Проведение семинара по обучению воспитателей методике развития речи
учебно-методический материал по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Якунина Юлия Эрастовна

Семинар для воспитатетлей по методике развития речи в рамках школы Молодого воспитателя

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сегодня мы собрались, чтобы поделиться своими знаниями и умениями в области развития речи и мышления у детей дошкольного возраста, а так же повысить свою педагогическую компетентность в данном направлении.

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

1 Слайд. Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. Для ребенка непременным условием для его всестороннего развития является его общение с воспитателем. Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду обучение родному языку, развитие речи и словаря, речевого общения — одна из главных.

Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач:

воспитания звуковой культуры речи,

обогащения, закрепления и активизации словаря,

совершенствования грамматической правильности речи,

 формирования разговорной (диалогической) речи,

развития связной речи,

воспитания интереса к художественному слову,

подготовки к обучению грамоте.

 В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения — устной речью. Проводником и опорой этих знаний выступает воспитатель. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления. Не умея мыслить критически, дети этого возраста подражают всему, что они видят и слышат в окружающей обстановке, но более всего тем людям, которые непосредственно с ними связаны, к которым у детей сложилось положительное отношение. Таким близким человеком, с которым непосредственно связан ребёнок в детском саду, является воспитатель. Поведение, речь воспитателя, его внешний облик — всё является образцом для детей.

Ситуативная речь строится в форме диалога, потому что ребенок еще не совсем самостоятелен и его деятельность неотделима от деятельности взрослых.

Но, к сожалению, очень часто встречаются такие ошибки: "Возьми со старшей группы” (здесь предлог "из” заменяется "со”). ""Не ложи сюда” (вместо "не клади”). "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”.

Почувствуйте разницу! "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. "Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно”.  "Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”.

При словарной работе, при обучении звукопроизношению образец речи воспитателя имеет особенно большое значение, так как дети усваивают новые слова в правильном звучании.

Образец используется:

а) при работе с картинкой;

б) при пересказе;

в) при рассказывании из личного опыта;

г) для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитателем;

д) образец грамматически правильной речи используется на специальных занятиях по обучению детей грамматической и звуковой культуре.

2 Слайд. Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, мы можем назвать основные формы речи:

Диалогическая и монологическая.

Монологическая речь – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности.

Различаются следующие типы монологической речи:

1. Описание–это характеристика предмета в статике.

2. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях.

3. Рассуждение–это логическое изложение материала в форме доказательства.

4. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи.

5. Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания.

Начинается монологическая речь со средней группы

Диалогическая

3 Слайд. Какие умения развиваются в диалоге. Диалогическая речь – это разговор двух или нескольких лиц.

Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, которые необходимы для общения. Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции родного языка.

Основным методом формирования диалогической речи в повседневном общении является разговор воспитателя с детьми. Эффективным методом также является дидактическая игра, подвижная игра, используется прием словесных поручений, совместная деятельность и специально организованные речевые ситуации.

4 Слайд. Какой прием считается ведущим при организации беседы?

Вопрос воспитателя—очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям:

Первое требование — вопрос должен обладать определённым содержанием. В практике проведения занятий часто ставятся лишние, ненужные для намеченного программного содержания, а иногда и вообще пустые и даже бессмысленные вопросы. Например, рассматривая с детьми картину Саврасова "Грачи прилетели”, воспитательница спрашивает: "Дети, подумайте, почему так красиво изобразил художник прилёт грачей?”

Второе требование к вопросу — точность и конкретность.

Проводя занятие с детьми, воспитатели часто ставят слишком общие, а потому и мало конкретные вопросы. Например, в итоговой беседе о весне воспитательница спрашивает: "Дети, вспомните, чем была интересна весна в своём начале?” Такой вопрос недопустим по своей общей расплывчатой формулировке. Или другой пример. Воспитательница спрашивает. "Какие изменения произошли весной с растениями?” В этом общем вопросе детям неясно, и о каких растениях спрашивает воспитательница (о деревьях или цветах), и о каких изменениях. Подобные общие вопросы мало доступны или совсем недоступны детям. Гораздо проще, точнее и потому доступнее детям будет вопрос: "Что появляется весной на деревьях?” 

Доступность вопроса зависит также и от его формулировки. Небрежное, неправильное построение вопроса делает его мало понятным. Например: "Милиционер следит, чтобы машины ехали при каком свете светофора?” Этот вопрос следовало бы разделить на два: "При каком свете светофора машины могут ехать?” и "Кто следит, чтобы машины ехали правильно?” Часто, ставя вопрос, воспитатель не обращает внимания на точность словоупотребления. Например: "Куда почтальон кидает письма?” или "Где получают дети грамоту?” На последний вопрос, в частности, ребёнок так ответил: "Нина получила в школе, а маме на работе дали”. Большое значение для ясности понимания вопроса имеет краткость формулировки. На занятии по пересказу воспитательница говорит: "Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель?” Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. Словесное нагромождение содержит и такой вопрос: "Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?”

Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитатели впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным. Например, на занятии по пересказу воспитатель спрашивает: "Куда шёл Женя?” Нина: «Женя шёл в школу». Воспитательница: «Ну и что?» Девочка молчит, не понимая, о чём спрашивает воспитательница.

Очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям.

Воспитатель должна помнить, что цель постановки вопросов — усвоение детьми намеченного программного материала. Поэтому вопросы нужно задавать не обо всём, что нарисовано, не обо всём, что можно сказать на данную тему, а об основном, главном. Вопросы должны быть целенаправленными. Эта целенаправленность вопросов обусловливает и последовательность их.

Методика использования вопросов разнообразна, так как вопросами пользуются при проведении различных видов занятий и во время беседы, и на занятиях по картине, и при пересказе, и при чтении книги, и в дидактической игре. Необходимо, чтобы использование вопросов при обучении было методически правильным. Прежде всего, все вопросы должны быть сформулированы так, чтобы они направляли внимание детей на уточнение и уяснение намеченного программного материала. Затем вопросы должны заставлять детей не только припоминать уже известное, но и думать, отыскивая простейшие причины и следствия, делая элементарные выводы и обобщения. С этой целью не следует злоупотреблять подсказывающими вопросами, пользуясь ими только в исключительных случаях. Педагогически неверно пользоваться вопросом в отрицательной формулировке. Например: "Ты не знаешь, как называется этот цветок?”, или "Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?”, или "Не можешь сказать, что бывает после весны?”. Такая формулировка вопроса косвенно внушает ребёнку отрицательный ответ и не мобилизует его на активную работу мысли и языка. Вопросы, наводящие, т. е. направляющие мысли ребёнка в нужном направлении, используются в работе с дошкольниками; не следует только торопиться помогать ребёнку, а нужно приучать его к самостоятельной умственной работе.

Каждый вопрос предлагается всей группе, а вызывается для ответа один ребёнок. Такой порядок необходим, чтобы приучить всех детей быть внимательными к вопросам воспитателя и думать над ответом, так как каждый не может быть вызван. Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках. Между тем в практике работы можно часто слышать, как воспитательница, задав вопрос, тут же повторяет его, меняя формулировку. Например, воспитательница задаёт вопрос: "В какой стране мы живём? Как называется наша Родина? Вспомните, наша страна как называется?” Предъявляя к вопросам воспитателя определённые требования, необходимо предъявить требования и к ответам детей, чтобы дети учились говорить правильно, пользуясь точными словами для выражения своих мыслей, добивались правильного построения предложения, составляли осмысленные и содержательные ответы. Основным требованием к детским ответам является их осознанность, осмысленность. Как уже было указано, необходимо следить за точностью детских ответов в соответствии с поставленными вопросами. Требование от детей так называемых полных ответов, т. е. ответов, даваемых в форме распространённых предложений, должно опираться на обучение детей умению строить ответы в виде полных предложений. Если ребёнок не умеет ответить полным предложением, а отвечает одним словом, например, подлежащим или сказуемым, ему надо поставить дополнительный вопрос, выясняющий недостающее слово или несколько слов, а затем повторить всё сказанное в виде полного предложения. Например, если на вопрос воспитательницы: "Кто выращивает хлеб и овощи?” — ребёнок отвечает: "Колхозники”, — воспитательница, желая получить полный ответ, ставит дополнительные вопросы: "Что выращивают колхозники?” — "Овощи, хлеб”, — отвечает ребёнок. — Теперь послушайте, как надо сказать правильно, — уточняет педагог: "Колхозники выращивают хлеб и овощи”. В тех случаях, когда вопрос требует односложного ответа, полный ответ носит искусственный характер и следует требовать от детей точного, но краткого ответа. Принятый же в практике способ образования полного ответа через повторение вопроса приводит иногда к комическим случаям и звучит не по-русски. Например, на вопрос воспитательницы: "Что случилось с мальчиком?” — ребёнок отвечает: "С этим мальчиком случилось, он упал”. Добиваясь полного ответа, необходимо следить за грамматической правильностью его построения. Дети часто беспорядочно располагают слова в предложении или делают ошибки в согласовании слов в предложении. Например, на вопрос: "Какое время года изображено на картине?” — Коля отвечает: "Была погода зима. Дети состроили кормить птичек кормушку”. Или на вопрос: "Кто провожал Ваню в школу?” — Валера отвечает: "Ваню провожала собачка Дружок”. В заключение необходимо сказать ещё об одном требовании к детским ответам, а именно: не допускать стандартных ответов, т. е. ответов, всегда одинаковых по формулировке. Часто подобные словесные штампы даются при ответах только на определённые вопросы. У многих воспитателей дети начинают свой рассказ по картине с такой стереотипной фразы: "На этой картине я вижу...” Итак, правильно поставленный вопрос является одним из очень действенных и эффективных приёмов обучения маленьких детей, и задача каждого воспитателя—овладеть этим необходимым для успешной работы приёмом.

5 Слайд. Система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие. Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи. Для детей от 3 лет.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений. Для детей от 4 лет.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.

 Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию, так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации. Детям 4-7 лет.

Какая польза от мнемотехники  для детей.

Преимуществ от данной техники множество, например:

  • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  • Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  • Представления об окружающем мире расширяются.
  • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
  • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
  • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
  • Раскрываются творческие способности детей.

Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

  1. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
  2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
  3. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
  4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
  5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
  6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Осень.

Осенью идут дожди.

Часто небо хмурится.

Пригодятся сапоги,

Плащ и зонт на улице.

Лист желтеет, опадает

И всю землю покрывает.

Вянут травы, и цветы -

Засыпают до весны.

В стаях в теплые края

Птицы собираются,

И животные в лесу

Кормом запасаются.

6 Слайд.  В последовательность заучивания стихотворения не входит.

Последовательность заучивания стихотворения:

1. Выразительно прочитайте детям разучиваемое стихотворение.

2. Проведите словарную работу, объяснив значение незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного.

3. Построчно зарисуйте стихотворение, привязав каждое слово в стихотворении к зрительному образу.

4. Эмоционально, выразительно воспроизведите текст стихотворения по схеме сначала вместе с детьми, затем дети – самостоятельно.

Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.

  Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где конкретность, образность сочетаются с динамикой действия.

  В старших группах дети запоминают значительно большие по объему стихи (два четверостишия) с эпитетами и метафорами.

   На характер заучивания положительно влияет интерес  к содержанию  стихотворения, установка  на запоминание, мотивации(для чего нужно?).

Методика заучивания  стихов

 Сначала стихотворение ребенку читает взрослый, эмоционально, красиво, не торопясь. Обращайте внимание ребенка на то, какие чувства, настроения вызывает тот или иной текст. Попробуйте придумать вместе, почему поэт написал то или иное стихотворение.

 Затем проводится словарная работа, т.е. уточняется, все ли слова понятны ребенку, объясняются малознакомые слова и выражения.

 Задайте вопросы ребенку по содержанию стихотворения, которые помогут ему лучше понять текст, а Вам проверить это понимание.

 Не забывайте о произношении тех звуков, которые ребенок уже умеет говорить, но не всегда еще употребляет правильно. Необходимо сразу попросит произносить все слова в стихотворении точно, поправить ребенка, если это необходимо; т.к. после заучивания текста это будет сделать уже очень трудно.

 Обратите внимание ребенка на интонацию каждой строчки, силу голоса при рассказывании стихотворения, логические ударения и паузы в тексте.

   Игровые приемы, помогающие лучшему запоминанию

● выполнение игровых действий с предметами во время чтения;

● договаривание детьми слов, которые рифмуются;

● чтение стихов-диалогов по ролям;

● драматизация

● рассказывание стихотворения по-разному (весело, грустно, скучно, как робот, радостно …)

7 Слайд. Что не считается формой словесного творчества детей. Применяя различные методики преподавания развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов, чем, если пользоваться шаблонными приемами.

8 Слайд. Ведущий метод обучения произвольной речевой деятельности детей в ДОУ

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Существуют определенные методы ознакомления с художественной литературой:

  1. Чтение воспитателя по книге или наизусть, т.е. дословная передача текста.
  2.  Рассказывание воспитателя, т.е. свободная передача текста.
  3.  Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.
  4. Заучивание наизусть.

Самым любимым у детей жанром в художественной литературе является сказка.

Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявиться у ребенка в самых разнообразных жанрах –  сочинение  сказок,  рассказов,  стихов,  потешек,  загадок.

9 Слайд. Создание игровой ситуации.

Главной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. Театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

10 Слайд. Какие виды игры спец используются для развития грамматического строя речи. При помощи дидактических игр, загадок воспитатель упражняет детей в правильном употреблении слов и составлении из них предложений.

"З А К О Н Ч И  П Р Е Д Л О Ж Е Н И Е"

"Н А З О В И  Т Р И  С Л О В А"

"Ч У Д Е С Н Ы Й  М Е Ш О Ч Е К" 

"Л И Ш Н Е Е  С Л О В О"

"НАЗОВИ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ"

"Э Х О"

"П О Д У М А Й и И З М Е Н И"

"Н А З О В И О Д Н И М С Л О В О М"

"Я ЗНАЮ ПЯТЬ НАЗВАНИЙ"

"Н А Й Д И З В У К"

"Н А З О В И  Л А СК О ВО" 

"Цепочка слов"

"Добавь слово"

"СРАВНИ И РАЗЛОЖИ"

«Что из чего»

«Живые слова»

«Найди картинке место»

«Исправь ошибку»

«Какая картинка не нужна?»

«Повтори»

«Похоже- непохоже»

«Поймай звук»

«Кто найдёт 20 предметов, в названии, которых содержит звук «С»

«Назови картинку и найди первый звук»

«Замкни цепочку»

«Найди на фишке место»

«Пройди вокруг и не заблудись»

«Напишем кукле письмо»

«Доскажи словечко»

«Кого я вижу, что я вижу»

«Прятки»

«Объясните, почему…»

«Один и много»

«Добавь слово»

«Распутай слова»

«Найди ошибку»

«Правильно или нет?»

«Отгадай-ка»

«Поиск пропавших деталей»

«Японская печатная машинка»

«Поиграем в сказку»

«Испорченный телефон»

11 Слайд. Для детей, опережающих своих сверстников в речевом развитии, предусматривать более сложные задания, для тех, кто отстает – более легкие…

Сроки и темпы овладения речью во многом зависят от индивидуальных особенностей ребенка, условий его жизни. Варианты отклонений речевого развития и причины речевых трудностей у детей могут быть различными. Это и задержка речи на стадии называния, перегруженность речи специфически «детскими» словами, плохое артикулирование. Активная речь может быть «отложена» по причине преобладания эмоционального общения со взрослым или по причине чрезмерной ориентации на предметный мир.

Индивидуальными особенностями детей следует руководствоваться при рассаживании их на занятиях, при определении каждому места за столом.

Я.И. Ковальчук еще помимо этого выделяет ложную активность. Дети с ложной активностью готовы отвечать на любой вопрос, даже не выслушав его до конца, они не любят размышлять и обосновывать свои ответы. С удовольствием слушая рассказы, сказки, интересные истории, они обычно не вникают глубоко в их суть и не могут правильно пересказать прослушанное. Всякий раз, когда требуется напряжение внимания и работа мысли, они предпочитают молчать. Часто не тактично ведут себя по отношению к другим отвечающим. Но, при этом заметить и скорректировать чужие ошибки не в состоянии. У таких детей необходимо развивать внимание, наблюдательность, сдержанность, преодолевать излишнюю самоуверенность.

Именно для правильного произвольного владения речью необходимо на занятиях развивать активную речевую деятельность у детей. А для этого нужно создавать положительное отношение к учебной деятельности. Способом создания такой положительной мотивации является индивидуальный подход к каждому ребёнку. При этом практическое взаимодействие – это предпосылка активной речевой деятельности детей.

12 Слайд. Какая из инструкций к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность

13 Слайд. Что направлено на развитие словесного творчества детей.

Развитие речевого творчества - работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, умеют придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку. От них требуется внести элементы фантазии и составить творческий рассказ

Какие же педагогические условия, необходимые для обучения детей творческому рассказыванию. (слайд)

1. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями жизни. Это- экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. особенно познавательного характера, о поведении и поступках детей и взрослых, усугубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем.

2. Обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.

3. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду.

4. Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Факторы, влияющие на развитие словесного творчества (слайд)

-наблюдение за окружающей действительностью

- чтение художественной литературы

-мотивация речевой деятельности

Виды творческих рассказов (слайд)

- рассказы реалистического характера

- сочинение сказок

- описание природы.

14 Слайд. Ребенку не интересна НОД

Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?

1. Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.

2. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.

3. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.

4. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.

5. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.

6. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей ребенка.

7. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.

8. Использование ИТ технологии на занятиях


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методика развития речи

Слайд 2

Ведущий прием обучения правильному произношению Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду.

Слайд 3

Возможные ошибки в речи: "Возьми со старшей группы” "Не ложи сюда” "Я тебе сказала, а ты обратно не слушаешь”. "Ешь, ешь скорее, жуй, глотай, не смотри по сторонам”. "Какой сегодня вкусный суп! Посмотрите, какой красивый зелёный горошек, бери его скорей на ложку. Вот так. Вкусно”. "Наташа у нас сегодня умница, научилась есть быстро и аккуратно”.

Слайд 4

Образец используется: при работе с картинкой; при пересказе; при рассказывании из личного опыта; для придумывания окончания к рассказу, начатому воспитателем; образец грамматически правильной речи используется на специальных занятиях по обучению детей грамматической и звуковой культуре.

Слайд 5

Зная, что дети дошкольного возраста овладевают языком на основе устной речи, через общение с окружающими людьми, мы можем назвать основные формы речи: Диалогическая Монологическая

Слайд 6

Монологическая речь – это связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких-либо фактах, явлениях реальной действительности. Различаются следующие типы монологической речи: 1. Описание –это характеристика предмета в статике. 2. Повествование – это связный рассказ о каких-либо событиях. 3. Рассуждение –это логическое изложение материала в форме доказательства. 4. Пересказ – осмысленное воспроизведение литературного образца в устной речи. 5. Рассказ – самостоятельное развернутое изложение определенного содержания.

Слайд 7

Диалогическая речь – это разговор двух или нескольких лиц. Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, которые необходимы для общения: в ыслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста.

Слайд 8

Какой прием считается ведущим при организации беседы? Вопрос воспитателя —очень действенный приём обучения детей мышлению и речи, так как вопрос направляет внимание, стимулирует мысль, приучает к точности слушания и активизирует речь.

Слайд 9

Для того чтобы вопросы выполняли своё назначение, они должны удовлетворять определённым требованиям: Первое требование — вопрос должен обладать определённым содержанием. Второе требование к вопросу — точность и конкретность. Очень важным требованием является целенаправленность и последовательность в постановке вопросов детям. Один и тот же вопрос не должен повторяться несколько раз, тем более в различных формулировках.

Слайд 10

ОПАСНО! Стандартный ответ=шаблон Стереотипная фраза: "На этой картине я вижу...” Подсказывающие вопросы "Ты не знаешь, как называется этот цветок?”, или "Вы не знаете, кто живёт у нас в аквариуме?”

Слайд 11

Система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.

Слайд 15

Какая польза от мнемотехники для детей. • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия. • Развивается речь, увеличивается словарный запас. • Представления об окружающем мире расширяются. • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект. • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию. • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру. • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность. • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга. • Раскрываются творческие способности детей.

Слайд 16

Последовательность заучивания стихотворения: 1. Выразительно прочитайте детям разучиваемое стихотворение. 2. Проведите словарную работу, объяснив значение незнакомых слов, беседу по смыслу прочитанного. 3. Построчно «зарисуйте» стихотворение, привязав каждое слово в стихотворении к зрительному образу. 4. Эмоционально, выразительно воспроизведите текст стихотворения по схеме сначала вместе с детьми, затем дети – самостоятельно. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребенка отличается образностью. Воспринимая стихотворение, дети мысленно «рисуют» его содержание.

Слайд 17

Что не считается формой словесного творчества детей Чтение стихотворения наизусть

Слайд 18

Ведущий метод обучения произвольной речевой деятельности детей в ДОУ Чтение художественной литературы М етоды ознакомления с художественной литературой: 1. Чтение воспитателя по книге или наизусть, т.е. дословная передача текста. 2. Рассказывание воспитателя, т.е. свободная передача текста. 3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями. 4. Заучивание наизусть.

Слайд 19

Создание игровой ситуации: Существенно ускоряет и облегчает процесс развития речи Главной формой речевого развития детей является игра. Она побуждает детей контактировать друг с другом и является мотивом к коммуникативной деятельности. Театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Слайд 20

Какие виды игры специально используются для развития грамматического строя речи. «Закончи предложение" «Назови три слова" «Чудесный мешочек" «Лишнее слово" «Назови как можно больше предметов" «Эхо" "Подумай и измени" «Назови одним словом" "Я знаю 5 названий" "Найди звук" "Назови ласково" "Цепочка слов" "Добавь слово" «Сравни и разложи" «Что из чего» «Живые слова» «Найди картинке место» «Исправь ошибку» «Какая картинка не нужна?» «Повтори» «Похоже- непохоже» «Поймай звук» «Кто найдёт 20 предметов, в названии, которых содержит звук «С» «Назови картинку и найди первый звук» «Замкни цепочку» «Найди на фишке место» «Пройди вокруг и не заблудись» «Напишем кукле письмо» «Доскажи словечко» «Кого я вижу, что я вижу» «Прятки» «Объясните, почему…» «Один и много» «Добавь слово» «Распутай слова» «Найди ошибку» «Правильно или нет?» «Отгадай-ка» «Поиск пропавших деталей» «Японская печатная машинка» «Поиграем в сказку» «Испорченный телефон»

Слайд 21

Для детей, опережающих своих сверстников в речевом развитии, предусматривать более сложные задания, для тех, кто отстает – более легкие… Принцип индивидуализации

Слайд 22

Какая из инструкций к речевому заданию будет в большей степени ориентировать ребенка на словесную творческую активность Придумай новую историю о…

Слайд 23

Что направлено на развитие словесного творчества детей. Постоянное обогащение опыта детей впечатлениями жизни. Это- экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. особенно познавательного характера, о поведении и поступках детей и взрослых, усугубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка, привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем. Обогащение и активизацию словаря. Дети нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов-определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц. Умение детей связно рассказывать, владеть структурой связного высказывания, знать композицию повествования и описания. Особенно близки к словесному творчеству рассказы об одной игрушке, придумывание конца и начала к изображенному на картине эпизоду. Еще одно условие - правильное понимание детьми задания «придумать», т. е. создать нечто новое, рассказать о том, чего на самом деле не было, или ребенок этого сам не видел, но «придумал» (хотя в опыте других подобный факт мог быть).

Слайд 24

Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи? Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия. Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной. Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы. Содержание занятий должно быть трудным, но посильным. Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него. Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей ребенка. Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия. Использование ИТ технологии на занятиях

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

анкета для воспитателей методика развития речи

выявление профессионального уровня педагогов в методике работы с детьми по обучению рассказыванию п овосприятию...

Консультация для воспитателей "Методика развития речи младших дошкольников с ОНР"

Материал содержит рекомендации по реализации образовательной области"Речевое развитие" в условиях ДОУ с учётом требований ФГОС...

Семинар-практикум для воспитателей по развитию речи. Тема: « ФГОС ДО: Реализация проблемного подхода в речевом развитии дошкольников».

Цель: - повышение профессиональной компетентности воспитателя ДОУ при реализации проблемного подхода  в речевом развитии старших  дошкольников.Задачи:- уточнить и закрепить знания ...

Семинар - практикум для воспитателей ДОУ «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством приобщения к книге»

·         повысить интерес детей к художественной литературе;·         разработать систему работы с книгой;·...

Семинар - практикум для воспитателей "Методика проведения артикуляционной гимнастики"

           Познакомить воспитателей с методикой проведения  артикуляционной гимнастики, с основными требованиями. Дать воспитателям специально подобранный кар...