Курсовая работа "Формирование звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактических игр"
методическая разработка (средняя группа)

Липатенко Виолетта Олеговна

Информация из данной курсовой работы может помочь студентам обучающимся по специальности "Дошкольное образование".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Курсовая работа97.47 КБ
Файл Презентация защиты1.67 МБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

«КИСЕЛЁВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Курсовая работа

Липатенко Виолетта Олеговна

Группа ДО-31

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Научный руководитель:

Преподаватель

Хлупина Надежда Олеговна

Киселевск

2022

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста…………………………………………...6

  1. Психолого-педагогические аспекты формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста……………………….6                        
  2. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей среднего  дошкольного возраста………………………………………………..12
  3. Условия формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста…………………………………………………………...20

Глава 2. Использование дидактических игр в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста…………………29

2.1 Дидактическая игра как одно из средств формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста………………………………...29

2.2 Опыт работы МБДОУ № 61 в использовании дидактических игр по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста……35

2.3 Образовательный проект «Речевичок»……………………………...38

Заключение………………………………………………………………..45

Список литературы……………………………………………………….47

Приложения ………………………………………………………………50

Введение

Актуальность исследования. Развитие речи является одной из актуальных проблем в дошкольной педагогике. Дети дошкольного возраста овладевают речью в процессе общения с окружающими их людьми и в специально организованном обучении. Важным разделом речевого развития является развитие звуковой культуры речи – составляющей общей культуры речи и характеризующейся степенью соответствия речи говорящего нормам и правилам литературного языка. Поэтому проблема формирования звуковой культуры и речевой грамотности человека приобретает всё большее значение в современной жизни.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие детей дошкольного возраста включает в себя владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»

Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольной образовательной организации. Дошкольный возраст является сенситивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя дошкольной образовательной организации – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным

литературным языком. Развитие речи является процессом сложным и творческим, именно поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью. Отсюда, чем раньше мы научим ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в обществе.

В настоящее время вопрос полноценного развития детей, а особенно – речи детей, стоит в педагогике наиболее остро. Нужно выделить, что все дефекты речи в звукопроизношении необходимо устранять в младшем и среднем дошкольном возрасте, пока они не стали стойкими, не стали причиной невозможности ребенка овладеть грамотой в условиях школы. Это утверждение определяет актуальность выбранной темы исследования. Вопросы, связанные с развитием звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, изучались педагогами О.И. Соловьева, А.М. Бородич, А.С. Фельдберг, А.И. Максаковым, М.Ф. Фомичевой  и др.

Формированию звуковой культуры речи так же способствует дидактические игры, которые используются во всех возрастных группах как на занятиях, так и вне занятий. Дидактические игры- это специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры. Системы дидактических игр впервые разработаны для дошкольного воспитания Ф. Фребелем и М. Монтессори. (Педагогический энциклопедический словарь).

С их помощью решаются все задачи звуковой культуры речи. Кроме речевого развития (пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умение правильно выражать свои мысли), в игре осуществляется познавательное развитие детей, так как дидактическая игра способствует расширению представлений об окружающей действительности, совершенствованию внимания, памяти, наблюдательности и мышления.  Почти все игры – многоцелевые. Следовательно, педагог неоднократно может возвращаться к ним, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Таким образом, проблема формирования звуковой культуры речи была и остаётся актуальной в практике дошкольного воспитания и диктуют необходимость поиска эффективных средств их реализации.

Исходя из актуальности, была поставлена проблема данного исследования.

Проблема исследования:  Каковы возможности дидактических игр как средства формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста?

Цель исследования: теоретическое обоснование возможностей дидактических игр как средства в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Объект исследования:  формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Задачи исследования: 

  1. Изучить психолого-педагогические аспекты по теме исследования.
  2. Выявить особенности и условия формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
  3. Раскрыть дидактическую игру как одно из средств формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста.
  4. Проанализировать опыт работы МБДОУ №61 по формированию познавательной активности дошкольников в процессе дидактических игр.
  5. Разработать образовательный проект «Речевичок»

Метод исследования:

-Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме курсовой работы и анализ литературных источников по теме.

-Беседа, наблюдение, изучение опыта работы воспитателя, анализ предметно-развивающей среды.

Глава 1. Теоретические основы формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

  1. Психолого-педагогические аспекты формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое и включает в себя различные компоненты: произносительные качества вербальной речи, (звукопроизношение, дикция и т. д.); элементы выразительности речи (интонация, тембр, темп и др.); невербальные средства выразительности речи (мимика, жесты); элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, поза и движение в процессе разговора). Развитие и формирование звуковой культуры речи детей остаются одной из актуальных проблем в теории и практике развития речи, поскольку речь, являясь средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возникает необходимость в создании благоприятных психолого-педагогических условий для формирования речевой культуры детей дошкольного возраста.

Изучение различных аспектов звуковой стороны речи дает возможность понять закономерности постепенного формирования ее у дошкольников. Любому языку свойственна индивидуальная система звуков. Звуковая сторона каждого языка имеет свои особенности. Для звуковой стороны русского языка характерны певучесть гласных звуков, мягкость в произношении многих согласных, своеобразие произношения каждого согласного звука, интонационное богатство.

Понятие звуковой культуры речи, задачи работы по ее воспитанию раскрываются О. И. Соловьевой, А. М. Бородич, А. С. Фельдберг, А. И.

  Максаковым, М. Ф. Фомичевой и другими в учебных и методических пособиях.

Культура речи, по мнению Ф. А. Сохина, это «…умение правильно излагать смысл содержания, пользоваться языковыми средствами, такими как звукопроизношение, интонация, лексическим запасом и грамматическими формами. А звуковая культура речи является составной частью речевой культуры» [17, С. 223].

Мнение Ф. А. Сохина поддерживал и А. И. Максаков, по его определению, «…звуковая культура речи охватывает все стороны звукового оформления слов и звучащей речи в целом: правильное произношение звуков, слов, громкость и скорость речевого высказывания, ритм, паузы, тембр, логическое ударение и пр.» [11, С. 64].

М. М. Алексеева, А. М. Бородич, В. И. Яшина считали понятие «звуковая культура речи» достаточно широким.

По определению М. М. Алексеевой, «…звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию» [2, с. 400].

По определению А. М. Бородич, звуковая культура речи - это произносительные качества, характеризующие звучащую речь: звукопроизношение, дикция, элементы звуковой выразительности речи (интонация, темп) и другие связанные с ними двигательные средства выразительности (мимика, жесты), а также элементы культуры речевого общения (общая тональность детской речи, позы и двигательные навыки в процессе разговора).

Определения звуковой культуры речи разных авторов схожи между собой, но наиболее полным определением можно считать определение данное А. М. Бородич.

Звуковой язык – это единственный язык общества, являющийся связующим звеном в общении между ребенком и окружающей его  действительностью, в силу своей звуковой материи, которая представлена звуками, вовлеченными в процесс общения, то есть производства и обмена мыслей [19, с. 288].

Развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. Качество произношения зависит от состояния и подвижности органов артикуляционного аппарата, который еще только начинает активно функционировать. Об этом в своих работах писал А.И. Максаков [11, с. 123]

Психолого-педагогическая работа в дошкольном образовательном учреждении ведётся по 5 образовательным областям, одно из которых «Речевое развитие».

Согласно ФГОС ДО речевое развитие включает:

- владение речью как средством общения и культуры;

- обогащение активного словаря;

- развитие речевого творчества;

- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов;

- формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылке к обучению грамоте.

Поэтому задача ДОУ это - способствовать развитию звуковой и интонационной культуры речи, формированию предпосылок грамотности у воспитанников посредством игр и игровой деятельности.

Формирование звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Развитие звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Звуковая культура речи формируется и развивается на основе хорошо развитого речевого слуха.

Развивая у детей правильную, хорошо звучащую речь, воспитатель должен решать следующие задачи:

  1. Воспитывать речевой слух детей, постепенно развивая его основные компоненты: слуховое внимание (умение определить на слух звучание и его направление, фонематический слух)
  2. Способность воспринимать данный темп и ритм.
  3. Развивать артикуляционный аппарат.
  4. Работать над речевым дыханием, т. е. воспитывать умение производить короткий вдох и продолжительный плавный выдох, чтобы иметь возможность свободно говорить фразами.
  5. Воспитывать умение регулировать громкость голоса в соответствии с условиями общения.
  6.  Формировать правильное произношение всех звуков родного языка.
  7. Вырабатывать четкое и ясное произношение каждого звука, а также слова и фразы в целом, т. е. хорошую дикцию.
  8. Развивать произношение слов согласно нормам орфоэпии русского литературного языка.
  9. Формировать нормальный темп речи, т. е. умение произносить слова, фразы в умеренном темпе, не убыстряя и не замедляя речь, тем самым создавая возможность слушающему отчетливо воспринимать ее.
  10. Воспитывать интонационную выразительность речи, т. е., умение точно выражать мысли, чувства и настроение с помощью логических пауз, ударений, мелодики, темпа, ритма и тембра.

В звуковой культуре речи выделяют два раздела: речевой слух и культуру речепроизношения (Е.И. Тихеева, О.И. Соловьева, В.И. Рождественская, Е.И. Радина, М.М. Алексеева, А.И. Максаков, М.Ф. Фомичева, Г.А. Тумакова).

Поэтому и работа ведется в двух направлениях: развитие восприятия речи (слухового внимания и речевого слуха, включая его компоненты — фонематический, звуковысотный, ритмический слух, восприятия темпа, силы голоса, тембра речи); развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т.д.).

Вне зависимости от того, есть логопед в детском саду или нет, педагоги группы обязаны работать над звуковой культурой речи.

В норме все звуки речи дети должны произносить к 5 годам. Поэтому воспитатель работает с детьми с 5 лет. На практике нарушение звукопроизношения (разной степени сложности) к 5 годам у детей от 80% до 98% в зависимости от набора детей в группе.

Формированию правильного звукопроизношения способствует хорошо развитый фонематический (речевой) слух. Фонематический слух ‒ умение воспринимать звуки речи, фонемы, с помощью которых происходит различение слов, близких по звучанию: мак ‒ лак ‒ рак, угол ‒ уголь. Хорошее его развитие дает возможность формировать правильное звукопроизношение, отчетливое и ясное произнесение слов соответственно нормам литературного языка. Сформированность фонематического слуха – это обязательное условие обучения детей умению выполнять звуковой анализ слов.

Начиная с 4-х лет, детей знакомят с понятиями «слово» и «звук», с тем, что слова состоят из звуков, которые произносятся в определённой последовательности, что слова звучат по-разному и одинаково. Обращают внимание на длительность звучания слов. Формируют умение различать на слух твёрдые и мягкие согласные, определять первый звук в слове. Знакомят с делением слов на слоги.

На четвертом году жизни детей работа по воспитанию звуковой культуры речи заключается в том, чтобы не только прояснить и закрепить с дошкольниками уже знакомые им звуки, способствовать их четкому произношению в словах, фразах, но и помочь освоить новые звуки, обязательно предотвращать закрепление неправильного их произношения, различать звуки на слух.

Также дети средней группы продолжают работать над развитием артикуляционных и речевых устройств, развитием речевого слуха, речевого дыхания, правильным использованием интонационных средств выражения. На данный момент существует множество комплексных образцовых образовательных программ, ориентированных на современное ДОУ, основанное на принципах личностно-ориентированного подхода в образовательном процессе дошкольников и соответствующих ФГОС ДО.

Речь по ФГОС ДО рассматривается как средство общения. Чтобы полноценно взаимодействовать с окружающим обществом, дети должны в свободном формате знать диалогическое общение и применять все вербальные и невербальные средства такого общения. Основная задача формирования речи детей младшего дошкольного возраста – создание позиций активных участников в речевой коммуникации.

Развитие речи у детей среднего возраста подразумевает определенные цели:

- развитие речи, как основного средства общения;

- выполнение детьми различных поручений, побуждающих их к общению со сверстниками и взрослыми;

- поощрение стремлений ребенка активно вступать в общение;

- поощрять интерес ребенка к делам сверстников, его желание делиться с ними впечатлениями;

- побуждать к общению на близкие ребёнку темы. Одним словом, только в коллективе ребенок сможет научиться говорить, иметь желание и стремление сделать свою речь более активной.

Таким образом, можно утверждать, что тема звуковой культуры речи актуальна и этой темой занимались множество педагогов и психологов. Определения звуковой культуры речи разных авторов схожи между собой, но каждый автор выдвигала свои теории и мысли по поводу формирования звуковой культуры речи. Так же, на основе работ педагогов, занимающейся проблемой звуковой культуры речи детей дошкольного возраста, можно утверждать, что развитие и становление произношения у всех детей происходит в разные сроки. Одни дети произносят большее число звуков и более отчетливо, а другие – меньшее и менее четко. И, чтобы увеличить показатели в положительную сторону, необходимо обращать внимание и работать над звуковой культурой речи детей.

  1. Особенности формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста

Формирование звуковой культуры – одна из главных задач развития речи в дошкольной образовательной организации, так как именно в дошкольном возрасте и в условиях детского сада она может решаться наиболее эффективно.

В основе формирования звуковой культуры речи лежит овладение речевым и фонематическим слухом, фонематическое восприятие, а позже и овладение звукобуквенным анализом и синтезом.

По мнению М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной, воспитание звуковой культуры предполагает:

˗формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения, что прямо связано с развитием моторики артикуляционного аппарата, речевого дыхания, речевого слуха;

˗ формирование орфоэпически правильной речи – умения говорить в соответствии с нормами литературного произношения (фонетической системой языка, орфоэпических норм и т. д.);

˗ развитие выразительности речи – что включает умение использовать высоту и силу голоса, темп и ритм речи, пользоваться паузами, интонациями;

˗ выработку дикции – отчетливого, внятного произношения каждого звука и слова в отдельности, фразы в целом;

˗ воспитание культуры речевого общения, которая является частью этикета.

 Работа с детьми, как утверждают исследователи, должна проходить в двух направлениях:

1. развитие восприятия речи (сюда относятся слуховое внимание, речевой слух, основными компонентами которого выступают фонематический, звуковысотный, ритмический слух);

2. развитие речедвигательного аппарата (голосового аппарата, артикуляционного аппарата, речевого дыхания) и формирование на этой основе произношения звуков, слов, четкой артикуляции.

Основной задачей взрослого в младшем дошкольном возрасте, указывает ученый, является обеспечение формирования артикуляционного аппарата как условия овладения фонетической системой языка. Главное заключается в наличии механизма, обеспечивающего звукопроизношение, а не само звукопроизношение. М. Ф. Фомичева считает главной задачей воспитателя в младшем дошкольном возрасте подготовку речедвигательного и речеслухового анализаторов детей к правильному восприятию и произношению звуков.

Формирование звуковой культуры речи включает в себя несколько этапов.

Этап 1 – подготовительный.

На данном этапе осуществляется работа по подготовке речевого аппарата к овладению различными звуками. В процессе воспроизведения звуков задействована деятельность органов артикуляции (губы, язык, щеки), поэтому необходимо тренировать эти органы с целью придания им определенного положения при произношении звуков.

На этом этапе используют ООД, применяются разнообразные упражнения в игровой форме. Взаимодействуя с воспитателем, и друг с другом, дети многократно повторяют упражнения. Чтобы игровой процесс проходил эффективно, необходимо использовать различные игры на звукопроизношение. Например, «Кто как кричит?», «Как шумит ветер?» и другие. Произношение бессвязных слогов, лишенных смысла, типа «Те-то-та», «Ра-ро-ру», быстро утомляет, в результате чего дети теряют интерес к игре. Преимуществом проведения групповых игр является взаимодействие детей, благодаря чему они более старательно подходят к процессу игры, стремясь четко и грамотно выполнить упражнение.

Для развития речевого дыхания проводятся игры на сдувание, например, перьев или воздушного шарика, занятия на детских духовых инструментах. Следует отметить, что данные упражнения вызывают быструю усталость и утомляемость дошкольников, поэтому дыхательные упражнения должны проводиться не более 1,5 минут. Благодаря таким занятиям дети учатся правильно дышать: делать быстрый вдох и медленный равномерный выдох.

Этап 2 – постановка звука.

Осуществление данного этапа происходит при постановке звука в результате подражания. В этом случае обучение основано на повторении детьми речи воспитателя, четком произношении того или иного звука. В процессе произношения ребенок обращает внимание на выделенный звук и артикуляцию.

Обычно такие упражнения проводятся индивидуально с каждым ребенком. Если звук невозможно поставить по каким-либо причинам, воспитатель должен доступно для детей объяснить артикуляцию звука, в каком положении должны находиться язык и губы при его произношении. В случае нарушения звука воспитатель должен провести дополнительную работу с ребенком для устранения несовершенств. Важное условие на данном этапе – наличие на каждом занятии нового речевого материала, чтобы дети могли правильно выработать произношение звука благодаря различным примерам.

Этап 3 – закрепление и автоматизация звуков.

Основные упражнения, которые предлагаются на данном этапе, основываются на переходе от изолированного произношения звука в звукосочетание.

Важно несколько раз в день возвращаться к тренировке проблемного произношения с использованием нового и старого материалов.

Этап 4 – дифференциация смешиваемых звуков.

Воспитатель сталкивается с проблемой замены ребенком в словах одного звука другим. Воспитатель должен четко разъяснить ребенку разницу между смешиваемыми звуками. На данном этапе используется различный игровой материал (обычно это картинки, разбитые на категории «Овощи», «Транспорт», «Одежда» и другие). В названиях картинок должны содержаться чередующиеся звуки (шуба – сапоги – шапка), а затем используют картинки с дифференцированными звуками (кожа – коза, сушка – шалаш).

Данные упражнения способствуют быстрому усваиванию смысловой разницы между словами. Благодаря занятиям дошкольники с легкостью заучивают стихи, не испытывают трудностей с произношением.

Следует отметить, что на всех этапах обучения звуковой культуре речи рекомендуется проводить игровые упражнения с использованием картинок, игрушек, различных движений, а также чтение и пересказывание стихов, сказок, потешек, прибауток.

Все этапы находятся в непосредственной связи друг с другом, поэтому, при исключении какого-либо этапа, желаемый результат в развитии речи не будет достигнут. Во-вторых, задания, предлагаемые воспитателем, должны быть интересны для детей, чтобы привлечь их внимание к процессу обучения. В-третьих, должна проводиться непосредственная работа с родителями. Родители в домашних условиях должны контролировать не только речь детей (исправлять звукопроизношение, поощрять стремление ребенка говорить слова правильно), но и свою речь.

Овладение звуковой стороной речи, ее восприятие целиком зависят от сформированности слуха, который развивается в раннем возрасте раньше артикуляционного аппарата. При помощи слуха воспринимаются все тонкости звучащей речи, он корректирует и контролирует речь говорящего.

 Физический слух ‒ есть способность слышать звуки окружающего мира. Речевой слух ‒ это способность человека верно воспринимать и правильно воспроизводить звучащую речь, то есть слышать, узнавать и передавать все фонологические средства языка, сопоставляя их с установленной нормой.

Хорошо сформированный речевой слух ‒ обязательное условие верного и своевременного усвоения звуков, правильного произношения слов, освоения речевой интонацией. Он содержит следующие компоненты: восприятие темпа речи и голоса, звуковысотный слух, фонематический слух, ритмический слух.

Звуковысотный слух ‒ умение воспринимать и распознавать высотные изменения голоса, ощущать эмоциональную окраску речи. Восприятие темпа речи и громкости голоса ‒ способность на слух воспринимать скорость и громкость речевого высказывания.

Ритмический слух ‒ способность слышать и правильно повторять ритмический рисунок слова, определять место ударения в нем. Хорошо сформированный речевой слух дает возможность четко, ясно и правильно произносить все звуки родного языка, обеспечивает правильное регулирование громкости произнесения слов, умеренный темп речи, интонационную выразительность

На четвертом году жизни ребенок  начинает высказывать первые совсем простые суждения о предметах и явлениях окружающих его, делать выводы о них, устанавливать взаимосвязь между ними. При этом важно учитывать, что в процессе общего и речевого развития у детей возможны индивидуальные различия: кто-то в три года очень хорошо владеет речью, речь других детей этого возраста далека от совершенства.

     Так же в этом возрасте дети зачастую свободно вступают в контакт уже и с посторонними людьми. Инициатива общения в большинстве случаев исходит от ребенка. Ребенок старается расширить свой кругозор, познать окружающий мир, все чаще задает различные вопросы взрослым.

     К концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. В качественном отношении его словарь становится более совершенным. Чаще начинает ребенок использовать местоимения, наречия, числительные, прилагательные. Начинают применять в речи притяжательные местоимения, притяжательные прилагательные. Но еще сложно применять собирательные существительные, такие как «одежда», «обувь», «фрукты» и т.п. Пока они могут только перечислить конкретные предметы, вещи. Иногда ребенок, не зная названия предмета, употребляет, обобщающие слова.

     При овладении новыми словами дошкольник, начинает осмысливать их звуковую сторону, пытается установить более тесную связь между предметом и словом. Старается осознать названия некоторых предметов, действий. Это говорит о том, что у ребенка появляется мотивированное отношение к лексике.

    Повышенный интерес к звуковой стороне слова помогает ребенку изменять слова по аналогии с другими. Но на данном этапе это дается им еще с трудом. Они еще допускают грамматические ошибки: неправильно согласуют слова, особенно существительные среднего рода с прилагательными; неверно употребляют падежные окончания; при образовании родительного падежа существительных множественного числа отмечается влияние окончания [-ов, -ев] на другие склонения; неправильно изменяют по лицам даже часто употребляемые глаголы.

В 3-4 года продолжается укрепление артикуляционного аппарата:  движения мышц, принимающих участие в образовании звуков, становятся более координированными. Укрепление мышц кончика спинки языка способствует правильному произношению твердых согласных.

Дошкольники  чаще начинают верно произносить слова со стечением 2-3 согласных, начинают употреблять слова имеющие более трех слогов. Некоторые дети начинают сосредотачивать свое внимание на звучании слов, слышат ошибки в их звучании у других. Многие детей правильно произносят такие ранее непроизносимые звуки, как звуки [ы], [э], [х], приближают к норме и более четко произносят свистящие звуки, появляются звук [ц]. У некоторых детей появляются звуки позднего онтогенеза, но большинство не произносят шипящие звуки, заменяя их твердыми свистящими. Сонорные звуки заменяют звуком [й] или [ль].

Активный словарь детей увеличивается до 2500-3000 слов. Это дает возможность ребенку увереннее и точнее высказываться, излагать мысли. Все чаще  использует наречия, личные местоимения в роле подлежащих, сложные предлоги. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они усваивают и правильно согласовывают прилагательные с другими частями речи в косвенных падежах.

В этом возрасте велико тяготение детей к рифме. Играя со словами, некоторые рифмуют их, создавая собственные небольшие двух-, четверостишья, порою лишая их при этом всякого смысла. Такое стремление закономерно, оно способствует развитию у ребенка речевого слуха, формирует умение подбирать слова, близкие по звучанию.

Характерна для этого возраста неустойчивость произношения. Дети произносят звуки то правильно, то неправильно, даже в одном и том же слове («сейчас» и через минуту это же слово звучит «сейцас» или «жук зуззит», «петушок золотой гребесок»). В одном звукосочетании ребенок звуком уже владеет, в другом еще нет: «мальцик» - тут же ребенок говорит «часы».

Ребенок к концу года должен уметь:

  1. правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах и во фразовой речи;
  2. различать короткие и длинные слова, похожие и непохожие, звонкие, громкие и тихие;
  3. делить слова на слоги;
  4. дифференцировать твердые и мягкие согласные, называть их изолированно;
  5. определять и называть первый звук в слове (без призвука гласного);
  6. произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание. 

    Таким образом, мы видим, что формирование звуковой культуры – одна из главных задач развития речи в дошкольной образовательной организации, так как именно в дошкольном возрасте и в условиях детского сада она может решаться наиболее эффективно.

Из всего вышесказанного, можно утверждать, что в основе формирования звуковой культуры речи лежит овладение речевым и фонематическим слухом, фонематическое восприятие, а позже и овладение звукобуквенным анализом и синтезом в среднем дошкольном возрасте у детей значительно улучшается произношение. Знание вышеперечисленных особенности даёт основу для закрепления правильного произношения всех звуков, для чистого и внятного произнесения слов, устранения имеющихся недостатков произношения. 

  1. Условия формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста

Известно, что любая система может успешно функционировать и развиваться при соблюдении определенных условий. Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.

Ещё Л.С. Выготский утверждал, что необходимо «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования». [6, с. 59]

В.И. Андреев, считает, что педагогические условия – это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей». [3, с. 35]

В теории и практике педагогики существует много трактовок и определений понятия «условие» вообще и «педагогические условия» в частности. В толковом словаре русского языка «условие» определяется как обстановка, в которой происходит, осуществляется что-либо; обстоятельство, от которого что-нибудь зависит. [16, с. 25]

В философии термин «условие» выражает отношение предмета к окружающим его явлениям, без которых он не может существовать. Сам предмет выступает как нечто обусловленное, а условия – как относительно внешнее предмету многообразие объективного мира. В отличие от причины, непосредственно порождающей то или иное явление или процесс, условие составляет ту среду, обстановку, в которой последние возникают, существуют и развиваются [3, с. 384].

Педагогические условия рассматриваются, как совокупность мер учебно-воспитательного процесса, которые обеспечивают переход речевого развития дошкольников на более высокий уровень. Педагогические условия составляют ту среду, в которой речевое развитие дошкольников формируется, существует и развивается, поэтому появляется необходимость создания благоприятных условий для обеспечения обозначенного образовательного процесса на первой образовательной ступени. Под педагогическими условиями формирования звуковой культуры речи понимается совокупность требований к содержанию, формам, методам, приёмам руководства, развивающей предметно-пространственной среде, а так же самой речи педагогов.

Формирование звуковой стороны речи осуществляется в условиях детского сада в двух формах: в ходе организованной образовательной деятельности и при реализации совместной образовательной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов.

  1. на занятиях, которые могут проводиться как самостоятельные занятия по звуковой культуре речи;
  2. различные разделы звуковой культуры речи могут быть включены в содержание других занятий;
  3. отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);
  4. интегрированные занятия со специалистами ДОУ;
  5. дополнительная работа по звуковой культуре речи включается в режимные моменты (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

Работа при реализации совместной образовательной деятельности педагога с детьми в ходе режимных моментов может быть организована с подгруппой детей, а также в индивидуальном порядке. Задача воспитателя заключается в том, чтобы помочь детям своевременно овладеть всеми сторонами звучащей речи. Высокая культура речи взрослых, постоянное общение с ребенком, организация и проведение речевых игр — все это залог успешного формирования правильной устной речи детей.

Главная роль в обучении принадлежит специальным занятиям, сочетающим показ-образец произношения с активным упражнением детей. Занятия дополняются и взаимодействуют со специальными упражнениями в самостоятельной деятельности в ходе режимных моментов.

Эффективной формой обучения являются коллективные фронтальные формы работы (а не индивидуальные) занятия с детьми. Коллектив является для детей сильным фактором взаимного влияния. В коллективных занятиях продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается.

Общегрупповые занятия по обучению звукопроизношению в средней группе достаточно проводить 1–2 раза в месяц. Помимо этого отдельные упражнения включаются в другие занятия по развитию речи, а также в музыкальные, в занятия гимнастикой и подвижными играми. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей.

Еженедельная (1—2 раза в неделю) работа на речевых занятиях, занимающая от 2 до 10 мин. Один раз в месяц можно проводить комплексное занятие, целиком посвященное звуковой культуре речи. Большая часть времени на таком занятии отводится работе над произношением одного звука или группы родственных звуков (в старшей группе — дифференцировке пар звуков, близких по акустическим признакам: з — ж, с — сь и др.) Остальное время уделяют воспитанию других качеств речи (двух-трех).

Большое значение имеют другие формы фронтальной работы, которые осуществляются вне занятий: игры-драматизации, хороводы, праздники и развлечения. В средних группах эффективна речевая гимнастика (1—2 мин артикуляционных упражнений в конце утренней гимнастики, 2—3 раза в неделю).

Широко практикуется и работа с подгруппами детей в удобное для педагога время (дидактические игры, шутки-чистоговорки и др.). Таким образом, в календарном плане почти на каждый день предусматривается работа по звуковой культуре речи.

Все возрастные неправильности произношения исчезают у детей к 5 годам. Но этот процесс происходит не сам по себе, а под влиянием речи взрослых и их педагогического воздействия. Это влияние благотворно, когда ребенок слышит нормальную речь, получает от взрослых указания, как следует говорить, и в результате начинает испытывать интерес к правильной, чистой речи.

На ООД, во время прогулок, режимных процессов необходимо очень внимательно следить за речью детей и добиваться, чтобы она была ясной, чёткой и внятной. В формировании правильного звукопроизношения решающую роль играет своевременно начатое обучение, опирающееся на возрастные особенности детей.

Наибольший эффект дает обучение, которое начали на более ранних этапах дошкольного детства. Возраст детей к началу обучения является более важным фактором, чем длительность самого обучения.

Методы, типичные для воспитания звуковой культуры речи у детей в средней группе проводятся с использованием дидактических игр, игровых упражнений с включением речевого материала: чистоговорки, скороговорки, поговорки, потешки, стихи, пословицы, загадки, рассказы в соответствии с программным содержанием по родному языку. Хорошо использовать в этой работе речь с движением. Такие упражнения активизируют процесс отработки произносительных навыков.

Ознакомление дошкольников со звуками речи целесообразно осуществлять в игровой форме, связывая каждый звук с определенным символом («З» - песенка комара, «Р» - работа мотора самолёта, «Ш» - из лопнувшего шара выходит воздух).

Следующая форма работы по развитию речи детей ДОУ является образовательная ситуация. Под термином «образовательная ситуация» понимается участие небольшой подгруппы детей (от 3 до 8 человек). В образовательном процессе можно организовать несколько образовательных ситуаций с одним дидактическим средством (сюжетной картиной, игрушкой, книгой, природным материалом), но с целью решения постепенно усложняющихся задач познавательно-речевого характера. Воспитателем может быть организовано множество образовательных ситуаций, направленных на решение постепенно усложняющихся задач: научить способам доброжелательного делового общения с собеседником, научить задавать вопросы, выстраивая их в логической последовательности, учить обобщать полученные сведения в единый рассказ, учить способам презентации составленного текста.

А. Г. Арушанова считает, что одну из форм речевого развития для детей является сценарий игры, который активизирует общение детей, тем самым развивая их игровое (диалогическое) общение. К этой форме относятся разговоры с детьми, подвижные, народные, дидактические игры, инсценировки, драматизации и т.д.

Следующая форма работы по развитию речи детей ДОУ является «ситуация общения». Под термином «ситуация общения» понимается специально проектируемая воспитателем или возникающая спонтанно форма общения, направленная на упражнение детей в использовании освоенных речевых категорий. В зависимости от поставленной речевой задачи ситуации общения бывают вербально оценочными, лексическими,  прогностическими, описательными.

Еще одна из форм работы по развитию речи детей ДОУ является «специально планируемая ситуация общения». К ним относятся игры-викторины такие как «Кто лучше знает свои город» (упражнение в восприятии и составлении описательных рассказов о местах и памятниках города), «Из какой сказки вещи» (упражнение в развитии объяснительной речи), «Магазин волшебных вещей» (упражнение в использовании средств языковой выразительности), «Придумай загадку» (упражнение детей в описании предметов, придумывании загадок).

Многие авторы, такие как Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова, выделяют проектную деятельность как вариант интегрированного метода обучения дошкольников, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии воспитателя и воспитанника, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Так же, немало важную роль играют родители. Они должны поддерживать связь с воспитателем, продолжая его работу по формированию звуковой речи детей и  поддерживая условия, созданные воспитателем при работе с детьми, дабы не понижать уровень звуковой культуры речи детей.

Для работы с родителями воспитатели проводят множество родительских собраний, консультаций, разрабатывают памятки и буклеты, проводят индивидуальные беседы и дают рекомендации по формированию звуковой культуры речи детей.

Полезны детям игры, разработанные с символами, в которых автоматизируются и дифференцируются звуки. Кроме этого, зрительные символы развивают память, внимание, воображение.

Очень полезны дидактические рассказы с включением учебных заданий детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса п т. п.). В младших и средней группах они часто сопровождаются показом картинок на фланелеграфе или демонстрацией игрушек. На столе воспитателя можно с помощью игрушек устроить инсценировку, по ходу которой повторяется учебный материал (звукосочетания, чистоговорки-песенки).

Для формирования выразительности речи эффективны занятия по пересказу, заучиванию стихотворений. Отдельные элементы интонации (просодемы), речевой слух и дыхание отрабатываются также и методом упражнений: заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.

Пользуясь указанными методами, воспитатель применяет разнообразные приемы, непосредственно влияющие на произносительную сторону речи детей.

Таким образом, можно сказать, что работа по воспитанию звуковой культуры речи у детей средней группы представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания ребенка в детском саду. Условия, создаваемые воспитателем, играют важную роль в формировании звуковой культуры речи. Благодаря вышеперечисленным условиям,  ребенок сможет настроиться на работу и заинтересоваться рассказом воспитателя. Воспитатель должен правильно создавать условия для формирования звуковой культуры речи детей, так как от этого зависит уровень развития речи детей, их заинтересованности и социально-коммуникативных навыков между взрослым и ребенком.

Выводы по первой главе

Подводя итог вышесказанному, мы видим, что на сегодняшний день  вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесса, чем друг с другом.

Психологи утверждают: дошкольный возраст – сенситивный период, а значит, он наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Это очень трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения.

В дошкольные годы происходит интенсивное умственное развитие ребенка: он овладевает речью, знакомится с богатством звукового и лексического состава языка. Это период интенсивного ознакомления дошкольника со словом – его смысловой (слово обозначает определенный предмет, явление, действие, качество) и фонематической, или звуковой, стороной (слово звучит, состоит из звуков, следующих в определенной последовательности, имеет слоги, один из них ударный и тому подобное). 

Усвоение дошкольником звуковой стороны слова – длительный процесс. Он осуществляется в различных видах деятельности детей.

Задача взрослого состоит в том, чтобы слово, которое ребенок воспринимает как неразрывно звучащий комплекс, сделать объектом специального внимания, наблюдения и изучения.

Н.М. Аскарина указывала,  что в условиях обученного воспитания нельзя обеспечить разностороннее развитие всех детей, пользуясь только индивидуальным общением в процессе их самостоятельности. Необходимо проводить специальные занятия, а лучшим средством остается дидактическая игра. Она закрепляется в процессе образовательной деятельности».

Дети, в полном объеме овладевшие звукослоговым анализом, как правило, не испытывают трудностей в обучении грамоте. 

 Таким образом, мы узнали, что формирование звуковой культуры – одна из главных задач развития речи в дошкольной образовательной организации, так как именно в дошкольном возрасте и в условиях детского сада она может решаться наиболее эффективно.

Глава 2. Использование дидактических игр в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

2.1 Дидактическая игра как одно из средств формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Игра имеет важное значение в умственном, физическом и эстетическом воспитании детей. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. 

Игра – один из видов активной деятельности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, активизируя этот процесс, так и развитию многих качеств личности.

Игра – важнейший вид деятельности ребенка в среднем дошкольном возрасте. С помощью игры ребенок познает мир, людей, играя, он развивается. В современной педагогике существует много различных дидактических игр, которые направленны на формирование сенсорных, двигательных, интеллектуальных способностей детей. Наиболее приемлемой формой проведения дидактической игры является групповая форма, так как именно в коллективе игра способна лучше развить не только лишь интеллектуальные способности ребенка, но и совместный дух [21, с. 30].

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности,  занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной [12, с. 12]. Данная игра является ценным средством воспитания действенной активности, она активизирует психические процессы, вызывает у детей живой интерес к процессу познания. В ней они охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения.

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Двухстороннюю связь между речью и игрой рассматривали 3. А. Репина. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – игра развивается в процессе развития речи. Игра сопровождается в процессе развития словами, с помощью которых ребенок создает образ, разыгрывает роль, подражания речи, поступкам и действиям изображаемых людей. По Л.С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, а разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка-дошкольника (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Р. Лурия, С. Л. Новоселова, Д. Б. Эльконин).

Дидактические игры в детском саду являются важным средой обучения их содержанием и характер определенны программой детского сада для каждой возрастной группы.

В работе с дошкольниками воспитатель использует дидактическую игру на занятиях и в самостоятельной деятельности. Она уже не является основным средством обучения, но помогает обобщать знания, полученные детьми на занятиях и в повседневной жизни, учит применять их в новой обстановке, углубляет познавательные интересы. Вот почему дидактическая игра рассматривается как одно из средств закрепления, уточнения, расширения знаний дошкольников.

Несмотря на то, что руководство педагога дидактической игрой носит открытый характер, его отношения с детьми выражаются в игровой форме (он – участник игры). Без этого условия игра перестает быть игрой.

Существует несколько видов дидактических игр: игры с предметами  (игрушки, природный материал), настольно-печатные игры, словесные игры.

  1. Игры с предметами (игрушки и реальные предметы).

Играя с предметами, дети обучаются сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С помощью данного вида игр дети знакомятся со свойствами и признаками предметов: окрас, размер, форма, качество, материал, из которого производится игрушка. В играх с предметами решаются задачи на группировку, сопоставление, установление последовательности в решении задач, что очень важно для развития абстрактного, логического мышления. По мере овладения детьми новыми знаниями задания в играх усложняются.

  1. Настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино).

Этот вид игр, как и задачи, на решение которых он направлен, разнообразен. Самым простым заданием в такой игре является нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых: два яблока, два платья одинаковых и по цвету, фасону, или два домика. Дидактическими задачами данного вида игр является также закрепление у детей знаний о счете (количественном и порядковом), о пространственном расположении картинок на столе (справа, слева, вверху, внизу и др.), умение рассказать 24 связно о содержании и сюжете в картинках, об изменениях, которые произошли с картинками [12, с. 25].

  1. Словесные игры

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Данный вид игр способствует усвоению детьми представления о предметах, углубляет знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания в новых связях и обстоятельствах. Детям дается возможность самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предметы, выделяя их характерные признаки; отгадывать по описанию предмет; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам и др. С помощью словесных игр у детей вырабатывается мотив заниматься умственным трудом. Таким образом, процесс мышления протекает активнее, а трудности умственной работы дети преодолевают легко, не замечая, что их учат.

Дидактические игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова. Дети учатся воспринимать произведения народного творчества: потешки, прибаутки, сказки. Выразительность речи, приобретенная в ходе этих игр, переносится и в самостоятельную сюжетную игру.

Игровые действия в словесных дидактических играх (имитация движений, поиск того, кто позвал, действия по словесному сигналу, звукоподражание) побуждают к многократному повторению одного и того же звукосочетания, что упражняет в правильном произношении звуком и слов тем самым развивая звуковую сторону речи ребенка.

 По мнению С. Л. Новоселовой в процессе настольно-печатных игр дети усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с предметами, а с изображением на картинках. К таким играм относятся: лото, домино, парные картинки, рассматривание картинок на кубе.

Н. Ю. Михеева разработала ряд дидактических игр для знакомства с окружающим миром и развития речи. Основные требования всех видов игр по развитию звуковой культуры речи: дети должны слышать обращенную к ним речь и должны говорить сами.

Организация дидактических игр педагогом должна осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

В подготовку проведения дидактической игры входят:

во-первых, отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышлении, речь) и другие;

во-вторых, установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;

в-третьих, определение наиболее удобного времени проведении дидактической игры (процессе организованного обучения на занятиях или в свободное от занятий и других режимных процессов время);

в-четвертых, выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешая другим;

в- пятых, подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;

в-шестых, подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой.

В дидактической игре обязательно наличие и единство всех ее компонентов: дидактических и игровых задач, игрового действия и правил.

Дидактическая игра, предназначена для обучения. Она по сравнению с другими играми имеет одну характерную особенность; цель дидактической игры – учить детей, тренировать и развивать их умственные способности и прививать им положительные черты характера.

Содержание дидактической игры – это осуществление, каких- либо нравственных задач.

Структура дидактической игры включает:

1) задачу

2) действие,

3) правила

4) результат, заключение игры.

В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактическая цель. Задачи в игре составляет учебное содержание игры. Задачи в игре всегда выражает причину, по которой собственно составлена игра. Каждая дидактическая игра предлагает детям такие задачи, решение которых требует определенного систематического напряжения, умственной работы.

Действие – самое существенная часть игры, без действия осуществление цели игры было бы только «сухим» дозированием, оно отпугивало бы детей, чем привлекали их. Действие в игре – это единственный способ выполнения задачи в игре. В каждой дидактической игре задачи выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив.

К большинству игр даются варианты:

А) для обучения детей на занятиях;

Б) для индивидуальной работы с одним ребенком или небольшой группой из четырех- шести человек;

В) для самостоятельных игр детей.

Два последних вида представляют особый интерес, так как в методической литературе пока недостаточно широко освещены вопросы, касающиеся работе с детьми вне занятия.

Словесные дидактические игры формируют слуховое внимание, умение прислушиваться к звукам речи, повторять звукосочетания и слова.

С помощью словесных игр у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы преодолевает легко, не замечая, что его учат.

Таким образом, дидактическая игра – игра имеет определенную структуру, отличающую ее от других видов игр и упражнений, что делает ее более интересней перед детьми дошкольного возраста. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчат процесс усвоения знаний. В дидактических играх ребёнок производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. А игра именно помогает сделать любой учебный материал легко запоминающим и интересным.

2.2 Опыт работы МБДОУ № 61 в использовании дидактических игр по формированию звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Нами был получен опыт работы МБДОУ Киселевского городского округа детский сад № 61 комбинированного вида. Данное дошкольное образовательное учреждение работает по разработанной ими основной образовательной  программе дошкольного образования МБДОУ д/с № 61. Данная программа разработана на основе примерной ООП ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, устава МБДОУ д/с № 61. Программа детского сада ориентирована на всестороннее развитие и воспитание детей, а так же отвечает федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.

Для изучения опыта работы МБДОУ ДОУ мы использовали следующие методы:

-беседа с воспитателем

-анализ предметно-развивающей среды

-изучение документации

Из беседы с воспитателем Натальей Михайловной Р. мы выяснили, что у нее среднее профессиональное образование и стаж ее работы составляет 11 лет. Так же выяснили, что для организации образовательной деятельности, направленной на формирование и развитие звуковой культуры речи детей планируется как групповая, так и индивидуальная формы работы с детьми. В ходе организационной образовательной и совместной образовательной деятельности в ходе режимных моментов, что отражает календарно-тематический план.

На вопрос: «Какие дополнительные и парциальные программы вы используйте по формированию звуковой культуры речи детей?», воспитатель ответила, что в своей деятельности реализует основную образовательную программу ДОУ для формирования звуковой культуры речи, а дополнительные и парциальные программы не использует, а логопед, организуя деятельность с детьми, опирается на такие программы, как:

Так же мы выяснили, что для того, чтобы работа по формированию звуковой культуры речи детей осуществлялась более эффективно, воспитатель проводит работу с родителями. В ходе проведения родительских собраний, индивидуальных бесед, консультаций, выкладывания информации на сайт ДОУ, а так же предоставляет родителям памятки, включающие в себя рекомендации и интересные факты по формированию и развитию звуковой культуры речи дошкольников.

Еще мы выяснили, какие условия  воспитатель создаёт в группе для благоприятного формирования и развития звуковой культуры речи детей. Работа по воспитанию звуковой культуры речи систематически осуществляется воспитателем в различных формах:

  1. Фронтальные занятия, которые проводятся как самостоятельные деятельность по звуковой культуре речи или как часть занятия по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой.

В структуру занятий включает следующие разделы:

1. Артикуляционная гимнастика (2-3 мин.).

2. Развитие речевого дыхания (2-3 мин.).

3. Развитие мимической выразительности (2-3 мин.);

  1. По согласованию с музыкальным руководителем, отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, во время пения, выполнения музыкально-ритмических движений);
  2. Дополнительная работа по воспитанию звуковой культуре речи вне занятий (утренняя артикуляционная гимнастика, прогулка, различные дидактические, подвижные, хороводные игры с текстом, театрализованные и сюжетно-ролевые игры).

В вечерние часы организуются индивидуальные речевые дидактические игры и групповые подвижные, хороводные игры, с целью закрепления правильного произношения звуков, тренировки детей в длительном выдохе через рот. Так же воспитатель периодически пополняет предметно-развивающую среду книгами, приходящимися по возрасту детей и различными дидактическими играми.

На вопрос «Как вы оценивайте в целом группы и индивидуальное развитие звуковой культуры речи ребенка?», воспитатель ответила, что развитие звуковой культуры речи у детей средней группы является удовлетворительным, так как в группе есть дети с отстающим развитием речи. Воспитатель считает, что это связано с тем, что всё чаще родители и дети сидят в смартфонах и меньше общаются и ведут работу над формированием звуковой культуры речи детей.

Далее, нами была проанализирована предметно-развивающая среда по звуковой культуре речи, а именно «Центр книги», мы увидели, что в данном центре представлен разнообразный наглядный, демонстрационный, раздаточный материал, а так же разнообразные игры по развитию речи.

В центре можно увидеть множество различных игрушек-героев сказок, обычных игрушек животных и людей, а так же настольные и дидактические игры, связанные с развитием речи. Материал, расположение центра в группе соответствует принципам организации предметно-развивающей среды по программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы.  Оборудование и материалы, располагаемые в центре, являются: безопасными, здоровьесберегающими, развивающими и эстетически привлекательными.

После, анализируя документацию ДОУ, мы можем сказать, что годовой план данного детского сада разнообразен и удобен в реализации. Можно сказать, что за год, воспитатели могут следовать этому плану без помех, так как работа организованная доступно. План ДОУ осуществляем, он полезен и реализуем, воспитатели смогут следовать ему круглый год в нужное время. Приоритетным направлением годового плана 2022-2023 является развитие речи. В данном годовом плане можно увидеть множество мероприятий, семинаров для воспитателей по повышению квалификации по данной образовательной области. Множество работ с родителями и детьми по развитию речи, которые организуют как воспитатели, так и логопед, психолог, инструктор по физической культуре.

Благодаря беседе с воспитателем, анализу предметно-пространственной среды и ознакомлению с документацией детского сада, мы смогли изучить опыт работы воспитателя и подготовку детей средней группы по звуковой культуре речи, дать понимание квалифицированности педагога, его знаний и правильность работы. Смогли узнать, какие условия в  соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, в ДОУ создаются для формирования и развития звуковой культуры речи дошкольников.

2.3 Образовательный проект «Речевичок»

Актуальность

Звуковая культура речи – понятие достаточно широкое и включает в

себя различные компоненты: произносительные качества вербальной речи, (звукопроизношение, дикция и т. д.); элементы выразительности речи

(интонация, тембр, темп и др.); невербальные средства выразительности речи (мимика, жесты). Воспитание звуковой культуры речи – одно из основных задач развития речи детей дошкольного возраста. Поэтому работе по воспитанию правильной речи в детских садах следует уделять большое внимание.

Дети с недостатками речи обычно оказываются не в состоянии полностью овладеть письмом и чтением в условиях массовой школы. Поэтому, речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Поэтому все недостатки речи нужно устранять в дошкольном возрасте, пока они не превратились в стойкий и сложный дефект.

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды.

В дошкольном возрасте наиболее эффективным средством воспитания звуковой культуры речи является игра. Дидактические игры – одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Они впервые были разработаны Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения О. Декрали. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка. Дидактическая игра - незаменимое средство обучения детей преодоление различных затруднений в речи. Но это может сыграть положительно только при правильном подборе игр и их провидении.

Таким образом, можно сказать, что дидактические игры и игровые упражнения, дадут воспитателю возможность проводить занятия по звуковой культуре речи более живо и интересно, помогут детям овладеть наиболее сложным программным материалом и закрепить его усвоение во время свободной деятельности.

Цель: формирование звуковой культуры речи у детей средней группы посредством дидактических игр.

Задачи:

  1. Учить детей правильному и четкому произношению сонорных звуков [Л]; [Л`]; [М]; [М`]; [Н]; [Н`]; [Р]; [Р`];
  2. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
  3. Воспитывать интерес к занятиям по речевому развитию;
  4. Изготовить лэпбук «Речевичок».

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный

Этапы реализации проекта

Этапы

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Подготовительный

-Изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

-подбор диагностик для определения уровня сформированности звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста (Приложение 1);

-подбор дидактических игр по формированию правильного произношения звуков (Приложение 2 );

-индивидуальные консультации с родителями по использованию дидактических игр для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста (Приложение 3 );

-разработка конспектов ООД и дидактических игр по формированию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста (Приложение 4 );

-подбор художественной литературы для формирования правильного произношения звуков (стихи, потешки, чистоговорки) (Приложение 5);

- родительское собрание на тему «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактических игр» (Приложение 6)

Январь

2023

Воспитатели, студент-практикант.

Основной

1. Совместная образовательная деятельность педагога и детей в ходе режимных моментов

- Загадки на определённый звук (Р;Л) (Приложение 7)  ;

-дидактические игры: 

-«Лодочка и пароход»

-«Подбери пару»

-«Оркестр»

-«Дружные звуки»

-«Веселый язычок»;

-считалочки: 

-«Собирала белка шишки»

-«Шёл баран»

- «Наша Маша»;

-потешки: 

-«Дождик, дождик»

-«Ладушки-ладушки»

-«Паучок»;

-чистоговорки: 

- Звуки [т] —[т']

- Звуки [д] -[д']

- Звуки [в] -[в']

- Звуки [ф] -[ф']

- Звуки [с] -[с']

- Звуки [з] -[з']

- Звук [ц]

- Звук [ч']

- Звук [л]

- Звуки [р] -[р’];

-артикуляционная гимнастика: (Приложение 8)

- «Деревья Урала»

- «Одежда и обувь»

- «Мир театра»

- «Весна»;

-просмотр мультфильмов:

-Красная шапочка

-Три поросёнка

-Бременские музыканты

-сюжетно-ролевые игры: (Приложение 9)

 -«Магазин»

 -«Банк»

 -«Кафе»

 -«Парикмахерская»

-театрализованная деятельность: (Приложение 10)

 -сказка «Три поросёнка»

 -сказка «Колобок»

 -сказка «Заюшкина избушка»

 -сказка «Теремок»

 -сказка «Красная Шапочка»

2. Организованная образовательная деятельность

- ООД по развитию речи «Звук Р»;

- ООД по развитию речи «Три поросёнка»;

-ООД по развитию речи «Звук Л»;

-Игровое занятие «Городок сказок»;

- ООД по развитию речи «В гости к сказке».

3. Взаимодействие с родителями:

- Индивидуальные консультации с родителями по использованию дидактических игр для формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста;

- родительское собрание на тему «Формирование звуковой культуры речи посредством дидактических игр»;

-привлечение родителей в изготовление лэпбука дидактических игр по развитию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.

4. Обогащение предметно-развивающей среды:

-Различные дидактические игры для детей средней группы;

-материал для проведения сюжетно-ролевых игр;

-материал для проведения театрализованной деятельности;

-лэпбук дидактических игр по развитию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.

Февраль-апрель

2023

Воспитатели, студент-практикант, логопед, родители.

Заключительный

- Оформление лэпбука дидактических игр по развитию звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста;

-презентация проекта

Май

2023

Студент-практикант.

Ожидаемые результаты

- дети правильно произносят сонорные звуки [Л]; [Л`]; [М]; [М`]; [Н]; [Н`]; [Р]; [Р`];

- развита звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух;

- дети проявляют интерес к занятиям по развитию речи за счёт разнообразия форм работы;

- изготовлен лэпбук «Речевичок».

Вывод по второй главе

Анализ изученной литературы показал, что использование дидактической игры в детском саду является одним из способов формирования звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста.  Использование игры необходимо при обучении детей. Дидактическая игра может быть использована на всех этапах развития речи детей. Она должна в полной мере помочь решить, как образовательные задачи, так и задачи развития познавательной активности детей среднего дошкольного возраста. 

Так же, мы выяснили, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

После, мы решили разработать свой образовательный проект под названием «Речевичок». В ходе разработки образовательного проекта, мы пришли к решению создать лэпбук для детей средней группы по формированию звуковой культуры речи, который будет содержать множество разнообразных игр, театров на палочках, чистоговорок. Материалы лэпбука являются безопасными, яркими и удобными в использовании детям средней  группы.

Таким образом, можно утверждать, что использование дидактической игры в звуковой культуре речи в детском саду является одной из возможностей развития. Дидактические игры не только активно включают детей в образовательную работу, но и активизируют познавательную деятельность детей, развивают моторику артикуляционного аппарата, речевое дыхание, речевой слух, слуховое внимание, фонематическую сторону речи детей среднего дошкольного возраста.  

Заключение

Проблема формирования звуковой культуры речи не теряет своей актуальности и практической значимости в настоящее время. Среди главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи – одна из важных.

Проанализировав разные литературные источники, мы пришли к следующим выводам:

1. Речь является одним из первостепенных средств развития личности ребенка в целом. Анализ литературы показал, что ребенок, понятно выражающий свои мысли и желания с хорошо развитой речью легко социализируется в обществе, и наоборот, речь с дефектами произношения затрудняет общение с людьми.

2. Средний дошкольный возраст наиболее продуктивный для успешного овладения звуковой стороной языка. К пятому году ребенок владеет связанной речью, поэтому может пересказывать сюжет небольшого события или рассказа, обогащается словарный запас, развивается грамматический строй речи, усваивается строение слова и построение фразы. В норме ребенок должен улавливать значения «взрослых» слов. В этом возрасте ребенок самостоятельно образует слова, эта способность называется словотворчество.

3. Игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте, поэтому, именно игровой деятельности отводится  важная роль в построение занятий по формированию звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста. Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста возможно только при условии непрерывного общения детей с взрослыми и сверстниками.

4. Беседа с воспитателем, для ознакомления с его опытом работы, нам подтвердил положительную динамику и эффективность применения игровой деятельности у детей средней группы. В процессе игровой деятельности, через общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми дети не только усваивают социальный опыт, у них развиваются психические функции, среди которых речь занимает основное место. Ребенок старается выразить свои мысли и чувства, развивает с помощью игры речевые навыки.

6. Формирование звуковой культуры речи у детей среднего дошкольного возраста успешно осуществляется при комплексном, системном подходе к специально организованному обучению и при взаимодействии всех заинтересованных сторон: педагогов, детей и их родителей, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Одним из важных условий является активная поддержка ребенка со стороны семьи, тесное  сотрудничество родителей и педагога при решении поставленных задач по развитию звуковой культуры речи, единство требований к работе по данной проблеме в семье и в дошкольном учреждении.

Список литературы

  1. Теория и методика развития речи детей [Текст]/ В.И Алексеева, М.М. Яшина под общей реакцией В.И. Яшиной. – Москва: Издательский центр «Академия», 2018. – 437 с.
  2. Алексеева, М. М.   Методика  развития  речи  детей  дошкольного  возраста [Текст]: учебное пособие  для  студентов педагогических учебных заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - Москва: Академия,  2013. – 400 с.
  3. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития [Текст]: Учеб. пособие для вузов / В.И. Андреев. – Казань: Изд-во Казанского университета, 2010 . – 568 с.
  4. Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь [Текст] / Б. М. Бим-Бад, М. М. Безруких. – Москва: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 528 с.
  5. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду [Текст]: книга для воспитателей детского сада / А. К. Бондаренко. – Москва: Просвещение, 1991. - 160 с.
  6. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – Москва : АСТ, 2012. – 156 с.
  7. Дидактическая игра, как средство воспитания звуковой культуры речи детей  [Электронный ресурс]: Образовательная социальная сеть – 2019.- Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2019/09/04/didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-vospitaniya-zvukovoy-kultury (дата обращения: 28.12.21)
  8. Дидактическая игра как средство обучения дошкольников [Электронный ресурс]: курсовая работа по дисциплине методика обучения в области дошкольного образования- Оренбург: 2015. - Режим доступа https://infourok.ru/kursovaya-rabota-po-teme-didakticheskaya-igra-kak-sredstvo-obuchenie-doshkolnikov-611222.html (дата обращения: 15.12.21)
  9. Дидактическая игра как средство воспитания звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: студенческий научный форум – Сочи: 2016. - Режим доступа https://scienceforum.ru/2016/article/2016023025 (дата обращения: 03.01.22)
  10. Консультация  для воспитателей на тему: «особенности формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс]: Образовательная социальная сеть – Воскресенск: 2015. - Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2015/02/19/osobennosti-formirovaniya-zvukovoy-kultury-rechi-u-detey (дата обращения: 12.01.22)
  11. Максаков, А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок [Текст] / А. И. Максаков. – Москва: Мозайка-Синтез, 2012.- 234 с.
  12. Новосёлова, С.Л. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]: Пособие для воспитателей дет. садов / С. Л. Новосёлова. - Москва: Просвещение, 1977. - 190 с.
  13. Развитие звуковой культуры речи детей среднего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Образовательная социальная сеть – 2018.- Режим доступа https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2018/01/05/razvitie-zvukovoy-kultury-rechi-detey-srednego-doshkolnogo (дата обращения: 28.12.21)
  14. Речевое развитие дошкольников и логопедическое сопровождение в условиях ФГОС ДОУ [Электронный ресурс]: СМОЛ логопед - С. Крулое: 2016. - Режим доступа https://smollogoped.ru/rechevoe-razvitie-doshkolnikov-i-logopedicheskoe-soprovozhdenie-v-usloviyah-fgos-dou/ (дата обращения: 03.01.22)
  15. Семинар-практикум для воспитателей «Аспекты формирования звуковой культуры речи» [Электронный ресурс]: MAAM.RU – 2016.- Режим доступа https://www.maam.ru/detskijsad/seminar-praktikum-dlja-vospitatelei-aspekty-formirovanija-zvukovoi-kultury-rechi.html (дата обращения: 12.01.22)
  16. Смирнова, И.А. Логопедия. Иллюстрированный справочник [Текст] / И.А. Смирнова. – Москва: КАРО, 2014. – 232 с.
  17.  Сохин, Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. [Текст]  / Ф. А. Сохин. – Москва: Просвещение, 1984. – 223 с.
  18.  Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников [Текст]  /  Н. А. Стародубова. -  Москва: Издательский центр «академия», 2007.  –  251 с.
  19.  Ушакова, О. С. Программа развития речи дошкольников [Текст]: [теоретические основы, основные задачи, развитие речи дошкольников] / О. С. Ушакова. - Москва: Сфера, 2013.- 55 с.
  20.  Фалёва, А. С. Развитие звуковой культуры речи: методические рекомендации для логопедов и воспитателей ДОО [Текст] / Дошкольная педагогика А. С. Фалёва // [Текст]: петербургский научно-практический журнал № 3 – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019. – 72с.
  21.  Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста / под ред. Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичева, В.К. Лотарев, А.П. Николаевич. Москва: Дрофа, 1984.  -  240 с.
  22. Формирование звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста [Электронный ресурс]: Выпускная квалификационная работа – Екатеринбург: 2019. - Режим доступа http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11762/2/10Dolgikh.pdf (дата обращения: 28.12.21)

Приложение

Вопросы для беседы с воспитателем

  1. Какое у вас образование и стаж работы?
  2. Какие дополнительные и проциальные программы вы используйте по формированию звуковой культуры речи детей?
  3. Какие формы работы вы применяете для формирования и развития звуковой культуры речи детей?
  4. Как вы оценивайте в целом группы и индивидуальное развитие звуковой культуры речи ребенка?
  5. Какие условия в группе вы создаёте для благоприятного формирования и развития звуковой культуры речи детей?
  6. Какие формы работы используйте с родителями по данной теме?


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Выполнила: Липатенко Виолетта Студентка группы ДО-31 ГПОУ «Киселёвский педагогический колледж» Киселёвск 2022

Слайд 2

Научный аппарат Проблема исследования: к аковы возможности дидактических игр как средства формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста? Цель исследования: теоретическое обоснование возможностей дидактических игр как средства формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Слайд 3

Научный аппарат Объект исследования: формирование звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Предмет исследования: дидактическая игра как средство формирования звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста.

Слайд 4

Научный аппарат Задачи исследования: Изучить психолого-педагогические аспекты по теме исследования. Выявить особенности и условия формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Раскрыть дидактическую игру как одно из средств формирования звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста. Проанализировать опыт работы МБДОУ №61 по формированию познавательной активности дошкольников в процессе дидактических игр. Разработать образовательный проект «Речевичок ».

Слайд 5

Научный аппарат Метод исследования: - Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. - Беседа, наблюдение, изучение опыта работы воспитателя, анализ предметно-развивающей среды.

Слайд 6

Этапы формирования звуковой культуры речи детей: - Этап 1 – подготовительный. -Этап 2 – постановка звука. - Этап 3 – закрепление и автоматизация звуков. - Этап 4 – дифференциация смешиваемых звуков.

Слайд 7

Существует несколько видов дидактических игр: Игры с предметами (игрушки и реальные предметы). Настольно-печатные игры (парные картинки, лото, домино). Словесные игры

Слайд 8

Изучение опыта работы МБДОУ № 61 - беседа с воспитателем; - анализ предметно-развивающей среды; - изучение документации.

Слайд 9

ГПОУ «Киселёвский педагогический колледж» Речевичок Образовательный проект Киселёвск 2022

Слайд 10

Образовательный проект «Речевичок» Цель: формирование звуковой культуры речи у детей средней группы посредством дидактических игр. Задачи: Учить детей правильному и четкому произношению сонорных звуков [Л]; [Л`]; [М]; [М`]; [Н]; [Н`]; [Р]; [Р`]; Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; Воспитывать интерес к занятиям по речевому развитию; Изготовить лэпбук «Речевичок».

Слайд 11

Лэпбук «Речевичок»

Слайд 12

Образовательный проект «Речевичок» Ожидаемые результаты - дети правильно произносят сонорные звуки [Л]; [Л`]; [М]; [М`]; [Н]; [Н`]; [Р]; [Р`]; - развита звуковая и интонационная культура речи, фонематический слух; - дети проявляют интерес к занятиям по развитию речи за счёт разнообразия форм работы; - изготовлен лэпбук «Речевичок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по речевому развитию дошкольников во второй младшей группе "Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка»."

Данная презентация -это результат мое работы с детьми второй младшей группы по речевому развитию....

Педагогическая площадка воспитателей дошкольных отделений по обмену опытом: представление авторских разработок дидактических игр и пособий по развитию звуковой культуры речи у дошкольников

Мероприятие носит конкурсный характер, проводится согласно "Положению о конкурсе на лучшую разработку дидактической игры, пособия по развитию звуковой культура речи дошкольников"...

Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Содержание игры: Рассказать детям, что они узнали много разных звуков. Звуки прячутся в словах. Будем отыскивать звуки [ З ] и [ С ]. Если услышали звук [ З ] – хлопните в ладоши, если услышали звук [...

Формирование звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактической игры

В статье рассматривается формирование звуковой культуры речи как основы благоприятных социальных контактов и общения, которая позволяет воспитать полноценную личность ребенка. В статье приводится ряд ...

Проект по формированию звуковой культуры речи у детей посредством использования артикуляционных игр и упражнений «Царство звуков»

Звуковая культура речи - составная часть общей речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культу...

ДокладФормирование звуковой культуры речи у дошкольников посредством дидактической игры.

Речь является ключевым фактором развития ребенка в дошкольном возрасте. Речь дает дошкольнику возможность высказать свои мысли, является ключевым аспектом познавательных возможностей ребенка, его комм...

Статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"

Научная статья "Формирование звуковой культуры речи старших дошкольников посредством использования дидактической игры"....