Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Неваляшка – символ нашего города Котовска»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шубина Екатерина Александровна

Познакомить детей с историей возникновения  куклы –неваляшки, как символа нашего  города, уточнить и закрепить знания детей о родном городе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi_.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад № 14 «Красная шапочка» города Котовска Тамбовской области

Конспект занятия

по развитию речи в старшей группе

«Неваляшка –  символ нашего города Котовска»

        Выполнила :      воспитатель

Шубина Екатерина Александровна

Цель: Познакомить детей с историей возникновения  куклы –неваляшки, как символа нашего  города, уточнить и закрепить знания детей о родном городе.

 Задачи:

-познакомить с разновидностями  кукол-неваляшек;

-формировать  умение узнавать родной город на фотографиях;

-углубить представления о родном городе;

-расширять словарный запас(кувыркан ,игрушка-дарума;символ)

-совершенствовать  грамматический строй , умение отвечать на вопросы полными предложениями;

-развивать память ,мышление, воображение;

-прививать  бережное отношение к игрушкам;

-воспитывать интерес к истории родного города;

-воспитывать чувство гордости за свой город и уважение к символике города;

Материалы: Альбом  «Достопримечательности города Котовска» ,макет с изображением памятника «Неваляшка»,  игрушка неваляшка, карта г.Котовска,  изображения разных видов игрушки, фланелеграф , детали памятника «Эволюция»

для продуктивной деятельности: раскраска «Неваляшки», цветные карандаши.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация»,

«Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество».

Предварительная работа: экскурсия  по городу,  посещение городского музея,  беседы о родном крае, рассматривание альбома «Достопримечательности города Котовска», заучивание стихов, рисование неваляшек.

Ход занятия:

-Здравствуйте ,ребята! Я очень рада видеть вас! Сегодня на улице пасмурно и сыро, а в нашей группе светло и весело! А весело от наших с вами улыбок, ведь каждая улыбка светит, как маленькое солнышко, поэтому становится тепло и хорошо. Так давайте мы будем чаще улыбаться и сейчас  поприветствуем друг друга .

«Приветствие» Дети стоят на ковре в кругу

Утром солнышко встает,(руки поднять вверх)

Всех на улицу зовет. (согнуть руки в локтях к груди).

Выхожу из дома я   (показать рукой на себя).

«Здравствуй, улица моя!» (выпрямить руки  и развести в стороны).

Отвечаю солнцу я (поднять руки над головой).

Отвечаю травам я (присесть и опустить руки на ковер).

Отвечаю ветру я( встать , поднять руки над головой и покачать ими).

Здравствуй ,Родина моя!(всем взяться за руки).

-Давайте посмотрим на карту нашего города ,с изображениями  достопримечательностей и памятных мест.

-На прошлой недели мы ходили с вами на экскурсию по нашему городу Давайте вспомним ,какие места мы с вами  посетили?

Ответы детей: (Парк культуры, парк воинской славы «Вечный огонь», памятник пушке, памятник Неваляшке)

-Ребята ,а как вы думаете ,кому и  для чего ставят памятники?

Ответы детей: Памятники ставят известным  людям :писателям ,актерам, композиторам и др. Для того ,чтоб  люди не забывали  о ком-то или о чем-то, и помнили спустя многие годы.

-Правильно ребята .Памятник  может быть в виде плиты или фигуры, которая помогает нам  сохранить память о  важном событии или человеке. Например  памятник  обелиск  в Парке Воинской Славы «Вечный огонь»- напоминает нам о тех людях ,которые погибли ,защищая свою страну и свой народ.

 Маша и Тимофей нам прочтут стихи про « Вечный огонь»..

 Маша:       Мы склонились низко-низко

                     У подножья обелиска,

                     Наш венок расцвёл на нём

                     Жарким, пламенным огнём.

Тимофей:  Мир солдаты защищали,

                    Жизнь за нас они отдали.

                    Сохраним в сердцах своих

                     Память светлую о них!

-Но сегодня мы свами поговорим о другом памятнике ,а о каком вы догадаетесь, отгадав загадку. 

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Вам такой встречается?

Он совсем не хочет спать,

Положу – встает опять

И стоит – качается.

Как он называется?

Дети: Неваляшка

-Правильно, неваляшка и сегодня мы поговорим об игрушке и памятнике, который поставлен в честь этой игрушки. А вам  нравится эта игрушка? У кого есть дома неваляшка?

Важной особенностью этой игрушки является то ,что благодаря своим размерам , форме и конструкции она абсолютно безопасна для детей.

На первый взгляд ,кажется, что это обычная самая простая кукла. Но  на самом деле ,не так уж она и проста ,и о ней можно многое рассказать.
В наше время неваляшек делают из какого материала?(из пластмассы)

А раньше  кукол-неваляшек делали из дерева и называли их Ванька-Встанька. Вот послушайте стихотворение .

Самуил Маршак  «Ванька-встанька».

Уснули телята, уснули цыплята,

Не слышно веселых скворчат из гнезда.

Один только мальчик - по имени Ванька,

По прозвищу Встанька - не спит никогда.

У Ваньки, у Встаньки - несчастные няньки:

Начнут они Ваньку укладывать спать,

А Ванька не хочет - приляжет и вскочит,

Уляжется снова и встанет опять.

Укроют его одеялом на вате -

Во сне одеяло отбросит он прочь,

И снова, как прежде, стоит на кровати,

Стоит на кровати ребенок всю ночь.

Лечил его доктор из детской больницы.

Больному сказал он такие слова:

- Тебе, дорогой, потому не лежится,

Что слишком легка у тебя голова!

А вы знаете ,что раньше  неваляшка была  самой первой игрушкой у нескольких поколений советских людей. Она  до сих пор пользуется  большим спросом ,хотя теперь уже больше в качестве сувениров. Но малыши с удовольствием продолжают играть в неё.

-А хотите узнать  ,как появилась эта игрушка?

Неваляшка – это старая детская игрушка. Принцип устройства этой куклы достаточно прост .За основу берётся округлый полый сосуд, внутри которого  по центру устанавливают груз .Благодаря  этому нехитрому приспособлению игрушка не может опрокинуться на бок, и всегда встаёт.

-А сейчас физкультминутка.

Физкультминутка.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше, выше потянулись,

Ну-ка, плечи распрямите,

Поднимите , опустите.

Вправо , влево повернитесь,

Ног ладонями коснитесь.

Сели-встали ,сели-встали.

Вы , надеюсь,  не устали.

Физзарядка будет впрок .

Продолжаем наш урок.(выполнение движений по тексту)

-Первые неваляшки появились в Японии, очень много лет назад и были завезены к нам купцами .Посмотрите ,как они выглядели ,скажем прямо –жутковато. На создание таких игрушек  вдохновил монах –отшельник  ,у которого из-за долгого неподвижного сидения ,атрофировались  руки и ноги.

Но люди оценили поступок монаха и в его честь создали вот такую игрушку, которую называли  дарума. Дарума используется в ежегодном новогоднем ритуале -загадывания желаний. В течении года   её хранят дома на видном месте, если желание исполняется  ,даруме  дорисовывают второй глаз ,если -нет ,то её  относят в храм ,сжигают и покупают новую.

У нас в России неваляшки появились приблизительно 200 лет назад ,их делали из дерева и продавали на ярмарке . Чаще всего их изображали в виде скоморохов или пузатых купцов. Называли такие игрушки – «кувырканы»,а позже их стали называть Ванька-встанька. Каждая игрушка расписывалась яркими красками в традиционном русском стиле.

-А давайте поиграем в игру

 Игра «Собери картинку»

Дети делятся на три  команды и под музыку собирают разрезанные картинки с изображением- неваляшки ,дарумы, ваньки-встаньки.

-Молодцы ,все быстро справились. Ну что ж продолжим наше знакомство с этой игрушкой. Во времена Российской империи центром производства этих кукол была Нижегородская губерния. Вытачивали игрушки на станке из сосны ,липы или осины и красочно  расписывали. Такие игрушки очень ценились и передавались по наследству.

В советские времена продолжили делать неваляшек ,только теперь уж из пластмассы и  разнообразили её виды , не только девочки ,но и разных зверюшек и клоунов. Так же добавили к игрушке ещё один компонент. Какой? Кто догадается?(звук, мелодию)

Правильно! Наклоняясь ,неваляшка стала издавать  мелодичный звук.

Недооценить преимущества этой куклы, было невозможно. Она помогала развивать моторику  рук, координацию движений ,слух, цветовое восприятие и воображение. Вот какая замечательная игрушка Неваляшка .

Дидактическая игра « Найди памятники»

-Ребята ,пока мы с вами разговаривали  о неваляшках ,на нашей карте кто -то навёл беспорядок. Посмотрите все памятники и достопримечательности нашего города перепутались ,и нам нужно всё исправить!(дети раскладывают фото на карте по местам)

-Ребята ,мне кажется, что здесь чего- то не хватает? Посмотрите внимательно, что здесь раньше было?( ответы детей: памятник Неваляшке)

-Правильно, здесь находится памятник Неваляшке  , который называется       « Эволюция». Вот он посмотрите .(показ макета).

- Как вы думаете ребята ,а почему памятник поставили именно в нашем городе?(ответы детей)

-Да потому ,что  именно в нашем Котовске, на нашем пороховом  заводе  производили  и продавали по всем советским  магазинам эту замечательную куклу. И до сих пор в нашем городе самое крупное производство этих игрушек ,которые теперь  продают  по всему миру .Вот так Неваляшка прославила наш  небольшой городок на весь мир ,и поэтому в её честь установили в нашем городе  этот памятник .Теперь Неваляшка является символом нашего города. А ещё ежегодно проводят фестиваль в честь Неваляшки ,в котором мы с вами принимаем участие.

Дидактическая игра «Собери памятник «Эволюция»

-Ребята , а посмотрите что у нас здесь лежит ?(детали памятника Неваляшке)

 Сейчас мы с вами  вместе изобразим на фланелеграфе из этих деталей памятник «Эволюция»(Дети выполняют работу ,воспитатель при необходимости, помогает правильно располагать  детали ).

-Молодцы, все вместе замечательно справились с работой! .Какой замечательный памятник Неваляшке вы сделали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей речевой группе для детей с тяжелыми нарушениями речи “Наш город. Моя улица”.

Цель: Закрепление представлений о городе.Задачи: Расширение и закрепление представлений о родном городе и его достопримечательностях. Расширение и активизация словаря по теме “Наш город. Моя улица”. Р...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в город гласных звуков»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Путешествие в город гласных звуков»Воспитатель: Семушина С.ВЗадачи: Образовательные:закрепить умение четко артикулировать гласные звуки [...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов».

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Дикие животные наших лесов»....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Необыкновенное путешествие в город «Красивых слов»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе«Необыкновенное путешествие в город «Красивых слов»»...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Игра - викторина "Мой город".

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Игра- викторина "Мой город". ...