Статья "Особенности введения ФГОС ДО"
статья по развитию речи

Самойлова Ольга Юрьевна

 В статье раскрыты  особенности введения ФГОС ДО. в ТОМ ЧИСЛЕ И СО СТОРОНЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. ПОКАЗАНЫ ПЕРВЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_samoylova_iz_knigi.docx161.43 КБ

Предварительный просмотр:

Самойлова Ольга Юрьевна,

заместитель директора по УВР  

ГБОУ начальная школа – детский сад № 620 «РОСТОК»

 

Особенности  внедрения ФГОС ДО

(из опыта работы дошкольного отделения ГБОУ № 620 «РОСТОК»)

 С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование рассматривается как один из базовых уровней общего образования. Такой подход повлек за собой разработку Федерального государственного стандарта дошкольного образования, в результате чего с 01.01.2014 года в систему  дошкольного образования был введен Федеральный государственный образовательный стандарт.  В 2014 году коллектив дошкольного отделения  ГБОУ начальной школы -  детского сада № 620 «РОСТОК» приступил к внедрению и реализации ФГОС ДО. Реализация ФГОС ДО осуществляется через:

Нормативно-правовое обеспечение введения и реализации ФГОС Создана нормативно-правовая база, которая включает документы федерального, регионального уровня, а также локальные акты ОУ.:

  1. Федеральные и региональные  нормативные  документы по введению ФГОС ДО:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.

     2. Локальные акты ГБОУ по введению ФГОС ДО:                                                  - Приказ № 65 от 25.08.2014 г. « О подготовке к внедрению ФГОС ДО ГБОУ № 620 «РОСТОК»;

- Приказ № 133/1от 15.09.2014 г « Об утверждении рабочей группы по внедрению ФГОС ДО ГБОУ № 620 «РОСТОК»;

- Приказ № 22/1 от 19.02.2015г. «О создании рабочей группы по разработке основной образовательной программы ГБОУ № 620 «РОСТОК» на основе ФГОС ДО»;

- Приказ № 133/1 от 15.09.2014г. «Об утверждении плана – графика мероприятий по подготовке к внедрению ФГОС ДО. Плана-графика повышения квалификации педагогов ГБОУ № 620 «РОСТОК» в рамках подготовки внедрения ФГОС ДО.                                                                                 Кроме этого была проведена следующая работа, поддерживающая ФГОС ДО:

1. Смоделирован учебный план дошкольного отделения с учетом методических рекомендаций и социального запроса родителей воспитанников.                                                                                                             2.  Внесены изменения в коллективный договор (в локальные акты, которые регламентируют стимулирующие и компенсационные выплаты педагогам в связи с переходом на ФГОС).  

Выводы: 1. Педагогами изучена нормативно-правовая база, обеспечивающая переход ДОУ на работу  по ФГОС(протоколы заседаний рабочей группы).                                                                                                             2. Разработаны необходимые для реализации ФГОС ДО локальные документы.

      Методическое сопровождение перехода образовательного учреждения на работу по ФГОС   

В дошкольном отделении было  организовано методическое сопровождение  перехода  на работу по ФГОС:

1. Осуществляется диагностика образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов  дошкольного отделения (в свете введения ФГОС ДО) и внесение  изменения в план  курсовой подготовки ОУ.

2.    Проведён анализ соответствия материально – технической  базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения.

3. Комплектование библиотеки дошкольного отделения базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.

4. Организация  совместных мероприятий воспитателей и педагогов начальных классов -  составлен план взаимодействия дошкольного отделения и начальной школы на 2014-2016гг.  и 2016 – 2017 учебный год  с включением проработки преемственности ФГОС НОО и ДО ( выступление учителя начальных классов  Е.А. Курсовой  с презентацией «Преемственность между школой и детским садом в свете введения ФГОС ДО»).

Методическая работа строилась в целях формирования положительной мотивации   участников  введения ФГОС ДО к реализации поставленных задач, повышения  результативности  образовательного процесса, И уровня  профессиональной подготовки воспитателей и специалистов  ОУ  к реализации требований ФГОС ДО: семинары, обсуждение методической литературы, консультации для воспитателей, согласно плану методической работы, обеспечивающей  сопровождение введение ФГОС ДО.

Выводы: по всем направлениям определены новые задачи, ведётся определённая работа по их реализации на разной стадии разработки. Вся  образовательная деятельность  обеспечивает достижение равных стартовых возможностей на старте в школу воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.

Образовательное пространство  дошкольного отделения состоит из следующих компонентов: образовательный процесс,  предметно – развивающая среда, взаимодействие  участников педагогического процесса.  

Образовательный процесс  включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие  детей с учётом  их возрастных особенностей по  основным направлениям: физическому, социальнго – личностному, познавательному, художественно – эстетическому,-  в которых сочетаются следующие функции:

- воспитательная    - развитие ценностных отношений, развитие основ мировоззрения, формирование нравственности;

- образовательная (познавательная) – воспитание интереса к получению знаний, умений, навыков, которые будут выступать в качестве средств, способствующих развитию его новых качеств;

- развивающая – развитие познавательных и психических процессов и свойств личности;

- социализирующая – овладение детьми системой общественных отношений и социально приемлемого поведения;

- оздоровительно – профилактическая (валеологическая) – приоритет культуры здоровья в соответствии с валеологическими критериями  и нормами.

Модель образовательного пространства дошкольного отделения в соответствии с ФГОС ДО обеспечивает развитие субкультуры ребёнка. Структурными компонентами модели образовательного  процесса являются целевые ориентиры образования, принципы организации образовательного содержания:

 - личностная ориентация; данный принцип требует обеспечения в детском саду психологической комфортности воспитанников, которая предполагает снятие по возможности  всех стессообразующих факторов воспитательного процесса;

- создание атмосферы педагогического оптимизма, ориентации на успех и мотивации успешности.  

Мониторинг педагогического процесса показал, что наиболее успешно дети владеют следующими интегративными качествами: овладение предпосылками учебной деятельности, овладение средствами общения и способами взаимодействия, любознательны, активны, эмоционально  отзывчивы, имеют представление о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, развита способность управлять своим поведением. Следует совершенствовать работу с детьми  по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.                                                 Результаты мониторинга показали, что основная общеобразовательная программа дошкольного образования ГБОУ№ 620 «РОСТОК» реализуется в полном объеме, что отражено на диаграмме (рис.1)

                                 Рис 1 Освоение ООП.jpg                                 Итоговая таблица мониторинга освоения ООП ДО

Образовательные  области

ВУ – 2014

(50 чел.)

ВУ – 2015 (48чел.)

ВУ – 2016 (январь)  (48 чел.)

СУ – 2014 (50 чел.)

СУ – 2015 (48чел.)

СУ – 2016 (январь)   (48чел.)

НУ – 2014 (50 чел.)

НУ – 2015 (48чел.)

НУ – 2016 (январь)   (48чел.)

1

Физическое

развитие

44% - 22 чел.

54% - 26 чел.

43% - 22 чел

55% -27 чел.

36% -17чел.

40% - 19 чел.

1% -1 чел.

10% - 5 чел.

17% - 7 чел чел.

2

Речевое развитие

45% - 23 чел.

41% -20 чел.

42% -21 чел.

50% -  25 чел.

40% - 19 чел.

40% - 19 чел.

5% -2чел.

19% - 9 чел.

18% -8 чел.

3

Социально-коммуникативное развитие

53% - 26чел.

42% -21 чел.

40% - 19 чел.

45% - 23чел.

51% - 24чел.

51% - 24чел.

2% -1чел.

7% -3чел.

9% -5чел

4

Познавательное развитие

46% - 23чел.

43% - 22 чел.

41% -20 чел.

51% - 26 чел.

44% - 20чел.

41% -20 чел.

3%– 1чел.

13% - 6 чел.

18% -8 чел.

5

Художественно-эстетическое развитие

47%- 23чел.

40% - 19 чел.

54% - 26 чел.

51% - 26чел.

55% - 27чел.

45% - 21чел

2% - 1чел.

5% - 2чел.

1% - 1 чел.

Общий  показатель

45 %  23чел.

44% - 22 чел.

45% - 23чел.

52%-26чел.

44%- 22чел.

40% - 19 чел.

3%-1чел.

12%- 6 чел.

14% 7 чел.

 Анализ результатов образовательной деятельности показал, что в дошкольном отделении воспитатели оказывают  помощь и поддержку  детям  при организации всех видов деятельности и отдыха: в процессе самостоятельной  двигательной деятельности: игр, дневного сна, приёма пищи и др., а также  особое внимание уделяют  детям с ослабленным здоровьем.

Отмечаются следующие положительные тенденции в процессе реализации педагогами ФГОС:

1. Использование педагогами в работе с воспитанниками современных образовательных технологий.

2. Ориентация педагогов на организацию здоровьесберегающей среды.

3. Осознание педагогами необходимости перехода на развивающие системы воспитания и обучения.

4. Возможность профессионального общения педагогов и обмена опытом с коллегами.

Пути решения выявленных проблем:

- всему педагогическому коллективу  необходимо постоянно совершенствовать  процесс реализации ФГОС ДО;

-  рабочей группе  доработать  разделы ООП;

-  продолжить изучение и применение современных   инновационных   психолого-педагогических  систем воспитания и обучения;

-  обновление и правильная организация предметно-развивающей среды в группах;

- подбор  и применение  новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями (законными представителями), направленных на  повышение активности родителей как полноправных участников образовательной деятельности.

Направление III.  Проведен анализ соответствия материально-технической базы реализации ООП действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательного учреждения. Анализ материально-технического обеспечения ДОУ с позиции требований ФГОСДО;                                                                                                                                  Анализ учебно-методического обеспечения образовательного процесса с позиции требований ФГОС ДО, в связи с этим было проведено комплектование библиотеки дошкольного отделения базовыми документами и дополнительными материалами по ФГОС.

Направление IV.  Задачи совершенствования информационного обеспечения введения ФГОС ДО:

- продолжить осуществлять информационную поддержку участников образовательного  процесса по вопросам введения и реализации ФГОС;

- обеспечить регулярное обновление информации о реализации ФГОС ДО, опубликовывать  на сайте ГБОУ;

- фиксировать ход образовательного процесса и результатов освоения воспитанниками  ООП ДО. 

Введение ФГОС ДО коснулось не только образовательного и воспитательного процесса, но и кадрового обеспечения.  В связи с этим должностные инструкции работников ГБОУ начальная школа – детский сад № 620 «РОСТОК»  были приведены в соответствие с ФГОС и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников».  

По итогам реализации кадрового обеспечения введения ФГОС ДО: в детском саду подготовлена необходимая документальная база организации повышения квалификации педагогических работников. 

Организация развивающей предметно-пространственной среды

Поскольку организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС должна строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности нами был сделан анализ РППС с позиции требований ФГОС дошкольного образования, основываясь на удовлетворении интересов детей, с учетом их возможностей и социальной ситуации развития, обеспечение доступности и вариативности образовательных услуг, расширение содержания образования с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, запросов и интересов. должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, игровыми, спортивными, оздоровительным оборудованием, инвентарем. Организация развивающей среды должна обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, также обеспечивать двигательную активность, эмоциональное благополучие детей. В связи с этим основной задачей в 2015-2016 учебном году является приобретение игрового оборудования для учебно-методического обеспечения по образовательным областям:

- социально-коммуникативное развитие  - маркеры игрового пространства (ширмы-театр и т.д.),  полифункциональные материалы (объемные модули, крупные разных форм); 

- художественно-эстетическое развитие -  мольберты; музыкальное развитие - колокольчики, свистульки, треугольники, литавры детские;

- познавательное развитие - объекты для исследования в действии, частично образно-символический материал и нормативно-знаковый материал;

- физическое развитие - для ходьбы,  бега и равновесия (коврики массажные и т.д.),  для катания, бросания, ловли (кольцебросы и т.д.).  

Укомплектован список учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО. В 2014 году приобрели методические пособия и литературу: примерную программу  «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы; во все возрастные группы были приобретены комплекты учебно-методических пособий к программе «От рождения до школы»; наборы картин демонстрационных, наглядных  пособий,  для развития детей по образовательным областям. Однако, материально- техническое обеспечение по ФГОС на данный момент пока недостаточно, но ведется работа с Учредителем по улучшению базы детского сада. Для определения уровня готовности дошкольного отделения к введению ФГОС заполнялась карта  самооценки готовности ОО  к введению ФГОС ДО. По итогам самооценки дошкольное отделение  ГБОУ начальная школа – детский сад № 620 «РОСТОК» соответствует среднему уровню готовности к введению ФГОС ДО.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оздоровительные технологии. Непрерывность образования детей дошкольного и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколения

" Непрерывность образования детей дошкольного  и младшего школьного возраста по физической культуре, в условиях введения ФГОС второго поколеия"-программа мастер - класса для инструкторов по физич...

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.

О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...

Методическое сопровождение образовательного процесса в свете введения ФГОС в дошкольное образование

Об изменениях в законодательстве РФ, касающихся деятельности ДОУ Введение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН: ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ УРОВНЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО И ПОЭТАПНОГО ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ. ПРОБЛЕМЫ. ПЕРСПЕКТИВЫ.

Вариативные формы дошкольного образования. Дошкольные образовательные группы на базе СОШ являются самостоятельными структурными подразделениями общеобразовательных учреждений, цель которых ...

Введение ПДОУ в ДОО в условиях введения ФГОС ДО

Нориативно-правовое и  программно-методическое обеспечение введения платных дополнительных образовательных услуг в ДОО....

Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...