Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста
материал по развитию речи

Блинова Юлия Владимировна

Авторское пособие "Пирамида" создано для развития  и совершенствования речевого развития  и    мелкой моторики детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon piramida_pechat.doc584 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 10 «Алёнушка»

Дидактическое пособие

для детей дошкольного возраста

 «Пирамида»

2017 год

Автор идеи:

                 Блинова Ю.В.

 Цель: развивать и совершенствовать речевое развитие  и    мелкую моторику в ходе практических действий.

        Задачи:

        Образовательные:

  • Расширять и активизировать словарь ребенка;
  • Учить формировать фонематический  слух;
  • Учить формировать фразы из двух, трех  и более слов;
  • Расширять кругозор.

        Развивающие:

  • Зрительное восприятие, внимание, воображение, фантазию ребенка;
  • Развивать мелкую моторику.

        Воспитательная:

  • Воспитывать усидчивость у детей;
  • Умение выполнять инструкции.

«Математический планшет»

В процессе разнообразных игр с геометрическим планшетом развивается мелкая моторика, фантазия, логика, пространственное восприятие, способность к концентрации внимания, усидчивость, ребенок знакомится с геометрическими фигурами, учится действовать по образцу и самостоятельно конструировать.

Растягивая разноцветные резиночки между «гвоздиками» в разных направлениях, ребенок может «нарисовать» самые разные изображения. Это могут быть не только геометрические фигуры, но и буквы, цифры, знакомые ребенку предметы несложной формы – кораблик, ракета, цветок, домик, снежинка и т.п. В качестве подсказки вы можете нарисовать простенький чертеж, но не спешите показывать его ребенку – дайте ему время попробовать самостоятельно справиться с задачей, а так же ребенок может освоить навыки работы  со схемой.

Игры

 «Угадай, что это?»

«Рисуйте» на планшете схематичные изображения разных предметов, а ребенку предлагайте угадывать, что вы изобразили. Со временем вы сможете «загадывать» изображения по очереди.

«Нарисуй мне…»

Давайте ребенку задание, что именно нужно изобразить на планшете. Начинайте с самых простых заданий – кубик, домик, снежинка, цветок, и усложняйте их по мере развития навыков конструирования у вашего крохи. Можно усложнить игру, если не давать задание не прямо, а загадывая ребенку загадку, ответ на которую он и должен «нарисовать» с помощью резиночек.

 «Продолжи узор»

«Нарисуйте» несложный узор из нескольких фигур или элементов и предложите малышу продолжить последовательность или выложить узор на оставшейся поверхности по образцу.

 «Большой-маленький»

Вы «рисуете» на планшете маленький домик, елочку, снежинку, и предлагаете ребенку рядом изобразить большой домик, елочку, снежинку и т.д.

«Угадай и проверь»

Пример задания: сколько домиков и какого цвета можно разместить на планшете?

Ребенок может попытаться ответить, просто глядя на планшет, а затем решить задачу практически. Придумайте разные задания этого типа в зависимости от того, какого цвета гвоздики вы использовали.

 «Часть и целое»

Выложите на планшете большую фигуру, включающую несколько рядов гвоздиков, например трапецию, прямоугольник, треугольник. Теперь предложите ребенку поделить ее на равные части, проводя «линии» резиночками» или разделить на максимальное количество частей (какое, посчитайте вместе) и назвать эти кусочки - геометрические фигуры.

 «Самая длинная змейка»

Делая ход по очереди (1 ход – 1 резинка-звено), постарайтесь сделать самую длинную змейку одного цвета.

  «Дорисуй»

У игроков равное количество резиночек. Начинайте «рисовать» какой-то предмет, используя по одной резиночек за один ход. Каждый следующий элемент должен составлять какой-то узнаваемый осмысленный рисунок. Проигрывает тот, кто не сможет придумать следующий ход. Например, у вас может получиться такая цепочка превращений: полоска – крестик - снежинка-цветок и т.д. Или квадрат-домик-окошко в домике- заборчик- крыльцо и т.д. Старайтесь не акцентировать внимание ребенка на проигрыше, лучше обращайте его внимание на то, как одни и те же элементы становятся частями совершенно разных рисунков, как изменяется первоначальный замысел в зависимости от действий другого игрока.

«В гостях у смешариков»

Здесь ребенок может заниматься не только совместно со взрослым, но и самостоятельно, и с другом.

Скручивание лент
Цель: развивать точность движений.
Что необходимо: прикреплённые длинные атласные ленты.
Как играем: предложить скрутить ленты кто быстрее или аккуратно.

Завяжи бантик.

Цель: усвоение навыки завязывания бантика, развитие мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве.

Материал: разноцветные атласные ленты.

Ход игры

Ведущий показывает как,  можно завязать бант, и просит ребенка сделать так же. Необходимо сначала завязать бант вместе с ребенком.

Заплети косичку.

Цель: усвоение навыки завязывания бантика, развитие мелкой моторики, координации движений, ориентировки в пространстве.

Материал: пучок нитей.

Ход игры

Ведущий показывает как,  можно заплести косу, и просит ребенка сделать так же. Необходимо сначала заплести косу вместе с ребенком. Для усложнения задачи, можно предложить заплести косу посложнее.

«Геометрик»

Дети с интересом и желанием знакомятся с цифрами, учатся ими оперировать, сравнивают предметы по величине, изучают геометрические фигуры и цвета, осваивают навык ориентировки в пространстве и времени. Математика дает огромные возможности для развития мышления, логики и внимания.

Каждая из игр по ФЭМП решает конкретную задачу совершенствования математических (количественных, пространственных, временных) представлений детей.

Предлагаю вашему вниманию несколько дидактических игр.

Дидактическая игра «Собери цветочки».

Цель: закрепить состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Оборудование: лепестки с примерами на состав чисел 5, 6, 7, 8, 9, 10, серединки с цифрами 5, 6, 7, 8, 9, 10.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает детям собрать красивые цветы. На столах раскладывает серединки цветов, карточки-лепестки раздаются детям. По сигналу дети должны найти нужную серединку и собрать цветок. Побеждает та команда, которая правильно и быстро соберет свою ромашку.

Дидактическая игра «Саночки»

Цель: закрепить умение различать соседей числа.

Оборудование: карточки-саночки с числами, карточки с числами.

Методика проведения:

Воспитатель предлагает отправиться на зимнюю прогулку на саночках. Дети по желанию выбирают себе любые карточки: кто с числами, кто с саночками. После этого воспитатель выстраивает детей в две шеренги: с саночками в одну, а с цифрами в другую. Обращает внимание, чтобы саночки поехали: нужно найти своего седока. Дети внимательно рассматривают свои карточки и ищут свою пару: ребенка с карточкой пропущенного числа. Нашедшие друг друга образуют саночки и ждут всех детей. Как только все встают парами, отправляются по группе на зимнюю прогулку, сделав кружок, раскладывают карточки снова на столе и игра продолжается.

Дидактическая игра «Портрет»

Цели:

Учить детей видеть в схематичном изображении предметов знакомые образы.

* Закрепить умение различать понятия величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

* Упражнять в умении различать геометрические фигуры.

* Развивать навык ориентировки на листе.

Оборудование: «волшебная коробка» с игрушками или картинками: зайчик, котик, птичка, снеговик; рамочки, наборы геометрических фигур круг, овал, треугольник разной величины: большой, чуть меньше и самый маленький.

Методика проведения:

Воспитатель обращает внимание на «волшебную коробку».

- Сегодня к нам пришли гости, но чтобы их увидеть - нужно составить их портрет из геометрических фигур.

- Положите перед собой рамочку, слушайте внимательно:

- На середину нижнего края рамочки положите большой круг, сверху на него круг чуть меньше, на него два маленьких овала, справа от большого круга положите самый маленький круг.

- Кто получился?

- Молодцы, ребята, правильно угадали – это зайчик!

Воспитатель достает из коробки и показывает зайчика.

Дети убирают фигуры, игра продолжается.

Воспитатель дает указания детям, они раскладывают фигуры.

«Птичка» «Кошка»

Игру можно использовать для индивидуальной работы, как часть занятия для работы в паре.

«БУКВАРИК»

Работа по обогащению и активизации словаря занимает значительное место в общей системе речевого развития детей. Без расширения словарного запаса невозможно совершенствование их речевого общения.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построение правильной слоговой структуры слов, основой овладения грамматическим строем языка, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Вот несколько игр данной направленности.

Игра «Третий лишний».

Прослушай три слова, раздели их на слоги и назови лишнее.

Жаба – зонт – ужи (2-1-2).

Мимоза – железо – жук (3-3-1).

ажигалка – зубы – жара (4-2-2).

«Где звук?» (пример сравнения звуков С—Ш разными способами).

Ребёнок может:

а) показать картинки, игрушки или предметы: сумка, шапка;

б) ответить словами: сад, шуба;

в) использовать звукоподражания: ссс-ссс— насос, ш-ш-ш — паровоз;

г) имитировать движения молча или в сопровождении звуков (насос, паровоз);

д) назвать действия — крик животного, птицы или звучание предмета:

свистит (свисток) — С, шипит (шина лопнула) — Ш;

е) использовать жесты: рука идёт вниз — С (язык вниз, за нижними зубами); рука вверх — Ш (язык поднимается вверх).

«Запомни и повтори».

Ребёнок запоминает пять — семь названий картинок с родственными звуками и повторяет их в том же порядке, после того как они закрываются экраном или переворачиваются.

 «Найди, что надо». 

На столе десять и более картинок. Ребёнок выбирает из них только те, в названии которых есть один из родственных звуков.

«Отгадай, что это?»
Детям предлагается узнать предмет по названиям его частей.
Например:
Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик).
Палуба, каюта, якорь, корма, нос (корабль).


         «Назови одним словом»

 Дети называют обобщающее понятие.
Помидор, огурец, картофель, капуста - это ... (овощи) Стол, шкаф, кресло, кровать - это .. .(мебель) Лошадь, корова, собака, кошка - это ...(животные)


         «Продолжи ряд слов»
Дети придумывают слова, которые соответствуют такому же обобщающему понятию.
Яблоко, слива, ... (груша, апельсин, мандарин, лимон).
Синица, воробей, ...(дятел, грач, ласточка).
Муха, муравей, ...(комар, жук, бабочка)

«Сосчитай до пяти».

Одна зажигалка (две, три, четыре зажигалки, пять зажигалок).

Один жезл (два, три, четыре жезла, пять жезлов).

Дидактическое пособие «Пирамида» многофункциональна и вариативна. Участвовать в игре, в выполнении задания могут как один ребенок, так и четыре человека или пара. С детьми игру проводит взрослый – ведущий, после объяснения правил дети могут играть самостоятельно. Игровые задания можно менять в зависимости от выполнения детьми, продолжительность игры зависит от интереса и особенностей детей, но лучше, если для дошкольников она не будет превышать 20- 30 минут и не забывайте хвалить детей, если они удачно справились с заданиями, помогайте им при затруднении.

Это пособие побуждает детей вступать в речевое взаимодействие с взрослыми в процессе совместной работы, аргументировано высказываться, рассуждать, произвольно строить предложения разной структуры. Кроме того игра помогает развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, артикуляционный аппарат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электронное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста "Вот и пришла зима"

Данное пособие создано для детей дошкольного возраста и может использоваться педагогами как дополнительный материал к интегрированным занятиям, а также просто в совместной деятельности с детьми....

Электронное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста "Игры с буквами"

Данное пособие может использоваться педагогами как дополнительный материал к интегрированным занятиям, а также в совместной деятельности с детьми старшей и подготовительной группы....

Электронное дидактическое пособие для детей дошкольного возраста "С Днем Победы!"

Данное пособие педагоги могут использовать для интегрированного занятия к Дню Победы, а также в совместной деятельности с детьми, для свободного просмотра детьми дошкольного возраста....

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорные дорожки»

Дидактическое пособие для детей дошкольного возраста «Сенсорные дорожки»...

Мастерим игры своими руками. Мастер-класс по изготовлению дидактического пособия для детей дошкольного возраста

Предлагаю педагогам и родителям детей от 2 до 7 лет самостоятельно буквально за несколько минут изготовить вот такой яркий, забавный и полезный конструктор....