рук вдоль

носа сверху вниз с обеих сторон.

Выполняют круговые массирующие

движения по векам.

Разглаживают лоб от центра к вискам. Растирают щеки.

Растирают шею, поворачивая голову вправо-влево.

Растирают руки.

Словно щеткой, язычком

Чистить зубы мы начнем.

Принюхались медвежата:

Что-то пахнет непонятно.

Очень вкусно. Это мед!

Мама к завтраку нас ждет.

Открывают рот, гладят верхние, затем нижние зубы в горизонтальном и вертикальном направлениях.

Делают полный медленный вдох через нос, задерживают воздух на 2 с, медленно выдыхают через рот.

Повторяют упражнение 3—5 раз.

Садятся на стульчики.

Медвежата мед лакали,

Потом губки облизали.

Лижут с нёба сладкий мед

Язычком назад - вперед,

Язычок не опускают,

Кверху сильно прижимают.

Надо чай горячий пить,

Но сначала остудить.

- Вы, медвежата не ленитесь,

Сперва подуйте,

Потом попейте,

А после улыбнитесь.

Завтрак съеден, медвежата

Шалят, как будто индюшата.

Друг друга подразнили

И к занятиям приступили.

Выполняют лакательные движения языком, рот держат открытым.

Облизывают губы в направлении вперед-назад, рот держат открытым.

Гладят языком нёбо.

Рот держат открытым.

Присасывают язык к нёбу.

Кистью руки изображают чашечку.

Делают вдох носом, выдох через рот, губы вытягивают трубочкой, воздушную струю направляют на «чашку» в руке.

Имитируют «питье» из «чашки».

Растягивают губы в улыбке.

Выполняют быстрые движения языком вперед-назад.

Спокойно садятся за столы.

  • «Игра с шишками»

ЦЕЛИ:

  • Развивать глазодвигательные функции, умение следить взглядом за предметом.
  • Развивать внимание.
  • Развивать координацию движений, мелкую моторику пальцев рук, быстроту реакции.
  • Оптимизировать тонус рук и плечевого пояса.
  • Формировать пространственное восприятие, обучать различению правой и левой руки.

Мама с мишками играла,

Шишки разные кидала.

Медвежата их поймали,

С силой сжали, разломали,

В стороны бросали,

А ручки отдыхали.

Педагог имитирует «бросание» воображаемой шишки, дети внимательно следят, кому бросают «шишку», совершают хватательное движение рукой.

Сильно сжимают кулачок.

Выполняют бросающие движения.

Потряхивают расслабленно кистями рук.

Это упражнение выполняется с различными степенями сложности. Детям младшего возраста для привлечения внимания при «бросании» можно дать инструкцию: «Таня, лови!», «Саша, лови!» Более старшие, подготовленные следят за направлением взгляда и движения руки педагога. Дети могут «ловить шишки» двумя руками, сначала левой, затем правой, или поймать шишку правой рукой, переложить в левую, поймать шишку левой рукой, переложить в правую. Если дети хорошо знакомы с игрой, можно постепенно увеличивать темп или «бросать шишки» неожиданно. Ребята с большим удовольствием выполняют эти задания.

  • «Муравей»

ЦЕЛИ:

  • оптимизировать мышечный тонус ног, сочетая напряжение и расслабление мышц;
  • развивать правильное дыхание.

Муравей залез на ножку,

Мы посмотрим, где же он,

Мы стряхнем скорее крошку.

И немного отдохнем.

Дети вытягивают ноги вперед (глубокий вдох).

Тянут стопу на себя, задерживают дыхание, смотрят на ногу.

Потряхивают ногой (выдох).

Расслабляются.

  • «Солнце и тучка»

ЦЕЛЬ:

  • развивать умение чередовать напряжение и расслабление мышц плечевого пояса.

За тучку солнышко зашло,

Стало зябко и свежо.

Солнце вышло из-за тучки,

Мы теперь расслабим ручки.

Дети съеживаются, обнимая себя за плечи.

Расправляют плечи, расслабляются.

  • «У моря»

ЦЕЛИ:

  • тренировать правильное дыхание;
  • расширять сенсомоторный репертуар;
  • развивать мимическую мускулатуру, умение расслаблять и напрягать мышцы лица, шеи, плеч;
  • активизировать артикуляционную моторику;
  • вырабатывать положительное эмоциональное состояние.

Это упражнение хорошо сочетать с прослушиванием музыки, что повысит эффективность выполняемых движений, окажет успокаивающее и расслабляющее действие.

В море теплая вода,

Дети все пришли сюда.

Брызги в стороны летят,

Поплескаться каждый рад,

Рад и порезвиться,

Рад и понырять

И под ярким солнышком

Спокойно загорать.

Подбородок вверх подняли,

Подбородок загорает.

Ротик шире открываем,

Язычок наш загорает.

Летит жучок —

Укушу язычок.

Снова летит жучок —

Ой, укушу язычок.

Жучка прогнали,

Спокойно подышали

Пчелка летела и на носик села.

Ой, спугнули, улетает,

Губки, носик расслабляем.

Бабочки летели и на брови сели.

Брови наши, как качели,

Бабочек качать хотели.

Все долго лежали и загорали,

Потом потянулись,

Дети выполняют волнообразные движения руками.

Шагают на месте.

Выполняют движения руками вверх-вниз.

Ставят руки перед грудью, кистями выполняют синхронные волнообразные движения вперед.

Ложатся на ковер.

Поднимают голову, делают глубокий вдох.

Делают глубокий выдох, повторяют вдох-выдох 3—5 раз.

Открывают рот.

Кладут широкий расслабленный язык на нижнюю губу.

Педагог имитирует жужжание жука.

Дети прячут язык в глубь рта, рот открыт.

Повторяют движение 3—4 раза.

Закрывают рот, совершают спокойные дыхательные движения.

Напрягают, морщат губы и нос.

Расслабляют мышцы лица.

Поднимают и опускают брови.

Спокойно лежат.

Потягиваются.

Поднимаются со своих мест.

И встали.

  • «Ракушка»

ЦЕЛИ:

  • снимать напряжение с мышц плеч и шеи;
  • повышать уровень психической активности.

В море мы нашли ракушку.

Мы ее приложим к ушку,

И суровою зимой

Будем слушать мы прибой.

Дети складывают ладони лодочкой.

Прикладывают ладонь к правому уху, наклоняют голову к правому плечу.

Прикладывают ладонь к левому уху-

Наклоняют голову влево.

  • «Черепаха»

Вот гуляет черепаха,

Прячет голову от страха.

Дети опускают плечи, подбородок тянут вперед и вверх.

С напряжением поднимают плечи, подбородок прижимают к груди.

  • «Львенок»

ЦЕЛИ:

  • развивать артикуляционную моторику;
  • регулировать мышечный тонус;
  • способствовать профилактике простудных заболеваний, воспалений носоглотки;
  • оптимизировать и стабилизировать общий тонус организма.

Я лев! Я всех вас напугаю.

Я рот широкий разеваю...

Я коготочки выпускаю.

Я не лев, я — львенок,

Как ласковый котенок.

Дети садятся на пятки, руки ставят на колени.

Открывают рот, максимально с напряжением высовывают язык.

Напрягают пальцы, изображая когти, задерживают напряжение на 3—5 с.

Убирают язык, закрывают рот.

Расслабляют руки, выполняют плавные движения руками.

  • «Кошка»

ЦЕЛИ:

  • развивать глазодвигательные функции;
  • развивать координацию движений;
  • формировать пространственное восприятие;
  • преодолевать разного вида мышечные дистонии и зажимы.

Вот окошко распахнулось.

Вышла кошка на карниз.

Посмотрела кошка вправо,

Посмотрела кошка вниз,

Кошка влево повернула,

Проводила взглядом мух,

Потянулась, улыбнулась

И уселась на карниз.

Дети встают, сгибают руки в локтях и смыкают их перед грудью.

Раздвигают руки в стороны.

Выполняют плавные движения руками.

Поворачивают голову вправо.

Опускают голову вниз.

Поворачивают голову влево.

Выполняют круговые движения головой.        

Тянут руки вверх, улыбаются.

Садятся на свои места или приседают на корточки.

Во втором варианте этого упражнения детям предлагается следить только глазами, не поворачивая головы.

Список использованной и рекомендуемой литературы:

Алябьева ЕЛ. Психогимнастика в детском саду. Метод, мат-лы в помощь психологам и педагогам. М., 2003.

Семенович А.В. Нейропси- хологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учеб. пособие М., 2007.

Чистякова М.И. Психогимнастика. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы ко Дню здоровья. Тема: «Мое душевное здоровье» (занятие с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений).

Данное занятие знакомит детей с понятием «душевное здоровье» и его составляющим. Происходит бучение навыкам взаимодействия, сотрудничества, адекватным способам выражения своих эмоций. Благодаря предст...

Речедвигательные упражнения

В  памятке  предоставлен  материал  для  родителей  по  проведению  речедвигательных  упражнений  в  домашних  условиях.  Материал гото...

Психогимнастика, как средство развития и формирования эмоционального благополучия дошкольников. Игры, упражнения, этюды по психогимнастике.

Материал предоставлен для воспитателей ДОУ.  В материале содержатся методика проведения игр и занятий по  психогимнастике в детском саду для детей старшего возраста. также в материале и...

Речедвигательные упражнения с элементами психогимнастики

В настоящее время большинство специалистов склоняются к мнению, что не может быть полноценной коррекции речевых нарушений без стабилизации и активизации энергетического потенциала организма ребенка, б...

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ и КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

КОНСПЕКТ ТЕМАТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ ПСИХОГИМНАСТИКИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕТема: “В осеннем саду”Программное содержание:Учить детей правильно продвигаться по гимнастической скаме...

Речедвигательные упражнения для дошкольников с элементами психогимнастики

Речедвигательные упражнения рекомендуется использовать в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи, как в групповой так и в индивидуальной работе с дошкольниками. Упражнения  помогают детям рас...

Конспект занятия «Моё душевное здоровье» (с элементами психогимнастики, психотехнических игр и упражнений)

В данном конспекте описаны основные методы и приемы для благополучного развития душевного здоровья....