ДЕТСКИЙ МАСТЕР-КЛАСС
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Натали Николаевна Никитина

Личность и способности ребенка развиваются

только в той деятельности, которой он занимается

по собственному желанию и с интересом.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_master-klass.docx0 байтов
Файл detskiy_master-klass.docx0 байтов
Файл detskiy_master-klass.docx26.68 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Н.Н. Никитина, воспитатель МБДОУ «Анцирский детский сад», с. Анцирь

«Детский мастер-класс – современная культурная практика, обеспечивающая доступность дошкольного образования и развитие детской инициативы и самостоятельности».

Личность и способности ребенка развиваются

только в той деятельности, которой он занимается

по собственному желанию и с интересом.

Человеку для активного участия в жизни общества, для реализации себя как личности, для успешной социализации, необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность и развивать способности. Мы убеждены, что формирование детской инициативы и самостоятельности – одна из самых актуальных проблем современного дошкольного образования.  

Формирование самостоятельности и инициативы во многом зависит от уровня сформированности таких важнейших психических процессов, как память, мышление, внимание, воображение, речи, благодаря которым ребенок способен подчинить свои действия нужной задаче, достичь поставленной цели и преодолеть возникшие трудности.

 Мы искали практики, которые позволили бы  получить такой образовательный результат, как проявление детской инициативы и самостоятельности. Мы остановили свой выбор на современной культурной практике, именуемой Детский мастер-класс.

 Родилась данная практика в процессе наблюдения за детьми. Нами была установлена следующая закономерность, если один ребенок научился делать, что-то привлекательное и необходимое, например, для  игры, для него в данную минуту, то, как правило, все это он будет проделывать для всех своих одногруппников.  А дети будут активно стараться воспроизвести все манипуляции и получить такой же, а по возможности  улучшенный продукт детской деятельности. Поэтому возникла идея - организовать такую практику, где бы каждый умеющий ребенок, мог бы передать свой опыт, желающим научиться детям.

Собирая информацию о детском мастер-классе, мы столкнулись со следующей проблемой – небольшое наличие только теоретического материала и отсутствие практической отработки проведения, оформления, оценки результативности и качественных показателей детских мастер-классов. В связи с этим, новизна нашей работы заключается в распространении собственного педагогического опыта в данном образовательном направлении.

Благодаря методу наблюдения мы составили корректируемый, как по частоте проведения, так и тематике, годовой план реализации  детских мастер-классов, с периодичностью 1 проект в месяц, который был реализован, лишь на 10 процентов. Потому как тематика мастер-классов инициировалась  только детьми, событиями, происходящими в их жизни, текущими интересами и умениями.

Получив на собрании одобрение со стороны детей и поддержку родительского сообщества (две разные беседы) мы приступили к созданию атрибутов. Нами были подготовлены бейджики и картонные браслеты для детей, выполняющих роль Мастера. Облачение в них стало  особым ритуалом, без которого дети не желали проводить мастер-класс.

Отсрочив проведение первого мастер-класса, мы дали возможность детям проявить себя, создавая ситуации, где бы они сами инициировали бы тему первого проекта. Так,  рассматривая тему «Природные явления», дабы вовлечь детей в данный вид деятельности, показать дошколятам, как это работает, мы совместно с детьми решили создать радугу из разноцветных конфет. Простой в исполнении, но в тоже время запоминающийся, позволил быстро подготовить ребенка к новой роли и доступно объяснить небольшому детскому коллективу все этапы создания конфетной радуги. Детям был интересен не только творческий процесс, но и процесс наблюдения за работой сверстника – Мастера.

Выбор первых мастеров для проектов проходил достаточно гладко, но мы понимали, что так будет не всегда. Поработав в данном направлении, мы создали «Мешочек выбора». Внутри небольшого мешочка лежат киндер-контейнеры, в каждый из которых помещен некий условный  символ. Один - с изображением совы – это обозначение Мастера, остальные с изображением руки – это Умельцы. Дети по очереди достают контейнеры, и тем самым устанавливают свой статус в предстоящем мастер-классе. Эта процедура осуществляется уже тогда, когда дошколята определили тему следующего мастер-класса.

Далее с Мастером проводится следующая работа – знакомство с итоговым продуктом  творческой деятельности, разбор всех этапов создания творческого продукта, подбор необходимых материалов, подготовка ребенка к проведению мастер-класса. Этим активно занимаются воспитатель и родители. С этого момента ребенок, родитель и воспитатель работают как единая команда.

Во время проведения мастер-класса дети-умельцы называют друг друга по имени, а к ведущему обращаются словом МАСТЕР (просят помощи или дополнительных разъяснений). Я, как воспитатель, стараюсь занимать роль наблюдателя, но при этом контролирую все процессы.

Как выяснилось позже, проектная деятельность, осуществляемая в детском саду, проводилась детьми на домочадцах. Так, возникла идея – проведения мастер-классов детьми для взрослых-умельцев. Это оказалось новой интересной траекторией развития детской инициативы. Ведь мастер-классы для взрослых умельцев это:

- новая аудитория;

- новый уровень требований;

- новый уровень ответственности.

 Первый мастер-класс для взрослых-умельцев  прошел в доброжелательной  обстановке, Мастер не растерялся, активно помогал умельцам, проговаривал все этапы творческой работы. А это значит, что при качественной подготовке и поддержке детской инициативы мастер-класс для взрослых  имеет место быть в детской образовательной  деятельности. Надо отметить, что после данного проекта детское желание проводит мастер-классы увеличилось вдвойне.

 Так же мы включили в этапы подготовки и проведения проектов фотоотчеты, показывающие, как разнообразна и насыщена жизнь ребенка в детском саду.

Детям нравится проводить мастер-классы и для сверстников, и для взрослых, они с нетерпением и гордостью ждут следующих проектов. Представленный опыт работы имеет практическую значимость для педагогов и родителей детей старшей возрастной группы, так как он направлен на достижение целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. В ходе реализации практики дети приобрели опыт публичных выступлений, выступали со своими детскими инициативами, почувствовали себя успешными, стали более ответственными и проявляли самостоятельность.

 Поработав в данном направлении, мы пришли к выводу, что отследить сразу быстро и точно все качественные показатели педагогической пользы для ребенка от проведения одного детского мастер-класса не представляется возможным. За ребенком нужно наблюдать в процессе проведения им двух – трех проектов. Однако, поработав в данном направлении, мы выделили следующие качественные критерии оценивания результативности детских мастер-классов

- Эмоциональная (оценка, окраска) реакция ребенка на приобретение статуса Мастера (с радостью, с уверенностью, со страхом, с желанием или полным его отсутствием дошкольник воспринял статус в предстоящем мастер-классе). Это во многом определяет дальнейшую работу над проектом:

-  Способность ребенка к волевым усилиям. (Это и следование социальным нормам поведения, правилам, установленным в детском мастер-классе, в умении запомнить большой объем информации).

- Умение ребенка найти решения в возможных проблемных ситуациях. (Нуждается ли он в помощи взрослого, как часто обращается за помощью к воспитателю,  прекращает  ли проводить проект при первой возникшей трудности).

            - Наличие или отсутствие обратной связи.  ( Степень включенности всех  участников проекта, умение ребенка руководить  детским коллективом во время проектной деятельности,  четкость выполнения  роли Мастера проекта.

 

        

- Речевая активность (Способность ребенка донести необходимую информацию до Умельцев).

- Проявление  творчества во время подготовки проекта (Оригинальность идей, интересные способы решения проблем).

Сравнительные таблицы.

Критерии оценивания результативности детских мастер-классов.

Наименование критерия

Положительная динамика (1 балл)

Отсутствие динамики (0 баллов)

Эмоциональная реакция ребенка на приобретение статуса Мастер

Статус воспринимает с желанием, радостью

Полное отсутствие желания, тревога, страх

Способность ребенка к волевым усилиям.

Мастер способен следовать социальным нормам поведения, правилам, установленным в детском мастер-классе.

Мастер не соблюдает правила и не понимает свой статус в данной проектной деятельности

Умение ребенка найти решение в возникших (возможных) проблемных ситуациях.

Сумел найти решение в возникшей проблемной ситуации, не нуждался в помощи воспитателя.

При каждой возникшей трудности  обращается за помощью к педагогу. Нуждается в непрерывном контроле и включении педагога в проектную детскую  деятельность

Обратная связь.

Наличие обратной связи со стороны Мастера и детского коллектива

Отсутствие обратной связи со стороны Мастера и детского коллектива.

Речевая активность.

Мастер способен донести идеи до Умельцев, проговаривал и четко разъяснял этапы создания творческого продукта.

Мастер не способен донести информацию до Умельцев, на каждом этапе создания творческого продукта нуждался в помощи воспитателя.

Творческий подход в подготовке проекта.

Мастер проявлял оригинальность идей, предлагал интересные способы решения проблем.

Мастер не проявлял оригинальность, отсутствие идей и интересных решений.