Опыт работы на тему: «Развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий»
материал по развитию речи (подготовительная группа)

Людмила Станиславовна Ковалёва

Целью опыта является развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий.

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, ставится задача создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации. Перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий.

Взяв за основу исследования великих педагогов и понимая на практическую эффективность наглядного материала, мы решили использовать в работе с детьми технологии моделирования «мнемотехника» и «синквейн».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx20.15 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий»

Актуальность

Речь является одной из главных потребностей и функций человека.

Через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Общение – важная составляющая жизни человека. Говорить умеют все, но говорить правильно, умеют лишь единицы из нас. 

Согласно ФГОС ДО : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Важнейшим является формирование к завершению дошкольного возраста универсального общения малыша с людьми, которые его окружают. Дошкольник старшего возраста должен без затруднений разговаривать с разными по возрасту, социальному положению, полу представителями общества.

Целью опыта является развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий.

В связи с изменениями в системе дошкольного образования, ставится задача создания условий для творческого саморазвития ребенка, для его полной самореализации. Перед педагогами лежит широкий выбор разнообразных инновационных методов и технологий.

Взяв за основу исследования великих педагогов и понимая на практическую эффективность наглядного материала, мы решили использовать в работе с детьми технологии моделирования «мнемотехника» и «синквейн».

Новизна нашей работы заключается в целесообразном слиянии наглядности, плана высказывания и игрового характера деятельности. 

Действуя с пособиями, дети получают возможность использовать два сенсорных канала: визуальный (видят картину-схему, особенности цвета и формы), слуховой (слышат пояснение воспитателя и рассказы сверстников).

Для стимулирования развития воображения и творческих речевых действий на начальном этапе работы мы формируем у детей знаково-символические функции. В качестве условных заместителей выступают символы разнообразного характера: геометрические фигуры, символические изображения предметов, условные обозначения.

При ознакомлении детей со сказкой или рассказом мы используем мнемоквадраты, они помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта. Важно учитывать, насколько ребёнок освоил принцип замещения. Дети легче запоминали образы, если цвет соответствовал герою: лиса рыжая, ягода красная. Позже усложняли или заменяли другой заставкой: изображали персонаж в графическом виде: лиса состояла из оранжевых геометрических фигур, медведь – большой коричневый круг и т.д.

Для детей старшего возраста схемы целесообразно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

Для понимания основной последовательности текста, запоминания его, мы знакомим детей с мнемодорожкой. Это дидактический материал, схема, в которую занесена определённая информация. Работа заключается в активном творческом процессе работы, поняв алгоритм работы с мнемодорожкой, дети легко осваивают обучающие мнемотаблицы. Содержание мнемотаблиц – это графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, все произведение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком.

На начальном этапе мы предлагаем готовый план-схему, по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы. Использование опорных рисунков для обучения заучиванию увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождается просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Для разучивания каждого произведения мы разрабатываем и составляем свою мнемотаблицу, подбираем рисунки к выбранному тексту. И так, шаг за шагом, создается мнемотаблица.

Научившись составлять мнемотаблицы, схемы описательных рассказов, опираясь на них дети легко запоминают текст, передают его содержание.

Широко используем такой приём мнемотехники, как работа с коллажем. Это лист картона, на который наносятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры и т.д. Данное пособие решает разные задачи: развитие фотографической памяти, образного восприятия, логического мышления, расширение словарного запаса и т.д. Ребёнок учится связывать все элементы коллажа, составлять сюжеты.

В мнемонических целях, а также для оценки уровня знаний, рефлексирования, самоконтроля мы адаптировали работу по методу «Синквейн» к условиям дошкольного возраста.

Слово синквейн означает «стихотворение из пяти строк». Традиционный (классический) синквейн как жанр поэзии, основанный на подсчёте слогов в каждом стихе, в начале XX века придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием популярной в то время японской поэзии.

Дидактическое правило составления синквейна разработали уже намного позже.

Основная задача синквейна - научиться мыслить максимально ёмко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли.

Алгоритм синквейна для детей, которые не умеют читать, похож на ёлочку. Части речи можно выделять разным цветом.

Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко. Дошкольники устно составляют синквейн с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

Далее, когда дети освоили правила игры, можно переходить на более сложную информацию, которая требует не только знаний, но и умение делать выводы. Свои работы (синквейны) дети оформляли как в форме графических рисунков, которые помогают дошкольникам более конкретно ощутить границы слов, так и в виде устных сочинений с опорой на схему.

Большое значение отводили работе с родителями, их активно привлекали к совместной работе, предлагали вместе с детьми сделать копилку синквейнов по стихотворениям, мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам, ситуациям из жизни.

Педагогическая диагностика, проведенная в группе, анкетирование детей, педагогов, родителей, доказывает эффективность применения данных технологий развития речи дошкольников

При условии правильной организации работы в ДОУ, сотрудничества с родителями и узкими специалистами, уровень речевых способностей детей значительно возрастает.

 В процессе работы над данной проблемой разработаны конспекты мероприятий, планы совместной деятельности с родителями и специалистами, что несёт практическую значимость опыта работы для педагогов других дошкольных учреждений.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Комаричский детский сад № 3

Опыт работы на тему:

«Развитие речевых способностей дошкольников посредством внедрения инновационных педагогических технологий»

        Воспитатель:

Л.С. Ковалёва

2020 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт работы по теме: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ»

Педагогический опыт работы по теме: «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ»...

Презентация «Реализация модели развития музыкальных способностей дошкольников через использование инновационных педагогических технологий в профессиональной деятельности музыкального руководителя».

В презентации  представлены современные инновационные технологии, которые применяются в образовательном процессе в музыкальном развитии дошкольников....

Опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников на основе техники «Пескография» или рисование песком»

Обобщение передового педагогического опыта работы по теме: " Развитие художественно - творческих способностей дошкольников на основе техники "Пескография" или рисование песком"...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ»

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.Рисование тесно связано с развитием наг...

Обобщенный педагогический опыт работы по теме: «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования»

Исследование, посвящено проблеме использования нетрадиционных техник рисования влияющих на развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности. Рисование является одним из важне...