Презентация "Дыхательная гимнастика для младших дошкольников"
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Максимова Елена Павловна

Дыхательная гимнастика в   младших группах детского сада

  Слайд №1

Правильное дыхание является профилактикой различных болезней, в том числе и простудных, с которыми сталкиваются многие дошкольники, посещающие детский сад. Особенно актуальна эта проблема для малышей 1,5–4 лет, то есть воспитанников первой и второй младшей группы в период адаптации. Отдельного внимания заслуживает элемент коррекционной работы, направленный на укрепление здоровья детей, а именно: система упражнений для правильного дыхания или дыхательная гимнастика.

СЛАЙД № 2

Дыхательная гимнастика- это определённая последовательность дыхательных упражнений.

Цель: развитие умения управлять своим дыханием.

Практикующие йоги утверждают, что привычку дышать ртом можно считать столь же неестественной, как кушать через нос. Однако из-за частого насморка, проблем с аденоидами многие малыши дышат ртом. Дыхательная гимнастика приучает детей дышать и носом.

 

СЛАЙД № 3

   

Итак, основными задачами проведения дыхательной гимнастики в первой и второй младших группах являются:

  • формирование способности управлять своим дыханием — варьировать силу, ритм и глубину вдоха и выдоха (к примеру, медленный выдох помогает расслабиться, справиться со вспышками раздражительности или грусти, что особенно важно для малышей первой младшей группы, тяжело переживающих утреннее расставание с мамой);
  • развитие артикуляционного аппарата ( для малышей, которые только осваивают речь, очень важно вырабатывать правильное произношение звуков);
  • обогащение крови кислородом;
  • тренировка дыхательной мускулатуры;
  • предотвращение разрастания аденоидов;
  • защита от переохлаждения (дети учатся дышать носом, что предотвращает заглатывание холодного воздуха ртом);
  • воспитание умения слаженно работать в коллективе (игровая форма проведения дыхательной гимнастики в младших группах представляет собой один из основных способов приобщить малышей к занятию единым видом деятельности).

  СЛАЙД № 4

Требования к  проведению дыхательной гимнастики

Проведение дыхательных упражнений в младших группах основывается на требованиях к организации этого вида работы, обозначенного в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС):

  • Выполнять упражнения можно не раньше, чем через час после еды.
  • Гимнастика для дыхания в первой и второй младших группах проводится трижды в неделю в течение 5 минут с 2–3 повторами комплекса из 2–3 упражнений.
  • Работа также может организовываться в заключительной части физкультминутки (тогда длительность выполнения упражнений сокращается до 1 минуты) или вместо неё в процессе занятия, на прогулке, если этому способствуют погодные условия, а также при проведении утренней зарядки или гимнастики после сна.
  • Помещение должно быть предварительно проветрено, однако воздух не должен быть холодным.
  • Вдохи и выдохи должны быть плавными, нерезкими.
  • Мышцы шеи, плечевого пояса и груди не должны быть напряжены.
  • Перед проведением гимнастики детям нужно высморкаться.
  • Если малыш плохо себя чувствует, то от выполнения дыхательных упражнений его лучше освободить.

СЛАЙД № 5

 Виды  проведения дыхательных упражнений в младших группах ДОУ

Для малышей 1,5–4 лет актуальными будут упражнения на:

  • имитацию звуков  

 ГОВОРИЛКА.

Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.

Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.

Как машинка гудит? Би – би. Би – би.

Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.

Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.(летит самолёт)

       

  •   чередование вдоха и выдоха в определённом ритме;

 

вдох- п-п-п-п-п(на выдохе)

  • сдувание лёгких бумажных фигурок ватных шариков,  с твёрдой поверхности, например, листочков из цветной бумаги с ладошки.

Очень хорошо подойдут мыльные пузыри, можно использовать просто бумажные салфетки.

Очень важно помнить о том, что выдох выполняем не сгибаясь , только в прямом положении тела.

СЛАЙД № 6

 Дыхательная гимнастика в детском саду проводится в форме игры, но для её организации не обойтись и без других приёмов взаимодействия с малышами.

Речевые приёмы

Тренировка ритма вдоха и выдоха позволяет отрабатывать звуки, что имеет существенное значение для ребят младших групп, которые только начинают говорить, и произношение звуков у них нечёткое. Но важность словесных приёмов этим не ограничивается, так как:

  • Дети слышат монолог педагога, объясняющего задание, и закрепляют в сознании образец построения высказывания, то есть речевую модель.

Посмотрите какой цветочек мы сделали.  Нужно, чтобы  вдох был носом. Попросим ребенка понюхать цветок. Понюхаем его. Ах, как пахнет!

  • Ребята вовлекаются в совместную деятельность при помощи мотивирующих рифмовок, которые связаны с тематикой упражнения (например, перед выполнением упражнения «Часики» можно зачитать рифмовку  «Держу часы в руках, идут часы вот так: тик-так, тик-так!»
  • Внимание малышей привлекается загадыванием загадок, связанных с названием упражнения (так, отгадать названия упражнения «Петушок» можно при помощи загадки: — «Кто рано встаёт, голосисто поёт, деткам спать не даёт?»).

Наглядные приёмы

В младших группах дыхательная гимнастика сопровождается иллюстрациями, (показать) игрушками связанными с названием упражнения.  Кроме того, наглядность в контексте проведения гимнастики для дыхания представлена приёмом демонстрации: педагог обязательно показывает порядок выполнения упражнения.

Атрибуты для проведения гимнастики

Придать полноценную игровую форму проведению дыхательных упражнений помогут атрибуты.   Для такого несложного реквизита можно завести специальную коробочку, интерес к которой также мотивирует ребят на активное участие в играх.

Обработка пособий.

  Вот несколько примеров тренажёров для дыхательной гимнастики.

 

 Регулярное выполнение ряда дыхательных упражнений в младшем дошкольном возрасте является отличным способом коррекции и профилактики речевых нарушений у воспитанников ДОУ.

А сейчас я предлагаю нам с вами провести дыхательную гимнастику.

 

СЛАЙД № 7

 

Вспомним технику выполнения дыхательных упражнений.

 

  • воздух набирать через нос;
  •  плечи не поднимать;
  • выдох должен быть длительным и плавным;
  • необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками).

 

СЛАЙД № 8

Отгадайте загадку.

Кто носки внучатам свяжет,
Сказку старую расскажет,
С мёдом даст оладушки? –
Это наша …
(Бабушка)

Бабушка ждет нас в гости.  На чем мы свами поедем к ней?

А давайте поедем на паровозике!

упр.»Паровозик»

 

Ну вот мы и у бабушки!

Какие красивые часики висят на стене!

Покажем как тикают часы.

Упр. «Часики»

 

Бабушка хочет угостить нас вкусной кашей!

Но она очень горячая! Подуем на нее.

Упр. «Каша кипит».

 

Ну что, пора возвращаться.

До свидания, бабушка!

Поехали в Д\с.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дыхательная гимнастика для младших дошкольников

Комплекс дыхательной гимнастики...

Картотека пальчиковой гимнастики для младших дошкольников.

Картотека пальчиковой гимнастикиКобзевой Евгении Владимировны Вот стоит шалашик-домик,В нём живёт весёлый гномик.Мы тихонько постучим-постучим,В колокольчик позвоним-позвоним.Двери нам откроет гн...

«Нетрадиционные формы организации и проведения зрительной гимнастики с младшими дошкольниками»

Продолжительность гимнастики в младшем дошкольном возрасте невелика, всего 2 – 3 минуты, бывает так трудно удержать внимание детей. Я предлагаю вашему вниманию несколько способов нетрадиционного прове...

Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников

  Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок развивает мелкие движения рук....

Консультация для родителей " Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников" Январь 2022г.

 Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? Да потому, что с детьми всё меньше и меньше стали разговаривать родители, которые страшно заняты на своей работе. И сам...

Пальчиковая гимнастика для младших дошкольников ДОУ

Пальчиковую гимнастику для детей 3 - 4 лет в детском саду необходимо выполнять ежедневно. Длительность занятий составляет около 5 минут. Следите, чтобы ребенок не отвлекались на другие действия, но по...