Главные вкладки

    Конспект НОД по ФЭМП в средней группе « Счет до шести. Число и цифра 6» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
    план-конспект занятия по математике (средняя группа)

    Савина Елена Игорьевна

    Конспект НОД  по ФЭМП   в средней группе

     « Счет до шести. Число и цифра 6»

     

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,  «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

     

    Цель: дать детям представление о числе и цифре 6, научить считать до шести и обратно, соотносить цифру 6 с количеством;

    закрепить счётные умения, умение выделять и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать группы предметов по количеству, используя счёт;

    тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, речь, логическое мышление, воображение, творческие способности, сформировать опыт самоконтроля.

    Материалы к занятию:

    Демонстрационный: карточки с цифрами от 1 до 8, изображения героев сказки «Приключение Буратино».

    Раздаточный: зелёные круги и жёлтые прямоугольники ( по 6 штук), деревянные бусины, шнурки, карточки с цифрами.

    Ход занятия:

    Введение в игровую ситуацию.

    Дети собираются на ковре.

    - Ребята, вы знаете, как зовут эту девочку? (Демонстрация изображения Мальвины.)

    - Из какой она сказки?

    - Вы знаете, у неё сегодня день рождения, и она пригласила к себе друзей.

    - Кого она пригласила? (Буратино, Черепаху Тартиллу, Артемона, Пьеро, Папу Карло.) (Демонстрация изображения героев.)

    Воспитатель предлагает детям отправиться в гости к Мальвине и помочь ей угостить гостей.

    Актуализация знаний.

    Игра «В гостях у Мальвины» (начало)

    Дети садятся за столы. Перед каждым лежат вперемешку 5 зелёных кругов, 5 жёлтых прямоугольников.

    - Сколько всего гостей из сказки пришли к Мальвине? (5)

    - Как вы думаете, чем угощают на День рождение?

    Подвести ответы детей к угощению – торт.

    - А на что мы положим кусочки торта? (тарелку.)

    - Перед вами лежат геометрические фигуры. Чем мы, можем изобразить тарелки, а чем торт? (зелёный круг – тарелка, жёлтый прямоугольник – кусок торта.)

    - Сколько у вас тарелок (кусков торта)?

    Дети пересчитывают круги и прямоугольники.

    - Сравните количество тарелок и кусков торта (тарелок – пять, кусков торта – пять. Их поровну.)

    Воспитатель говорит детям о том, что Мальвина переживает, поровну ли кусков тортов и тарелок.

    - Что нужно сделать, чтобы Мальвина сразу увидела, что тарелок столько же, сколько и кусков торта?

    Дети должны расположить круги и прямоугольники парами.

    - Но вот к Мальвине пришёл ещё один гость. (Демонстрация изображения Карабаса Барабаса.)

    - Кто это ребята?

    - Вы удивленны? Мальвина простила Карабаса Барабаса и пригласила к себе в гости.

    Воспитатель кладёт на середину стола зелёные круги по числу детей.

    - Поставим и для него тарелку. Дети должны взять по одному кругу.

    - Как вы думаете, тарелок и кусков торта по-прежнему поровну? (Нет.)

    - Чего больше?

    - Почему вы думаете, что тарелок больше? (Потому что у одной тарелки нет пары.)

    Затруднение в игровой ситуации.

    Игра «В гостях у Мальвины» (продолжение).

    Сколько теперь гостей у Мальвины на Дне рождение?

    Дети вместе с воспитателем считают 1, 2, 3, 4, 5, … Так как не все дети умеют считать до 6, то при названии этого числа возникает затруднение.

    - Смогли, вы посчитать всех гостей Мальвины? (Нет.)

    - Почему не смогли? (Потому что не знаем, какое число идёт за числом 5.)

    4. Открытие нового знания.

    4.1. Игра « В гостях у Мальвины» (продолжение).

    Что же нужно сделать, чтобы узнать количество гостей у Мальвины? (Надо узнать, как считать дальше.)

    Кто знает, какое число следует при счёте за числом пять?

    Воспитатель выслушивает версии детей, создавая атмосферу доброжелательности, поиска. Если найдутся дети, которые назовут число 6, воспитатель хвалит их:

    - Молодцы! Вы нам очень помогли!

    Игра “Кто пойдет в гости”

    Дети выходят на коврик, на нем лежат цифры.

    В.:  Ребята посмотрите, как красиво в лесу, как ярко светит солнышко, на полянку пришли цифры погреться на солнышке.. В гости смогут  пойти те дети, которые найдут солнце с цифрой 6.

    Дети ходят по ковру находят цифры. На ковре так цифры,  4,5 и 6.

      Мы к лесной лужайке вышли

      Поднимая ноги выше

      Через кустики и кочки,

      Через ветви и пенёчки.

       Кто высоко так шагал-

       Не споткнулся, не упал.

    Затем он просит всех детей посчитать тарелки, которые они приготовили. Дети считают тарелки хором, согласовывая числительные с существительными: одна тарелка, две, три, четыре, пять, шесть.

    Если же никто из детей не ответит, можно актуализировать с ними способ действий в ситуации, когда надо что-то узнать, - «спросить у того, кто знает». Затем дети должны обратиться с вопросом к воспитателю, который рассказывает им, что при счёте за числом 5 идёт число 6.

    Воспитатель подводит итог: при счёте после 5 идёт 6.

    - Как получилось 6 тарелок? ( Было 5, пришёл Карабас Барабас, поставили ещё одну тарелку, стало 6.)

    - Как сделать так, чтобы тарелок и кусков тортов стало поровну? (Добавить 1 кусок торта или убрать одну тарелку.)

    - Мы же не можем не дать угощение гостю, поэтому положим один кусок торта.

    Дети выкладывают 1 прямоугольник.

    - Сколько стало, кусков торта? ( Шесть кусков.)

    - Как получили, 6 кусков торта? (Было 5, положили ещё один, получилось 6.)

    - Что, можно сказать о количестве тарелок и кусков торта? ( Их по 6, поровну.)

    Воспитатель делает вывод: шесть и шесть – поровну.

    5. Затруднение в игровой ситуации.

    Игра «В гостях у Мальвины» (продолжение).

    Мальвина была аккуратная девочка, и чтобы гостям было удобно найти своё место за столом, на все места она написала и разложила цифры.

    А так как Карабас Барабас пришёл неожиданно, цифру ему она не приготовила, и даже не знает, как она пишется.

    Воспитатель предлагает детям помочь Мальвине записать число шесть, то есть выбрать нужную карточку из лежащих на столе карточек с цифрами 1, 2, 3, 4,5, 6, 7, 8, причём карточек с цифрой 6 столько же, сколько детей.

    Так как дети не знают, как записывается число 6, то они могут выбрать разные варианты его записи.

    - Смогли ли вы, выполнить это задание? (Нет.)

    - Почему, не смогли? (Потому что не знаем, как записывается число 6.)

    6. Преодоление затруднения.

    Игра «В гостях у Мальвины» (окончание).

    - Что нужно сделать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает.)

    После вопроса детей воспитатель показывает им карточку с цифрой 6 и делает вывод: цифра 6 пишется в том случае, когда имеются шесть предметов.

    7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

    Дети собираются около воспитателя.

    - На дне рождения принято веселится, поэтому Мальвина приглашает всех гостей с ней потанцевать.

    Дети под музыку произвольно танцуют.

    Игра «Собери бусы».

    Дети садятся за столы по несколько человек. У каждого на тарелочке 15 деревянных бусин диаметром 2см и 5 шнурков. По середине стола стоит тарелка с бусинами (по 6 на каждого ребёнка и шнурок).

    Воспитатель рассказывает, что Мальвина девочка, и очень любит разные украшения, затем предлагает детям собрать 5 бус для нашей именинницы разной длины.

    Детям предоставляется самостоятельность. Если при выполнении этого задания они затрудняются, воспитатель задаёт вопросы:

    - Как вы думаете, сколько бусин вам понадобится для самых коротких бус?

    - Сколько бусин будет в бусах, которые чуть-чуть длинее?

    Далее дети работают самостоятельно.

    После выполнения задания всеми детьми воспитатель и дети проверяют свою работу. Для этого воспитатель предлагает назвать количество бусин на нити каждых бус начиная с самых коротких.

    - Как вы, думаете, сколько бусин, должно быть в следующей нити бус? (Шесть бус.)

    - Возьмите по 6 бус и соберите ещё одни бусы.

    Дети отсчитывают по 6 бусин от общего количества и собирают ещё одни бусы.

    - Назовите количество бусин, во всех бусах начиная от, самых коротких (начиная от самых длинных).

    Дети под руководством воспитателя считают хором от 1 до 6 и обратно.

    Можно предложить им положить около каждой нити бус карточку с цифрой, которая показывает, сколько в нём бусин.

    Игра «Сделай столько же движений!

    Дети собираются возле воспитателя

    - Ребята на Дне рождения принято веселиться, вот и Мальвина предлагает вам поиграть. Вы будете выполнять движений столько, какая цифра на карточке.

    - Прохлопайте столько раз, какую цифру вы видите. (3)

    Игра повторяется 5-6 раз, меняя движения (прыжки, приседание, повороты).

    Эту игру можно проводить в свободное время.

    8. Итог занятия.

    Дети собираются вокруг воспитателя.

    - Где вы сегодня побывали?

    - С кем виделись?

    - Кому помогли?

    Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь Мальвине накормить гостей, разложить куски торта по тарелкам, смогли собрать бусы для Мальвины, потому что умеют считать до 6 и знают, как пишется цифра 6.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность по освоению образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

    Конспект непосредственно образовательной деятельности по освоению образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» - ФЭМП, для детей 2...

    Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Красная шапочка в гостях у ребят» с интеграцией образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие» (с использованием игровых те

    Цель: Закрепление у детей знаний, полученных ранее на занятиях, тренировать в умении составлять слова, предложения, анализировать полученную информацию.Задачи:Способствовать развитию речи,  позна...

    Рабочая программа по реализации содержания образовательной области "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет

    Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...

    Рабочая программа по реализации содержания образовательных областей "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное развитие"," Речевое развитие", "Художественно-эстетическое развитие" для детей старшей группы 5-6 лет

    Рабочая программа-нормативный документ, определяющий объём, порядок, содержание изучения образовательных областей, основывающийся на федеральных государственных образовательных стандартах, а также рег...