Формирование звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактической игры
статья по развитию речи (средняя группа)

Шакая Виктория Александровна

В статье рассматривается формирование звуковой культуры речи как основы благоприятных социальных контактов и общения, которая позволяет воспитать полноценную личность ребенка. В статье приводится ряд примеров дидактических игр по развитию звуковой культуры речи детей  среднего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактической игры

В статье рассматривается формирование звуковой культуры речи как основы благоприятных социальных контактов и общения, которая позволяет воспитать полноценную личность ребенка. В статье приводится ряд примеров дидактических игр по развитию звуковой культуры речи детей  среднего дошкольного возраста.

Ключевые слова: речь, звуковая культура речи, дидактическая игра, дошкольник.

Речь является ключевым фактором развития ребенка в дошкольном возрасте. Речь дает дошкольнику возможность высказать свои мысли, является ключевым аспектом познавательных возможностей ребенка, его коммуникативных умений. Таким образом, развития речи является основой для познания ребенком-дошкольником окружающей действительности, делает его отношения со сверстниками и взрослыми содержательным, полноценным.

Воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи детей дошкольного возраста. В настоящее время значительно увеличилось количество детей, имеющих нарушения речи различной степени тяжести [Соловьева 2014: 135]. Что в свою очередь не может не вызывать опасений, как у специалистов, так и у воспитателей. Речь детей характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Такие нарушения звукопроизношения у детей могут быть обусловлены несформированностью фонематического слуха.

Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительность, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты) элементами культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и двигательные навыки в процессе разговора), речевым слухом. Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание – являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи [Выготский 2002: 6].

Воспитание звуковой культуры речи направлено на фонетико-фонематического компонента речевой системы; полноценное его развитие обеспечивает благоприятное протекание уровня моторного программирования речевой деятельности. Еще в глубокой древности, до появления речи как средства общения, люди пытались передавать информацию с помощью криков, звуков различной высоты и силы, жестов и мимики. Даже сейчас, слушая незнакомую речь и не понимая слов, мы легко можем определить и понять чувства и переживания говорящего. И ребенок, который едва стоит на ногах, может многое передавать звуками, чему-то рад или чем-то расстроен. Все это благодаря звуковой стороне языка, основе, с которой и начинается освоение речи – главное приобретение ребенка в дошкольном возрасте.

Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для её решения. Это обусловлено рядом причин. Во-первых, происходит активное созревание речевых центров в коре головного мозга, отвечающих за речь (центр Брока: артикуляция, моторика; центр Вернике: фонематический слух). Во-вторых, происходит анатомо-физиологическое созревание артикуляционного аппарата.

Звуковая культура речи – это основа благоприятных социальных контактов и общения, она позволяет воспитать полноценную личность ребенка. А полноценное формирование фонетики и фонематики составляет основу лексикограмматического компонента речи, овладение фонетикой, фонематикой – условия успешной подготовки к школе. Речь – одна из центральных, важнейших функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. Она имеет огромное влияние на формирование психических процессов ребенка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной степени зависит от развития речи; речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами; она является основным средством общения людей между собой; речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребенка на всех этапах его развития. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие [Конина 2012: 11].

Невозможность полноценного речевого общения, бедный словарный запас и другие нарушения отражаются на формировании самосознания и самооценки ребенка. У детей могут возникнуть замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. В свою очередь, отклонения в развитии личности ребенка с нарушениями речи в известной мере усугубляет речевой дефект. Такие дети, как  правило, либо стараются меньше говорить, либо замыкаются совсем. В результате нарушается одна из основных функций речи – коммуникативная, что еще в большей степени затормаживает речевое развитие.

Звуковая сторона усваивается ребёнком постепенно. Процесс овладения звуковым строем русского языка детьми дошкольного возраста изучен и описан достаточно полно в работах А.Н. Гвоздева, В.И. Бельтюкова, Д.Б. Эльконина, М.Е. Хватцева, Е.И. Радиной. Освоение артикуляции звуков речи – очень сложная задача, и хотя ребенок начинает «упражняться» в произнесении звуков уже с полутора-двухмесячного возраста, для овладения речепроизносительными навыками ему требуется три-четыре года. Многие авторы отмечают неравномерный, скачкообразный характер речевого развития у детей. Оно может замедляться, останавливаться, а в ряде случаев иногда наблюдается регрессия (А.Н. Гвоздев; Д.Б. Эльконин и др.), что связано не только с состоянием здоровья и особенностями наследственной программы, но также с потоком информации, поступающим по различным информационным каналам. Существует определенная последовательность в развитии как предречевых вокализаций, так и в усвоении грамматических категорий.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды за счет постоянного, непрерывного, мотивированного (связанного с конкретной ситуацией и разнообразной практической деятельностью) общения взрослых друг с другом в присутствии детей и с детьми. Обязательным условием при этом выступает соблюдение взрослыми при пользовании речью всех языковых норм:

– произносительных;

– орфоэпических;

– грамматических;

– стилистических.

Речь ребенка формируется в процессе общения с окружающими его взрослыми. В этом смысле большая роль в формировании правильной речи детей принадлежит воспитателям детских дошкольных учреждений. Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности. Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним. В процессе такого общения ребенок как бы «настраивается» на восприятие произносительных и других особенностей русского языка. Считается, что первоначально восприятие речевых звуков формируется в процессе активного артикуляторного опыта, когда малыш пытается подражать речевым и неречевым движениям взрослого. Поэтому одновременно с артикуляцией (то есть с движениями и позициями речевых органов нужными для произнесения звуков) ребенок усваивает и систему дифференциальных признаков, необходимых для различения звуков родного языка.

Занятия по звуковой культуре проводятся во всех возрастных группах и имеют следующие структурные аспекты: подготовка артикуляционного аппарата в младших группах проводится в игровой форме. Например: «Кто лучше сделает дудочку», в старших группах включается много упражнений на согласные звуки, дыхание.

– Изолированное произношение звука воспитателем – в младших группах,

а старших – объяснение артикуляции звука.

– Произношение изолированного звука детьми во всех возрастных группах. Далее в старших группах проговаривание звуков в слоге.

– Отработка звуков в словосочетаниях, словах, фразах с использованием игр-инсценировок, стихотворных строк, дидактических упражнений, чистоговорок, пословиц, загадок, придумывание слов с определенным звуков и т.д. В старших группах учим детей произносить звуки автоматически – автоматизация звука с использованием скороговорок. Таким образом, формирование звуковой стороны речи на первых этапах развития зависит, в основном, от степени сформированности кинестетического и фонематического восприятия, а также от их взаимодействия между собой в речевой практике через игровую деятельность.

Игры на развитие слухового внимания

 «Угадай, что делают»

Цель: Учить детей определять действие по звуку. Воспитание устойчивости слухового внимания.

Подготовительная работа: Воспитатель подбирает следующие предметы: стакан с водой, колокольчик, деревянный молоточек.

Краткое описание: Педагог показывает детям приготовленные предметы и производит с ними различные действия: ударяет деревянным молоточком по столу, звенит в колокольчик, переливает воду из стакана в стакан. Дети смотрят и слушают. Потом педагог убирает все за ширму и там повторяет эти действия, а дети по звуку угадывают, что он делает.

Методические указания: Если дети затрудняются определить действие, нужно еще раз наглядно его продемонстрировать. Если же они легко справляются с заданием, можно увеличить количество предметов или взять предметы, близкие по звучанию.

Игры на развитие речевого слуха

«Хлопки»

 Цель: развитие речевого слуха – развитие слухового внимания.

 Ход игры: дети сидят по кругу на небольшом расстоянии друг от друга. Педагог условливается с ними, что он будет считать до пяти, и, как только он произнесет число 5, все должны сделать хлопок. При произнесении других чисел хлопать не надо. Дети вместе с педагогом громко считают по порядку, одновременно сближая ладони, но не хлопая ими. Педагог 2 – 3 раза проводит игру правильно. Затем он начинает «ошибаться»: при произнесении числа 3 или какого-нибудь другого (но не 5) он быстро разводит руки, как будто хочет сделать хлопок. Дети, которые повторили движения педагога и хлопнули в ладоши, делают шаг из круга и продолжают играть, стоя за кругом.

Игры, направленные на отграничение речевых единиц (звук, слог, слово, предложение)

«Подскажи петрушке звук»

 Цель: развитие речевого слуха – показать детям, что слова звучат потому,    что они состоят из звуков, что звуки в слове разные.

 Оборудование:  петрушка, ширма.

 Ход игры: воспитатель сообщает детям, что сейчас петрушка будет говорить слова, но в некоторых словах будет специально недоговаривать последний звук. Его должны назвать дети. Воспитатель следить за тем, чтобы дети не произносили все слово, а добавляли только звук. Вначале звук подсказывают все хором, потом индивидуально (на кого укажет воспитатель). Дети должны быстро подсказывать не произнесенные петрушкой звук, чтобы слово звучало полностью.

 п е т р у ш к а: д е т и

 на солнышке греется рыжий котёно… к. И так далее.

Игры на развитие речевого дыхания

«Пой со мной!»

Цель: развитие правильного речевого дыхания - пропевание на одном выдохе гласных звуков [а, о, у, и, э].

Ход игры: сначала взрослый предлагает детям вместе с ним спеть "песенки".

Инструкция: давайте споем песенки. Вот первая песенка: "а-а-а!" наберите побольше воздуха - вдохните воздух. Песенка должна получиться длинная. Во время игры педагог следит за четким произношением и утрирует артикуляцию звуков. Сначала поем звуки а, у, постепенно количество "песенок" можно увеличивать.

Инструкция: вот вторая песенка: "у-у-у!" теперь "о-о-о!", "и-и-и!", "э-э-э!"
можно устроить соревнование между детьми: побеждает тот, кто пропоет дольше всех на одном выдохе.

Инструкция: давайте устроим соревнование: начнем петь все вместе, победит тот, у кого самая длинная песенка.

Дошкольные годы – особый период, имеющий не преходящее значение для развития коммуникативного и языкового творчества детей, и наиболее продуктивный путь лежит через диалог умного понимающего взрослого с ребенком и детей друг с другом.

Список литературы:

  1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей. М.:Айрис-Пресс, 2008 192 с.
  2.  Выготский Л.С. Мышление и речь. Т. 2 М.: Педагогика, 2002 С. 6-361.
  3.  Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4–5 лет. М.: Сфера, 2008.
  4.  Конина М.М. Некоторые вопросы обучения детей 3-5 лет грамматически правильной речи //Дошкольное воспитание. 2012 С. 11.
  5.  Ляховская Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. М.: Академия, 2009 С. 223-226.
  6. Смирнова Т.В. Ребенок познает мир (игровые занятия по формированию представлений о себе младших дошкольников). Волгоград: Учитель, 2013 167 с.
  7.  Соловьева Ю.В. Здоровьесберегающие технологии // Современные тенденции в образовании и науке.Тамбов, 2014 С. 134-135.
  8.  Калинина Т.В. Пальчиковые игры и упражнения для детей 2 – 7 лет. Волгоград: Учитель, 2013 151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по речевому развитию дошкольников во второй младшей группе "Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка»."

Данная презентация -это результат мое работы с детьми второй младшей группы по речевому развитию....

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников «Играем со звуками»

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников «Играем со звуками»...

ИКТ- игры по формированию звуковой культуры речи старших дошкольников

Игры для интерактивной доски: "Помоги Маше", "Слова-путешественники"...

Сценарий семинара-практикума для родителей средней группы «Игры и упражнения, направленные на формирование звуковой культуры речи у дошкольников 4-5 лет»

Познакомить родителей с организацией работы по формированию звуковой культуры речи у детей в группе.Вовлекать родителей в процесс развития звуковой культуры речи у детей.Познакомить родителей с некото...

ДокладФормирование звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактической игры.

Речь является ключевым фактором развития ребенка в дошкольном возрасте. Речь дает дошкольнику возможность высказать свои мысли, является ключевым аспектом познавательных возможностей ребенка, его комм...

Статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"

Научная статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"....

Курсовая работа "Формирование звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр"

Информация из данной курсовой работы может помочь студентам обучающимся по специальности "Дошкольное образование"....