«Нетрадиционные формы организации и проведения зрительной гимнастики с младшими дошкольниками»
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему

Нечаева Анастасия Юрьевна

Продолжительность гимнастики в младшем дошкольном возрасте невелика, всего 2 – 3 минуты, бывает так трудно удержать внимание детей. Я предлагаю вашему вниманию несколько способов нетрадиционного проведения зрительной гимнастики с малышами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Нетрадиционные формы организации и проведения зрительной гимнастики с младшими дошкольниками»

                                                                                                  Глаза так много могут рассказать о человеке,

                                                                          Слова и жесты вовсе не нужны,

                                                                          Не зря же говорили люди,

                                                                          Глаза – есть зеркало его души.

                                                                                                      Анастасия Ланская

Благодаря зрению человек получает большую часть знаний об окружающем мире, поэтому очень важно заботиться о глазах ребёнка с раннего детства. Для тренировки и заботы о зрении отлично подходит специальная гимнастика для глаз для детей.

Проблемой современного мира является перегрузка органов зрения. Компьютеры, чтение, телевизор, многочисленные девайсы – всё это даёт громадный объём информации и вместе с тем оказывает колоссальную нагрузку на глаза. А дети очень любознательны и начинают знакомство с техникой в раннем возрасте. В связи с этим очень важно заниматься зрительной гимнастикой даже с очень маленькими детьми.

Специалисты советуют начинать гимнастику уже с двух лет, чтобы привычка заботиться о глазах закрепилась. Конечно же, гимнастика для малышей отличается от зарядки для взрослых и старших школьников. Она должна проходить в виде занимательной игры, может быть в стихах или с использованием игрушек или картинок, чтобы у дошкольников был интерес заниматься постоянно. И хотя продолжительность гимнастики в младшем дошкольном возрасте невелика, всего 2 – 3 минуты, бывает так трудно удержать внимание детей. Я предлагаю вашему вниманию несколько способов нетрадиционного проведения зрительной гимнастики с малышами.

1.Пособие  «Цветные огоньки». 

Это увлекательная игра – поиск, в которой движения становятся более непроизвольными и точными, повышается активность детей, а следовательно и эффект от проведения гимнастики.

Цель: тренировка и укрепление глазных мышц, активизация кровообращения мозга и области глаз.

Оборудование: чёрная перчатка, «огоньки» (картонные круги) цветные, на которых сделана петелька для пальца.

Организация гимнастики. Педагог прячет в руке, одетой в чёрную перчатку, цветной «огонёк» и в медленном темпе, чтобы дети до конца проследили за перчаткой, выполняет движения:

- вправо – влево;

- вверх – вниз;

- далеко – близко;

- по кругу;

- по диагонали.

В какой – то момент на долю секунды ладошка с «огоньком» поворачивается к детям, которые должны успеть увидеть и назвать его цвет.

2.Пособие «Маятник».

Цель: Это упражнение обучает глаза синхронно фиксировать предметы, особенно находящиеся в движении, улучшает их кровоснабжение, развивает глазодвигательные мышцы, то есть укрепляет мышечную воронку, активизирует работу зрительного анализатора.

Оборудование: две подставки с разноцветными кругами, красная стрелка из картона закреплённая на верёвке.

Организация. Посадите ребенка на стул перед окном. Попросите его несколько раз зажмуриться, чтобы увлажнить глаза и усилить их кровоснабжение. Далее предложите ребенку следить взглядом за маятникообразным движением предмета (стрелка), причем голову поворачивать нельзя. Движения предмета сопровождается стихотворным текстом:

Маятник качается

Вперёд – назад, назад –вперёд,

От жёлтого к зелёному,

Потом наоборот.

Пока стрелка качается,

Уж столько раз подряд.

Ты на зелёный с жёлтого

Переводи свой взгляд.

3.Пособие «Перчатки».

Цель: сохранение и укрепление зрения у детей.

Оборудование: рукавичка с аппликацией. 

Организация.  Гимнастика выполняется с индивидуальными ориентирами

 (солнышко, нарисованное на ладошке, рукавичка с аппликацией и т.п.) Ещё один вариант использования – педагог одевает на руки две перчатки с аппликацией и попеременно закрывает и открывает то одну то другую картинку на рукавичке. Дети следят за появлением картинки то с одной, то с другой стороны.

4.Пособие  «Стрельба глазами».

Цель: тренировка и укрепление глазных мышц, активизация кровообращения области глаз.

Оборудование: для изготовления тренажера используется палочка для коктейлей и мелкая игрушка, которая крепится на конце длинной части трубки.

Организация.  Короткий конец трубки берётся в руку и подносится к носу. Дети рассматривают предмет находящийся на другом конце  на расстоянии 15см. на уровне глаз, который двигается вправо-влево; работаем 20-30 сек., голову не поворачиваем. 

5.Пособие «Театр света».

Цель: сохранение и укрепление зрения у детей.

Оборудование: фонарик, картонки с вырезанными на них фигурами.

Организация.  Чтобы увеличить амплитуду движения глаз во время проведения зрительной гимнастики, можно использовать луч лазерной указки или фонарика. С фонариком можно поиграть в «театр теней» или, если точнее, в театр света: на фонарик прикрепляют картонки с вырезанными на них фигурками. Так можно понаблюдать за «восходом месяца» или «падающими звёздами», не выходя из детского сада.

6.Пособие «Колобок».

Цель: формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление зрения у детей, создание благоприятной психологической обстановки.

Оборудование: изготовленное из картона и самоклеящейся бумаги пособие в виде колобка, с движущимися глазами.

Организация.  Дети следят за тренажером и выполняют движение глазами вправо-влево, вверх-вниз. Тренажер поможет проводить упражнения в игровой форме на фиксацию взгляда, на ориентировку в пространстве и вызовет у детей познавательный интерес.

7.Пособие  «Непослушные глазки».

Цель: тренировка и укрепление глазных мышц.

Оборудование: на картоне нарисовать глаз, с обратной стороны сделать крепление  для надевания на палец.

Организация.  Ребенок надевает тренажер на палец и следит глазами за

движениями руки вправо-влево; вверх-вниз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются офтальмологические паузы, или по-простому зрительная гимнастика. Проводится в целях предупреждения нарастающего ...

методические указания проведения зрительной гимнастики для дошкольников

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы.Развитию и сохранению зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Одним из доступных способов является зрительн...

Методические рекомендации по организации и проведению подвижных игр с младшими дошкольниками

В дошкольном возрасте происходит формирование разных по структуре и характеру основных движений. Развитие и совершенствование некоторых из них обусловлено повседневностью их применения. Это такие движ...

Методика организации и проведения подвижных игр с младшими дошкольниками

ВЫБОР ИГР. Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Принимается во внимание также место игры в режиме дня, врем...

Методика организации и проведения подвижных игр с младшими дошкольниками

Методика организации и проведения подвижных игр с младшими дошкольниками зависит от физического и умственного развития детей, от состояния здоровья, времени года, места проведения, а также интересов д...

Методическая разработка "Нетрадиционные формы организации и проведения зрительной гимнастики с детьми с ЗПР"

Методическая разработка "Нетрадиционные формы организации и проведения зрительной гимнастики с детьми с ЗПР"...

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»

Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...