Занятие по развитию речи в средней группе "Поможем ежику"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Иванова Эльвира Максимовна

 

Задачи: продолжать знакомить детей с обитателями осеннего леса: где живет ежик, зачем ему колючая шубка, что делает ежик зимой, учить образовывать слова-определения к существительным; развивать умение правильно произносить  звуки Ж и Ш;  умение находить слова со звуком Ш и Ж; развивать фонематическое восприятие и слух;  воспитывать умение слушать друг друга.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_maam_pomozhem_ezhiku.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Поможем ежику».

Задачи: продолжать знакомить детей с обитателями осеннего леса: где живет ежик, зачем ему колючая шубка, что делает ежик зимой, учить образовывать слова-определения к существительным; развивать умение правильно произносить  звуки ЖЖ и Ш;  умение находить слова со звуком Ш и Ж; развивать фонематическое восприятие и слух;  воспитывать умение слушать друг друга.

Демонстрационный материал: игрушки сороки, белки, зайчика, ежика, змеи, жука; книжка-сказка А. Суконцева «Как ежик шубу менял», деревья из картона разных цветов; осенние листочки; предметные картинки: шишка, морковь, капуста, грибы, яблоко, орехи, желудь, листик.  

          Раздаточный материал:

         Ход занятия.

В группу влетает сорока.

Воспитатель:  Ой, кто это к нам прилетел?

Здравствуй, сорока.

(Сорока здоровается с детьми).

Дети тоже здороваются с сорокой.

Воспитатель: А что ты здесь делаешь?

(Сорока говорит о том, что у них в лесу живет капризный ежик. Он никак не хочет готовится к зиме. Говорит ежик, Что он не будет спать всю зиму. А такого быть не может. Вот я и прилетела помочь нам объяснить ежику, что так делать нельзя).

Воспитатель: Ребята, на улице какое время года?

Дети: Осень.

Воспитатель: Да, осень. Уже холодно стало. Скоро ежику пора ложится спать на всю зиму. Ему ведь будет холодно зимой. Вы готовы отправиться ежику на помощь?

Дети: Да.

 Воспитатель:  Вот мы и пришли в лес. Как тут красиво, как легко здесь дышится.

(Обращает внимание на деревья, на их цвет)

- Какого цвета стали листочки на деревьях?  

- Ребята, а где же живет ежик?

Воспитатель: Здравствуй, ежик.

(Ежик тоже здоровается с детьми).

Воспитатель:  Ежик, а можно нам рассмотреть тебя?

(Ежик разрешает).

Вопросы педагога:

- Ребятки, какой ежик?

Дети: Маленький.

- Какая у него шубка?

Дети: Колючая.

- Как вы думаете, зачем ежику такая шубка?

Дети: Защищаться от врагов.

- А что может произойти с ежиком, если его раздеть?

Дети: Его могут съесть.

- А есть ли враги у ежика?

Дети: Да. Волк и лиса.

- А есть ли друзья?

Дети: Зайцы, белки.

(Воспитатель хвалит детей).

Воспитатель: Ежик, нам сказала сорока, что ты всю зиму спать не будешь. Тебе будет очень холодно. Поэтому мы с ребятками просим тебя приготовить норку, что перезимовать там.

(Ежик говорит детям, что они уговорили его лечь спать)

Воспитатель:  Ежик, а мы знаем сказку, где ежик хотел поменять даже свою шубу.

(Педагог читает сказку А. Суконцева «Как ежик шубу поменял».

После чтения идет беседа по содержанию сказки:

- Почему ежик не приготовился к зиме?

Дети: Не хотел.

- Кого же встретил ежик в лесу?

Дети: Лису.

- Почему же ежик  захотел поменять шубку?

Дети: Понравилась заячья белая шубка.

- А что же произошло с ежиком в заячьей шубе?

Дети: Лиса хотела съесть его.

- Почему ежик решил вернуть свою колючую шубу обратно?

Дети: Чтобы его никто не обижал.

Далее педагог проводит словесную игру  «Какая, какой?».

- Ребятки, а ежик наш какой?

Дети: Маленький, колючий, доверчивый.

- А лиса какая?

Дети: Пушистая, рыжая, Хитрая.

(Воспитатель  хвалит детей).

Воспитатель: Давайте мы с вами отдохнем.

(Воспитатель предлагает детям  спеть песню про сильного ежика – водят хоровод):

Маленький ежик

четвероножик

На спине листок несет

 песенку поет.

Фуф ты, фуф ты, фуф ты, фу

Самый сильный я в лесу.

На спине  листок  несу

Но боюсь одну лису.

Маленький ежик

Четвероножек.

На спине грибок несет

Песенку поет.

Фуф ты, фуф ты, фуф ты, фу

Самый сильный я в лесу.

На спине  грибок   несу

Но боюсь одну лису.

Маленький ежие

Четвероножек

На спине лису несет

Песенку поет.

Фуф ты, фуф ты, фуф ты, фу

Самый сильный я в лесу.

На спине  лису  несу

Победил саму лису.

(Ежик благодарит детей за хорошую песню).

Ежик: Ребята, а вы знаете, что я ем на обед?

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру «Кому что?»

Воспитатель: К ежику прибежали друзья.

(Воспитатель  ставит на стол плоскостные фигуры белки, зайчика. Затем раздает каждому ребенку предметные картины:  грибы, желуди, шишки, грибы, орехи, яблоко, листья, морковь, капуста).

(Воспитатель дает задание: раздать еду всем животным. Например: еж – гриб, желудь, яблоко, листок).

(Воспитатель хвалит детей).

Воспитатель: Ребятки, тут в листочках кто- то шевелится.  Угадайте, кто же это?

Воспитатель  загадывает загадку:

 Не жужжу, когда хожу.

Не жужжу, когда лежу.

Если в воздухе кружись

Тут уж вдоволь нажужжусь.

Дети: Жук.

В.: А как же жужжит жук?

Дети: Ж-ж-ж.

Воспитатель: Да, жук жужжит Ж-Ж-Ж-Ж.

- А большой жук жужжит так: Ж-Ж-Ж. Повторите все за мной.

- А так жужжит маленький жук ж-ж-ж. (Воспитатель произносит тихо).

Давайте мы с вами поучим короткий стих про жука:

Жук упал и встать не может

Ждет, кто ему поможет.

Воспитатель: А кто  здесь лежит?

(Воспитатель ставит на стол плоскостную фигуру змеи).

Воспитатель загадывает загадку:

Веревка по земле ползет,
Вот язычок, открытый рот,
Всех укусить, готова я,
Всё потому что я ...
Дети: Змея. 

Воспитатель: А как шипит змея?  Ш-ш-ш.

)Воспитатель предлагает детям произнести этот звук).

Воспитатель: А как жужжал жук?

Дети: Ж-ж-ж.

Воспитатель: А  как шипит змея?

Дети: Ш-ш-ш.

Воспитатель: А ежик нам приготовил игру «Раздай карточки жуку и змее». Если есть в словах звук Ж, то карточку отдаем жуку, а если в словах есть звук ш – то змее.

(Карточки для игры: Шапка, шарф, шуба, груша, жилет, жаба, лыжи и др)

(Воспитатель хвалит детей и просит ежика еще раз подготовиться к зиме).

Воспитатель:  Нам уже пора возвращаться в группу.

- До свидания.

Дети: До свидания, ежик.

(Ежик тоже прощается с детьми).

Воспитатель:  Вокруг себя ты повернись

                        И снова  в группе окажись.

Подводится итог занятия. Педагог просит поделиться впечатлениями от занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Расскажем ежику о зиме"

Конспект занятия по развитию речи в средней группе "Расскажем ежику о зиме"...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: «Развитие речи как средство творческого воображения детей»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»

Конспект занятия по развитию речи в средней группеНОД по развитию речи в средней группе «Лесная посылка»Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для дете...

Открытое занятие по развитию речи "в гостях у ежика".

Открытое занятие по развитию речи "в гостях у ежика"....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе НОД по развитию речи в средней группе «Домашние животные»

Описание работы: Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей средней группы «Домашние животные». Материал будет полезен воспитателям дошкольных групп. Этот конспек...

Открытое занятие по развитию речи "В гостях у ежика"

Развитие речи ребенка, как средство общения со взрослыми и сверстниками....

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Тема: "Военная техника" план-конспект занятия по развитию речи

Формирование представлений о военном транспорте и его назначении.Закрепление в речи существительного с обобщающим значением транспорт....