Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: "Осень в лесу"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Орехова Лариса Афанасьевна

 Систематезировать представления детей о характерных признаках осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_osen_v_lesu_konkurs.docx23.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Осень в лесу»

Цель: Систематизировать представления детей о характерных признаках осени.

Задачи

 Образовательные:

- способствовать умению устанавливать связь между признаками в природе,

 - формировать умение отстаивать свою точку зрения, делать выводы, умозаключения.

Развивающие: 

- содействовать развитию памяти внимания, воображения, логического мышления, обогащать словарь.

 - развивать умение слушать, понимать речь, поддерживать разговор, отвечать на вопросы.

Воспитательные:

- Воспитывать гуманное отношение к природе

- вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку.

Материал и оборудование:

Осенние деревья и кустики (плоскостные изображения). Корзинки: жёлтая, красная, зелёная. Листья берёзы, клёна, дуба в большом количестве. Шкатулка с шишками на липучках.  Магнитофон. Спокойная музыка для путешествия по лесу. «Звуки леса».                           « Осенняя мелодия».

 Предварительная работа:

 Рассматривание иллюстраций, беседы о признаках осени, заучивание стихотворений об осени, наблюдения за сезонными изменениями осенью, загадывание и отгадывание загадок на осеннюю тематику.

Ход занятия

 Воспитатель читает детям стихотворение:

 Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льется,

Это время года осенью зовётся.

Осень называют волшебницей, красавицей, художницей. Как вы думаете ребята, почему? (Ответы детей)

 Воспитатель обобщает ответы детей.

- Волшебница, потому что творит чудеса. С каждым днём происходят изменения в природе. Листики меняют окраску. В садах, огородах, полях созрел урожай. Красавица, потому что, солнце что деревья, кусты, цветы необычайно красивы. А художницей осень зовут за её удивительное умение раскрашивать листья в разные оттенки.  Ребята, назовите цвета осени. (Жёлтый, оранжевый, кранный, розовый, бордовый, зелёный, коричневый)

 

- Вы правильно ответили, я вас приглашаю в осенний лес. Много он хранит чудес. Становитесь длинной змейкой, пойдем по узенькой тропинке, чтобы травку не помять, веточку вдруг не сломать…

Дети вместе с воспитателем идут по воображаемой тропинке.

- По извилистой тропинке мы пришли в осенний лес.

Посмотрите, посмотрите, сколько же вокруг чудес!

Здравствуй, осень! Здравствуй, лес!

Мы попали в край чудес!

Воспитатель предлагает детям повторить реплику«Здравствуй, осень! Здравствуй, лес!» - с приветственной интонацией, меняя силу голоса.

Игра с движениями «Художница осень»

Осень длинной тонкой кистью

Перекрашивает листья –

Красный, желтый, золотой,

Как хорош ты, лист цветной! (Держа в руках воображаемую кисть, дети «красят листья» движениями вверх-вниз).

А ветер щеки толстые

Надул, надул, надул.

И на деревья пестрые

Подул, подул, подул! (Дети делают глубокий вдох, надувают щеки и с силой выпускают воздух через сомкнутые губы.)

Красный, желтый, золотой,

Облетел весь лист цветной.

Как обидно, как обидно,

Листьев нет – лишь ветки видно. (Подняв руки вверх, дети качаются из стороны в сторону, постепенно приседая и опуская руки).

-Ребята,представьте, что стало очень холодно (Дети ежатся, потирают руки, сжимаются в комочек, греют нос, притопывают ногами).

- Подул холодный, порывистый осенний ветер… (Дети отворачиваются от воображаемого ветра).

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет.

Раз – наклон и два наклон,

Зашумел листвою клен.

Ш-ш-ш-ш-ш-ш… (Дети выполняют движения с проговариванием).

- Вдруг начался дождь, он все сильнее и сильнее (Воспитатель раскрывает воображаемый зонт, собирает детей в плотную группу).

- Ближе друг к другу вставайте, чтобы всем хватило места под зонтом.

- Дождь кончился, посмотрите, какие лужи! (Дети перепрыгивают через воображаемые лужи).

- Посмотрите, из-за тучки выглянуло солнышко, заглянуло вам в глаза… Закройте глаза. Солнечный зайчик пробежал по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на щеках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Солнышко вас согрело? А теперь улыбнитесь друг другу.

- Вспомним стихотворение об осени:

Ходит осень по дорожке.

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета

Затерялось где-то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил

Под ногами коврик новый,

Жёлто-розовый кленовый.

- Ребята, на самом деле у нас под ногами коврик из листьев. Только листья здесь с разных деревьев. Назовите их. ( дубовый, берёзовый, кленовый). А какого цвета листики? ( дети перечисляют оттенки). Мы корзиночки возьмём и порядок наведём. В жёлтую корзину соберём листья берёзы, в зелёную корзину листья  дуба, в красную корзину листья клёна. Как вернёмся в детский сад, будем с листьями играть, узоры составлять. ( Дети раскладывают листья по корзиночкам.)

- Вот здорово потрудились, быстро справились с заданием. А пока отдохнём на лесной полянке, прислушаемся к звукам леса. Слышите, птицы суетятся, в стаи собираются, готовятся к трудному перелёту в жаркие страны. Какие птицы первыми отправляются на юг? Какие последними? Почему?( Сначала, улетают птицы, которые питаются насекомыми, потому что они прячутся. (Ласточки, кукушки, жаворонки). Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. Исчезают червяки, не заметны плоды и зерна. (Это скворцы, журавли, грачи). В последнюю очередь улетают водоплавающие птицы: гуси, лебеди, утки. Потому что вода на реках замерзает.

  - Прислушайтесь, неподалёку медведь берлогу роет под корневищами старых берёз. Ловко старается, обеими передними лапами сгребает землю в сторону,  уютная берлога получается у мишки. Долгую холодную зиму будет спать медведь в своей берлоге. А кто ещё ложится на зиму в спячку? (Ежи, суслики. барсуки). А кто в лесу с ветки на ветку скачет? Белка хлопотунья грибы собирает, на веточки развешивает. Что ещё помимо грибов запасает белка? Ягоды, орешки. А как называется домик белки? Правильно дупло, в нём и сухо и тепло. Но в дупле недостаточно места для запасов. И тогда белочка находит место на других деревьях, устраивает там  кладовые. Вы обратили внимание, что не видно и не слышно насекомых, куда они делись?( Спрятались под кору деревьев, заползли в землю, в трещинки старых пней.)  Вы правильно всё рассказали. Стало удивительно тихо в лесу. Можно поиграть в игру «Эхо»

Артикуляционная гимнастика «Эхо» 

Эхо лесное, спросить могу?
Ау-ау-ау!
Куда это листья лесные пропали?
Опали-опали-опали:
Травы лесные, где вы, не вижу?
Ниже-ниже-ниже:
Цветы луговые, а вы все цветете?
Что ты, что ты: 
Птички - певички, давно ли галдели?
Летели, летели, на юг улетели:
Рыбы речные, вы где?
А мы на дне, мы в глубине:
Лягушки и жабы, куда подевались?
В ил закопались, в ил закопались:
Белки и зайцы, про вас не знаем?
Линяем, линяем, линяем

-  Ребята на полянке ёлочка растёт. Но это необычная ёлочка, она называется «Елка предсказаний». Под ёлочкой шкатулочка в ней шишки лежат и на ёлочку попасть хотят. Вы по шишке возьмите и ёлочке помогите. Прежде чем повесить шишку на ёлочку надо рассказать что было бы, если к нам совсем не пришла осень?

 (Ответы детей)

  • Никогда бы не было коротких дней.
  • Не смогли надеть осеннюю одежду.
  • Не увидели золотую листву.
  • Не наблюдали за цветными листьями.
  • Не было бы листопада.
  • Не созрели бы орехи на орешнике, желуди на дубах, клюква в болоте.
  • Не успели бы улететь птицы на юг.
  • Не было бы туманов.
  • Не наблюдали бы за инеем.
  • Не заметили бы, как лужи покрываются корочкой льда.
  • Не летали бы серебряные нити паутины.
  • Не смогли бы поесть сладкой рябины.
  • Насекомые, жуки, червяки не успели, бы спрятаться и замерзли.
  • Не смогли бы собрать грибы и заготовить на зиму.
  • Не убирали бы богатый урожай в огородах.
  • Не заметили бы, как звери готовятся к зиме.
  • Не лил бы осенний моросящий дождь.

Воспитатель: Из ваших ответов, я поняла, что осень вам нравитсяОсенью наступает пора листопада. Представьте себе, что вы листочки, подул ветер, и вы закачались (звучит музыка «Осенняя мелодия», дети танцуют).

-  Очень хорошо в осеннем лесу. Погуляли, поиграли, воздухом лесным подышали. Красотой полюбовались. Все довольные остались?

 - За руку друг друга берите и осторожно по тропинке идите.

-  Вот мы и пришли, а лес остался позади. Листьев ярких принесли. Будем узоры составлять, красотой всех удивлять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План -конспект занятия по развитию речи ( логопедия, средняя группа) по теме "Осень золотая"

Тема занятия «Осень золотачя» Это занятие комплексное  сочетает в себе  образовательные области: познание, социализацию, труд, коммуникацию,  художественную литературу, физическую культ...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Осенние забавы»

Конспект НОД по развитию в средней группе на тему: «Осенние забавы» I. Программное содержание:Обучающие задачи:1.     Закреплять знания детей об осенних изменениях в прир...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе на тему: «Осенние забавы»

Конспект НОД  по развитию речи в средней группе на тему: «Осенние забавы»...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень»

Данное занятие по развитию речи в средней группе включает несколько задач: Закрепить знание признаков осени Развивать активный словарь детей, обогащая его новыми понятиями Формировать у учащихся ср...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень к нам в окошко постучала»

Задачи:Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень»,Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением,Упражнять в образовании признака от предме...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Осень. Осенние приметы»

Уточнять и расширять активный словарь детей по теме «Осень».Закрепить знания детей о признаках осени, учить рассказывать по мнемотаблице....