консультация для педагогов
консультация по развитию речи

Хайруллина Ильгиза Зайкатовна

консультации педагогам по речевому развитию детей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие моторики у детей


Развитие мелкой (тонкой) моторики рук

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Более подробно о приемах подготовки руки к письму у дошкольника читайте в разделе "Развивающие методики. Письмо"
>>>> 

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответсвующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1. Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

2. Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.

3 Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

4. Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр. Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.

5. Исходное положение - сидя на коленях и на пятках. Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед. Большой палец противопоставлен остальным. Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.

6. "Резиночка". Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой ру6кой.

7. Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.

8. Игра "Разноцветные снежинки" (возраст - 4 года). Направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.

Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.

Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их. После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные. Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья. Ведущий просит детей раскрасить снежинки.

Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.

9. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.

10. Игры с рисованием.

Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка. И каждый старается нарисовать позапутаннее). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.

11. Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.

Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.

Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник".


Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят".


Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли меда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?".


Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".


Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы".


То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".


Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.

Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину веревку".


Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех".


Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

12. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки(мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".

Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять.

Чем можно объяснить тот факт, что сейчас появилось так много игрушек-шнуровок? Ведь у теперешних родителей в детстве таких игрушек не было, тем не менее, выросли они нормальными людьми. Возникает недоумение, зачем это все надо?

Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.

Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Однако даже если речь ребенка в норме - это вовсе не значит, что ребенок хорошо управляется со своими руками. Если в возрасте 4-5 лет завязывание шнурков вызывает у ребенка затруднения, а из пластилина кроме шариков и колбасок ничего не лепится, если в 6 лет пришивание настоящей пуговицы - невыполнимая и опасная задача - значит, и ваш ребенок не исключение.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Больше всего на свете маленький ребенок хочет двигаться, для него движение - есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут детские движения, тем глубже и осмысленнее знакомство ребенка с миром.

Развитие общей моторики

Упражнения на повышение уровня активации.

Данные упражнения повышают потенциальный энергетический уровень ребенка, обогащают его знания о собственном теле, развивают тактильную чувствительность.

1. Самомассаж ушных раковин. Мочка уха зажимается большим и указательным пальцами, затем ухо разминается по краю снизу вверх и обратно.

2. Самомассаж боковых поверхностей пальцев рук.

3. Растопырив пальцы, хлопнуть несколько раз в ладоши так, чтобы пальцы обеих рук соприкасались. Затем хлопки выполняются кулаками, ориентированными тыльной поверхностью сначала вверх, потом вниз, наружу, внутрь.

4. Самомассаж головы. Пальцы рук слегка согнуты. Плавными поглаживающими движениями обе руки двигаются от ушей к макушке.

5. Сжав руку ладонью противоположной руки, массировать ее, проводя ладонью от запястья и обратно, затем - от плеча до локтя и обратно. То же другой рукой.

6. Общий массаж ног. Поглаживание и растирание бедер, икр, пальцев ног, ступней.

В этот блок упражнений можно включать различные виды общих и точечных массажей, упражнения по развитию мелкой моторики, хождение босиком по поверхностям различной фактуры и т. п.

Упражнения, направленные на регуляцию мышечного тонуса.

Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.

1. "Лодочка". Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.

2. Исходное положение - лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.

3. И.п. - лежа на животе, руки за головой, локти разведены в стороны. Приподнимается верхняя часть туловища, ноги лежат на полу.

4. "Снеговик". Исходное положение - стоя. Детям предлагается представить, что они - только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать "снеговика" на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала "тает" голова, затем плечи, руки, спина, ноги. Затем предлагается вариант "растаять", начиная с ног.

5. "Дерево". Ребенок сидит на корточках, голова спрятана в колени, колени обхватываются руками. Это семечко, которое, постепенно прорастая, превращается в дерево. Дети очень медленно поднимаются на ноги, выпрямляют туловище, вытягивают руки вверх. Тело напряжено, "дерево тянется к солнышку". Oт сильного порыва ветра "дерево" должно сломаться. Ребенок резко сгибается в талии, расслабляя верхнюю часть туловища, руки и голову, в то время как нижняя часть туловища должна остаться напряженной и неподвижной.

6. Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит расслабившись с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.

7. "Кощей бессмертный". Исходное положение - сидя на полу на коленях и на пятках (после освоения упражнения сидя можно переходить к и.п. стоя). Руки разведены в стороны. Руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Далее ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.

8. "Марионетки". Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальное расслаблено и болтается. Куклу начинают дергать за веревочку в различном темпе.

9. "Кулачки". Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.

10. "Яйцо". Для этого упражнения нужна достаточно большая прочная простыня, которая расстилается на полу. Ребенок садится на корточки, голову прячет в колени и обхватывает колени руками. Ведущий собирает простыню так, чтобы ребенок оказался в "яйце" и крепко держит края простыни над головой "цыпленка", начиная при этом раскачивать "яйцо" из стороны в сторону. Раскачивание продолжается 3-5 минут до полного расслабления. Затем "цыпленок" должен "вылупиться из скорлупы", активно работая головой, локтями и пытаясь распрямить все тело. Ведущий при этом в течение 1-2 минут удерживает ребенка в "яйце".

Упражнения для развития крупной моторики, формирования одновременных и реципрокных сенсомоторных взаимодействий, ощущения границ своего тела и его положения в пространстве.

1. "Бревнышко". Из положения лежа на спине (ноги вместе, руки вытянуты над головой) перекатываться по нескольку раз сначала в одну, затем в другую сторону.

2. "Колобок". Лежа на спине, подтянуть колени к груди, обхватить их руками, голову подтянуть к коленям. В таком положении перекатиться несколько раз сначала в одну, затем в другую сторону.

3. "Письмо в воздухе". И.п. - лежа на спине, руки вытянуты вперед перед грудью. Одновременно (в одну сторону) руки в воздухе "прописывают" буквы, цифры, а также целые слова. Этот же прием применяется при коррекции письма - при пропуске букв, их заменах, "зеркальном" написании и других ошибках. При этом вначале педагог может вместе с ребенком выполнять необходимые упражнения, взяв его ладони в свои.
Этот прием также помогает снять у ребенка страх перед школьной доской или тетрадью.

4. Рисование на доске, листе бумаги одновременно двумя руками. Обе руки сначала двигаются в одну сторону, затем в противоположные. Сначала ребенок рисует прямые линии - вертикальные, горизонтальные, наклонные, перпендикулярные; затем разнообразные круги, овалы, треугольники, квадраты.

5. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Одна рука сжимается в кулак, большой палец наружу. Разжимается. Сжимается в кулак, большой палец внутрь. Разжимается. Другая рука при этом неподвижна. Меняем руки. То же двумя руками вместе. Затем смещаются фазы движения (одна
рука сжимается, другая одновременно разжимается). При хорошем усвоении этого упражнения можно добавить сюда движения языка и глаз в различных сочетаниях.

6. И.п. - сидя на коленях и на пятках. Руки лежат на коленях. Поочередно каждой рукой выполняются движения кулак - ребро - ладонь. После освоения то же упражнение выполняется навесу, руки согнуты в локтях.

7. И п. - сидя на коленях (стоя). Руки присогнуты в локтях. Одна рука выполняет движение кулак - ладонь, другая одновременно выполняет движение кулак - ребро - ладонь. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения.

8. И.п. - лежа на спине, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой. Правая рука и правая нога сгибаются, локоть касается колена. Возвращаемся в и.п. То же повторяем левой рукой и левой ногой. Затем упражнение делается встречно левой ногой и правой рукой и наоборот.

9. И.п. - лежа на спине. Согнутые в коленях ноги стоят на полу, руки сложены лодочкой и вытянуты вверх перед собой. Сложенные руки кладем на пол с одной стороны от тела (при этом рука сверху "ползет" по другой руке), а ноги с другой стороны. Одновременно переводим руки и ноги в противоположную сторону.

10. И.п. - лежа на спине. Ноги прямые, руки в стороны. Одна нога сгибается в колене, поднимается и отводится наружу (или во внутрь), кладется на пол. Возвращается в исходное положение. То же - с другой ногой. Затем работают две ноги одновременно.

11. И.п. - сидя на коленях (стоя). Для этого упражнения нужен тугой, но не упругий продолговатый предмет (тряпочная "сарделька"). Ведущий бросает предмет ребенку, ребенок его ловит, при этом двигая только руками. Затем предмет нужно поймать одной рукой. Когда упражнение освоено, ребенку дается задание поочередно закрывать то один, то другой глаз, ловя предмет то правой, то левой рукой.

12. Из положения лежа на животе изображаем гусеницу: руки согнуты в локтях, ладони упираются в пол на уровне плеч; выпрямляя руки, ложимся на пол, затем сгибаем руки, поднимаем таз и подтягиваем колени к локтям.

13. Ползанье на животе. Сначала по-пластунски. Затем только на руках, ноги расслаблены. Затем только при помощи ног, руки за спиной (на последних этапах руки за головой, локти в сторону).

14. Ползанье на животе при помощи рук. При этом нога от колена поднимается вертикально вверх (одновременно с ведущей рукой, затем с противоположной).

15. Ползанье на спине без помощи рук и ног ("Червячок").

16. Ползанье на четвереньках. Ползанье вперед, назад, вправо и влево с одновременным продвижением одноименных руки и ноги, затем противоположных руки и ноги. При этом руки сначала располагаются параллельно друг другу; затем перекрещиваются, то есть при движении с каждым шагом правая рука заходит за левую, затем левая заходит за правую и т. д. При освоении этих упражнений можно положить ре
бенку на плечи плоский предмет (книгу), и поставить задачу его не уронить. При этом отрабатывается плавность движений, улучшается ошущение положения своего тела в пространстве.

17. Отработка сочетанных движений глаз, языка, головы, рук и ног при ползанье на четвереньках.

18. "Паучок". Ребенок садится на пол, руки ставит немного позади себя, ноги сгибает в коленях и приподнимается над полом, опираясь на ладони и стопы. Шагает одновременно правой рукой и правой ногой, затем левой рукой и левой ногой (упражнение выполняется по четырем направлениям - вперед, назад, вправо, влево). То же, только шагает одновременно разноименная рука и нога. После освоения добавляются движения головы, глаз и языка в различных сочетаниях.

19. "Слоник". Ребенок становится на четыре конечности так, чтобы вес был распределен поровну между руками и ногами. Одновременные шаги правой стороной, затем левой. На следующем этапе ноги идут параллельно, а руки наперекрест. Затем руки параллельно, ноги наперекрест.

20. "Гусята". Отрабатывается "гусиный" шаг с прямой спиной по четырем направлениям (вперед, назад, вправо, влево). То же с плоским предметом на голове. После отработки включаются разнонаправленные движения головы, языка, глаз.

21. Шаг на месте. Ребенок марширует на месте, высоко поднимая колени. Руки висят вдоль тела.

22. И.п. - стоя, прямые руки вытянуты вперед. Одна рука ладонью вверх, другая вниз. Ребенок начинает маршировать, на каждый шаг меняя положение ладоней. То же, но смена ладоней через шаг, затем через два. После освоения добавляются различные глазодвигательные упражнения в различных сочетаниях.

23. И.п. - стоя на четвереньках. Ребенок выпрямляет и приподнимает над полом одну ногу, отводит ее сначала в одну, потом в другую сторону. Остальные части тела при этом неподвижны. То же с закрытыми глазами. После освоения одновременно с ногой вытягивается вперед разноименная рука. Затем одноименная.

24. И.п. - стоя на одной ноге, руки вдоль тела. Закрывая глаза, максимально долго удерживаем равновесие. Затем сменяем ногу. После усвоения можно подключать различные пальчиковые и др. движения.

25. "Ласточка". И.П. - стоя на одной ноге, вторая нога вытянута назад параллельно полу, туловище наклонено вперед, руки в стороны. То же с закрытыми глазами. Сменить ногу.

26. "Бревнышко" по стене. И.п. - стоя, ноги вместе, прямые руки вытянуты над головой, спина соприкасается со стеной. Ребенок делает несколько поворотов сначала в одну сторону, затем в другую так, чтобы постоянно прикасаться к стене. То же с закрытыми глазами.

27. Встать у стены, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз; передвигаться вдоль стены вправо (3-5 метров), а затем влево. То же приставным шагом - двигаются одноименные рука и нога (руки параллельно ногам). Затем разноименные рука и нога. То же скрестным шагом с перекрестом рук (двигаются одноименные рука и нога).

28. "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки").

Ведущий (взрослый) делает какие-то движения: приседает, поднимает руки вверх, хлопает в ладоши - а дети должны повторить их вслед за ним. Темп движений можно то замедлять, то ускорять. Чтобы подключить также и тренировку внимания, можно ввести "запрещаемые движения" (какое-то движение повторять нельзя), либо "замену движений" (когда какое-то движение надо заменить на другое, например, когда ведущий подпрыгнет, то дети должны присесть).

Упражнения для развития пространственных представлений.

1. "38 попугаев". Ребенку предлагается вспомнить мультфильм про слоненка, мартышку и удава. Затем предлагается измерить несколько предметов или расстояний при помощи различных частей своего тела. Вслед за этим ребенку дают мелкие предметы (буквы, цифры) и просят разложить их так, чтобы между ними было расстояние в его ладонь, а от каждого из них до края стола - его указательный палец. Рекомендуется предложить как можно большее количество вариантов расположения предметов (на расстоянии стопы, от колена до пятки, от локтя до кисти и т. д.).

2. "Маркеры". Маркируется левая рука ребенка при помощи браслета, колокольчика, яркой тряпочки и т. п.

3. Каждое из направлений закрепляется определенным движением. Например: "вверх" - прыжок, "вниз" - присесть, "вправо" - прыжок с разворотом направо, "влево" - прыжок с разворотом налево.

4. "Зеркало". Упражнение выполняется либо в паре с ведущим, либо двумя детьми. На первом этапе упражнение выполняется в положении сидя на коленях и на пятках. Сначала ведущий совершает медленные движения одной рукой, затем другой, затем двумя. Ребенок зеркально повторяет движения ведущего. Когда упражнение освоено, можно переходить в положение стоя и подключать движения всего тела.

5. "Телевизор". Это упражнение аналогично предыдущему, только движения повторяются той же рукой, какой показывает ведущий (если ведущий берется правой рукой за левое ухо, ребенок тоже берется правой рукой за левое ухо).

6. "Найди клад". В комнате прячется игрушка или конфета. Ребенок должен найти ее, ориентируясь на команды ведущего (ведущий говорит: "сделай два шага вперед, один направо..." и т. п.). Найденная ребенком вещь дарится ему.

7. Графические диктанты на листочках в клеточку.

8. Копирование нарисованных фигур разной степени сложности.

9. Составление ребенком планов (комнаты, квартиры и т. д.)

10. Педагог рисует план, по которому ребенок должен найти предмет в комнате или здании.

Групповые игры.

1. Любые игры по типу "Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри".

2. "Ритм по кругу". Дети садятся в круг на колени и на пятки. Число участников в кругу не должно быть кратно трем. Первый ребенок хлопает в ладоши один раз, следующий - два раза, следующий - три раза, следующий опять один раз и т. д. Ведущий задает различный темп игры, меняет направление игры (то по часовой стрелке, то против).

Далее упражнение усложняется. Дети садятся полукругом. Педагог отстукивает какой-то ритм. Дети по команде его повторяют (по отдельности или все вместе). Когда ритм освоен, дети получают команду: "Давайте прохлопаем этот ритм следующим образом. Каждый по очереди отбивает по одному хлопку заданного ритма. Слева направо. Когда ритм закончится, следующий по кругу выжидает короткую паузу и начинает сначала. И так до команды "Стоп". Опоздавший со своим хлопком, не выдержавший паузу, сделавший лишний хлопок получает штрафное очко".

3. "Слепой скульптор". Водящему завязывают глаза. Одного из участников игры педагог ставит в любую позу. Это - натурщик. Водящий должен ощупать предложенную ему фигуру и "слепить" из другого ребенка точно такую же (не зеркальную). Затем можно увеличивать число натурщиков (составлять скульптурные группы из двух - трех человек). Очень важно, чтобы после окончания своей работы "скульптор" с открытыми глазами мог поправить допущенные ошибки.

4. "Зоопарк". Ребенок изображает различных животных или птиц. Остальные члены группы должны отгадать изображае мое животное.

5. Дети стоят в кругу; через одного надо то приседать, то подпрыгивать, то наклоняться в быстром темпе.

6. "Ладушки". Дети встают друг напротив друга в парах, согнутые в локтях руки поднимаются к плечам таким образом, что ладони обеих рук "смотрят" на ладони партнера. Дети выполняют сначала хлопок своими руками, возвращают руки в исходное положение. Затем хлопок по рукам партнера. Исходное положение. Хлопок своими руками. И.п. Хлопок правой рукой по правой руке партнера. И.п. Хлопок своими руками.
И.п. Хлопок левой рукой по левой руке партнера. Повторять цикл, постепенно увеличивая темп, пока кто-либо из партнеров не перепутает последовательность.

7. Этюды по "Согласованным действиям": пилка дров, гребля, перемотка ниток, перетягивание каната, игра в воображаемый мячик и т. д. Детям необходимо постоянно помнить о согласованности действий и о целесообразности распределения движений. Данные этюды отрабатываются сначала парами, затем всей группой.

8. "Хлопки". Дети свободно двигаются по комнате. На один хлопок ведущего они должны подпрыгнуть, на два - присесть, на три - встать с поднятыми вверх руками (или любые другие варианты движений).

9. "Канон". Дети стоят друг за другом таким образом, что руки лежат на плечах стоящего впереди. Услышав первый сигнал (по договоренности), первый ребенок поднимает правую руку. На второй сигнал второй ребенок поднимает левую руку, на третий - третий поднимает правую и т. д. Затем аналогично руки опускаются вниз.

10. "Передай мяч". Игра проводится в форме командного соревнования. Дети в каждой команде стоят в затылок друг другу на расстоянии вытянутой руки. Первый передает мяч второму сверху над головой, второй третьему - снизу меж ду ногами и т. д. Другой вариант - передача мяча сбоку с поворотом корпуса то вправо, то влево. Третий вариант - комбинированный.

11. "Паровоз". Дети разбиваются на команды по 4-5 человек, выстраиваются паровозиком в затылок друг другу (стоящий сзади держит стоящего впереди за талию). Все закрывают глаза, кроме первых, которые медленно начинают движение. Их задача - аккуратно, молча вести "паровоз", огибая препятствия, не сталкиваясь с другими; задача остальных - максимально "прислушиваться" к стоящему впереди, наиболее точно повторять изменения в его движениях, тем самым обеспечивая точную передачу информации стоящим сзади.

По команде педагога дети останавливаются, первый встает в конец паровоза и т. д., пока каждый не побывает в роли ведущего.

Усложнение упражнения: дети становятся друг за другом на четвереньки, держа того, кто впереди, за щиколотки. Двигается одновременно правая рука и правая нога, затем левая рука и левая нога. "Головной" сначала дает команды вслух, затем продолжает движение молча. Выигрывает та команда, чьи движения были более согласованными.

12. Показ стихов. Участник группы показывает в пантомиме известное стихотворение или басню, остальные должны отгадать название произведения.

13. Дети разбиваются на две команды. Первый ребенок с закрытыми глазами ощупывает предложенный ему предмет или слово из нескольких букв (используются буквы от детской магнитной азбуки). Затем с помощью пантомимы показывает следующему члену команды, какой предмет ему предъявили. Следующий ребенок называет данный предмет третьему члену команды, тот опять показывает его с помощью пантомимы
четвертому, а четвертый с закрытыми глазами находит этот предмет из предложенных или составляет слово - название данного предмета. Участники команды постоянно меняются местами. Выигрывает команда, правильно отгадавшая большинство предметов.

Другие публикации на тему данной статьи:

-
Упражнения из практической жизни (по Монтессори) для развития общей и тонкой моторики
-
Первые шаги в рисовании



Предварительный просмотр:

О приемах развития фонематического восприятия

у дошкольников с ОНР.

        Известно, что дефекты произношения малышей обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки. Время идет, речь постепенно исправляется. Но всегда ли? К сожалению, нет.

        Недостатки звукопроизношения могут задерживать умственное развитие ребенка: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребенок до поступления в школу не научился правильно говорить, он будет делать ошибки в письме и чтении, не сможет полноценно усваивать грамоту, орфографию. Прислушайтесь к тому, как говорит Ваш малыш, и помогите ему исправить речь.

        Одним из основных направлений логопедической работы в детском саду является предупреждение нарушений письменной речи, формирование правильного произношения, навыков речевого общения с окружающими. Оно включает: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизацию словаря, совершенствование грамматического строя речи, навыков связной речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовку к обучению грамоте.

        В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение развивается постепенно. Основные грамматические закономерности ребенок усваивает к пяти – пяти с половиной годам. К этому времени в его речи есть все падежные формы, простые распространенные и сложные предложения с различными придаточными. Словарь детей включает практически все части речи, служебные слова (предлоги, союзы, частицы), междометия.

        При формировании связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет или событие), уметь их анализировать, отбирать основные факты, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

        Развитие звуковой стороны речи предполагает не только усвоение произношения и восприятия звуков родного языка. Ребенок должен уметь регулировать темп, громкость голоса, выделять все виды ударения.

        В старшей группе речь становится для детей особым предметом для изучения. Педагог развивает у них отношение к устной речи как языковой деятельности. Ведется работа по развитию всех видов языкового анализа, развиваются навыки звукобуквенного анализа слов. Учитель - логопед обучает детей составлять предложения из 3-6 слов, делить предложения на слова, слова на слоги и составлять из них слова.

        В логопедических группах ведется работа по коррекции нарушений произношения звуков, слоговой структуры слов и просодических компонентов речи. Занятия по формированию правильного произношения проводятся не реже двух раз в неделю. Их продолжительность составляет 15-20 минут. Осуществляется формирование лексического запаса и грамматического строя речи в игровой форме. Доброжелательная обстановка на занятиях позволяет ребенку поверить в собственные возможности, что укрепляет интерес к занятиям. Работа строится с учетом возрастных, речевых, индивидуальных особенностей каждого ребенка.

        С дошкольниками работают логопед, психолог, специалист по БОСу, воспитатель, музыкальный работник, инструктор по физкультуре. Достижение эффективности в коррекционно - развивающей работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса.

        На фронтальных занятиях основное внимание уделяется формированию лексикона ребенка, грамматических средств речи, развитию навыков связной речи. На индивидуальных занятиях – формированию звукопроизношения и общих речевых навыков.

        Формирование правильного произношения зависит от способности ребенка к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. от определенного уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие фонем данного языка. Формирование фонематического восприятия происходит в ходе взаимодействия поступающих в кору головного мозга слуховых и кинестетических раздражений. Постепенно эти раздражения дифференцируются, и становится возможным выделение фонем.

        При помощи аналитико-синтетической речемылительной деятельности происходит сравнение ребенком своей несовершенной речи с речью старших и формирование навыков звукопроизношения. Недостаточность фонематического анализа и синтеза сказывается на развитии артикуляции в целом. Однако, если наличие простых форм фонематического анализа достаточно для повседневного общения, то их не достаточно для овладения чтением и письмом. А.Н.Гвоздев, В.И.Бельтюков, Н.Х.Швачкин и другие ученые доказали, что для этого необходимо развитие более сложных форм фонематического восприятия, при которых дети могли бы делить слова на составляющие звуки, устанавливать порядок звуков в слове, т.е. производить анализ его звуковой структуры.

         Только при четком, правильном произношении и восприятии звуков, возможно, обеспечить прочную связь между звуком и соответствующей буквой.

        В общей системе работы по речевому развитию дошкольников большое место занимают игры и упражнения, которые позволяют сформировать навыки количественного, позиционного и порядкового анализа, синтеза звуков, дифференциации пар согласных звуков в словах. Выполняя подобные упражнения с родителями дети научатся подбирать слова определенной структуры, правильно воспроизводить ряды слогов. Такие задания позволят предупредить трудности овладения грамотой, нарушения усвоения чтения, письма, орфографии.

                Игры и задания, развивающие навыки фонематического восприятия.

Упражнение «Хлопни в ладоши»

Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять /а/ из ряда гласных, слогов, слов (начальной ударной позиции).

Речевой материал: о, а, и, о, а, ы, э, а, ум, ап, он, арка, уши, аист, ангел, Аля и т.д.

Описание: Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит /А/.

 

Упражнение «Назови по порядку».

Цель: развивать навыки порядкового анализа слияний /ау/, /уа/.

Описание. Логопед показывает детям картинку, на которой изображены девочки, заблудившиеся в лесу, и спрашивает детей, что кричат девочки. Дети отвечают: «Ау!» Логопед просит подумать и назвать, какой звук произносят девочки первым, а какой – вторым. Аналогично проводится анализ слияния «Уа» при демонстрации картинки, на которой изображен плачущий малыш в коляске.

Игра «Разноцветные корзинки»

Цель: развивать навыки фонематических представлений, дифференциация звуков /а/, /у/ в словах.

Материал: картинки с изображением аиста, астры, арки, утки, улья, ушек(зайца), щуки, облака, картофеля, глаза, ложки.

Описание. На наборном полотне – красная и желтая корзинки. На ручке красной корзинки изображена буква А, на желтой – У. отдельно стоят предметные картинки. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, подумать, имеются ли в их названиях звуки /а/, /у/. детям предлагается молча разложить по корзинкам соответствующие картинки. Педагог прерывает игру только в том случае, если ребенок допускает ошибку. После того, как она исправлена, игра продолжается.

Упражнение «Подними сигнал».

Цель: учить детей выделять звук /Б/ из ряда звуков, слогов слов (начала и середины).

Речевой материал: б, т, к, б, м, н, п, б, к, б, п, т, б; па, му, ба, ну, бо, та, по; булка, палка, бочка, ток, мука, рыба, колобок, пума.

Описание. Детям предлагается поднять букву Б, когда они услышат соответствующий звук.

Упражнение «Утенок гуляет»

Цель: развивать навык позиционного анализа в словах.

Речевой материал: хвост, мох, халат, бухта, тахта, хасох, хлеб, хворост, пихта, хворь.

Описание. Перед каждым ребенком лежит полоска, разделенная на три части. Дети получают по маленькому пластмассовому утенку. Логопед объясняет, что он будет произносить слова, а дети – ставить утенка на начало, середину или в конец полоски в зависимости от того, где находится звук /Х/ в приизнесеном слове (в начале, середине или в конце слова).

Упражнение «Волшебные часы»

Цель: развивать навыки дифференциации согласных /В/, /Ф/ в словах.

Описание. На больших магнитных часах закреплены картинки, в названии которых есть звуки /В\, /Ф/: вагон, флаг, фартук, волк, фазан, форма, ворота, футболист, вода, ворона. Логопед предлагает детям рассмотреть изображения, подойти к часам и показать одной стрелкой картинку со звуком /В\ в названии, другой – со звуком /Ф/.

Упражнение «Разноцветные кружки».

Цель: совершенствовать навык звукового анализа слов, умения дифференцировать гласные и согласные звуки, учить детей работать с раздаточным материалом (квадратами красного и синего цветов).

Речевой материал: слова: рот, сок, дым, лак, рак.

Описание. Логопед показывает детям картинки, просит назвать изображение и предлагает выполнить звуковой анализ этих слов. Дети выполняют анализ и выкладывают схемы слов.

Игра «Воздушные Шары».

Цель: развивать слухопроизносительную дифференциацию в словах

Материал: стакан, замок, роза, кактус, звезда, ваза, бусы.

Описание. На картинке изображены девочки (Зоя и Соня), держащие в руках воздушные шары. Детям предлагается украсить воздушные шары, выбрав из раздаточного материала соответствующие картинки: Зое – со звуком /З/, Соне – со звуком /С/.

Упражнение «Назови гласные».

Цель: совершенствовать навык фонематического восприятия, умение дифференцировать гласные и согласные звуки.

Речевой материал: слова: нитка, ножницы, катушка, игла, наперсток, машинка, спицы, мелок.

Описание. Логопед предлагает детям послушать слова и назвать гласные звуки.

Игра «Построим пирамидку»

Цель: формировать умение определять количество звуков в словах.

Материал: 1. Рисунок пирамиды, выполненный из квадратов. В нижней части каждого квадрата кармашки для вкладывания картинок. В основании пирамиды 5 квадратов, вершину составляет два квадрата. 2. Предметные картинки, названия которых включают от двух до пяти звуков: уж, ус, мак, рак, жук, ухо, сыр, сом, рыба, ваза, лиса, утка, жаба, сумка, шапка, ветка, чашка, туфли, кошка, миска, кофта, мышка.

Описание. Логопед демонстрирует пирамиду, поясняя: «Эту пирамиду мы будем «строить» из картинок. На вершине должны быть картинки, названия которых состоят из одного слога, ниже из двух, еще ниже из трех. Сколько кармашков в основании пирамиды? Сколько слогов в таких словах?

Игра «Как их зовут»

Цель: закреплять у детей умение сложных форм звукового анализа и синтеза слов.

Материал: 1. Карточки с изображениями девочек и мальчиков(четырех-пяти). Сверху каждой расположены 4-5 кармашков для предметных картинок, внизу – кармашки для букв. 2. предметные картинки (лошадь, арбуз, рак, астра, утка, рыба , мышь, апельсин и т.д.); карточки с буквами а, у, с, л, м, ш, р.

Описание. Логопед предлагает узнать имена девочек и мальчиков, изображенных на картинках. Для этого нужно определить первые звуки в словах-названиях предметов, нарисованных на картинках в верхних кармашках. Дети называют: «Лошадь, аист, рак, астра». Из первых звуков слов составляют имя «Лара» и т.д.

Упражнение «Слушай и складывай»

Цель: развивать навык звукобуквенного анализа, и чтения слияний гласных.

Описание. У каждого ребенка на столе лежат пластмассовые буквы: А, У, О. логопед произносит слияние гласных: /АУ/, /УА/, /АО/, /ОА/, /УО/, /ОУ/, а  дети выкладывают эти сочетания из букв и читают. Называют какой звук они произнесли первым, какой -вторым.

Упражнение «Гласная потерялась».

Цель: развивать зрительное внимание, навыки звукобуквенного анализа.

Описание. На магнитной доске – картинки с изображением цветка мака, кота, кита и карточки: а). с гласными А, И, О. б) со словами м…к, к...т, к…т. Логопед предлагает детям подумать, какие гласные буквы надо вставить в слова. Когда дети вставят буквы, карточки помещаются по соответствующие картинки.

Упражнение «Живые буквы»

Цель: закреплять навыки звукобуквенного анализа слов: мак, кот, кит, кок, ком.

Описание. Логопед прикрепляет на груди у детей карточки с буквами. Дети их называют. Затем педагог показывает картинку, дети называют ее и выстраиваются в шеренгу так, чтобы получилось ее название.

Упражнение «Раздели и забери».

Цель: развивать навык слогового анализа слов.

Описание: на наборном полотне выставляется комплект картинок с изображением стола, стула, шкафа, дивана, кровати, кресла, буфета, тумбы, комода. Логопед предлагает детям рассмотреть картинки, произнести слова, отхлопывая количество слогов в названиях мебели. Картинку получает тот, кто правильно разделит слово на слоги.

Упражнение «Кто скорее?»

Цель: совершенствовать навык слогового анализа.

Речевой и дидактический материал: слова: светофор, перекресток, тротуар, регулировщик, милиционер, жезл, машина, автобус, троллейбус, трамвай; фишки для слогового анализа.

Описание. Логопед просит детей по очереди назвать картинки, а затем разделить слова на слоги и выложить их схемы фишками. Побеждает тот, кто первым правильно выполнит задание.

Игра с мячом «Поймай и сосчитай»

Цель: развивать навыки деления слов на слоги.

Речевой и дидактический материал: ива, тополь, ясень, сосна, ель, клен, дуб, осина, береза; мяч небольшого диаметра.

Описание. Дети встают в круг. Логопед бросает мяч одному из детей, произнося название дерева. Ребенок ловит мяч и, бросая его педагогу, произносит слово по слогам и называет количество слогов в нем.

Упражнение «Помоги Незнайке»

Цель: совершенствовать навык слоговых представлений.

Материал: картинки с изображением гуся, индюка, утки, цыпленка, курицы, утенка, индюшонка; карточки со схемами слов.

Описание. Логопед размещает на наборном полотне картинки, и предлагает детям помочь Незнайке вспомнить, кто изображен на каждой картинке, и под каждой поставить карточку с соответствующей схемой слова. Один ребенок выполняет задание у наборного полотна, остальные работают с раздаточным материалом за столами.

Тексты для закрепления

артикуляторно-акустического образа звуков

Синий семафор горит, значит путь во рту закрыт.

Есть преграда на пути – согласный твердый назови.

        Красный семафор горит, значит путь во рту открыт.

        Нет преграды на пути – гласный звук ты назови.

Зеленый семафор горит, значит путь во рту закрыт.

Есть преграда на пути, язычок, как склон горы.

Согласный мягкий назови!

Наше горло отдыхает. Кончик языка нижние зубы подпирает.

Будто спинка у кота стала у языка спина.

В улыбку губы растяни. Твердый /С/ произнеси.

Наше горло все дрожит.

У нижних зубов кончик языка лежит.

Будто спинка у кота стала спинка языка.

В улыбку губы растяни и твердый /З/ произнеси.

Наше горлышко дрожит. Язык ложечкой у бугорков лежит.

Струя воздуха пойдет, язык от бугорков оторвет

Звук /Р/ произнесет.

Наше горло все дрожит.

Кончик языка за верхними зубами лежит.

Язык будто бы «седло»: в середине низко, а по краям – высоко.

Напор воздуха боком выходит и звук /Л/ выводит.



Предварительный просмотр:

Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность особых, с определённой целью подобранных упражнений, способствующих укреплению мышц артикуляционного аппарата и развитию силы, ловкости и дифференцированности движений данного аппарата.

Для каждого упражнения имеется своё название. Обучая детей выполнять упражнение, необходимо соотнести его с каким-то образом, предметом, изображение. Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определённую направленность.

  1. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.
  2. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения свистящих звуков.
  3. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения шипящих звуков.
  4. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука Л.
  5. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произнесения звука Р.
  6. Упражнения, дифференциации свистящих и шипящих звуков.
  7. Упражнения, дифференциации звуков Л – Р.
  8. Упражнения, дифференциации звонких и глухих согласных.

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений будут различными.

Младший дошкольный возраст. Дети должны усвоить простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата. Артикуляционная гимнастика проводится в игровой форме. Работа по улучшению произношения проводится путём вызывания звуков и уточнения их произношения в различных звукоподражаниях: му-му; ав-ав; бум-бум; чик-чирик; трень-брень. Даются игры на развитие слухового внимания, длительного ротового выдоха, основных качеств голоса (сила, высота).

Начиная с 3 лет, у детей тренируют основные движения языка, губ, нижней челюсти. Проводится работа по развитию моторики артикуляционного аппарата, а также речевого слуха на звуках А, У, И, О, Э, М, П, Б, Ф, В. На каждый звук проводится 3 этапа работы ( по 1 разу в неделю): подготовка артикуляционного аппарата, уточнение произношения звука и закрепление произношения звука.

Средняя группа. На основе приобретённых простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, повышаются требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

Продолжается работа по развитию речевого дыхания, вырабатывается умение дифференцировать ротовое и носовое дыхание, развивают мелодико-интонационную сторону речи. Совершенствуют и дифференцируют движения губ, языка, отрабатывают основные движения артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения всех звуков родного языка, уточняют произношение свистящих звуков.

В средней группе отрабатывают звуки: Н, Т, Д, К, Г, Х, Ы, С, С', З, З', Ц.

Н, Д, К отрабатываются в 3 этапа (подготовка, уточнение, закрепление); Т, Г, Х, Ы – в 2 этапа (уточнение, закрепление); С, С', З, З', Ц – в 3 этапа (вызывание и уточнение, закрепление в словах, закрепление во фразе).

Старшая группа. Воспитатель следит за плавностью, лёгкостью, чёткостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое, за точностью и устойчивостью конечного результата (удержание позы 10-15 с.).

Обычно к 5 годам многие звуки родного языка произносятся правильно. Однако работа по усвоению фонематической системы русского языка продолжается. Отрабатываются: j, Ш, Ж, Ч, Щ, Л, Л', Р, Р', йотированные гласные (Е, Ё, Ю, Я). Дети учатся различать звонкие и глухие, твёрдые и мягкие  согласные звуки.

Е, Ё, Ю, Я  отрабатываются в 2 этапа ( уточнение, закрепление); шипящие и сонорные согласные – в 3 этапа (вызывание и уточнение, закрепление в словах, закрепление во фразе).

Подготовительная группа (вторая половина старшей группы). Начинается подготовка к обучению грамоте. Обучение грамоте ведётся аналитико-синтетическим методом: звуковой анализ – разложение слова на слоги и звук; синтез звуковых элементов – соединение их в слоги и слова. После того, как дети научились выделять звук в слове, приступают к дифференциации звуков.

Берутся упражнения на дифференциацию с наиболее часто смешиваемых звуков (свистящие – шипящие, звонкие – глухие, сонорные, твёрдые – мягкие). Эта работа способствует развитию фонематического слуха и ведётся в игровой форме. Каждая пара отрабатывается в 3 этапа (изолированных звуков, в слове, во фразе).

Указания к проведению артикуляционной гимнастики. 

  1. проводить следует ежедневно по 3-5 минут перед завтраком, после сна, вечером;
  2. проводить эмоционально в игровой форме;
  3. артикуляционную гимнастику выполняют сидя, дети сидят так, чтобы они могли видеть лицо воспитателя;
  4. при отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать последовательность, идти от более простых к более сложным упражнениям;
  5. комплекс артикуляционной гимнастики планируется на неделю. На следующей неделе заменяется одно упражнение, хорошо выполняемое, новым;
  6.  комплекс артикуляционной гимнастики разрабатывается воспитателем. В него входят 4-5 упражнений: 2-3 статические и 2-3 динамические. При этом должно быть упражнение для губ, языка;
  7. движения каждого органа должны выполняться симметрично по отношению к правой и левой стороне лица;
  8. отрабатывается каждое положение отдельно, затем даётся упражнение на переключение с одного положения на другое;
  9. если группа в основном справляется с выполнением упражнения, можно брать новое упражнение.

Примерный комплекс артикуляционной гимнастики (средняя группа).

                          Постановка звука [Ш].

1 неделя                                                          2 неделя

                     1. Статические упражнения:

«Дудочка»                                                      «Дудочка»

«Чашечка»                                                     «Чашечка»

                 2. Динамические упражнения:

«Маляр»                                                         «Маляр»

«Дятел»                                                          «Вкусное варенье»

«Лошадка»                                                     «Лошадка»

Дыхательная гимнастика.

Работа над речевым дыханием способствует развитию способности произносить длинные фразы и является профилактикой заикания. Ребёнок должен научиться одновременно дышать и говорить. Этому способствуют дыхательные упражнения, вырабатывающие воздушную струю.

1. не надувая щёки, сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы сдувать поднесённый ко рту любой лёгкий предмет;

2. предлагается для перемещения более тяжёлые предметы (карандаш: сначала круглый, затем – ребристый);

3. отработка холодного и тёплого выдоха отдельно; сильной воздушной струя и плавной воздушной струи;

4. сочетание произнесения звука с началом выдоха;

5. произнесение на одном выдохе 3-4 слогов (гав-гав-гав);

6. произнесение фразы из 2-3, 3-4, 4-5, 5-6 слов слитно – с коротким вдохом и длительным выдохом;

7. дифференцированное дыхание:

вдох – рот, выдох – рот

вдох – рот, выдох – нос

вдох – нос, выдох – нос

вдох – нос, выдох – рот.

Развитие мелкой моторики руки.

Направления, которые готовят руку к письму.

  1. Развитие тактильных ощущений – определение предметов на ощупь с предварительным визуальным и тактильным контролем.
  2. Пальчиковые игры – без предметов, с атрибутами, с предметами.
  3. Штампы – работа с одним штампом, карандашом-штампом.
  4. Ниткопись – выкладывание ниткой контура предмета по предварительно проведённой линии.
  5. Работа с карандашом – пальчиковые упражнения с карандашом, карандашом-штампом.
  6. Бисерография – упражнения с бусинами (горохом), с ниткой бисера (бусами).

2 младшая группа.

Тема: Уточнение произношение звука Ф, развивать длительный ротовой выдох.

Цель: добиваться чёткого длительного произношения изолированного звука Ф.

Оборудование: картинка с изображением предметов, в названии которых есть звук Ф.

 Ход:

1. Работа над звуком.

Игра «Пузырь».

Раздувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой,

Да не лопайся!

Дети стоят тесным кругом, наклонив головы вниз (ненадутый пузырь). Медленно поднимая головы, растягивают круг, приговаривая слова. По сигналу воспитателя «Пузырь лопнул», дети идут к центру круга, произнося звук Ф.

2. Артикуляция звука.

Воспитатель  говорит, что верхние зубки встретились с нижней губой.

Какую песенку слышали, когда «пузырь лопнул»?  (Ф-ф-ф)

 3. Закрепление звука.

Игра «Чего не хватает?»

На столе предметы (картинки), в названии которых есть звук Ф (3-4, 4-5).

Дети называют предметы, выделяют звук и запоминают предметы. Водящий стоит спиной к столу. Воспитатель убирает один предмет. Ребёнок должен назвать, чего не стало. Воспитатель заменяет предметы и водящего.

4. Итог.

        

Средняя группа.

Артикуляторная сказка.

Я расскажу вам про мальчика Сашу. С самого утра у Саши хорошее настроение, поэтому он улыбается.

упр. «Улыбка»

Ему подарили велосипед, и он собирается на нём покататься. Выходя из дома, Саша увидел у дверей огромную собаку. Испугался Саша и спрятался за дверь.

 Саша выглянул. Пёс не уходит, лежит у самой двери. Саша снова спрятался.

- «Не буду я больше бояться собаки!» – подумал Саша. Смотрит, а собаки-то и нет, убежала.

упр. «Прятки»

упр. «Прятки»

Вышел Саша, сел на велосипед и стал кататься по кругу в одну сторону, потом в другую.

упр. «Мяч»

Саша катался, а весёлый ветерок обдувал его во время езды. Хорошо кататься на велосипеде!

упр. «Желобок»

Пальчики в футбол играют. 

Пальчики в футбол играют,

все друг друга обгоняют,

все – бегом, вприпрыжку, вскачь,

все хотят ударить мяч.

Каждый забивает гол,

хорошо играть в футбол!

поочерёдно каждый палец делает движения имитирующие удар «по мячу в ворота», при этом остальные пальчики не отрываются от поверхности стола

Упражнение «Футбол»

Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую посередине языка.

Описание: Улыбнуться, положить широкий кончик языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно Ф, сдуть ватку, «забить гол в ворота».

Метод. указания: нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы; нельзя надувать щёки; следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук Х, т.е. чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.  

 

Тема: Уточнение произношения имеющегося звука С или вызывание его по подражанию, развитие длительного ротового выдоха.

Цель: добиваться правильного изолированного звука С. Умения определять положение органов артикуляционного аппарата при произнесении звука С.

Оборудование: картинка с изображением НАСОСА, звуковые дорожки, предметные картинки, в названиях которых есть звук С.

Ход:

1. Работа со звуком.

Мы расстались с мальчиком Сашей, когда он катался на велосипеде. Послушайте, что с ним случилось позже.

У Саши случилась беда: у велосипеда спустили шины. Их надо подкачать. Взял Саша насос и стал накачивать шины вот так: с-с-с. Трудно одному накачивать. Помогите ему. (дети помогают). А теперь другую шину накачаем.

Какую интересную песенку пел насос! Пропойте её ещё раз!

2. Артикуляция звука.

Воспитатель длительно произносит звук С и обращает внимание на положение губ (губы в улыбке).

Какую песенку пел насос? (С-С-С)

Ещё раз покажем, как воздух выходит из насоса.

Куда спрятался язычок? (за нижние зубы)

Какая струйка дует: холодная или тёплая? (тактильный контроль – тыльная сторона руки подносится ко рту. С – холодная струйка, Х, Ш – тёплая)

3. Закрепление звука (пение по звуковым дорожкам0.

Саше понравилась песенка насоса, что он стал петь её и всё время по-разному: Са, со, су, сы, сэ.

4. Игра «Магазин».

Продаются предметы, в названиях которых есть звук С.

I.    Что хотел бы купить Коля? (Я хочу купить сову)

      Что хотели бы купить Петя и Вася?   ( Мы хотим купить самолёт)

II.   Продайте мне, пожалуйста, слона. Спасибо!

5. Итог.

Подготовительная группа

Тема: Дифференциация изолированных звуков С и Ш.

Цель: добиваться умения различать на слух звуки С и Ш; познакомить детей с отличительными признаками данных звуков.

Оборудование: картинки с изображением насоса и шины.

Ход:

1. Работа со звуком.

Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли надуты шины. Слабо. Подкачаем ещё насосом: «С-с-с».

Хорошо накачали шины! Только, слышите, воздух шипит. Оказалось. В шине маленькая дырочка, воздух и выходит. Как воздух шипит, когда выходит из шины? Заклеим дырочку, накачаем шину ещё раз и можно кататься на велосипедах.

2. Артикуляция звуков.

Как шипел воздух, когда выходил из шины?  (Ш-ш-ш)

Как свистел воздух, когда выходил из насоса?  (С-с-с)

Воспитатель показывает картинки с изображениями насоса и шины, дети называют звуки С или Ш.

Где находится кончик языка? (С – внизу ↓, Ш – наверху ↑)

В каком положении находятся губы? (С – улыбка  , Ш – округлены ○)

Какой ветерок дует изо рта?  (С – холодный, Ш – тёплый)

Воспитатель подводит итог.

3. Дифференциация звуков.

Воспитатель называет звуки вперемешку. Дети поднимают картинки с изображением насоса или шины.

4. Итог.  

Справка

от «___»_______2009 г

Цель: анализ перспективных планов по се

оторному развитию речи оформлены. При составлении перспективных планов воспитателями не учитывался онтогенез развития речи детей. Комплексы упражнений подобраны без учёта возрастных особенностей, недостаточно продуманы.

Проверил:

Ознакомлены:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....