«Использование мнемотехники для развития речи дошкольников»
материал по развитию речи (средняя группа)

Шмурылина Светлана Александровна

Речь является одной из главных потребностей и функций человека, развитие связной речи у детей дошкольников - одна из важнейших задач педагогов. Научиться использованию новых технологий, облегчающих решение этих задач, на данном этапе актуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_3.docx158.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс

«Использование мнемотехники для развития речи дошкольников»

Цель:  ознакомление педагогов с методом мнемотехники, как эффективным способом развития связной речи дошкольника.

Задачи:

  • Дать понятие мнемотехники
  • Познакомить с ее особенностями, активизировать деятельность педагогов по использованию эффективных технологий (мнемотехники) в процессе развития речи у детей
  • Популяризация инновационных технологий
  • Раскрыть актуальность

Актуальность: речь является одной из главных потребностей и функций человека, развитие связной речи у детей дошкольников - одна из важнейших задач педагогов. Научиться использованию новых технологий, облегчающих решение этих задач, на данном этапе актуально.

Оборудование: мнемотаблицы, карандаши цветные, фломастеры, заготовки мнемотаблиц, лист формата A 3, заготовки для изготовления тактильных дощечек.

Прогнозируемый результат мастер- класса: получение педагогами представлений о методике развития речи с использованием мнемотаблиц, внедрение данного метода в работу.

Ход мастер- класса

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности для общения друг с другом. Речь соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании мира.

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

С какими проблемами вам приходилось сталкиваться?

Существующие проблемы речи современных детей:

Работая с детьми, наблюдая за их общением и речью, мы видим, как  нелегко им порой общаться,

 правильно задать вопрос,

 они нередко испытывают затруднения при рассказывании о событиях своей   жизни,

 не все могут пересказать литературное произведение,

последовательно составить описательный рассказ,

 с трудом запоминают

стихотворный материал.

Отсюда  у детей возникает чувство робости, стеснения, даже при общении с взрослыми.

А нам бы хотелось видеть их более раскованными, общительными,

инициативными.

-Как вы думаете, почему некоторые дети, которым трудно дается запоминание стихотворений и правил, так легко и быстро запоминают сюжеты кинофильмов и мультфильмов, рекламы?

 -Замечали ли вы, что после объяснения материала занятия одни дети помнят, о чем шла речь, а другие забыли? А слушали-то, в общем, внимательно!

Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание (когда мы запоминаем что-то специально, это требует волевых усилий), а во втором – действует непроизвольное запоминание, основанное на эмоциях и интересе ребенка.

   Что же может удержать внимание и сделать процесс запоминания простым и непринуждённым?

На помощь приходят сюжетные картинки.

«Если ребенок молчит, покажите ему картинку, и он заговорит»
                                                      Ушинский К.Д. 

Чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим, а также для достижения лучших результатов я   применяю эффективные методы и приѐмы мнемотехники.

Мнемотехника (в переводе с греческого «искусство запоминания») - система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение или воспроизведение информации.

Актуальность:

  • Современный мир насыщен новейшими технологиями.
  • Дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Вспомните знакомую всем с детства мнемотехнику (просто  тогда мы не знали, что это так называется) для запоминания цветов  радуги  –

 Каждый охотник желает знать, где сидит фазан или…

Мнемотехника для запоминания слов с ы после ц: Цыган на  цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».

Мнемотехника для запоминания наречий без ь : Уж замуж

невтерпеж.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста.

Хочу обратить ваше внимание на то, что работа с мнемотаблицами особенно хороша для обучения любого вида речи в работе с неуверенными в себе детьми, замкнутыми, застенчивыми, этот метод позволяет преодолевать робость при ответах, учит ребенка чувствовать себя свободнее в обществе. 

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Младший и средний дошкольный возраст – цветные мнемотаблицы с отдельными образами (ассоциация с формой, цветом) – мнемоквадрат. Усложняя задачу, изображаем персонажей в графическом виде.

Для более старших детей мнемодорожка, мнемотаблицы.

Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Работа по мнемотаблице состоит из следующих этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

Мнемотаблицы-это дидактический материал. Их можно использовать для:

- обогащения словарного запаса;

- обучения составлению рассказов;

- пересказов художественной литературы;

- отгадывания и загадывания загадок;

- заучивания стихотворений.

Я хочу показать вам технологию заучивания стихотворений, которая показала свою эффективность в работе с детьми.

Давайте вместе с вами попробуем выучить стихотворение по мнемотаблице.

Пример: Ходит повар в колпаке,

С поварёшкою в руке.

Он готовит нам обед:

Кашу, щи и винегрет.

http://900igr.net/up/datai/164930/0024-005-.png

Практикум. Привлечение слушателей к ходу мастер-класса 

- Уважаемые участники, я предлагаю вам разделиться на 3 команды по 2 человека. Затем каждой команде будет предложено свое задание.

1 творческая группа.

Составление мнемотаблицы для заучивания стихотворения по предложенному тексту.

Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

- Предлагаю и вам апробировать данный метод на себе.

На весенней проталинке 

На проталинке жучок

Грел на солнышке бочок,

Вскоре вылез червячок,

А за ним и паучок.

Солнце скрылось за горой,

И отправились домой

И жучок, и червячок,

И, конечно, паучок.

На проталинке опять

Завтра будут загорать

Жук, червяк и паучок…

Будут греть другой бочок.

 -Что мы развиваем при помощи этого  метода?

Вывод: В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

2 творческая группа - сделать коллаж и придумать к нему задания.

Я в своей работе по развитию речи у детей использую приём мнемотехники – коллажи.

Коллаж представляет собой некий зрительный план того, о чём или о ком будет рассказ. При этом ребёнок, рассказывая, не просто опирается на зрительный образ, а устанавливает ассоциативные связи между предметами или картинками. Содержание коллажа может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, цифры, геометрические фигуры, наклеенные на лист.

- Уважаемые коллеги, посмотрите, какая необычная картинка. Это коллаж. 

Коллаж- лист картона, где изображены, буквы, цифры, геометрические фигуры, различные картинки, но связанные они между собой одной целью.

 Цель коллажа - расширение словарного запаса, образного восприятия, умения связно говорить, рассказывать.

Составить  коллаж  можно взрослому совместно с ребенком, как в детском саду, так и дома. Можно выполнить несколько коллажей, затем  собрать их в одну папку и периодически вспоминать их и придумывать новые игры, составлять сказки, рассказы. Это доставит огромное удовольствие и ребенку, и взрослому. Играя,  ребенок учиться связывать все картинки коллажа,  составлять предложения, сюжеты, рассказы, сказки.

 Коллаж используется в различных направлениях  по развитию связной речи детей:   автоматизации звуков, развитии грамматического строя речи, совершенствовании звукового и слогового анализа и синтеза, развитии памяти и мышления, голоса и интонации, составлении предложений, рассказов, сказок.

Возможны разнообразные варианты использования коллажа.

Игры со звуками

  • Ø назови слова, которые начинаются на заданный зв

Задания для развития грамматического строя речи:

  • Ø назови только живые (неживые предметы)

Задания для развития памяти и мышления

  • Ø назови животных, растений и т.д.

Задания для развития голоса, интонации

  • Ø произнеси слова тихо, громко

Задания для развития связной речи

  • Ø составь предложения, рассказ, сказку по картинкам

- Давайте рассмотрим другой коллаж(про бобра)

-О ком пойдет речь?

-Какие у вас возникают ассоциации с картинками ?

шуба  -  у бобров густой мех

пила   -  у бобров острые зубы

река   -  бобры живут около реки

вёсла  -  хвост бобров похож на весло

ласты  -  у бобров на задних лапах перепонки

рыба  -  бобры хорошо плавают под водой

молоко  -  бобриха кормит бобрят молоком

ветка  -  бобры травоядные животные

строитель  -  бобры хорошие строители

плот  -  бобры строят плотины

будка  -  дом бобра называется хатка, вход в хатку под водой.

Логопед совместно с детьми проговаривает рассказ, при этом указывает на картинки коллажа, а дети вспоминают ассоциативные связи.

Примерный рассказ.

Бобры- дикие животные, обитают в лесу. У бобров густой мех и острые зубы. Хвост бобров похож на весло, а на задних лапах у них перепонки. Бобры живут около рек и умеют хорошо плавать под водой. Питаются бобры веточками и молодыми побегами деревьев, кустов. Бобриха кормит бобрят молоком. Бобры – хорошие строители. Они строят на реках плотины. Живут бобры в хатках. Вход в хатку всегда находится под водой.

- Что мы развиваем, используя коллаж?

Вывод: Использование коллажа в процессе развития связной речи позволяет решать одновременно несколько задач:

- формировать навык составления описательного рассказа;

- развивать навык установления ассоциативных связей;

- развивать память;

- обогащать словарь детей;

- развивать представления об окружающей действительности.

3 творческая группа.

Огромное значение для развития ребенка с самого маленького возраста имеют тактильные ощущения. Рука, пальцы, ладошки ребёнка – едва ли не главные органы, приводящие в движение механизм мыслительной деятельности детей. В работе с дошкольниками я использую тактильные дощечки.

Основа работы с тактильными дощечками – развитие тактильной памяти, развитие восприятия окружающего мира, развитие воображения, фантазии, речи, умения выражать словами свои ощущения от прикосновения.

Пример: рассказ и изготовленные дощечки.

- Уважаемые коллеги, предлагаю вам изготовить тактильные дощечки и составить по ним небольшой рассказ! Присаживайтесь за столы. Вам необходимо приклеить выбранный материал на дощечки. В зависимости от материала вы должны намазать дощечку по контуру или сам материал.

Приступайте к работе.

Кто закончил работу, придумайте рассказ, основываясь на тактильные ощущения.

А сейчас, уважаемые коллеги, я предлагаю рассказать свой рассказ.

 Был теплый, солнечный денью. Пушистая кошка решила пойти в лес на прогулку. Она надела на ножки мягкие розовые тапочки  и вышла на улицу. Сначала она  шла по ровной дорожке, затем по ребристой дорожке. Когда кошка пришла в лес, пошел дождь и дорожка стала скользкая.

-Что мы развиваем при помощи тактильных дощечек?

Вывод. Через работу с тактильными дощечками мы обогащаем чувственную сторону речи, которая сказывается на развитии речевой системы в целом: в накоплении словаря, понимании смысловой стороны речи и функционального назначения слова, и даже в овладении грамматическим строем речи, развитии связной речи, в усвоении выразительных средств.

Подведение итогов:

Таким образом, с помощью приемов мнемотехники удается достичь следующих результатов:

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

-развивается мелкая моторика;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к дальнейшему обучению.

И в завершении мастер – класса я предлагаю вам отобразить свое настроение с помощью мнемоквадрата.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Консультация и презентация для педагогов «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»...

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников.

Материал полезен для педагогов дошкольных учреждений для развития речи, памяти, мыслительных процессов старших дошкольников.Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) — сис...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников"

Актуальность использования мнемотехники в развитии речи дошкольников заключается в современном подходе к проблеме развития речи детей дошкольного возраста. ...

МАСТЕР КЛАСС «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».

Цель: ознакомление педагогов с методами мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективного запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Совре...

Проект «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников»

Развитие речи детей дошкольного возраста по средствам использования мнемотехники....

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "

Консультация для воспитателей по теме "Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников "...