игры на развитие эмоционально-волевой сферы
картотека по развитию речи

игры на развитие эмоционально-волевой сферы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_na_razvitie_emotsionalno-volevoy_sfery.doc109.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ

ОПРЕДЕЛИ ВЫРАЖЕНИЕ ЛИЦА

                УПРАЖНЕНИЕ

       Возраст: для детей с 6 лет

                       Форма работы: индивидуальная

Цель: Развивать эмоциональную восприимчивость.

Материал: набор картинок со схематическим изображением  человеческих эмоций; набор картинок или фотографий с изображением различных эмоций.

Ход: Педагог показывает картинки в следующем порядке: радость, спокойствие, грусть, удовольствие, смущение, насмешка, злость, недовольство, страх. Предлагает изобразить чувство соответствующее  данному изображению на своем лице, а затем назвать это чувство.

   После этого работа повторяется по рисункам или фотографиям.

                           ОЖЕРЕЛЬЕ

                ИГРА

Возраст: для детей с 5 лет

                      Форма работы: подгрупповая

Цель: Развивать способность к эмоциональному самовыражению, способствовать созданию близких отношений в коллективе.

Ход: Участники встают в плотный круг. Они бусинки красивого ожерелья, тесно прижимаются на месте, крутятся на месте, не отрываясь друг от друга, бегают по шее хозяйки, так же плотно прижавшись. Ведущий подходит к «ожерелью» и пытается «разорвать» его. Если ему это удается, бусинки «рассыпаются» по полу и катаются по нему. Ведущий ловит их, по очереди крепко держа за руку первую, та – вторую пойманную ведущим, третью и т.д., пока не соберет снова все ожерелье и не сделает его плотным и крепким. Первая пойманная бусинка становится ведущим.

СОГЛАСОВАННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

                УПРАЖНЕНИЕ

                                 Возраст: для детей с 5 лет

                              Форма работы: подгрупповая

Цель: Учить действовать в паре, чувствовать действия партнера и отзываться на них.

Ход: Дети разбиваются на пары. Им предлагается показать парные действия:

  • Пилка дров;
  • Гребля в лодке;
  • Перемотка ниток;
  • Перетягивание каната;
  • Передача хрустального стакана;
  • Парный танец.

ЛЕС

                      ИГРА

                                Возраст: для детей с 5 лет

                          Форма работы: подгрупповая

Цель: Развивать способность к эмоциональному самовыражению, развивать выразительность движений, умение передавать эмоциональную ситуацию.

Ход: Ведущий: «В нашем лесу растут березка, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, травинка, цветок, гриб, ягода, кустики. Выберите сами себе растение, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превращаемся в лес. Как ваше растение реагирует на:

  • Тихий, нежный ветерок;
  • Сильный холодный ветер;
  • Ураган;
  • Мелкий грибной држдик;
  • Ливень;
  • Очень жарко;
  • Ласковое солнце;
  • Ночь;
  • Град;
  • Заморозки».

ВОЗЬМИ СЕБЯ В РУКИ

                УПРАЖНЕНИЕ

                                   Возраст: для детей с 5 лет

                            Форма работы: индивидуальная

Цель: Учить контролировать свои чувства, воспитывать сдержанность, выдержку.

Ход: Педагог говорит ребенку: «Как только ты почувствуешь, что за беспокоился, хочется кого-то стукнуть, что-то кинуть, есть очень простой способ доказать себе свою силу: обхвати ладонями локти и сильно прижми руки к груди – это поза выдержанного человека».

ТЫ – ЛЕВ!

                УПРАЖНЕНИЕ

Возраст: для детей с 5 лет

Форма работы: индивидуальная

Цель: Учить методам саморегуляции, воспитывать сдержанность, выдержку.

Ход: «Закрой глаза, представь льва – царя зверей сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев – это ты!»

СБРОСЬ УСТАЛОСТЬ

                

   УПРАЖНЕНИЕ

                             Возраст: для детей с 5 лет

                       Форма работы: индивидуальная

Цель: Учить методам саморегуляции, умению снять излишнее беспокойство, напряжение.

Ход: «Встань, расставь широко ноги, согни их немного в коленях, согни тело и свободно опусти руки, расправь пальцы, склони голову к груди, приоткрой рот. Слегка покачайся в стороны, вперед, назад. А сейчас резко тряхни головой, руками, ногами, телом. Ты стряхнул всю усталость, чуть-чуть осталось, повтори еще».

СОЛНЕЧНЫЙ ЗАЙЧИК

                 ИГРА

                                 Возраст: для детей с 4 лет

                         Форма работы: индивидуальная

Цель: Развивать эмоциональнную сферу, учить методам релаксации.

Ход: «Солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу, нежно погладь его ладонями: по лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке, поглаживай аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги, он забрался за шиворот – погладь его и там. Он не озорник – он любит и ласкает тебя, а ты погладь его и подружись с ним».

ГЛАЗА В ГЛАЗА

                ИГРА

                           Возраст: для детей с 5 лет

                          Форма работы: подгрупповая

Цель: Развивать эмоциональнную сферу, развивать эмоциональную отзывчивость, умение понимать эмоции партнера.

Ход: Дети разбиваются на пары, берутся за руки. Ведущий предлагает: «Глядя только в глаза и чувствуя руки, попробуй молча передать разные эмоции – «Я грустный, помоги мне!», «Мне весело, давай поиграем!», «Я не хочу с тобой дружить!». Потом дети обсуждают, в какой раз какая эмоция передавалась и обсуждалась.

ТРЕНИРУЕМ ЭМОЦИИ

                УПРАЖНЕНИЕ        

                                 Возраст: для детей с 4 лет

                           Форма работы: индивидуальная

Цель: Развивать эмоциональнную сферу, учить различать разные оттенки эмоций, учить умению передавать их с помощью мимики .

Ход:  Педагог просит ребенка: нахмуриться, как

  • Осенняя туча;
  • Рассерженный человек;
  • Злая волшебница.

Улыбнуться, как:

  • Кот на солнце;
  • Само солнце;
  • Как Буратино;
  • Как хитрая лиса;
  • Как радостный ребенок;
  • Как будто ты увидел чудо.

Позлиться, как:

  • Ребенок у которого отняли мороженное;
  • Два барана на мосту;
  • Как человек, которого ударили.

Испугаться, как:

  • Ребенок, потерявшийся в лесу;
  • Заяц, увидевший волка;
  • Котенок, на которого лает собака;

Устать, как:

  • Папа после работы;
  • Человек, поднявший тяжелый груз;
  • Муравей, притащивший большую муху.

Отдохнуть, как:

  • Турист, снявший тяжелый рюкзак;
  • Ребенок, котоый много трудился, но помог маме;
  • Как уставший воин после победы.

РИСУЕМ МУЗЫКУ

                УПРАЖНЕНИЕ

                                  Возраст: для детей с 5 лет

                             Форма работы: индивидуальная

Цель: Развивать эмоциональнную сферу, развивать умение передавать свои чувства с помощью изобразительных средств.

Материал: Бумага, краски, кисточки, вода, кассеты с музыкой разного характера.

Ход: Педагог готовит все для рисования. Он садится рядом с ребенком и наблюдает за проявлением эмоций на его лице и на бумаге, включив спокойную лирическую музыку. Можно сначала договориться какие цвета будут добрыми (желтый, голубой), грустными (зеленый, светло-синий), злыми (темно-красный, темно-синий). Затем эти правила лучше исключить и дать ребенку свободу в выборе цветов, отражающих его восприятие музыки. Можно предложить ребенку создать несколько рисунков, включая музыку различного характера и динамики. Необязательно создавать все рисунки сразу на одном занятии.

КЛЯКСЫ

                

УПРАЖНЕНИЕ

                                  Возраст: для детей с 5 лет

                           Форма работы: индивидуальная

Цель: Развивать умение передавать свои чувства с помощью различных цветов и оттенков, развивать воображение.

Материал: Бумага, краски, кисточки, вода.

Ход: Педагог готовит все для рисования, берет альбомный лист и складывает его пополам. На одной половине  листа ребенок делает кляксу, потом лист перегибается, и на другой стороне получается отпечаток. Педагог предлагает внимательно рассмотреть рисунок, назвать его и сочинить историю.

СВОБОДНЫЙ ТАНЕЦ

        УПРАЖНЕНИЕ

Возраст: для детей с 5 лет

          Форма работы: индивидуальная, подгрупповая

Цель: Развивать умение передавать свои чувства через различные движения, развивать

Материал: кассеты с музыкой различного характера.

Ход: Педагог предлагает детям под музыку с закрытыми глазами танцевать, выполняя любые какие хочется, движения, не мешая друг другу.

   Ритм и громкость музыки нужно периодически менять.

                      ИЗ СЕМЕНИ В ЦВЕТОК

                 ИГРА

                          Возраст: для детей с 4 лет

             Форма работы: индивидуальная, подгрупповая

Цель: Развивать умение передавать свои чувства через различные движения, развивать способность к эмоциональному самовыражению, развивать выразительность движений, умение передавать эмоциональную ситуацию.

Ход: Ведущий – «садовник» предлагает детям превратиться  в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти. (Поднимаются). У него раскрываются листочки (руки свешиваются с головы и тянутся кверху), растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам – соседям (улыбки соседям), кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепесточками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок какчается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки и листья (опускаются руки, голова), цветок сгибается клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опятьпревратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна и оно оживет!

СТРОИТЕЛИ

                     ИГРА

                                   Возраст: для детей 5 лет

                           Форма работы: подгрупповая

Цель: Развивать способность к эмоциональному самовыражению, развивать умение передавать эмоциональную ситуацию через характерные движения и мимику, развивать воображение.

Ход:  Участники выстриваются в одну линию. Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как первый передает соседу и т.д.:

  • Тяжелое ведро с цементом;
  • Легкую кисточку;
  • Кирпич;
  • Огромную тяжелую доску;
  • Гвоздик;
  • Молоток.

Ведущий следит, чтобы поза, степень напряжения мышц тела и выражение лица «строителей» соответствовали тяжести и объему передаваемых «материалов».

ВСТРЕЧА ЭМОЦИЙ

                                               УПРАЖНЕНИЕ

                                        Для детей с 5 лет

Цель: Развивать эмоциональную сферу; развивать способность к эмпатии; воспитывать умение устанавливать и поддерживать контакты с окружающими.

Материалы и пособия: карточки с условными изображениями эмоций.

Ход: Разложить карточки на две группы и попросить ребенка представить, как встречаются разные эмоции: та, которая нравится и та, которая неприятна. Взрослый изображает «хорошую», ребенок «плохую». Затем каждый берет карточки из противоположной стопки и таким образом меняются ролями. Далее ребенку предлагается подумать как можно помирить эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематичекий вечер для родителей "Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников"

Конспект тематического родительского собрания с мини-лекцией о важности развития эмоционально-волевой сферы у дошкольников и игровым тренингом для родителей, обучающим их на практике играм, которые мо...

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы ребенка

Развитие эмоционально-волевой сферы — процесс постепенный, и вместо того, чтобы наказывать ребенка, нужно научить его выражать негативные эмоции приемлемыми способами, регулировать свое эмоциональное ...

«ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ"

Тематический вечер с родителями...

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста.

Игры на развитие эмоциональной сферы детей. Помогут воспитателю наладить контакт с ребёнком и его эмоциональное благополучие....

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников...

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей

Игры на развитие эмоционально-волевой сферы в повседневной деятельности детей...

Игры для развития эмоционально-волевой сферы детей

Игры для развития эмоционально-волевой сферы детей....