Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников в разных возрастных группах
методическая разработка по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Планирование разработано с учётом качества звукопроизношения у современных дошкольников. Например, отработка шипящих звуков в средней группе не рекомендуется, т.к. в настоящее время многие дети 4-5 лет не владеют идеальным произношением [ Ш], [Ж ], [ Щ], [Ч ]. Если обучающиеся дошкольники не справляются согласно представленному ниже планированию, необходимо рекомендовать родителям обратиться за консультацией к логопеду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ПО ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЕ РЕЧИ  В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОШКОЛЬНИКОВ

(сост. учитель-логопед Муравьева О.С., ГБДОУ д/c32 Прим. р-на)

Младшая группа

Месяц

Неделя

Звуки

Этапы работы

Игры на развитие речевых навыков

сентябрь

1

А

Обследование речи. Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированно- го звука.

 Игра на развитие речевого дыхания.

2

А

Закрепление произношения в словах и в предложениях.

3

У

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука.

4

У

Закрепление произношения в словах и в предложениях.

октябрь

1

А-У

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в словах и предложениях.

Игра на развитие силы  и высоты голоса.

2

О

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука.

3

О

Закрепление произношения в словах и в предложениях.

4

О-У

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в  словах и предложениях.

ноябрь

1

И

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука.

Игра на развитие чёткой дикции.

2

И

Закрепление произношения в словах и в предложениях.

3

Ы

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука.

4

Ы

Закрепление произношения в словах и в предложениях.

декабрь

1

И-Ы

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в  словах и предложениях.

Игра на развитие слухового внимания и фонематического слуха.

2

Э

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука.

3

Э

Закрепление произношения в словах и в предложениях.

4

Э-О

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в словах и предложениях.

январь

1

Каникулы.

Игра на развитие речевого дыхания.

2

Каникулы.

3

Э-Ы

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в словах и предложениях.

4

М–М’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях.

февраль

1

М-М’

Закрепление произношения в словах и в предложениях. Чистоговорки.

Игра на развитие силы и высоты голоса.

2

Н-Н’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах.

3

Н-Н’

Закрепление произношения в словах и в предложениях. Чистоговорки.

4

М -Н,

М’-Н’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах, словах и предложениях.

март

1

П-П’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях.

Игры на развитие темпа речи.

2

П-П’

Закрепление произношения в словах и в предложениях. Чистоговорки.

3

Б-Б’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях.

4

Б-Б’

Закрепление произношения в словах и в предложениях. Чистоговорки.

апрель

1

П -Б,

П’-Б’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах, словах и предложениях.

Игры на развитие длительного речевого дыхания.

2

В-В’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах.

3

В-В’

Закрепление произношения в словах и в предложениях. Чистоговорки.

4

Ф-Ф’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях.

май

1

Каникулы.

Игра на развитие чёткой дикции.

2

Ф-Ф’

Закрепление произношения в словах и в предложениях. Чистоговорки.

3

В - Ф,

В’-Ф’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах, словах и предложениях.

4

Повторение чистоговорок с пройденными звуками.

лето

Повторение. Игры на закрепление произношения пройденных звуков.

Игры на развитие интонационной выразительности.

 

Средняя группа

месяц

Неделя

Звуки

Этапы работы

Игры на развитие речевых навыков

сентябрь

1

Обследование речи.

 Игра на развитие слухового внимания.

2

Обследование речи.

3

Т-Т’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях, словах.

4

Т-Т’

Закрепление произношения  в предложениях. Чистоговорки.

октябрь

1

Д-Д’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях, словах.

Игра на развитие фонематического слуха.

2

Д-Д’

Закрепление произношения  в предложениях. Чистоговорки.

3

Т-Д

Т’-Д’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах, словах и предложениях.

4

К-К’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях, словах.

ноябрь

1

К-К’

Закрепление произношения в предложениях. Чистоговорки.

Игра на развитие чёткой дикции.

2

Г-Г’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях, словах.

3

Г-Г’

Закрепление произношения  в предложениях. Чистоговорки.

4

К-Г,

К’-Г’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах, словах и предложениях.

декабрь

1

Х-Х’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, звукоподражаниях, словах.

Игра на развитие речевого дыхания.

2

Х-Х’

Закрепление произношения  в предложениях. Чистоговорки.

3

Г-К-Х,

Г’-К’-Х’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах, словах и предложениях.

4

С’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука; закрепление в слогах, словах.

январь

1

Каникулы.

Игра на развитие чёткой дикции.

2

Каникулы.

3

С’

Закрепление произношения  в предложениях. Чистоговорки.

4

З’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука; закрепление в слогах, словах.

февраль

1

З’

Закрепление произношения  в предложениях. Чистоговорки.

Игра на развитие силы и высоты голоса.

2

С’-З’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах и словах.

3

С’-З’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в предложениях.

4

С

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука; закрепление в слогах, словах.

март

1

С

Закрепление произношения  в предложениях. Чистоговорки.

Игры на развитие темпа речи.

2

З

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука; закрепление в слогах, словах.

3

З

Закрепление произношения  в предложениях. Чистоговорки.

4

С-З

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах и словах.

апрель

1

С-З

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в предложениях.

Игры на развитие длительного речевого дыхания.

2

Ц

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука; закрепление в слогах, словах.

3

Ц

Закрепление произношения  в предложениях. Чистоговорки.

4

С-Ц

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах и словах.

май

1

Каникулы.

Игра на развитие интонационной выразительности.

2

   С-Ц

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в предложениях.

3

Ц-Т’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах и словах.

4

Ц-Т’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в предложениях.

лето

Повторение. Игры на закрепление произношения пройденных звуков. Стихи, потешки, диалоги, скороговорки, пословицы, поговорки и т.п.

Игры на развитие интонационной выразительности.

Старшая группа

Месяц

Неделя

Звуки

Этапы работы

Игры на развитие речевых навыков

сентябрь

1

Обследование речи.

 Игра на развитие слухового внимания, фонематического слуха.

2

Обследование речи.

3

Й, ЙА,

ЙУ, ЙО,ЙЭ

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированных звуков; закрепление в слогах, словах.

4

Й, ЙА,

ЙУ, ЙО,ЙЭ

 Закрепление произношения в предложениях.

октябрь

1

Й, ЙА,

ЙУ, ЙО,ЙЭ

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в связной речи.

Игра на развитие речевого дыхания.

2

Ш

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука.

3

Ш

Закрепление произношения звука в слогах и словах.

4

Ш

Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки.

ноябрь

1

Ш

Закрепление произношения звука в связной речи.

Игра на развитие силы и высоты голоса.

2

Ж

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука.

3

Ж

Закрепление произношения звука в слогах и словах.

4

Ж

Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки.

декабрь

1

Ж

Закрепление произношения звука в связной речи.

Игры на развитие темпа речи.

2

Ш-Ж

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах и словах.

3

Ш-Ж

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в предложениях.

4

Ш-Ж

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в связной речи.

январь

1

Каникулы.

Игра на развитие чёткой дикции.

2

Каникулы.

3

Ч

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука.

4

Ч

Закрепление произношения звука в слогах и словах.

февраль

1

Ч

Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки.

Игра на развитие интонационной выразительности.

2

Ч

Закрепление произношения звука в связной речи.

3

Ч-Т’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах, словах, предложениях.

4

Ч-Т’

Закрепление и дифференциация звуков в связной речи.

март

1

Щ

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука.

Игры на развитие темпа речи.

2

Щ

Закрепление произношения звука в слогах и словах.

3

Щ

Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки.

4

Щ

Закрепление произношения звука в связной речи.

апрель

1

Щ-С’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах, словах, предложениях.

Игры на развитие длительного речевого дыхания.

2

Щ-С’

Закрепление и дифференциация звуков в связной речи.

3

Ч-Щ

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах, словах, предложениях.

4

Ч-Щ

Закрепление и дифференциация звуков в связной речи.

май

1

Каникулы.

Игра на развитие речевого дыхания.

2

Ш-Щ

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах, словах, предложениях.

3

Ш-Щ

Закрепление и дифференциация звуков в связной речи.

4

Ш-Ж-Ч-Щ

Закрепление и дифференциация звуков в произношении в связной речи.

лето

Повторение. Игры на закрепление произношения пройденных звуков. Стихи,  диалоги, скороговорки, пересказы, рассказы по серии картинок и т.п.

Игры на развитие интонационной выразительности.

Подготовительная группа

есяц

Неделя

Звуки

Этапы работы

Игры на развитие речевых навыков

сентябрь

1

Обследование речи.

 Игра на развитие речевого дыхания.

2

Обследование речи.

3

Ш-С

Закрепление  произношения изолированных звуков; дифференциация  в слогах, словах, предложениях.

4

Ш-С

Дифференциация в связной речи.

октябрь

1

Ж-З

Закрепление  произношения изолированных звуков; дифференциация  в слогах, словах, предложениях.

Игра на развитие слухового внимания, фонематического слуха.

2

Ж-З

Дифференциация в связной речи.

3

Л’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука.

4

Л’

Закрепление произношения звука в слогах и словах.

ноябрь

1

Л’

Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки.

Игра на развитие силы и высоты голоса.

2

Л’

Закрепление произношения звука в связной речи. Скороговорки.

3

Л

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука.

4

Л

Закрепление произношения звука в слогах и словах.

декабрь

1

Л

Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки.

Игры на развитие темпа речи.

2

Л

Закрепление произношения звука в связной речи. Скороговорки.

3

Л-Л’

Закрепление и дифференциация в произношении изолированных звуков.

4

Л-Л’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в  слогах, словах.

январь

1

Каникулы.

Игра на развитие чёткой дикции.

2

Каникулы.

3

Л-Л’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в  предложениях. Чистоговорки.

4

Л-Л’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в  связной речи. Скороговорки.

февраль

1

Р

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука.

Игра на развитие речевого дыхания.

2

Р

Закрепление произношения звука в слогах и словах.

3

Р

Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки.

4

Р

Закрепление произношения звука в связной речи. Скороговорки.

март

1

Р’

Подготовка артикуляционного аппарата. Уточнение произношения изолированного звука.

Игры на развитие темпа речи.

2

Р’

Закрепление произношения звука в слогах и словах.

3

Р’

Закрепление произношения звука в предложениях. Чистоговорки.

4

Р’

Закрепление произношения звука в связной речи. Скороговорки.

апрель

1

Р-Р’

Закрепление и дифференциация в произношении изолированных звуков.

Игры на развитие интонационной выразительности речи.

2

Р-Р’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в  слогах, словах.

3

Р-Р’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в  предложениях. Чистоговорки.

4

Р-Р’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в  связной речи. Скороговорки.

май

1

Каникулы.

Игра на развитие слухового внимания, фонематического слуха.

2

Р-Л

Р’-Л’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении  в слогах, словах.

3

Р-Л

Р’-Л’

Закрепление и дифференциация звуков в предложениях.

4

Р-Л

Р’-Л’

Закрепление и дифференциация звуков в произношении в связной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Выступление на методическом объединении в ДОУ по теме "Влияние театрализованной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников"

Театрализованная деятельность с точки зрения педагогическойэффективности имеет социальную направленность, игровую природу и универсальность, а также обладает коррекционными возможностями, направленным...

Комплекс игр и игровых упражений для формирования общих речевых навыков у дошкольников в рамках образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи

Система игр и игровых упражнений, рекомендуемых педагогам в целях формирования общих речевых навыков у дошкольников. Игры представлены по следующим разделам: развитие физиологического и речевого дыхан...

Система игр и игровых упражнений для отработки произношения звуков в рамках воспитания звуковой культуры речи у дошкольников в разных возрастных группах

Материал представлен в виде перечня игр и игровых упражнений для отработки звуков и улучшения дикции дошкольников в образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи. Для каждой возрас...

Планирование образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников 3-7 лет

В презентации представлены:1. итоги  обследования состояния [С], [З] и [ Ш], [Ж] у детей младшего, среднего  и старшего возрастов 2-х садов (в виде графика);2. рекомендации по планированию о...

Конспект образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуры речи в старшей группе

Тема: Звуки "Л", "Р"Способствоватьформированию звуковой культуры речи у детей старшей группы....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по воспитанию звуковой культуре речи для детей средней группы.

Конспект НОД по воспитанию звуковой культуре речи. В конспекте можно найти: артикуляционную гимнастику, упражнения на развитие фонематического слуха....