Легенда о подснежнике
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Басинская Анна Богумиловна

На основе интеграции образовательных областей "Речевое развитие" и "Художественно-эстетическое развитие" создать условия для целостного восприятия картины окружающего мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_vesna_podsnezhniki.doc64.5 КБ
Office presentation icon podsnezhniki_2020_g.ppt1007 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Калининграда детский сад № 100

Тема: «Интеграция образовательных областей как форма организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДОО»

 ОД в старшей логопедической группе

Разработала:

учитель-логопед

Басинская А. Б.,

 

                 

                                                                 

Калининград, 2019  

Цель: На основе интеграции образовательных областей «Речевого развития» и «Художественно-эстетического развития» создать условия для целостного восприятия картины окружающего мира.

Задачи

Образовательные

  1. Формировать умение дифференцировать звуки в слогах, словах. Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ и синтез слов. Продолжать учить умению определять место звука в слове. Обобщать представления о весне по существенным признакам, о последовательности весенних изменений в природе, познакомить с образом весны в произведениях искусства.
  2. Совершенствовать аппликативную технику – составляя венчик из отдельных элементов с дорисовыванием стебелька к цветку, передавая особенности внешнего вида растения.

Развивающие

  1. Развивать любознательность, внимание, мышление, творческое воображение детей, навыки выстраивать логическое рассуждение.
  2. Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Весна». Совершенствовать синтаксическую сторону речи. Развивать связную речь, процессы, речевой слух, логическое мышление, память, зрительное и слуховое внимание, общую и мелкую моторику.

Воспитательные

Воспитывать бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе, взаимопомощь, желание помочь сказочному герою в беде.

Предварительная работа

- Чтение сказки С. Я. Маршака «12 месяцев».

- Рассматривание иллюстраций, фотографий о зиме, весне; репродукций картин художников.

- Прослушивание аудиокассет: «Звуки воды», музыкальная запись романса П. И. Чайковского «Весна» на стихи А. Н. Плещеева, фрагмента «Апрель» П. И. Чайковского.

- Просмотр мультфильма «12 месяцев»

Материал

Репродукции картин: В. Н. Бакшеев «Голубая весна». 1930 г., В. К. Бялыницкий-Бируля «Весенний день». 1902 г., Н. М. Ромадин «Март» 1950. А. М. Грицай «Подснежники». Чайковский П.И. «Времена года. Март. Подснежник»

Оборудование: две корзинки (синяя, зелёная), картинки со звуками «з», «зь», звуковые сигнальчики, карточки с заданиями.

Принадлежности для рисования: общее панно «Весна» для оформления детских работ, тонированный лист - проталинка, кисти, гуашь – цвет молодой зелени, заготовки лепестков для формирования венчика цветка, клей, салфетки.

       Звучит музыка. Входит педагог с детьми, всех приветствуют и садятся на стульчики.

Логопед: Дети, вы любите сказки? Вот сегодня мы с вами отправимся в сказку, а как называется эта сказка, вы догадаетесь сами.

Входит Зима с девочкой

Зима:                                                                                                                                                               -  Ребята, здравствуйте! Я волшебница – Зима. Шла я по лесу и встретила девочку. А что она делала зимой в лесу с корзинкой, она вам сама расскажет.

Девочка:                                                                                                                                                                      Обошла в лесу немало,                                                                                                                                                              В поисках одной поляны.                                                                                                                                                              Где из снежной пустоты,                                                                                                                                                             Пробивались бы цветы.                                                                                                                                                                                                                              Мне собрать их очень надо,                                                                                                                                                        И тогда я буду рада.                                                                                                                                                                 Дайте мне совет хороший,                                                                                                                                                                       Я так долго уж в пути,                                                                                                                                                   Помогите же, ребята,                                                                                                                                                            Мне подснежники найти.

Логопед:                                                                                                                                                                                 -  Из какой сказки пришла наша гостья? (из сказки «12 месяцев»).                                                                                                      -  Кто автор этой сказки? (Самуил Яковлевич Маршак).                                                                                                                                 – А вы помните, в какое время года происходит действие в сказке? (зимой)                                                                                                      

Зима: Правильно ребята, зимой. Ведь сейчас моё время года. А подснежники появляются весной.

- Я могу уступить место своей сестре Весне. Но это не так просто. Надо отправиться в сказочный лес и выполнить задания. Возьмитесь за руки, и мы с вами отправимся в сказочный лес.

Зима:  (дети змейкой проходят по залу)                                                                                                                                                                                         По заснеженной тропинке мы пойдём,                                                                                                                                                            На весеннюю полянку попадём.

- Долго шли, устали, давайте присядем (садятся на стульчики)

Логопед:

- Как вы думаете, какие любимые речевые звуки у нашей гостьи Зимы?(«з», «зь»)

- Почему? Слово «зима» начинается со звука «зь».

- Дайте характеристику звуку «з»  (согласный, звонкий, твёрдый, имеет мягкую пару «зь»).

Логопед: Ну, что ж самое время выполнить задания.

  1. Задание  «Зажги фонарик»

- Я буду называть слова со звуками «з»,»зь», а вы показывать – «зажигать» соответствующий фонарик.

Слова: Запах, зефир, загадка, батон, зелёный, музыка, зебра, кабан, корзина.

  1. Задание  «Угадай слово?»

- Вместо звука «з» я буду хлопать в ладоши, а вы называть слово полностью.

Слова: Змей, звон, здоровье, звонок, зайка, азбука, воздух, гнездо.

  1. Задание  «Картинки в корзинки»

- Зима приготовила нам 2 корзинки: синюю и зелёную и картинки в названии которых есть звук «з», «зь». Возьмите картинку и поместите в соответствующую корзинку. Объясните свой выбор.

Картинки: Зонт, забор, зеркало, зубы, замок, зима, земляника, заяц, завод, кубики.

  1. Звуковой анализ слова «Зима»

- Гостья зима будет рада, если вы сложите слово «Зима» с помощью звуковых сигнальчиков.

- Прежде назовите все звуки в слове по порядку.

  1. Место звука в слове «Зима»

- Помогите зиме выбрать ту схему, где правильно определено место звука «зь» в слове «Зима».

Зима: Молодцы, ребята, справились с заданиями. Я смотрю, вы совсем замёрзли в лесу, давайте погреемся.

Динамическая пауза под музыку                                                                                                                                        Мы погреемся немножко,                                                                                                                                                          Мы похлопаем в ладошки.                                                                                                                                                 Ножки тоже мы погреем,                                                                                                                                                                      Мы потопаем скорее.                                                                                                                                                             Рукавицы мы надели,                                                                                                                                                                                        Не боимся мы метели.                                                                                                                                                                  Мы с морозом подружились,                                                                                                                                                Как снежинки покружились.                                                                                                                                  Покружились, покружились,                                                                                                                                                На поляне очутились.

Логопед: оглядывается вокруг и говорит                                                                                                                                                                                           Тает снежок,                                                                                                                                                                                        Ожил лужок.                                                                                                                                                                          День прибывает,                                                                                                                                                                    Когда это бывает?

- Подумаем над этой загадкой, а если не сможем отгадать, художники помогут нам ответить своими пейзажами, которые мы видим (обратить внимание на репродукции). Дети рассматривают репродукции художников  о весне под музыку.

- Какое время года художники изобразили в пейзажах? (Весна)

- Вот и отгадка! Художники рассказали нам о наступлении весны – красками, а вы расскажите словами.

- Подберите красивые слова к слову…

  1. - Весна (какая?) – тёплая, ранняя, поздняя, солнечная, долгожданная, прекрасная.                                                                                                                              - Земля весной (какая?) – сырая, мокрая, грязная, влажная, холодная.                                         – Капель (какая?) – весенняя, радостная, звонкая.                                                                         - Погода (какая?) – весенняя, солнечная, ветреная, ясная, дождливая.                                           – Солнце (какое?) – яркое, тёплое, ясное, лучистое.                                                                        – Ручьи (какие?) – чистые, звонкие, быстрые.                                                                                  – Какое весеннее небо? – голубое, нежное, высокое, светлое.
  2. «Назовём ласково» - а теперь назовём ласково:                                                                                                                                                    Ручей – ручеёк                                                                                                                                                     Проталина – проталинка                                                                                                                                         Лужа – лужица                                                                                                                                                                   Солнце – солнышко                                                                                                                                      Сосулька – сосулечка    

 

Весна:                                                                                                                                                                - Здравствуйте, я – Весна.                                                                                                                                                                                                 - Вы очень красиво и ласково обо мне говорили, и я поспешила к вам в гости.

Зима и Весна здороваются друг с другом.                                                                                                  - Здравствуй Весна!                                                                                                                                         - Здравствуй Зима! Спасибо, что уступила мне место.

Логопед:                                                                                                                                      Зима и Весна похожи друг на друга? (нет). – Давайте про это расскажем. Я начну предложение, а вы закончите его добавив нужное слово.                                                                                                  – Зимой дни короткие, а весной длинные (светлые).                                                                                – Зимой погода морозная, а весной тёплая (солнечная).                                                                                 – Зимой снег белый, искристый, а весной тёмный (рыхлый, грязный).                                                     – Зимой ветер холодный, порывистый, а весной тёплый (ласковый).                                                                            

Весна:                                                                                                                                                             -  Удивительные явления происходят в природе в любое время года. А что происходит весной, мы сможем сейчас с вами увидеть. Давайте присядем.  

Просмотр презентации «Весна»    

Весна:                                                                                                                                                                                      - Вы обратили внимание, как оживилась природа весной – пригрело солнышко, начал таять снег и появились проталины. А на проталинках расцвели первые цветы – подснежники. Это те самые цветы, которые искала в лесу девочка.

- Зима, а ты хочешь полюбоваться подснежниками?

Зима: Да, конечно.  Давайте ручками изобразим эти нежные цветы.

Пальчиковая гимнастика «Подснежник»

К нам Весна лишь заглянула -                  протягивают руки вперед.                                                           В снег ладошку окунула.                            руки внизу, перпендикулярно корпусу.                                                                                                                                                          И расцвел там нежный,                          руки соединяют в бутон на уровне глаз                   Маленький подснежник.                       медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)

У цветочка лепестки                                                                                                                  Удивительно хрупки.                                                                                                                                  Хоть не стаял снег и лед,                                                                                                                                       А цветок уже цветет (подснежник).                                                                                                                       К цветку носик приближаем,                         Податься вперед                                                                                              Аромат цветов вдыхаем.                                Втянуть носом воздух)

Весна:                                                                                                                                                                                            - Мы поможем девочке (внимание детей обращается на панно «Весна»)

- На этой поляне расцветут цветы.                                                                                                        Пусть пробуждается природа с наступлением весны.                                                                                        Из под снега и сугробов пробиваются цветы.

 - беленький, чистый подснежник – цветок мы сделаем с помощью бумаги и кисточки.

Объяснение:                                                                                                                Сквозистый, прозрачный снежок на ваших листочках уже есть. Фон листа коричневого цвета – это проталинка. На этой проталинке вырастит цветок. Попробуйте выложить венчик цветка из отдельных беленьких лепестков на коричневую проталинку или на белый снежок. На каком фоне венчик цветка виден хорошо? Да, верно на коричневом. А теперь начнём работать. Приклейте венчик, так как вы его выложили. У цветка есть стебелёк, его мы нарисуем красками.

Показ – наш цветок понемножку зелёную выставит ножку, она тоненькая и хрупкая. Стебелёк рисуем снизу вверх кончиком кисточки, используем краску цвет - молодой зелени. Стебель заканчивается чашечкой в виде точки, которая держит венчик цветка.

Дети выполняют работу под музыку.

Итог: По завершению, работы крепятся на общее панно «Весенняя полянка с подснежниками».

-  Молодцы, ребята! Вот и добралась девочка до подснежников. Вы очень помогли девочке, и она говорит Вам «большое спасибо».                                                                                                                                                                                                                                                                                                            


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ д / с № 100 группа «Солнышко»

Слайд 3

Подснежник

Слайд 4

Стужа Сильный холод Мороз

Слайд 5

Угроза Запугивание Обещание причинить вред


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Интерактивный кроссворд по теме: "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "Нравственно - патриотическое воспитание детей через легенды и притчи о цветах Подмрсковья"Вместе с воспитателем Романовой Инной Александровной разработали к пр...

Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"

Иллюстрация садовых цветов и их описание.Презентация по теме: "Садовые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья"В...

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".

Презентация по теме: "Полевые цветы". "Цветы в легендах" к методическим идеям "Нравственно-патриотическое воспитание детей через легенды о цветах Подмосковья".В ЦД "Жемчужинка" работаем над проектом "...

Конспект занятия в подготовительной группе «Чтение Легенд и изготовление журавлика (из одной из легенд) в технике оригами»

Конспект  в подготовительной группе«Чтение Легенд и изготовление журавлика (из одной из легенд)  в технике оригами»Выполняла Абросимова Дарья СергеевнаЛегенды об оригами.Воспитат...

Пластилинография "Подснежники" своими руками для детей 2 младшей группы. Мастер-класс с пошаговым фото Весенняя аппликация из пластилина для детей 3-4 лет «Подснежники».

Задачи:1. Уточнить представление детей о приметах весны.2. Развивать навыки лепки, использовать прием «раскатывание колбаски» и расплющивание .3. Развивать мелкую моторику пальцев рук.4. В...

Легенды и сказы(сказки)Южного Урала.Презентация по теме:"Башкирская легенда "Девушка и Месяц".

1).Легенды и сказы (сказки) Южного Урала.Презентация по теме:"Башкирская легенда "Девушка и Месяц".Цель:приобщение детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения к литературно-...