методические указания проведения зрительной гимнастики для дошкольников
картотека (средняя группа)

Безрукова Наталья Борисовна

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы.Развитию и сохранению зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. Одним из доступных способов является зрительная гимнастика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelnaya_gimnastika.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики для дошкольников. 
Выполнил: воспитатель МДОУ № «Журавушка» г.Ртищево
Безрукова Наталья Борисовна
Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. 
Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 85% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение. 
Каждый человек должен понимать, что зрение важно оберегать и сохранять. Дети в этом отношении гораздо восприимчивее к разным воздействиям. Развитию и сохранению зрения в детском возрасте необходимо уделять особое внимание. 
Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются офтальмологические паузы или по-простому зрительная гимнастика. Проводится в целях предупреждения нарастающего зрительного утомления, для укрепления глазных мышц и снятия напряжения во время зрительно-нагружающих занятий. Как показали современные исследования, «гимнастика для глаз» улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления. 
Зрительная гимнастика предполагает выполнение движения глазами в различных направлениях.
-движения глаз вверх – вниз;
-движения глаз влево – вправо;
-круговые движения глазами;
-зажмуривание глаз;
-моргание и т. д. 
Дети с гораздо большей охотой делают глазодвигательную гимнастику, когда она связана со стихотворным ритмом. Чтобы дети могли проявить свою активность, рекомендуем все занятия с ними проводить в игровой форме. Учитывая особенности детей дошкольного возраста, для привлечения их внимания к выполнению этих движений, упражнения должны предлагаться в стихотворной, игровой форме. В этом случае, они будут не только полезны, но и интересны. Дети во время проведения зрительной гимнастики не должны уставать. Надо следить за напряжением глаз и после гимнастики практиковать расслабляющие упражнения. Например - «А сейчас расслабьте глазки, поморгайте часто-часто, легко-легко, примерно так, как машет крылышками бабочка». Обязательно в конце выполнения упражнений необходимо закрыть глаза на несколько секунд, а потом поморгать 10 раз, первых занятиях педагог одновременно с чтением стихотворения выполняет движения глазами, дети за ним повторяют, на последующих занятиях дети самостоятельно проговаривают слова и выполняют движения в соответствии с текстом. Детям необходимо объяснить, что «если долго идти или бежать, то наши ноги устанут и захотят отдохнуть. А как же без отдыха весь день трудятся наши глаза? Им тоже очень тяжело и надо научить глазки отдыхать.
Кроме профилактической пользы, зрительная гимнастика имеет и обучающее значение. Выполнение зрительных упражнений с двигательными играми, обучает дошкольников ориентировке в пространстве. Закрепляются простейшие понятия: «верх», «вниз», «лево», «право», «поворот», «разворот». Кроме этого, проведение зрительной гимнастики способствует обогащению словаря, развитию грамматических компонентов языка и связной речи. Целесообразно при зрительной гимнастике использовать атрибуты, специально подобранные к данному комплексу. Это могут быть мячи, всевозможные игрушки, специальная зрительная атрибутика. 
Учитывая построение воспитательно -образовательного процесса в нашем МБДОУ с учетом комплексно-тематического принципа, зрительные упражнения в сочетании с речевым сопровождением подбираются с учетом темы недели. 
Комплексы зрительной гимнастики:
«Часовщик»
Часовщик прищурил глаз, 
Чинит часики для нас. 
(С. Маршак). 
Действия:
Закрыть один глаз, потом другой. 
Открыть глаза. 
«Зимний лес»
Мы пришли в зимний лес, 
Сколько здесь полно чудес! 
Справа – березки в шубах стоят, 
Слева – елки на нас глядят, 
Снежинки в небе кружатся. 
Вот и зайка проскакал, 
От лисы он убежал. 
Это серый волк рыщет-
Он себе добычу ищет! 
Вот мы спрячемся сейчас, 
Не найдет тогда он нас! 
Лишь медведь в берлоге спит, 
Так всю зиму и проспит, 
Пролетают снегири-
Как красивы они. 
В лесу красота и покой, 
А нам пора идти домой. 
Действия: 
Поморгать глазами. 
Посмотреть вправо. 
Посмотреть влево. 
Круговые движения глазами. 
Посмотреть влево – вправо. 
Посмотреть вправо – влево. 
Закрыть глаза. 
Поморгать глазами. 
Посмотреть по дуге вверх – вправо
И вверх – влево. 
Поморгать глазами. 
«Теремок»
Терем – терем – теремок! 
Он не низок, не высок, 
Наверху петух сидит, 
Он ку-ка-ре-ку кричит. 
Действия: 
Движение глазами вправо – влево. 
Движение глазами вниз – вверх. 
Моргают глазками 
«Самолет».
Пролетает самолет, 
С ним собрался я в полет. 
Правое крыло отвел – посмотрел. 
Левое крыло отвел – посмотрел. 
Я мотор завожу
И внимательно гляжу. 
Поднимаюсь ввысь, лечу, 
Возвращаться не хочу. 
Мы летаем далеко
Действия: 
Смотрят вверх, ведя пальцем за
«пролетающим самолетом».
Отводят попеременно руки и
Прослеживают взором. 
Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают взором. 
Приподнимаются на носочки –
Имитация полета. 
«Дождик»
Дождик, дождик, пуще лей. 
Капай, капель не жалей. 
Только нас не замочи. 
Зря в окошко не стучи. 
Действия: 
Смотрят вверх. 
Смотрят вниз. 
Делают круговые движения глазами. 
«Кошка»
Вот окошко распахнулось, 
Кошка вышла на карниз. 
Посмотрела кошка вверх, 
Посмотрела кошка вниз, 
Вот налево повернулась, 
Проводила взглядом мух. 
Глаза вправо отвела, 
Посмотрела на кота. 
А потом взглянула прямо
И закрыла их руками. 
Действия: 
Разводят руки в стороны. 
Имитируют мягкую походку кошки. 
Смотрят вверх. 
Смотрят вниз. 
Смотрят влево. 
Взглядом «провожают муху» от левого плеча к правому. 
Смотрят вправо. 
Смотрят прямо. 
Закрывают глаза руками. 
Моргают глазами. 
«Лучик солнца»
Лучик, лучик озорной, 
Поиграй-ка ты со мной. 
Ну-ка, лучик, повернись, 
На глаза мне покажись. 
Взгляд я влево отведу, 
Лучик солнца я найду. 
Теперь вправо посмотрю, 
Снова лучик я найду! 
Действия:
Делают круговые движения глазами. 
Отводят взгляд влево. 
Отводят взгляд вправо .
«Послушные глазки»
Закрываем мы глаза, вот такие чудеса. 
Наши глазки отдыхают, 
Упражнения выполняют. 
А теперь мы их откроем, 
Через речку мост построим. 
Нарисуем букву «О», получается легко. 
Вверх поднимем, глянем вниз. 
Вправо-влево повернем, 
Заниматься вновь начнем. 
Действия:
Закрывают оба глаза. 
Стоят с закрытыми глазами. 
Открывают глаза, 
Взглядом рисуют мост. 
Глазами рисуют букву «О».
Глаза поднимают вверх, опускают вниз. 
.

.
Улетела стрекоза. «Тренировка»
Дети выполняют движения в соответствии с текстом
Раз –налево, два – направо, 
Три –наверх, четыре — вниз. 
А теперь по кругу смотрим, 
Чтобы лучше видеть мир. 
Взгляд направим ближе, дальше, 
Тренируя мышцу глаз. 
Видеть скоро будем лучше, 
Убедитесь вы сейчас! 
А теперь нажмем немного
А теперь нажмем немного
Точки возле своих глаз. 
Сил дадим им много-много, 
Чтоб усилить в тыщу раз! 
Действия:
Посмотреть влево. Посмотреть вправо. 
Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево – вниз. 
Поднять взгляд вверх. Опустить взгляд вниз. 
Быстро поморгать. 
«Осень»
Осень по опушке краски разводила, 
По листве тихонько кистью поводила. 
Пожелтел орешник и зарделись клены, 
В пурпуре осинки, только дуб зеленый. 
Утешает осень: не жалейте лета, 
Посмотрите – осень в золото одета! 
Действия:
Круговые движения глазами : налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз
Посмотреть влево – вправо. 
Посмотреть вверх – вниз. 
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз. (повторить 2 раза) .
«Елка»
Вот стоит большая елка, 
Вот такой высоты. 
У нее большие ветки. 
Вот такой ширины. 
Есть на елке даже шишки, 
А внизу – берлога мишки. 
Зиму спит там косолапый
И сосет в берлоге лапу. 
Действия:
Выполняют движения глазами. 
Посмотреть снизу вверх. 
Посмотреть слева направо. 
Посмотреть вверх. 
Посмотреть вниз. 
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, Повторить 2 раза. 
«Овощи»
Ослик ходит выбирает, 
Что сначала съесть не знает. 
Наверху созрела слива, 
А внизу растет крапива, 
Слева – свекла, справа – брюква, 
Слева – тыква, справа – клюква, 
Снизу – свежая трава, 
Сверху – сочная ботва. 
Выбрать ничего не смог
И без сил на землю слег. 
Действия:
Обвести глазами круг. 
Посмотреть вверх. 
Посмотреть вниз. 
Посмотреть влево- вправо
Влево — вправо. 
Посмотреть вниз. 
Посмотреть вверх. 
Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз, (Повторить 2 раза.) 
Так же эти упражнения можно использовать для физкультминуток на уроках в младшей школе, когда нужно сделать разминку для детских глаз. 
Физкультминутка для глаз в первом классе. 
Дети остаются сидеть за партами. 
«Глазкам нужно отдохнуть. »
(Ребята закрывают глаза) 
«Нужно глубоко вздохнуть. »
(Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты) 
«Глаза по кругу побегут. »
(Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки) 
«Много-много раз моргнут»
(Частое моргание глазами) 
«Глазкам стало хорошо. »
(Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз) 
«Увидят мои глазки все! »
(Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка) 
***
Долго тянется урок
Много вы читали. 
Не поможет тут звонок, 
Раз глаза устали. 
Глазкам нужно отдыхать, 
Знай об этом каждый. 
Упражнений ровно пять, 
Все запомнить важно. 
Упражнение один -
На край парты книги сдвинь. 
(Сидя, откинуться на спинку парты, сделать глубокий вдох, затем наклониться вперед на крышку парты, сделать выдох.) 
Упражнение второе
Повтори легко за мною. 
Зажмурь и открывать нельзя, 
Тренируй свои глаза. 
(Откинувшись на спинку парты, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза.) 
Занимаемся все сразу, 
Повторить четыре раза. 
Упражненье номер три. 
Делай с нами и смотри. 
(Сидя, положить руки на пояс, повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, потом снова сесть ровно) 
Повторите пять раз, 
Расслабляя мышцы глаз. 
Упражнение четыре
Нет сложнее в целом мире. 
С вниманьем начинаем
И четко выполняем
(Сидя, смотреть перед собой, посмотреть на классную доску 2—3 секунды. Вытянуть палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и посмотреть на него 3—5 секунд, после чего руку опустить.) 
Повторите 5—6 раз, 
Все получится у вас. 
Упражненье номер пять
Нужно четко выполнять. 
(Сидя, вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх — вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить — выдох.) 
Нужно отметить, что эффект от зрительной гимнастики достигается только при постоянном, систематическом ее проведении в течении всего дня. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики. Примерные комплексы зрительной гимнатсики.

Целью методических рекомендаций  «Проведение зрительной гимнастики» является оказание помощи педагогам в  формировании у детей дошкольного возраста  представлений о необходимости  ...

Методические рекомендации по проведению зрительной гимнастики в условиях ДОУ.

Данный материал может быть интересен воспитателям ДОУ, уделяющим внимание профилактике зрительных расстройств у детей дошкольного возраста....

«Нетрадиционные формы организации и проведения зрительной гимнастики с младшими дошкольниками»

Продолжительность гимнастики в младшем дошкольном возрасте невелика, всего 2 – 3 минуты, бывает так трудно удержать внимание детей. Я предлагаю вашему вниманию несколько способов нетрадиционного прове...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Одним из замечательных и доступных способов профилактики зрительных нарушений являются офтальмологические паузы, или по-простому зрительная гимнастика. Проводится в целях предупреждения нарастающего ...

Методическая разработка "Нетрадиционные формы организации и проведения зрительной гимнастики с детьми с ЗПР"

Методическая разработка "Нетрадиционные формы организации и проведения зрительной гимнастики с детьми с ЗПР"...

Методические рекомендации по проведению зрительных гимнастик с детьми с нарушениями зрения.

Целью проведения зрительной гимнастики - является   формирование у детей дошкольного и младшего школьного возраста представлений о необходимости  заботы о своем здоровье, о важности зре...

Методическая разработка " Зрительная гимнастика для дошкольника как неотъемлемая часть общей культуры и здорового образа жизни."

Методическая разработка  адресована родителям дошкольников, знакомит читателя с актуальностью темы и предлагает некоторые приемы и способы формирования у ребенка одной из привычек здорового образ...