Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Мятлева Ольга Александровна

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Учитель-логопед Мятлева О.А.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка в дошкольном учреждении. Правильная и хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

 За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушением речевого развития, проявляющимся в отставании или нарушении формирования основных компонентов речевой системы. Зачастую речь детей старшего дошкольного возраста характеризуется малой выразительностью, бедностью. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков, что определяет группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим важной и актуальной для теории и практики логопедии является разработка и применение наглядно-игровых средств, для развития речевых навыков.

В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. В рамках введения ФГОС в ДОУ приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Одними из главных принципов ФГОС в работе учителя-логопеда является создание развивающей образовательной среды и осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.

    Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она выступает как своеобразный способ переработки полученных впечатлений и соответствует наглядно-образному характеру мышления, эмоциональности, активности дошкольников. Л.С. Выготский рассматривал игру как источник развития ребёнка, способствующий созданию зоны ближайшего развития.

     Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Известный врач и педагог Е.А. Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития у ребёнка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребёнок ведёт в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребёнок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой.

     Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребёнка, психолог Д.Б. Эльконин делает вывод: «… игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». 

   А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, указывал, что необходимо добиваться того, чтобы игра не только была формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Работая учителем-логопедом в ДОУ, я занимаюсь, в первую очередь постановкой и автоматизацией звуков речи. Эти процессы проходят очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения данной проблемы. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики, отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушений общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи.

Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда учителю – логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия и вовлечет ребенка в коррекционный процесс. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Во-первых, дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от не правильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания, во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Но именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

На логопедических занятиях используются дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны:

-регулировать психоэмоциональное состояние детей;

-формировать положительную мотивацию к занятиям;

-преодолевать барьер в общении;

-создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

-создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Хотелось бы остановится на таком виде игр, как коррекционно – развивающие. Коррекционно-развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом речевой материал максимально насыщается автоматизируемым звуком. Такие дают возможность обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально – волевой сферы детей во время занятий; повысить речевую мотивацию; компенсировать недостаточность фонематического слуха; активизировать и восстанавливать высшие психические функции; автоматизировать необходимые звуки в результате проговаривания большого количества речевого материала.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий в моем кабинете подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую и проблемную ситуацию, а также сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие «приходит гость». Это может быть веселый Буратино, который очень хочет в школу; или кукла, рассказывающая детям о частях тела; динозаврик Звукоежка, который потерял звуки; и т. д. Все эти персонажи погружают детей в сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или поиграть с ними, и соответственно научиться чему то новому. В конце занятия герои благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Диназаврику выучить его любимый звук и т. п. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы как: самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с карандашами, игры с пальчиками с речевым сопровождением; пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры резинками, мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, и т. д. ; игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью различных игровых картинок. У логопеда всегда имеются наборы предметных картинок для закрепления поставленных звуков или относящиеся к различным темам, которые представляют собой самое универсальное многоцелевое пособие. Как же лучше организовать работу на протяжении ряда занятий, чтобы старые, знакомые картинки не наскучили ребёнку, а предлагались каждый раз по-новому, интересно и увлекательно? Я применяю игровые приёмы, которые не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов (машина, кукла, корзинка, кубики и т. п.). Количество картинок подбирается, ориентируясь на возрастные и речевые возможности ребёнка, учитывая также его индивидуальные особенности. Например: «Едем на поезде», «Весёлая дорожка», «Что везёт самолет?» (Что несём в корзинке, «Строим дом», «Чудесный мешочек» и др.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий

Учитель-логопед Мятлева О.А.

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чистой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка в дошкольном учреждении. Правильная и хорошо развитая речь является одним из показателей готовности ребенка к обучению в школе. Поэтому воспитанию правильной речи в дошкольном возрасте следует уделять большое внимание.

 За последние годы медицинская и педагогическая статистика, а также непосредственная практика работы в дошкольных учреждениях подтверждают неуклонный рост детей с нарушением речевого развития, проявляющимся в отставании или нарушении формирования основных компонентов речевой системы. Зачастую речь детей старшего дошкольного возраста характеризуется малой выразительностью, бедностью. Ребенок не может подобрать нужные слова, правильно построить фразу. У дошкольников часто наблюдаются нарушения произношения различных звуков, что определяет группу риска по возникновению у детей значительных трудностей при овладении грамотой, обучении чтению, письму, счету. В связи с этим важной и актуальной для теории и практики логопедии является разработка и применение наглядно-игровых средств, для развития речевых навыков.

В современных условиях развития общества перед педагогической наукой и практикой стоят задачи поиска наиболее оптимальных систем обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями. В рамках введения ФГОС в ДОУ приоритетной задачей становится решение этих проблем с помощью инновационных технологий, в том числе и игровых.

Одними из главных принципов ФГОС в работе учителя-логопеда является создание развивающей образовательной среды и осознание того, что игровая деятельность - ведущая в дошкольном возрасте.

    Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов, это одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она выступает как своеобразный способ переработки полученных впечатлений и соответствует наглядно-образному характеру мышления, эмоциональности, активности дошкольников. Л.С. Выготский рассматривал игру как источник развития ребёнка, способствующий созданию зоны ближайшего развития.

     Большое значение игре придавал А.С. Макаренко: «У ребёнка есть страсть к игре, и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь. Вся его жизнь – это игра».

Известный врач и педагог Е.А. Аркин обращал внимание на большое значение игр детей для их успешного физического воспитания. В своих трудах он говорил о том, что не может быть здорового развития у ребёнка без деятельной, интересной жизни. Такую деятельную, увлекательную жизнь ребёнок ведёт в игре, свободной, им самим создаваемой, или в играх с правилами, в которых ребёнок творит, проявляет себя с наибольшей полнотой.

     Касаясь вопроса о влиянии игры на формирование всех психических процессов у ребёнка, психолог Д.Б. Эльконин делает вывод: «… игра влияет на формирование всех основных психических процессов, от самых элементарных до самых сложных». 

   А.В. Запорожец, оценивая роль дидактической игры, указывал, что необходимо добиваться того, чтобы игра не только была формой усвоения отдельных знаний и умений, но и способствовала общему развитию ребенка, служила формированию его способностей.

Работая учителем-логопедом в ДОУ, я занимаюсь, в первую очередь постановкой и автоматизацией звуков речи. Эти процессы проходят очень медленно, поэтому необходимо создавать условия для успешного решения данной проблемы. Дети с речевыми нарушениями часто отстают от своих сверстников в физическом развитии (нарушение моторики, отличаются слабостью движений, психической истощаемостью, возбудимостью или замкнутостью, повышенной раздражительностью. Нарушений общей и речевой моторики вызывает у них быстрое утомление при нагрузках на занятиях. В связи с этим детям с речевыми нарушениями необходимо больше времени и количества повторений, чем их сверстникам с нормой речи.

Задача логопеда – заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия должны быть не скучными уроками, а интересной игрой. Многократные повторения одного и того же материала утомляют не только ребенка, но и взрослого. Только в логопедии от повторений никуда не деться, особенно когда нужно отработать правильный артикуляционный уклад, научить ребенка слышать, узнавать звук, а затем и правильно его произносить.

В отдельных случаях тяжело дается постановка звука и каждый, даже самый незначительный шаг вперед стоит больших усилий. А если этап автоматизации звука растягивается на длительное время, тогда учителю – логопеду приходится долго и упорно искать тот материал, который разнообразит занятия и вовлечет ребенка в коррекционный процесс. Ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведет впоследствии к желаемому результату.

В какой же форме можно преподнести ребенку речевой материал, заинтересовать его, вызвать желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова?

Во-первых, дошкольники в большинстве своем не имеют осознанного отношения к своему дефекту речи. Некоторые даже не различают на слух правильное произношение от не правильного. Не имея отрицательного отношения к своему дефекту, ребенок не стремится от него избавиться. Следовательно, командными методами, волевыми усилиями ребенок от своего дефекта избавляться не будет.

Во-вторых, процесс постановки и автоматизации звуков – очень длительный и однообразный. Ребенку надо бесконечное количество раз повторить артикуляционные упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Это трудно и неинтересно, и в отсутствие желания, во что бы то ни стало избавиться от своего дефекта занятия с логопедом очень скоро перестают нравиться. Но именно игра как основной вид деятельности дошкольника позволяет преодолеть эти трудности. Таким образом, большую помощь в работе с детьми с речевыми нарушениями могут обеспечить игровые технологии.

Под игровыми технологиями в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном или косвенном виде и охарактеризованы учебно-познавательной направленностью.

На логопедических занятиях используются дидактические (с предметами, настольно-печатные, словесные, игры с движениями, сюжетные, ролевые игры, игры-драматизации. Их применение определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуально-психологическими особенностями детей.

Поиск новых игр и методических приёмов в условиях детского сада направлен на повышение эффективности обучения детей с речевым недоразвитием, максимальное использование компенсаторных возможностей каждого ребёнка. Это особенно важно в настоящее время, когда нагрузки на детей растут, а времени для отдыха, эмоциональной и двигательной разрядки становится меньше.

Игры и пособия, используемые логопедом, должны:

-регулировать психоэмоциональное состояние детей;

-формировать положительную мотивацию к занятиям;

-преодолевать барьер в общении;

-создавать ситуацию успеха для каждого ребёнка;

-создавать эмоционально-благоприятную атмосферу, способствующую возникновению радостных эмоций, душевного благополучия.

Хотелось бы остановится на таком виде игр, как коррекционно – развивающие. Коррекционно-развивающие игры – это варианты упражнений на автоматизацию звуков, усложненные лексико-грамматическими и психологическими заданиями. КРИ имеют сугубо вербальный характер, при этом речевой материал максимально насыщается автоматизируемым звуком. Такие дают возможность обеспечить психологический комфорт и развитие эмоционально – волевой сферы детей во время занятий; повысить речевую мотивацию; компенсировать недостаточность фонематического слуха; активизировать и восстанавливать высшие психические функции; автоматизировать необходимые звуки в результате проговаривания большого количества речевого материала.

Для проведения коррекционно-развивающей работы с использованием игровых технологий в моем кабинете подобраны игрушки, дидактические и компьютерные игры.

Игрушки используются на занятиях, как герои, создающие мотивацию, игровую и проблемную ситуацию, а также сюрпризный момент. Почти на каждое подгрупповое занятие «приходит гость». Это может быть веселый Буратино, который очень хочет в школу; или кукла, рассказывающая детям о частях тела; динозаврик Звукоежка, который потерял звуки; и т. д. Все эти персонажи погружают детей в сказочную или игровую ситуацию, где дети должны помочь героям или поиграть с ними, и соответственно научиться чему то новому. В конце занятия герои благодарят их за помощь. Такая игровая ситуация воспитывает нравственные чувства детей, они не просто учились произносить какой-либо звук, но и помогали Диназаврику выучить его любимый звук и т. п. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Обязательная часть коррекционной работы – развитие мелкой моторики рук детей. Для этого применяю такие формы работы как: самомассаж кистей и пальцев рук с колючим шариком «Су-джок», упражнения с карандашами, игры с пальчиками с речевым сопровождением; пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда; игры резинками, мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, и т. д. ; игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т. п.

Занятия по автоматизации поставленных звуков можно сделать интересными, разнообразными и в то же время продуктивными для ребёнка с помощью различных игровых картинок. У логопеда всегда имеются наборы предметных картинок для закрепления поставленных звуков или относящиеся к различным темам, которые представляют собой самое универсальное многоцелевое пособие. Как же лучше организовать работу на протяжении ряда занятий, чтобы старые, знакомые картинки не наскучили ребёнку, а предлагались каждый раз по-новому, интересно и увлекательно? Я применяю игровые приёмы, которые не требуют много времени на подготовку и сложного оборудования. Достаточно иметь комплект картинок и всегда доступных игрушек или предметов (машина, кукла, корзинка, кубики и т. п.). Количество картинок подбирается, ориентируясь на возрастные и речевые возможности ребёнка, учитывая также его индивидуальные особенности. Например: «Едем на поезде», «Весёлая дорожка», «Что везёт самолет?» (Что несём в корзинке, «Строим дом», «Чудесный мешочек» и др.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры, т.е. социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершен...

Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"

Консультация для педагогов на тему: "Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий"...

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий».Обоснование выбранной темы:Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования...

План по самообразованию «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Тема «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» стала актуальна в наши дни.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ...

Индивидуальный план работы по самообразованию учителя-логопеда ДОО. Тема: Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий.

Цель: повышение интереса и работоспособности детей, увеличение результативности коррекционно-развивающей работы через использование игровых технологий....