Главные вкладки

    Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.
    консультация по развитию речи (младшая группа)

    Ижутова Насимя Анатольевна

    Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность.

    Сказкотерапия как метод коррекции является очень эффективной и способной решать серьезные психологические проблемы. Причина — положительная реакция людей на сказку не зависимо от возраста. 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

    Воспитатель:Ижутова Н.А.

     

    Не бойся сказок. Бойся лжи.
    А сказка? Сказка не обманет.
    Ребёнку сказку расскажи —
    На свете правды больше станет.

    (Валентин Берестов)

    Сказкотерапия – это направление практической психологии, дословно означает – лечение сказками. Ее цель — помочь ребенку или взрослому решать внутренние психологические проблемы. Основная особенность — мягкость воздействия и эффективность.

    Сказкотерапия как метод коррекции является очень эффективной и способной решать серьезные психологические проблемы. Причина — положительная реакция людей на сказку не зависимо от возраста. У большинства пациентов не возникает внутреннего отторжения и протеста.
    Психологи выделяют четыре базовых направления в данной методике:
             Диагностическое. Помогает определить сценарии, которыми пользуется человек при решении жизненных ситуаций. С помощью диагностики он определяет черты характера, сильные и слабые стороны личности, таланты, жизненные позиции и т.д. Проводя диагностику, специалист определяет корень проблем у клиента.

     Коррекционное. Помогает человеку создать гармоничный образ себя, настроиться на здоровую модель поведения, скорректировать негативные модели восприятия мира.

    Прогностическое. Помогает человеку определить, к каким результатом приведет его поведение и жизненная позиция, имеющаяся на данный момент.

     Развивающее. Помогает снять эмоциональное и мышечное напряжение, снижает тревожность, развивает воображение, облегчает адаптацию к новым условиям.

    В разработку научных основ сказкотерапии внесла большой вклад Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. Ей принадлежит одно из ключевых определений понятия «сказкотерапия». Ученый определяет, что сказкотерапия – это лечение сказками, т. е. совместное с ребенком открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.

    Сказкотерапия самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых в современной научной практике.

    Сказкотерапия - один из эффективных методов работы с детьми, испытывающих эмоциональные и поведенческие затруднения. Этот метод позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей разных возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми, тревожными детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения.

    Обыгрывание ситуаций с любимыми героями сказок позволяет легко добиться замечательных результатов в области психологии, развития и воспитания малышей. «Сказка – лож, да в ней намек, добрым молодцам - урок!» Это выражение знакомо каждому человеку с детства. Сказка – это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок.

    В нашей работе с помощью сказкотерапии  преследуются следующие цели: развитие гармонизации чувств у детей; формирование способности рефлектировать свои чувства, формирование эмпатии, формирование положительного эмоционального фона, ощущения комфортности, защищенности,  принятия ответственности за свой выбор и действия «мы несем ответственность за свои действия и за то, что происходит с нами», способностей контактировать с другими детьми; развитие сенситивности к процессу преодоления трудностей.

    И так,что же такое сказкотерапия?

    Сказку, как отражение глубинной психики человека исследовали такие психологи, как Фромм, Берн, Беттельхейн, Юнг и др. Это направление разрабатывалось отечественными педагогами и психологами Выгодским, Элькониным, Осориной, Проппом, Гнездиловым и др.

    Первые научные теории, посвященные проблеме сказок, относятся к XVIII веку. Речь идет не только о собирательстве фольклорных сказок, предпринятом братьями Гримм, но и о попытках интерпретаций их содержания (И.И.Винкельман, И.Г.Гаман, И.Г.Гердер, К.Ф.Моритц и др.). Свое окончательное оформление в виде психолого-педагогической технологии "Комплексная сказкотерапия" получила в работе Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой – доктора психологических наук, ректора Института сказкотерапии.

    Рассмотрим типологию сказок, предложенную Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой.

    Художественные сказки (народные и авторские). К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории - это сказки, мифы, притчи. В художественных сказках есть и дидактический, и психокоррекционный, и психотерапевтический, и даже медитативный аспекты. Художественные сказки создавались не для психологического консультирования, но успешно применяются в этой области специалистами-педагогами, психологами и библиотекарями.

    Дидактические сказки создаются педагогами для «упаковки» обучающего и учебного материала. При этом абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, возникает сказочный образ мира, в котором они живут. Дидактические сказки могут раскрывать смысл и важность определенных знаний.

    Медитативные сказки создаются для накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания в душе позитивных моделей взаимоотношений с другими людьми, развития личностного ресурса. Главное назначение медитативных сказок - сообщение позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. В медитативных сказках, как правило, нет сюжета, отсутствуют конфликты и злые герои, чтобы мыслительная деятельность ребенка отдыхала, а работало только воображение. Медитация подразумевает полное погружение в процесс слушания через положительные зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и тактильно-кинестические образы. Психотерапевтические сказки, раскрывающие глубинный смысл происходящих событий. Истории, помогающие увидеть происходящее с другой стороны, — со стороны жизни духа. Такие сказки не всегда однозначны, не всегда имеют традиционно счастливый конец, но всегда глубоки и проникновенны. Психотерапевтические сказки часто оставляют ребенка с вопросом. Это, в свою очередь, стимулирует процесс личностного роста ребёнка.

    Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11–13 лет) и проблематике (неадекватное, неэффективное поведение).

    Рассмотрим некоторые методы работы со сказкой, как метода психокоррекции.

    I. Анализ сказки. Использование данного метода учит думать, разбираться в скрытых механизмах происходящего, абстрагироваться от поверхностных смыслов, дает возможность высказаться и быть услышанным. Метод заключается в том, что после прочтения сказки предлагается обсудить ее сюжет по заданным вопросам.

    Формула для составления вопросов следующая:

    1) что и почему происходит? О чем эта сказка? Чему она учит? Отчего герой совершал те или иные поступки? и т.д.

    2) что было бы, если...? Что могло бы произойти, если бы герой выбрал другой путь? Что было бы, если бы в сказке были одни плохие герои? и т.д.

    3) Что в этой сказке похоже на нашу жизнь?

    II. Сказочные задачи. Сказочные задачи дают возможность рассмотреть явление со множества сторон, служат для нахождения нескольких решений внутренних проблем и разрешений различных жизненных ситуаций. Сказочные задачи можно придумать самим или предложить уже готовые, например: в сказке царевна-несмеяна ставится задача – почему царевна не хотела смеяться и что надо сделать, чтобы ее рассмешить. Ребенок высказывает свою проблему, а придумывая способ как рассмешить, находит выход для себя. Таким образом, процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка и адаптирует к ситуации, а нам позволяет диагностировать и корректировать психологические проблемы.

    III. Рассказывание сказки.

    Используя этот метод мы решаем следующие задачи:

    выявление актуальной проблематики ребенка; развитие речи, памяти, внимания, фантазии, воображения, умения слушать другого.

    Метод основан на том, что либо рассказчик сознательно расставляет акценты с целью развития сознания, либо рассказчик бессознательно снижает акценты в сказочных ситуациях, что помогает понять причины своих затруднений, осознать проблему.

    Приемы используемые при рассказывании сказок различны:

    1) рассказчик педагог от 3 лица – группе детей

    2) рассказчик педагог – одному ребенку

    3) рассказывание известной сказки группой детей по кругу

    4) рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения

    5) рассказчик педагог от первого лица – группе детей

    6) рассказывание сказки от 1 лица детьми

    7) рассказывание сказки от имени различных персонажей.

    При приеме «рассказчик педагог – одному ребенку» персонализированные сказки. Это сказки, в которых сам ребенок главный герой. Для усиления эффекта сказкотерапии используются куклы – рукавички (Мишка – сказочник, собачка). Этот прием усиливает воспитательное воздействие, поскольку беседы идут не от взрослого человека, а от любимого «друга». Дети разговаривают с ними, устраивают всевозможные представления, и в их волшебном кармане всегда может оказаться какая – либо волшебная вещь.

    IV. Сочинение сказки.

    Сочинение волшебной сказки помогает рассмотреть одно и то же явление с разных сторон, проиграть многие модели поведения и найти выход, может корректировать неадекватное поведение детей. Сказка может сочиняться устно, с использованием игрушки, быть нарисованной отдельно каждым ребенком или в группе. Примерная схема, используемая при сочинении сказок:

    1. Выбор главного героя
    2. Создание места, в котором приятно находиться герою
    3. Выбор и описание родителей или друзей главного героя (если они есть)
    4. Описание любимых и не любимых занятий главного героя
    5. Рассказ о главной мечте (желании) героя
    6. Рассказ о препятствиях и трудностях на пути к мечте (кто противостоял герою? Каким образом? Кто и как помогал герою или он сам справился со своими трудностями?)
    7. Завершение сказки (осуществилась ли мечта героя?)

    При проведении данной работы используются карточки разработанные Ириной Васильевой из серии Волшебный сундучок «Сказочные герои», «Волшебные существа», а так же карточки Марии Лебедевой «Азбука развития эмоций ребенка». Так же при сочинении сказок в помощь ребенку предлагается пальчиковый театр, что способствует преодолению психологических барьеров.

    Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное его проблемам. Практика показывает, что у благополучных, «беспроблемных» детей терапевтическая сказка часто не находит эмоционального отклика и воспринимается просто как интересная история, не приводящая к изменениям в поведении ребенка.

    Другой подход, используемый в сказкотерапии считается менее директивным, поскольку он исходит из представления о том, что каждый ребенок является уникальной личностью, обладающей своими особенностями восприятия мира, и поэтому главная цель сказкотерапии - помочь ребенку выявить и осознать свои проблемы и показать некоторые пути их решения. В данном случае создаётся особая атмосфера эмоционального принятия ребенка, где поддерживается все позитивное, доброе, что у него есть; признается право ребенка на любые чувства, однако, предъявляются социальные требования к проявлению этих чувств (например, вводится правило не драться).

    План проведения занятий может быть произвольным. Однако, для работы нужно опираться на план предложенный Д.Т. Зинкевич-Евстигнеевой.

    Структура коррекционно-развивающего сказкотерапевтического занятия:

    Этап

    Назначение

    Содержание этапа

    1. Ритуал «входа» в сказку

    Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

    Коллективное упражнение. Например, взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу или передают друг другу мячик илисовершается иное «сплачивающее» действие.

    2. Повторение

    Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

    Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и пр.

    3. Расширение

    Расширить представления ребенка о чем-либо.

    Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки и пр.

    4. Закрепление

    Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка.

    Ведущий проводит игры, позволяющие детям пробрести новый опыт; совершаются символические путешествия, превращения и др.

    5. Интеграция

    Связать новый опыт с реальной жизнью.

    Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.

    6. Резюмирование

    Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся.

    Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт.

    7. Ритуал «выхода» из сказки

    Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

    Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему научились». Ребята протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

    Сказка эффективна при работе с детьми потому что:

    Во-первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, позволяющей ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия. Это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка сказочной форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.

    Во-вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм, ценностей, образцов как своих. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не только у него есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути решения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что ребенок так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.

    Так же привлекательность сказок для развития личности ребенка, достоинство сказок заключаются в следующем:

            Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

            Неопределенность места действия главного героя.

            Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.

            Победа Добра. Психологическая защищенность.

            Наличие Тайны и Волшебства.

    Самое большое, что может «позволить себе» жанр сказки - это намек на то, как лучше поступать в той или иной жизненной ситуации. В сказке никто не учит ребенка «жить правильно». События сказочной истории естественно и логично вытекают одно из другого. Таким образом, ребенок воспринимает и усваивает причинно-следственные связи, существующие в этом мире.

    Признак настоящей сказки - хороший конец. Это дает ребенку чувство психологической защищенности. Что бы ни происходило в сказке, все заканчивается хорошо. Оказывается, что все испытания, которые выпали на долю героев, были нужны для того, чтобы сделать их более сильными и мудрыми. С другой стороны, ребенок видит, что герой, совершивший плохой поступок, обязательно получит по заслугам. А герой, который проходит через все испытания, проявляет свои лучшие качества, обязательно вознаграждается. В этом заключается закон жизни: как ты относишься к Миру, так и он к тебе.

    Воспитание сказкой – прочный фундамент успеха во взрослой жизни!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

    Есть еще немало людей, у которых термин "Сказкотерапия" вызывает улыбку и отношение как к "детскому" методу, но, познакомившись со сказкотерапией поближе, изменяют свое мнение. Сказкотерапия самый дре...

    Консультация для воспитателей Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод – анималотерапия.

    Консультация для воспитателей. Использование нетрадиционных методов в работе с детьми дошкольного возраста. Метод - анималотерапия....

    презентация Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста

    Сказкотерапия как технология арт-терапии в психокоррекционной работе с детьми дошкольного возраста...

    Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

    Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребёнку сказку расскажи —На свете правды больше станет.Валентин Берестов...

    «Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста».

    Сказкотерапия как один из методов в работе с детьми дошкольного возраста. «Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка. Сказка, ...

    Мастер-класс "Су-Джок-терапия как один из методов оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

    Мастер-класс знакомит со здоровьесберегающей технологией, основанной на использовании шариков и пружинок Су-Джок в работе с дошкольниками....

    Сказкотерапия как один из креативных методов в работе с детьми дошкольного возраста.

    Не бойся сказок. Бойся лжи.А сказка? Сказка не обманет.Ребёнку сказку расскажи —На свете правды больше станет.Валентин Берестов...