Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в средней группе Тема «Зима»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Данное занятие проводится с группой детей среднего дошкольного возраста. происходит закрепление знаний об основных признах зимы, формируется умение составлять краткий описательный рассказ по картине. занятие включает в себя ряд развивающих игр и упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад» Сибирячок»

Конспект

непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи

в средней группе

Тема «Зима»

Подготовила и провела

Воспитатель: Савченко В.Н.

_________

Барлук, декабрь, 2019 г.

Организация НОД по развитию речи детей в средней группе

по теме «Зима».

Автор конспекта НОД: Савченко В.Н. воспитатель.

 Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сибирячок»

Приоритетная образовательная область: речевое развитие

Цель: развитие связной речи.

Образовательные задачи:

- Обобщать представления о зимних явлениях в природе.

- Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы по её содержанию.

- Расширять словарь по теме: «Приметы зимы».

- Способствовать правильному произношению и артикуляции звуков.

- Продолжать развивать  диалогическую речь детей.

Развивающие задачи:

- Закреплять у детей умение логически выстраивать своё высказывание.

- Развивать воображение, мышление и зрительное внимание.

- Развивать дыхание и силу голоса.

- Развивать память.

- Развивать общую моторику.

Воспитательные задачи:

- Воспитывать умение внимательно слушать рассказ воспитателя и своих товарищей.

- Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: беседы по теме «Зима», наблюдения на прогулке, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений по теме.

Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный.

Материалы и оборудование: сюжетные картинки «Времена года», фланелеграф, картина М. Пишвановой «В зимнем парке», сундучок, снежинка, снежинки на ниточках,  магнитофон, аудиозапись.

Ход непосредственно образовательной  деятельности:

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Образователь

ные

 задачи

Содержание НОД

Вид деятельности

Формы реализации

Средства реализации

Планируемые результаты

Создать благоприятный настрой у детей на образовательную деятельность, заинтересовать.

Формировать коммуникативные навыки.

Прививать элементарные этические нормы.

Развивать двигательную активность

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Коммуникативная игра «Здравствуйте»

- Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп! (три хлопка в ладоши)

- Здравствуйте, ножки! Топ, топ, топ! (три раза топнуть ножками)

- Здравствуйте, щечки! Плюх, плюх, плюх! (три раза похлопать себя по щечкам)

- Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок! (качаем головой)

- Здравствуй, мой носик! Бип, бип, бип! (гладим кончик носа)

- Здравствуйте, гости! Здравствуйте! (протягиваем руки вперед)

Воспитатель: Дети, когда я сегодня шла в детский сад, встретила Снеговика. Он передал мне эту шкатулку с заданиями для вас. Вам интересно, что задумал Снеговик? (ответы детей)

Коммуникативная

Двигательная

Беседа.

Коммуникативная игра

шкатулка

Дети проявляют интерес к рассказу воспитателя.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Образовательные

 задачи

Содержание НОД

Вид деятельности

Формы реализации

Средства реализации

Планируемые

 результаты

Речевое развитие.

Развитие двигательной активности.

Развитие дыхания и силы голоса.

Развитие активного словаря детей.

Воспитатель: Сейчас мы посмотрим, что в ней (достаю  из шкатулки снежинку).

Воспитатель: Что это?

Дети: Снежинка.

Воспитатель: Ребята, скажите, снежинки какие бывают?

Ответы детей: Красивые, маленькие, ажурные, легкие, белые, холодные…

Воспитатель: Как вы думаете, какое время года прислало нам снежинку? (зиму) Почему вы так думаете?(снежинки бывают зимой) Выберите это время года (на столе разложены картинки времён года: дети выбирают).

Дети: Зима.

Воспитатель: Какую краску любит зима?

Дети: Белую.

Воспитатель: Правильно, зимой всё белое, потому что зима  укутала снегом деревья, кусты, поля.

 Д/игра: «Путаница»

Воспитатель: Дети, Снеговик мне сказал, что  в шкатулке есть картинки с признаками зимы, но он  хотел проверить, знаете ли вы эти признаки, поэтому специально перепутал картинки, чтобы вы выбрали правильные и объяснили свой выбор. Найдите, пожалуйста,  картинки, которые относятся к зиме.

(Дети выбирают и закрепляют их на фланелеграфе с объяснением.)

Картинка  1: Зимой дети катаются на лыжах.

Картинка  2: Зимой встречаем праздник Новый год.

Картинка 3: Зимой на деревьях, домах лежит снег.

Картинка  4: Прилетает зимняя птица – снегирь.

Картинка  5: Зимой дети катаются на санках.

Картинка 6: Зимой можно рассматривать снежинки.

Картинка 7: Зимой дети лепят снеговика.

Воспитатель: Молодцы! А сейчас, давайте превратимся в снежинки.

Покружись, покружись

И в снежинку превратись.

- Теперь, я дуну на вас, и вы улетите на свои стульчики.

(Дети садятся на стульчики.)

Развитие дыхания и силы голоса.

Воспитатель: Ребята,  давайте скажем, что может делать снежинка?

Ответы детей: Кружиться, падать, лететь, лежать, опускаться и т.д.

Воспитатель: Молодцы, а хотите посмотреть, как снежинка кружиться в танце? Вы подуете на снежинки, а они закружатся (раздаю снежинки).

Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем, щеки не надуваем. Дети  дуют на снежинку, держа ее за ниточку на уровне рта.

(Дети дуют на снежинки, воспитатель включает аудиозапись вьюги)

Воспитатель: Слышите? Такой сильный ветер поднялся! Все закружилось в воздухе. Как можно назвать зимний сильный ветер? (вьюга, метель) Поднялась вьюга. Слышите, как вьюга воет?  у-у-у.

-Покажите голосом, как ветер усиливается.

- Как вьюга затихает (показывают голосом)

- Дети, когда вы выходите на улицу, по каким признакам можно определить, есть на улице ветер или нет? (метет снег по дороге, качаются деревья)

- Когда ветер гуляет среди ветвей, качает деревья, какой мы слышим звук?

- Ветер то шумит: ш-ш-ш, то свистит: с-с-с. (дети показывают, по просьбе воспитателя чередуя звуки)

Воспитатель. Ой, как холодно стало! Давайте погреем ручки. Подуем теплым воздухом (дети « греют» руки теплой воздушной струей х-х-х).

Воспитатель: Отогрели ручки? Предлагаю вам ими поиграть.

Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пошли гулять.

Бабу снежную лепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А еще в  снегу валялись.

Все в снегу домой пришли, суп поели, спать легли.

 Беседа по картине.

Воспитатель: Следующее задание от Снеговика! Нам необходимо составить рассказ по картине. Попробуем? Кто нарисован на этой картине?

Дети: На картине нарисованы дети.

Воспитатель: Куда они пришли?

Дети: Они пришли в парк.

Воспитатель: Что делает девочка в синей шапочке?

Дети: Она лепит снеговика.

Воспитатель: Что делает мальчик?

Дети: Он катается на лыжах.

Воспитатель: Что есть у девочки в красном комбинезоне?

Дети: У неё есть санки.

Воспитатель: Кто пришёл с ней?

Дети: Собака.

Воспитатель: Какое время года на картине?

Дети: Зима.

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Везде лежит снег.

Воспитатель: Какой снег?

Дети: Белый, пушистый, холодный, мокрый.

Воспитатель: Послушайте, какой получился рассказ о том, как дети гуляли в зимнем парке.

- На картине нарисована зима. Снег лежит на земле и на деревьях. Дети пришли в парк. Мальчик катается на лыжах. Девочка в синей шапочке лепит снеговика, а девочка в красном комбинезоне пришла с санками и с собакой.

Дети на картине весёлые, радостные. Им нравится гулять зимой!

Воспитатель:  А вы любите гулять на улице? Во что вы там играете? (ответы детей)

- А сейчас поиграем в снежки.

         Физкультминутка:

Раз, два, три, четыре,                           

(дети шагают на месте)

Мы с тобой снежок слепили.

(руками лепят снежки)

Круглый, крепкий, очень гладкий            

(имитируют движения)

И совсем, совсем не сладкий.

 (грозят пальчиком)

Раз – подбросим, (прыжки вверх)

Два – поймаем, (приседают)

Три – уроним( наклон)

И…. сломаем. (топают)

(Дети садятся на стульчики.)

Воспитатель: Вам понравился рассказ? Кто хочет повторить?  (Повтор рассказа один – два ребенка.)

Игровая

Двигательная

Коммуникативная

Подвижная игра.

Пальчиковая гимнастика.

Дидактическая игра.

Упражнения для развития дыхания и силы голоса.

Беседа по картине.

Составление рассказа.

Сюжетные картинки.

Картина М.Пишвановой «В зимнем парке».

Аудиозапись.

Проявляет желание выполнить все задания Снеговика.

Активно участвуют  беседе, отвечают на вопросы.

Дети подбирают прилагательные и глаголы  к слову «снежинка»

Называют признаки зимы.

Принимает активное участие в игре.

Управляют силой голоса.

Различают и правильно произносят звук [с] и звук[ш].

Составляют рассказ с опорой на картину.

Заключительная  часть (рефлексивный этап))

Образовательные

 задачи

Содержание НОД

Вид деятельности

Формы реализации

Средства реализации

Планируемые результаты

Речевое развитие.

Развитие рефлексивных навыков.

Воспитатель: Вам понравилось выполнять задания Снеговика? Было ли вам трудно их выполнять?

Вот еще одно, заключительное задание.

Загадка: Во дворе катали ком,

Шляпа старая на нем,

Нос приделали, и вмиг,

Получился ……

- Правильно, это снеговик.

 И наш Снеговик поздравляет вас с приходом зимы, желает вам хорошего настроения и никогда не болеть! На память он передает вам небольшие подарочки! (открытки)

Коммуникативная.

Беседа.

Загадка.

Подарок от Снеговика (Открытка)

Дети оценивают свою деятельность, свое настроение.

Отгадывают загадку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи детей среднего дошкольного возраста «Зимующие птицы»

Цели: Актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Совершенствование навыков зву­кового и слогового анализа и синтеза. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение). С...

Конспект занятия организованной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе."Дикие животные зимой"

Программные задачи:Образовательные:-формировать у детей представление о жизни диких животных.Развивающие: -развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи.Воспитательные:-воспитыва...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе "Зимующие птицы"

Образовательная деятельность в средней группе на тему "Зимующие птицы" Задачи: 1. Уточнить и расширить представления детей о зимующих птицах. Формировать понятие "Зимующие пти...

Образовательная деятельность по развитию речи в средней группе " Проказы матушки Зимы!"

Открытое занятие по теме самообразования " Речевые и пальчиковые игры!" в средней группе....

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней компенсирующей группе. Тема "Зима"

Закрепление представлений о смене времен года. Уточнение и расширение словаря по теме «Зима». Обучение составлению рассказа по серии картинок. Формирование целостного впечатления об ...