Главные вкладки

    Игры для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
    картотека по развитию речи (старшая группа)

    Зайцева Светлана Владиславовна

    Игры  для развития грамматического строя речи детей дошкольного возраста

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл igry_grammaticheskiy_stroy_rechi.docx71.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад «Алёнка» г.Советский»

    Игры на развитие грамматического строя речи для детей

    старшей группы

    общеразвивающей направленности

    №12 «Радуга»

    на 2017 – 2018 учебный год

    г. Советский, 2017

    Приложение 1

    Игры на развитие грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста

    «КТО У КОГО»

    Цель: соотносить названия животных и их детенышей, подбирать действия к названию животных.

    Ребенок рассматривает рисунки животных с детенышами: курица и цыпленок клюют зернышки (или пьют воду), кошка и котенок лакают молоко (вариант – играют клубочком), собака и щенок грызут кость (вариант – лают), корова и теленок щиплют траву (вариант – мычат), лошадь и жеребенок жуют сено (вариант – скачут), утка и утенок плавают (крякают).

    - Назовите животных и их детенышей.

    - Подберите определения к названиям детенышей животных. Скажите, какая курица (кошка, собака, корова, утка, лошадь), какой цыпленок (котенок, щенок, теленок, жеребенок, утенок).

    Дети средней группы подводятся к образованию однокоренных слов и учатся разным способам глагольного словообразования. В ситуации рассматривания картинок или просто введения в воображаемую картину дети учатся подбирать однокоренные слова, согласовывать имена существительные и имена прилагательные в роде, числе, падеже. Логопед говорит:

    - Дети, посмотрите на картинку. Что вы на ней видите? (Лес.) Кто следит за порядком в лесу, охраняет его? (Это лесник.) Дом его стоит в лесу. Это какой дом? (Лесной.) К дому лесника ведет тропинка. Это какая тропинка? (Лесная.) Лесная тропинка узкая, а дорога... (широкая). Деревья в лесу высокие, а кусты... (низкие). Вот речка глубокая, а ручеек... (мелкий).

    - Это тропинка. В лесу много... (тропинок).

    - Отгадайте мою загадку. «Рыжая, пушистая, на сосну взбирается, шишками кидается». Дети отгадывают, что это белка.

    - Шубка у белки...; на ушах...; хвостик у нее...; она умеет...; и очень любит...

    Белка (логопед) говорит, что она любит прыгать с ветки на ветку. Взрослый ставит ветку, белка прыгает, а дети называют действие: прыгает, спрыгивает, перепрыгивает, запрыгивает, выпрыгивает.

    «КТО ЭТО ПОЛЗЕТ»

    Цель: подбирать слова, обозначающие признаки и действия, согласовывая их в роде, числе, падеже, составлять описание.

    - Отгадайте загадку: «Кто это ползет, на себе свой дом везет?» Дети отгадывают загадку (улитка), рассматривают улитку, обращают внимание на домик, на рожки. И вторая загадка: «Глаза на рогах, а домок на спине».

    - В каком доме живет улитка? Какие дома вы еще знаете? Кто там живет? Послушайте стихотворение Т. Волжиной «Где чей дом»:

    Воробей живет под крышей,

    В теплой норке – домик мыши,

    У лягушки дом в пруду,

    - Кто из вас запомнил, где живет воробей? Мышь? Лягушка?

    Улитка стала загадывать детям лесные загадки: «Колючая, маленькая – это ежик или елочка?», «Пушистый, маленький – это зайчик или белочка?»

    «КТО ЗАБЛУДИЛСЯ»

    Цель: образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, составлять сложные предложения.

    - Кто скачет по лесной тропинке? (Заяц.) Как назвать его ласково? (Зайчонок, зайчик, заинька.) Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему? (Потерялся, заблудился, лапку уколол.) Скажите, какой сейчас зайчик? (Грустный, печальный, огорченный.)

    - Закончите предложения: Если зайчик потерялся, мы (поможем ему найти свой дом). Если зайчик уколол лапку, мы... (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим).

    Приложение 2

    Эталоны для формирования грамматического строя речи

               Ворона сидит на воротАХ.

    В лесу много грибов и ЯГОД.

    На голове много ВОЛОС, а на руках пальцЕВ.

    На дубе много желудЕЙ.

    В зале поставили много столов и стульЕВ.

    На деревьЯХ набухли почки.

    В лесу много деревьЕВ и кустов.

    На ТАРЕЛКЕ много фруктов и овощЕЙ.

    Дети катаются на лыжАХ.

    Не клади много сахарА в чай!

    На грядке выросло много ПОМИДОРОВ.

    На снегу видны ЗАЯЧЬИ следы.

    ВОЛЧЬЯ стая живет в лесу.

    БЕЛИЧЬИ дупла видны на деревьях.

    МЕДВЕЖЬЯ берлога покрыта снегом.

    Нельзя разорять ПТИЧЬИ гнезда.

    Пшеница с РОЖЬЮ колосятся.

    На окнАХ снежные узоры.

    Зима заковала озерА и реки ЛЬДОМ.

    На ветке сидели пять снегирЕЙ.

    У снеговика вместо ГЛАЗ два уголька.

    С СОСЕН стекла смола.

    У велосипеда пара КОЛЕС.

    У часов две стрелки, а у лука много стрелОК.

    В ушах пара СЕРЕГ.

    В шкафу пара НОСКОВ, САПОГ, ТУФЕЛЬ.

    СТРАУСИНОЕ яйцо лежит в песке.

    ФАСОЛЕВЫЙ суп полезный.

    ПУХОВОЕ одеяло очень теплое.

    РЯБИНОВАЯ кисть привлекает птиц.

    ПЕСЧАНАЯ дорога тянулась вдоль реки.

    В лесу много ПЕВЧИХ птиц.

    КУКУРУЗный початок созрел.

    В кормушке много ЗЕРЕН.

    ОЛЕНЯТА любят мох.

    МЕДВЕЖАТА очень забавные.

    В тундре много МХОВ.

    Дом построили из кирпичЕЙ.

    ПЕРЬЯ у павлина красивые.

    У орла мощные КРЫЛЬЯ.

    Мама ОДЕВАЕТ Валеру.

    Саша НАДЕВАЕТ новые брюки.

    План Занятий-развлечений по развитию речи

    Приложение 3

    Занятие

    Ход занятия

    1. Занятие-развлечение

    Тема «Звук Л»

    Цель: автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях, спонтанной речи.

    План занятия:

    1. «Доскажи словечко».

    2. Слоговой аукцион.

    3. «Угадай-ка».

    4. Узнай слово.

    5. Отгадай загадку.

    6. «Ромашка».

    7. «Чей улов больше?»

    8. Узнай пословицу.

    9. Конкурс скороговорок.

    10. Объясни выражения.

    11. «Кто получит приз?»

    12. Конкурс загадок и стихов.

    Ход занятия.

    1.  «Доскажи словечко «.

    Логопед читает стихотворный текст, дети хором договаривают

    слова.

    2. «Слоговой аукцион «.

    Чья команда последней называет слово с предложенным слогом,

    та и выигрывает.

    3. «Угадай-ка».

    По словам, произнесенным вразбивку, узнать слово: дыш, лан —

    ландыш; па, лам — лампа; па, ло, та — лопата; ло, мо, ток — молоток;

    ва, го, ло — голова.

    4. «Узнай слово «.

    По первым звукам названных слов определить задуманное слово.

    5. «Отгадай загадку».

    Чья команда  больше отгадает загадок. Добавляются очки, если

    кто — то из детей загадает загадку, в которой есть звук Л.

    6. «Ромашка».

    Сорвать только лепестки с изображением предметов, в названии

    которых есть звук Л.

    7. «Чей улов больше?»

    Кто больше выловит слов — картинок со звуком Л, пока играет музыка.

    8. «Узнай пословицу».

    В каждом из нескольких конвертов по 2 картинки. Нужно их на-

    звать, вспомнить пословицу, в которой они встречаются вместе.

    9. Конкурс скороговорок.

    Кто больше и без ошибок произнесет предложенную скорого-

    ворку.

    10. «Объясни выражение».

    Кто лучше объяснит, почему мы так говорим.

    11. «Кто получит приз?»

    Проводится в виде эстафеты. Из обручей, расположенных на по-?

    лу друг за другом, выбрать:

    а) игрушку, в названии которой есть звук Л;

    б) картинку, в названии которой есть звук Л;

    в) вбежать  в последний круг, назвать  слово со звуком Л, взять

    приз (игрушку, конфету).

    12. Конкурс чтецов.

    Чтение стихотворений, загадывание загадок со звуком Л.

    Подведение итогов, назвать лучшую команду и лучших игроков.

    Речевой материал к занятию.

    Доскажи словечко.

        Гладко, плавно лился стих,

        Вдруг споткнулся и притих.

        Ждет он и вздыхает

        Слова не хватает!

        Чтобы снова в добрый путь

        Стих потек, как речка,

        Помоги ему чуть-чуть,

        Подскажи словечко!

    1. Наш огород в образцовом порядке,

    Как на параде построились грядки.

    Словно живая ограда вокруг —

    Пики зеленые выставил...  (лук)

    2. Сшил себе котенок тапки,

    Чтоб зимой  не мерзли...  (лапки)

    3. Ну, давай играть в футбол!

    Забивай скорее...  (гол)

    4. Нам темно. Мы просим маму

    Нам включить поярче...  (лампу)

    5. Руки мыть пошла Людмила,

    Ей понадобилось...   (мыло)

    6. Молодчина эта Лина,

    Лепит все из...   (пластилина)

    7. Заглянула в дверь коза,

    Очень грустные...  (глаза)

    8. Тихо-тихо снег идет,

    Белый снег мохнатый.

    Мы расчистим снег и лед

    Во дворе...  (лопатой)

    9. Елочка, елочка, колкая...  (иголочка)

    10. А возле этой елки

    Бродили злые...   (волки)

    11. Ночью по небу гуляю,

    Тускло землю освещаю.

    Скучно, скучно мне одной,

    А зовут меня...   (луной)

    12. На ветке не птичка —

    Зверек-невеличка,

    Мех теплый, как грелка.

    Кто же это?.  (белка)

    13. Он соло пел среди ветвей,

    Его назвали...   (соловей)

    14. Лейся, дождик, веселей,

    Мы с тобою дружим!

    Хорошо нам бегать

    Босиком по ...   (лужам)

    15. Заставил плакать всех вокруг,

    Хоть он и не драчун, а ...  (лук)

    16. Хоть я и сахарной зовусь,

    Но от дождя я не размокла.

    Крупна, кругла, сладка на вкус.

    Узнали вы? Я...   (свекла)

    17. Крошка-сын к отцу пришел.

    И спросила кроха:

    - Что такое хорошо

    И что такое...   (плохо)

    18. На одной ноге кружится,

    Беззаботна, весела.

    В пестрой юбке танцовщица,

    Музыкальная...  (юла)

                           Слоговой аукцион.

    ла - лапа, лампа, лайка, лавка, лакомка, ладонь, ландыш, ласточка, ластик, ласты, лак.

    ло - лоб, локоть, лось, ложка, лодка, лом, лошадь, лов, Лора.

    лу - лук, луна, лупа, лужа, луч, Луша, луковица, Лука.

                   Отгадай пословицу по двум словам.

    1. Шило, мешок: шила в мешке не утаишь.

    2. Иголка, нитка: куда иголка, туда и нитка.

    3. Волки, лес: волков бояться - в лес не ходить.

    4. Камень, вода:  под лежачий камень и вода не течет.

    5. Пчела, мед: одна пчела много меду не наносит.

                             Скороговорки.

    Говори, торопись, но смотри не ошибись.

        1. Кол около стола, стол около кола.

        2. Колпак под колпаком,

           Под колпаком колпак.

        3. Дятел дуб долбил, да не додолбил.

        4. Не жалела мама мыла.

           Мама Милу с мылом мыла.

        5. Петя пилил пилой пень.

        6. В зимний холод всякий молод.

        7. Были галчата в гостях у волчат,

           Были волчата в гостях у галчат.

           Ныне волчата галдят как галчата

           И, как волчата, галчата молчат.

        8. Павка на лавке плетет лапти Клавке.

        9. Ладушки, ладушки,

           С мылом моем лапушки,

           Чистые ладошки,

           Вот Вам хлеб да ложка.

        10. Свекла у Феклы

           Мокла и сохла.

           Сохла и мокла

           Пока не поблекла.

                          Объясни выражение.

    Лакомый кусочек - что-нибудь заманчивое, привлекательное, соблазнительное.

    Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, которая вместо помощи приносит вред.

    Бить баклуши - праздно проводить  время, бездельничать. Первоначально  означало:  раскалывать, разбивать  осиновый  чурбан на баклуши (чурки) для изготовления мелких щепок, т. е. делать очень несложное дело.

    Блоху подковать - проявить необыкновенную выдумку в каком-либо деле, умение, тонкое мастерство.

    Как белка в колесе - беспрерывно суетиться, хлопотать без результатов.

    Волк в  овечьей шкуре - нехороший, лживый человек, который всячески пытается скрыть свои дурные намерения и показать  себя добрым.

    Искать иголку в стоге сена - о том, что нельзя найти, обнаружить.

                           Отгадай загадки.

    1. Я землю копала

    Ничуть не устала.

    А кто мной копал -

    Тот и устал.   (Лопата)                                      

    2. Сидит дед, во сто шуб одет.

    Кто его раздевает,                                                                                              

    Тот слезы проливает. (Лук)

    3. Над домами у дорожки

    Висит кусок лепешки.  (Луна)

    4.В тихую погоду

    Нет нас нигде.

    Ветер подует -

    Бежим по воде. (Волны)                                                                        

    5. Я прихожу с подарками,

    Блещу огнями яркими,

    Нарядная, забавная,

    На Новый Год я - главная. (Елка)                                                                                                  

    6. Сама не ем, а людей кормлю.  (Ложка)

    7. Пушистая вата плывет куда-то.

    Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облако)

    8. Раскаленная стрела

    Дуб свалила у села. (Молния)

    9. Под крышей четыре ножки,

    А на крыше - суп да ложки. (Стол)                                                                  

    10. Этот конь не ест овса,

    Вместо ног два колеса. (Велосипед)                                                    

    11. В нашей кухне целый год

    Дед Мороз в шкафу живет. (Холодильник)

    12. Ускользает, как живое,

    Но не выпущу его я.

    Белой пеной пенится,

    Руки мыть не ленится. (Мыло)

    13. Белый камешек растаял,

    На доске свой след оставил. (Мел)

    14. Круглое, красное,

    Я расту на ветке.                                    

    Любят меня взрослые

    И маленькие детки. (Яблоко)

    15. Жидко, а не вода.

    Бело, а не снег.  (Молоко)

    16. В раздевалке я служу,

    На весу пальто держу. (Вешалка)

    17. Кто в беретке  ярко-красной,

    В черной курточке атласной?

    На меня он не глядит,

    Все стучит, стучит, стучит. (Дятел)

    18. Все время стучим,

    Деревья долбим.

    Но их не калечим,

    А только лечим. (Дятлы)

    19. Кто зимой холодной

    В лесу бродит злой, голодный? (Волк)

    20. Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко,                                            

    Рога раскинув широко. (Лось)

    21. С ветки на ветку,

    Быстрый, как  мяч,

    Скачет по лесу рыжий циркач.

    Вот на лету он шишку сорвал,

    Прыгнул на ствол

    И в дупло убежал. Кто это?  (Белка)

    22. Домовитая хозяйка

    Полетает над лужайкой.

    Похлопочет над цветком -

    Он поделится медком. (Пчела)                                        

    23. Маленького роста я,

    Тонкая и острая,

    Носом путь себе ищу.

    За собою хвост тащу.  (Иголка)                                            

    24. Ползун ползет, иголки везет. (Ежик)                    

    2. Занятие-досуг «Путешествие в страну знаний»

    Тема «Звук и буква Т»

    Цели:

    1. Развивать фонематическое восприятие.

    2. Продолжать учить делить слова на части (одно-, двух-, трех-сложные слова).

    3. Закреплять умение производить звукобуквенный анализ и синтез слов.

    4. Развивать связную речь.

    5. Развивать мышление и память.

    Методические приемы:

    1. Игра «Телеграфист».

    2. Игра «Новоселы».

    3. Подвижная игра «Самый ловкий».

    4. Игра «Отгадай слово».

    5. Подвижная игра «Самый аккуратный».

    6. Игра «Волшебные часы».

    7. Подвижная игра «Мышеловка».

    8. Игра «Наборщик».

    9. Игра «Умники и умницы».

    10. Игра «Не знаешь — научим».

    11. Игра «Пазлы».

    Оборудование.

    Дидактический материал (предметные картинки), ребусы, часовой циферблат, трехэтажный дом из картона и предметные картинки с изображением животных, пословицы и поговорки в картинках, буквы на кубах, гимнастические палки, стойки, обручи, картонные ступни, стулья для детей, эмблемы, сувениры, конверты, пазлы, 2 корзины, 2 деревянные ложки, шары для пинг-понга (по  количеству детей), игрушки и предметы на звуки Т, Д, К.

    Ход занятия.

    Дети поделены на 2 команды, «Утята» и «Котята», на футболках эмблемы, сидят полукругом.

    Логопед:

    - Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие - в страну знаний, где нас ожидают необычные встречи и приключения. Но чтобы наше путешествие удалось, надо как можно больше знать о звуке и букве Т.

    Входит Незнайка.

    Незнайка:

    - Кто здесь в  путешествие собрался? Я тоже очень люблю путешествовать. Я даже На Луну летал. Вот как-то раз...

    Логопед: - Подожди, Незнайка, ты ведь даже забыл поздороваться с ребятами. Ты что, не знаешь, что нужно быть вежливым?

    Незнайка: - Знаю. А разве я не поздоровался? Здравствуйте, ребята!

    Логопед: - Здравствуй, Незнайка. Но мы сегодня с ребятами собрались в путешествие не на Луну, а в страну знаний.

    Незнайка: - Да, да, я слышал. Нужно все знать о звуке и букве Т. Я недавно читал очень интересную книгу,  из которой узнал много слов со звуком Т, эта книга о тропическом лесе, по-другому он называется джунгли, и о его обитателях: пантерах, питонах, удавах. А  вот как книга называется, я забыл.  У меня даже картинки были с героями этой книги. Но на них упал Лунный камень и картинки рассыпались на кусочки.

    Логопед: - Не переживай, Незнайка! Мы поможем тебе сложить картинки и вспомнить название книги. Для этого мы должны правильно выполнить все задания. За каждое правильно выполненное  задание команды будут получать по одной части этой картинки. Для каждой команды картинки  помещены в конверты. Когда вы выполните все задания правильно, вы соберете все части в одно целое и вспомните название книги, которую прочитал Незнайка. А чтобы мы не устали в путешествии, Незнайка приготовил нам разные игры и задания.

    1. Игра «Телеграфист». (Деление слов на слоги). Дети перепрыгивают через гимнастические палки столько раз, сколько слов  в слоге.

    Слова-картинки: кот, тапочки, танк, бегемот, туча, конфеты, кит, футболист, тарелка, табуретка, петух, автобус.

    2. Игра «Новоселы». (Трехэтажный дом с окнами — карманами, в которые помещаются картинки, в названии которых есть звук  Т).

    1 этаж — звук Т в начале слова: тур, тапир, тушканчик.

    2 этаж — звук Т в середине слова: утка, петух, питон.

    3 этаж — звук Т в конце слова: кот, енот, бегемот.

    3. Подвижная игра «Самый ловкий».

    По кругу стоят стулья, меньше на один, чем детей.  Дети ходят вокруг, по сигналу занимают стульчик. Логопед произносит звуки. Стульчик надо занять, если услышишь звук Т.

    Звуки для анализа: а, у, м, ж, т, п, к, т, д, ть, ль, мь, пь, кь, т, у, с, э, т и т. п.

    4. Игра «Отгадай слово».

    Ребусы слова-загадки. Отгадай слова:

    - по первым звукам в названии каждой картинки (кошка, игла, топор - кит);

    - расставь буквы по росту и прочти (утка);

    - замени букву в слове (салат);

    - добавь к слогу название картинки (куст).

    5. Подвижная игра «Самый аккуратный».

    Игра-эстафета. Вынести из «курятника» все яйца в ложке, не уронив ни одно.

    6. Игра «Волшебные часы».

    Одна команда читает слог, другая придумывает слова с данным слогом.

    Логопед:  - Тик-так, тик-так.

    Все часы идут вот так.

    Ну-ка, посмотри сейчас

    И ответь, который час?

    Логопед крутит стрелку на циферблате и останавливает на слогах: та, ту, то, ты.

    7. Подвижная игра «Мышеловка».

    Одна команда - мышеловка, вторая  команда - мыши и наоборот.

    8. Игра «Наборщики». Проводится в виде эстафеты.

    На кубиках буквы к, л, и, у, по 2 буквы с, т.  Одна команда составляет слово «лист», другая - «куст». Преодолевая  препятствия, дети переносят по одному кубику. Препятствия - дуги для подлезания, имитация следов (пройти через ручей, не замочив ног), продеть через голову обручи. Когда все кубики перенесены, из них составляется слово.

    9. Игра «Умники и умницы». Отгадывание пословиц и поговорок о труде по опорным картинкам:

    - иголка, нитка (Куда иголка, туда и нитка);

    - пруд, рыба (Без труда не вытянешь и рыбку из пруда);

    - голова, руки (Голова научит, руки сделают);

    - яблоня, человек (Яблоню  любят плодовитую, а человека - деловитого);

    - птица, человек (Птицу узнают в полете, а человека в работе);

    - линейка, ножницы (Семь раз отмерь, один отрежь);

    - камень, вода (Под лежачий камень вода не течет).

    10. Игра «Не знаешь - научим, не умеешь - покажем».

    2 корзинки на стульях, предметы и игрушки на столе. Из предметов, в названии которых есть звуки Т, Д, К, брать по одному и переносить в корзинки те, в которых есть звук Т.

    11. Игра «Пазлы».

    Из восьми частей собрать картинку («Маугли»).

    Логопед: - Вот видишь, Незнайка, какие у нас умные дети. Они столько всего знают о звуке и букве Т,  что им не составило труда выполнить все задания и помочь тебе вспомнить название книги Киплинга «Маугли».

    Незнайка: - Спасибо, ребята, вы все молодцы! Вы такие умные, ловкие, умелые. Победила дружба.

    Вручение призов.

    3. Занятие-развлечение

    Тема «В гостях у бабушки Азбуки»

    Цель: закрепить навык чтения слогов, слов с пройденными буквами.

    План занятия.

    1. Составить слово по первым буквам - «Угадай-ка».

    2. Кто больше составит слов.

    3. «Слово рассыпалось».

    4. «Волшебная цепочка».

    5. Кроссворд.

    6. Ребусы.

    7. «Шифровальщики».

    8. «Чья команда победит?».

    9. «Найди пару».

    10. «Хвастунишка».

    11. Итог занятия. Награждение победителей.

    1. «Угадай-ка».

    По первым буквам слов составить новые слова.

    Показываются таблицы, на каждой из которых 3-4 предметных картинки. Дети называют  эти картинки, самостоятельно определяют первую букву в слове и по первым буквам называют получившееся слово. Выигрывает команда, которая первая сможет определить зашифрованное на таблице слово.

        РОТ - расческа, ослик, топор.

        РАК - рука, ананас, колесо.

        КАША - кошка, ананас, шары, арбуз.  

        АИСТ - арбуз, игла, самолет, торт.

        ПУХ - попугай, утенок, хлеб.

        МУХА - матрешка, удочка, хлеб, арбуз.

        СОН - сорока, ослик, носорог.

        МАК - мука, Айболит, карандаш.

        ЛУНА - лук, У, ножницы, апельсин.

        ЛУК - лось, У, колесо.

        УСЫ - уши, собака, Ы.

        КОЗЫ - кастрюля, О, зонт, Ы.

        ТАНК - туфли, А, Н, конфета.

    Подводится итог, каждый отгадавший слово, получает фишку, по числу которых в конце занятия можно определить победителя или команду-победителя.

    2. «Кто больше составит слов».

    Предъявляются слоговые таблицы, каждая разделена вертикальной чертой на 2 половины. Задание: к слогу, напечатанному слева, подобрать  слог из напечатанных справа так, чтобы получилось слово. Чья команда больше составит слов, та и выигрывает.

    Вариант: слова составлять из кубиков, каждая  команда в отведенном ей месте выкладывает  слова, затем демонстрирует их ведущему.

        ХА     ТЫ ЛАТ              НО        ТОК  СЫ

        СА     ТА ХАР               КА        РЫ   ША

        ША       СОК               СА  ТО         НА

        НО     КУ   РЫ              РА  ЛУ         МА

    3. «Слово рассыпалось».

    На двух столах приготовлены кубы (можно мячи, шары, круги и т. д.), на которых наклеены буквы, составляющие слова. Слова прочитываются.  Выбранные дети (по количеству букв) берут  эти кубики, под музыку выполняют любые движения, можно танцевальные, можно бег по залу врассыпную. Как только музыка останавливается, нужно как можно быстрее собрать команде свое слово.

    Слова: МАК, СУП, ДОМ, КОТ, ТОМА, ЛУША.

    Вариант 2: кто быстрее составит слово.

    Атрибуты те же, можно по типу эстафеты, например, 1-й бежит, 2-й перепрыгивает через кубики, 3-й прыгает через скакалку, 4-й пролезает через обруч по ходу бега, но каждый из них, добегая до стола, выбирает кубик, ставит его на соответствующее место, бегом возвращается к команде, передавая, таким образом, эстафету следующему игроку. В завершении проверяется, правильно ли составлено командой заданное слово.

    4. «Волшебная цепочка».

    На двух столах приготовлены предметные  картинки, конечная буква в названии одной является начальной буквой в названии другой картинки. По типу эстафеты дети из команд берут каждый по одной картинке и пытаются найти свое место в цепочке. Первое слово цепочки называет логопед.

    Слова для цепочек: карандаш - шкаф - флажок - куст - топор - ракета - автобус; сук - ключ - чайник - кошка - ананас - сом - мак - крокодил - лук.

    5. Кроссворд «Куда спешат звери?»

    На предметных картинках номера: 1 - мышка, 2  - кот, 3 - слон, 4 - лиса, 5 - аист, на доске сетка кроссворда с выделенными клетками.

    По типу эстафеты дети выходят и вписывают названия животных в клетки. После того, как кроссворд  заполнен,  читают выделенное слово.

    м

    ы

    ш

    К

    А

    к

    О

    т

    с

    л

    о

    н

    л

    и

    с

    А

    А

    и

    с

    т

     6. Отгадываем ребусы.

    - «Построй по высоте».

    Из букв, различных по высоте, составить слово, начиная с самой высокой.

    ОП л - пол  а П Л А - лапа р А Ш - шар  ыОС - осы

    - «Добавишь букву - изменишь слово».

    Предъявляются таблицы:

    Ш, утка (шутка)         Г, роза (гроза)

    Э, кран (экран)         шар, Ф (шарф)

    - «Букву в слове поменяй, слово новое называй».

    Л/Ш  - шапки  Р/К - кот  Р/М - маки

    С/Х - халат     П/Т - торт У/А - раки  Ы/О - дом

    - В зависимости от подготовки группы можно предложить отгадать слова:

        М                  ША                 У                     А

        У Наум   ТА  Наташа    ШКА подушка РОК подарок

        КОМ                   КА                     КАР

        ТА  комната      ВА канава          вал карнавал

    7. «Шифровальщики» или «Кого возьмем в разведчики».

    Дается задание первой паре детей (по 1-2 из каждой команды): достать из конверта картинку, назвать слово, составить к нему звукослоговую схему, например, РАК, МАК. Следующей паре детей необходимо к предложенной схеме (из конверта) подобрать слово.

    Предметные картинки:    

    1 - лампа, суп, шуба, барабан;

    2 - шары, лопата, маска, мак.

    8. «Чья команда победит?»

    Из каждой команды выходят по 3-4 ребенка, которые получают разноцветные круги с наклеенными буквами. Получив круги, держат их обратной стороной к зрительному залу. Из каждой команды выходят по 1 желающему, которые получают задание «развесить» гирлянду таким образом, чтобы можно было прочитать слова.  По команде разноцветные круги показывают всем детям, водящий составляет слово. Закончив работу, просит поднять круги вверх. Все читают слова, например, ШАРЫ, РУКА, ЛАПА, КАША и т.д. Побеждает команда, игрок которой первым составит слово.

    9. «Найди пару».

    Названные  дети  (по 4-5) получают на одну из рук  браслет резинку с кружком (квадратом), выполняют под  музыку танцевальные движения, демонстрируя друг другу свои буквы, после окончания звучания нужно встать парами так, чтобы можно было прочитать слог (сначала выбор делают мальчики, затем девочки; просто названные по имени дети; те, у кого на браслетике согласная буква; гласная буква и т.д.)

    10. «Хвастунишка».

    В конце разыгрывается сценка, которую дети готовят заранее, в секрете от  остальных, это могут быть и гости  из другой группы. У детей шапочки с изображением зверят: мишка, белка, ежик, медвежонок, зайчонок.

    Логопед: Закончилось лето, собрались на полянке в лесу зверята, показывают, что им родители к школе приготовили.

    Зайчонок: Мне мама ранец купила.

    Мышка: А мне краски разноцветные.

    Белочка: А мне букварь с разноцветными картинками.

    Ежик: А мне альбом.

    Логопед: Все ребята хотят в школу.

    Медвежонок: Эка невидаль, школа, я и без школы все знаю!

    Зайчонок: И рисовать умеешь?

    Мышка: И писать умеешь?

    Ежик: И буквы знаешь?

    Медвежонок: Я все знаю, все умею.

    Белочка: Тогда прочитай, что здесь написано.

    Логопед: Взял медвежонок (звери улыбаются). А вы, ребята, догадались, почему звери рассмеялись?). (Мишка держал букварь вверх ногами).

    4. Занятие-досуг «Умники и умницы»

    Тема «звук - слог - слово - предложение»

    Цель: активировать словарь, развивать связную речь, формировать грамматический строй речи.

    Методические приемы.

    1. Игра «Разноцветный сундучок».

    2. Игра «Скажи наоборот».

    3. Игра «Шифровальщик».

    4. Игра «Слово рассыпалось».

    5. Игра «Кто здесь лишний?».

    6. Игра «Шел прошлогодний снег».

    7.  Игра «Кто больше назовет?».

    Оборудование: доска, мел, сундучок, ребус, карточки в форме лепестков ромашки, предметные картинки, пуфики, наборное полотно, снежинки, буквы, схема кроссворда «Доброта»,  магнитофон, песня А. Беликова «Снег», песня из мультфильма «Фунтик».

    Ход занятия.

    На демонстрационной доске - графическая схема будущего кроссворда.  По мере отгадывания  слов кроссворда дети самостоятельно вписывают их в схему кроссворда.

    1. Игра «Разноцветный сундучок» (определение первого звука в слове).

    Картинки: иголка, паук, книга, сапоги, телефон, улитка, бинт, лопата, радуга, мешок, халат.

    Логопед:   Я картинку положила

    В разноцветный сундучок.

    Ну-ка, Оля (Миша, Катя),

    Загляни, вынь картинку, назови.

    Ребенок достает картинку из сундучка, четко, правильно произнося звука в слове, называет ее и определяет первый в слове. Картинка ставится на наборное полотно. Когда все картинки выставлены, ведущая предлагает найти  среди картинок первое слово кроссворда, отгадав загадку:

    Крашеное коромысло

    Над рекой повисло.   (Радуга).

    Ребенок, первый отгадавший загадку, вписывает слово «Радуга» в схему кроссворда.

    2.  Игра «Скажи наоборот» (деление слов на слоги).

    Ребенок называет слово-антоним, делит его на слоги, перепрыгивает через пуфики столько  раз, сколько слове слогов. Последнее слово (ночь) - второе слово кроссворда.

        грустный - ... (веселый),       мокрый - ...(сухой),

        сильный - ...(слабый),         старый - ...(молодой),

        большой - ...(маленький),       высокий - ...(низкий),

        широкий - ...(узкий),         толстый - ...(тонкий),

        длинный - ...(короткий),     горячий -  ...(холодный),

        больной - ...(здоровый),      день - ...(ночь).

    3. Игра «Шифровальщик» (звуковой анализ и синтез слогов).

    Детям предлагается «расшифровать» слово по первым звукам других слов: барабан, арбуз, ножницы, кошка, аист - банка (третье слово кроссворда).

    4. Игра «Слово рассыпалось» (составление слов из слогов).

    На наборное полотно выставляются карточки со слогами. Расставляя в нужном порядке слоги, детям надо составить слово. Последнее составленное слово (рука) - четвертое слово кроссворда.

        ка, пол - полка          пус, та, ка - капуста

        ва, тык - тыква          та, кар - карта

        ши, ма, на - машина     ки, сан - санки

        лот, пи - пилот          зы, му, ка - музыка

        ша, гру - груша         та, пар - парта

        ги, но - ноги            ка, ру - рука

    5. Игра «Кто здесь лишний?» (Послоговое чтение).

    Карточки,  с одной  стороны -  картинка, с другой - название, написанное печатными буквами. Карточки разложены  на полу в форме ромашки шрифтом вверх. Ребенок отрывает лепесток «ромашки», читает слово, затем переворачивает лепесток и сравнивает прочитанное с изображением на ней. Из «оторванных» лепестков рядом выкладывается другая «ромашка» иллюстрациями вверх. Дети определяют лишнее слово.  Это слово «слон» -  пятое слово кроссворда. Слова в ромашке - корова, собака, кошка, коза, слон.

    6. Игра «Шел прошлогодний снег» (анализ предложения).

    Дети стоят на ковре с закрытыми глазами. Звучит музыка. Тихо «падают» снежинки (на одной из снежинок задание). Дети находят снежинку с заданием. Задание: прочитать предложение, составленное на наборном полотне и ответить на вопросы.

    Кот сидит под столом.

        - Сколько слов в предложении?

        - Какое первое слово? второе? третье? четвертое?

        - Какое короткое слово в предложении?

        - О каком домашнем животном говорится в предложении?

    Слово «кот» - шестое слово кроссворда.

    7. Игра «Кто больше назовет слов?» (навык связного говорения).

    Логопед: Прошла зима, но она еще напоминает о  себе морозами, снегом, зиме на радость, весне - на удивление. Вспомните и назовите пословицы, поговорки, загадки  о зиме. Кто больше всех назовет, тот и впишет последнее слово кроссворда.

    В конце досуга  дети все вместе читают ключевое слово кроссворда -  «доброта».  Звучит  песня  «Доброта»  из  мультфильма «Фунтик», дети свободно двигаются по залу и подпевают мелодию.

           РАДУГА

             НОЧЬ

                БАНК

                РУКА

          СЛОН

          КОТ

       ЗИМА

    Пословицы, поговорки и загадки о зиме

    1. Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

    2. Холодная зима - жаркое лето.

    3. На морозе и старик вприпрыжку идет.

    4. Новый год - к весне поворот.

    5. Зима снежная - лето дождливое.

    6. В феврале зима с весной встречаются впервой.

    7. Февраль - месяц лютый, спрашивает: «Как обутый?»

    8. Зимою вьюги - летом ненастье.

    9. Не было бы снегу, не было бы и следу.

    10. Много снега - много хлеба.

    11. Снег на полях - хлеб в закромах.

    12. Лето собериха, зима - поедиха.

    Загадки

    1. Дел у меня немало:

    Я белым одеялом

    Всю землю укрываю,

    В лед реки убираю,

    Белю поля, дома

    Зовут меня... (зима).

    2. Снег на полях, лед на реках,

    Вьюга гуляет. Когда это бывает?  (Зима).

    3. Чтобы осень не промокла,

    Не раскисла от воды,

    Превратил он лужи в стекла,

    Сделал снежными сады.  (Мороз, зима).

    4. Одеяло белое не руками сделано.

    Не ткалось и не кроилось.

    С неба на землю свалилось.   (Снег).

    5. На землю упало пуховое одеяло.

    Лето пришло - одеяло все сошло.  (Снег).

    6. Зимой лежал, а весной в реку побежал.   (Снег).

    7. С неба звезды падают, лягут на поля.

    Пусть под ними скроется черная земля.

    Много, много звездочек, тонких, как стекло,

    Звездочки холодные, а земле - тепло.   (Снежинки).

    8. С неба - звездой, в ладошке - водой.  (Снежинки).

    9. Бел, да не сахар, ног нет, да идет.   (Снег).

    10. Он пушистый, серебристый,

    Но рукой его не тронь:

    Станет капелькою чистой,

    Как поймаешь на ладонь.   (Снег).

    11. Гуляет в поле, да не конь.

    Летает на воле, да не птица.  (Вьюга).

    12. Гуляю в поле, летаю на воле.

     Кручу, верчу, знать никого не хочу.  (Метель, вьюга).

    13. Какой это мастер на стекла нанес

    И листья, и травы, и заросли роз?   (Мороз).

    14. Старик у ворот тепло уволок.

    Сам не бежит и стоять не велит.   (Мороз).

    15. Кто поляны белит белым?

    И на стенах пишет мелом?

    Шьет пуховые перины,

    Разукрасил все витрины?   (Мороз).

    16. На дворе горой, а в избе водой.   (Лед).

    17. Без досок, без топоров

    Через речку мост готов.

    Мост, как синее стекло -

    Скользко, весело, светло!   (Лед).

    18. Рыбам зиму жить тепло -

    Крыша - тонкое стекло.   (Лед).

    19. Не снег, не лед,

    А серебром деревья уберет. (Иней).

    20. Не колючий, светло-синий,

    По кустам развешан...  (Иней).

    21. Растет она вниз головою,

    Не летом растет, а зимою.

    Но солнце ее припечет,

    Заплачет она, потечет.  (Сосулька).

    22. Детки сели на карниз

    И растут все время вниз.   (Сосулька).

    23. Висит за окошком кулек ледяной,

    Он полон капели и пахнет весной.   (Сосулька).

    5. Занятие-развлечение «Собираем урожай»

    Тема: «Наши овощи и фрукты»

    Цель: закрепить знания об овощах и фруктах.

    Ход занятия.

    1. Игра «Назови овощи и фрукты».

    а) Логопед предъявляет детям корзину с овощами со словами:

    Мы сами сажали весной огород.

    Мы сами сажали, пололи. И вот...

    Расселся, разлегся

    В большущей корзине

    И красный, и желтый,

    И черный, и синий,

    Здоровый такой

    Разноцветный народ. (Помидор, репа, редька, баклажан).

    б) Дети называют овощи из одной и фрукты из другой корзины.

    в) Логопед сообщает тему досуга.

    2. Подвижная игра «Сад и огород « (закрепление глагольной лексики).

    Дети выбирают шапочки с изображением фруктов и овощей  и становятся в круг, взявшись за руки. Водящий ребенок в центре круга.

    а) Дети идут по кругу то в одну, то в другую сторону со словами:

    Мы пришли в огород,

    Огурец здесь растет.

    Водящий ребенок (в шапочке огурца) дает команду:

    Приседай, приседай,

    С грядки огурец срывай.

    Дети приседают, имитируют движение по заданию водящего. Водящий меняется, меняется и следующее задание.  Например, морковку из грядки выдергивай.

    б) А теперь мы в сад пойдем,

    Мы там яблоки нарвем.

    На носочки вставай,

    Прямо с дерева срывай.

    3. Пантомима «Репка».

    Роли выбирают дети по желанию  или их распределяет логопед. Пантомиму можно повторить с другим составом участников.

    4. Подвижная игра-эстафета «Поможем маме приготовить обед».

    Играют две команды. В корзине натуральные овощи и фрукты или муляжи: капуста, лук, чеснок, морковь, свекла, картошка, петрушка, яблоко, груша, банан, лимон, ананас, апельсин, мандарин.

    «Мама пришла с рынка,  в корзине овощи и фрукты.  Решила приготовить  обед: сварить борщ и компот. Необходимо разложить их так, чтобы в одной кастрюле можно было варить борщ, а в другой компот»

    5. Сценки-шутки, подготовленные заранее.

    а) Белка: Почему ты, зайчик, грустный?

    Зайчонок: Потерял кочан капусты.

    - А какой?

    - Вот такой... Круглый, белый  и большой.

    - Ну-ка, зайка-шалунишка,

    Дай потрогать животишко!

    Он тугой, как барабан!

    - Значит, съел я свой кочан. И  забыл.

    б) Мама: Где же яблоко, Андрюша?

    Андрюша: Яблоко давно я скушал.

    - Ты не мыл его, похоже?

    - Я с него очистил кожу.

    - Молодец ты стал какой.

    - Я давно уже такой.

    - А куда очистки дел?

    - Я очистки тоже съел!

    6. Конкурс загадок.

    а) Вспомнить и загадать загадки об овощах и фруктах.

    б) Составить загадку-описание.

    7. Подвижная игра «Собираем урожай».

    Играют 2 команды. Первые участники собирают, например, бананы. Результат  каждого  участника подсчитывается хором. Вторые участники собирают морковки.

    8. Игра «Выбираю сок».

    Дети долго играли, дети очень устали.

    В группу спешат, соки пить хотят.

    Дети выбирают пластмассовые стаканчики, в которые вложены закладки с изображением фруктов и овощей и называют, какой сок они выбрали.

    Дети дают разные варианты ответов: Я люблю яблочный сок, он сладкий. Я выбрал морковный сок. Больше всего мне нравится грушевый сок.

    Подведение итогов. Объявление команды-победителя.

    6. Занятие «Придумывание сказки «Как зайчонок торопился на Новогоднюю елку»

    Тема: «Грамматический строй речи»

    Цель: развитие грамматического строя речи.

    Воспитатель по заданию логопеда повторяет с детьми названия диких животных наших лесов, составляя рассказы-описания лисы, зайца, волка, белки, лося с использованием глагольной лексики: подкрадывается, выслеживает, петляет, ломится через кусты и т. д.

    Необходимый для описания повадок, характеров диких животных словарь прилагательных: юркая, проворная, неуклюжий, свирепый и т.д. также повторяется воспитателем.

    Вспомнить необходимо и загадки, и пословицы, и поговорки по данной теме:

    Хозяин лесной просыпается весной,

    А зимой под вьюжный вой

    Спит в избушке снеговой.        (Медведь).

    Хожу в пушистой шубке,

    Живу в густом лесу,                                  

    В дупле на старом дубе

    Орешки я грызу.                     (Белка).

    Колючий недотрога живет в глуши лесной,

    Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёж).

    Хвост пушистый, Мех золотистый,

    В лесу живет, В деревне кур крадет. (Лиса).

    Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец.

    Ходит смело и легко,

    Рога раскинув широко.     (Лось).

    Кто зимой холодной                                                      

    В лесу бродит злой, голодный? (Волк).

    Пословицы и поговорки.

    За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.

    У страха глаза велики.

    Шила в мешке не утаишь.

    Старый друг лучше новых двух.

    Нет друга - ищи, а найдешь - береги.

    Труслив, как заяц.

    Хитрый, как лиса.

    Свирепый, как волк.

    Маленький, да удаленький.

    На занятии с логопедом дети пересказывают рассказ со зрительной опорой «Как медведь сам себя напугал» (Н. Сладкое).

    4.  На занятии дети придумывают сказку «Как зайчонок торопился на Новогоднюю елку». Детям предлагается определить характер сказки, кто из действующих персонажей будет чинить препятствия зайчонку, кто будет ему помогать, как добро, в конце концов, победит зло, как зайчонок простит хитрого лисенка, свирепого волчонка и попросит Деда Мороза дать и им подарки и пригласить их в общий дружный хоровод.

    Далее на занятии дети иллюстрируют сказку своими рисунками.

    Работа над сказкой заканчивается изготовлением книжки.

    Дети получают задание рассказать сказку родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам.

    Сказку предлагается инсценировать.

    Показ инсценировки сказки детям младшей группы.

    Использование материала отработанной сказки в представлениях кукольного театра.

    7. Занятие «Описание предметов»

    Тема: Предметы

    Цель: умение правильно описать предметы, развитие грамматического строя речи.

    Игра «Посмотри, что я вижу». Логопед садится с каждым ребенком перед окном и начинает беседовать с ним о том, что вы видите за окном. Он спрашивает: «Что ты видишь во дворе?». Что бы он вам не ответил, обратитесь к нему с другим вопросом. Например, если ребенок произнесет слово «машина», спросите: «Где едет машина?» Постоянно старайтесь поддерживать у ребенка желание разговаривать.

    Игра «У кого какой предмет». Положите перед ребёнком 2-3 пары картинок и объясните: «На каждой паре картинок нарисованы одинаковые по названию предметы: рубашки, рыбки, фартучки. Но предметы чем-то отличаются друг от друга. Сейчас будем про них рассказывать. Про один предмет буду рассказывать я, про другой  ты. Рассказывать будем по очереди. Если я назову цвет своего предмета, то и ты должен назвать только цвет; если я скажу, какой формы у меня предмет, то и ты должен определить форму предмета».

    Например:
         Логопед: на моей картинке  рубашка

    Ребенок: на моей тоже рубашка

    Логопед: у меня рубашка с длинными рукавами

    Ребенок: у меня рубашка с короткими рукавами

    Логопед: моя рубашка клетчатая

    Ребенок: а моя полосатая

    Логопед: у рубашки один карман, расположенный на левой стороне груди

    Ребенок: у рубашки два кармана, расположенных снизу.

    Аналогично проводится сравнение других предметов. При повторном  упражнении ребёнок  может сравнивать однородные предметы самостоятельно.

    Игра «Картинки-загадки». Из группы детей выбирается один, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Ведущий берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии. Следующим ведущим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.

    Игра «Зоопарк». Игра проводится по парам. Дети садятся в круг, получая по картинке, не показывая их друг другу. Каждый должен описать свое животное, не называя его, по такому плану:

    1. Внешний вид;

    2. Чем питается.

    Другой ребенок отгадывает.

    8. Занятие «Работа над фразовой речью»

    Тема: «Мы хорошо говорим»

    Цель: Развитие фразовой речи.

    Игра «Что ты любишь?». Логопед сообщает детям: «Сегодня к нам в гости прилетел Карлсон. Вы все помните, какой он сладкоежка. Он вам расскажет, что он любит и вас расспросит. А вы не зевайте, ему дружно отвечайте».

    «Я люблю хлеб с вареньем, а вы?»;

    «Я люблю пирог с черникой, а вы?»

    «Я люблю играть с мячом, ну а вы?»

    Дети поочередно отвечают: «Я люблю хлеб с сыром, с колбасой, с маслом » и т.д.

    Игра с пингвиненком. Перед началом занятия мы посмотрели мультфильм о пингвинах, поговорили о них,  выяснили, что это птицы. Логопед сообщает детям: «К нам в гости пришел пингвиненок, посмотреть, как вы здесь умеете играть, ведь он сам очень любит играть. Он хочет  с вами поиграть в прятки». Дети прячутся в комнате. Логопед, или водящий вместе с пингвиненком  ищет, а когда находит ребенка, говорит: «Оля спряталась за стул», «Саша спрятался за шкаф, за дверь» и т.д. каждый ребенок по очереди.

    Игра с Петрушкой. Логопед сообщает детям: « К нам сегодня в гости пришел Петрушка. Он хочет поиграть с вами. Петрушка будет прятаться, а вы его ищите». Логопед прячет Петрушку. Дети отыскивают его и говорят: «Петрушка на стуле. Петрушка в шкафу. Петрушка на полке» и т.д.

    Игра «Угадай». Дети сидят полукругом. На столе перед ними лежат овощи (помидор, огурец, морковь), на другой тарелке фрукты (яблоко, груша, лимон). Сначала мы уточнили, что лежит перед детьми, затем нарезали на кусочки, по числу детей. Далее одному из детей предлагалось закрыть глаза, а у других детей спрашивали: «Овощи или фрукты?». Так по очереди дети подходили к столу и клали в рот кусочек яблока, груши и т.д. Ребенок должен сказать, что он съел: «Я съел лимон», «Я съел грушу» и т.д.

    Игра  «Домик». Дети усаживаются или становятся возле стульчиков, расположенных по кругу на равном расстоянии друг от друга, запоминают каждый свой стульчик – «домик». Логопед по очереди задает вопросы.

    Вопрос. Кто сидит у окна?

    Ответ. Я сижу около окна.

    Вопрос. Где твой домик?

    Ответ. Мой домик у двери. И т.д.  

    Затем по сигналу логопеда дети начинают движение по кругу или внутри него, стараясь не задеть, друг друга. По сигналу «Бегите домой!» дети бегут к своим «домикам». Тот, кто безошибочно нашел свой «домик», считается победителем.

    Подобную игру мы повторяли несколько раз, каждый раз, меняя «домики» так, чтобы для указания местоположения «домиков» дети могли использовать разные предлоги.

    Игра «Что будет, если…». Логопед задает вопрос - ребенок отвечает.

    «Что будет, если я встану ногами в лужу?»;

    «Что будет, если в ванну с водой упадет мячик? Палка? Полотенце? Котенок? Камень?» и так далее. Затем меняйтесь ролями.

    Игра «Веселый попугайчик». Логопед проговаривает слоговые ряды. Детям говорят: «Вы - веселые попугайчики, а попугайчики повторяют каждое слово. Сможете ли вы повторить за мной каждое слово? Будьте внимательны».

    Дети и логопед сидят друг против друга за столом. По команде 1 ребенок начинает повторять слоги:

    а) одинаковые - ра-ра-ра;

    б) со сменой темпа (медленно - быстро) - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра-ра - ра-ра-ра - ра-ра-ра; ра-ра-ра-ра;

    в) с наращиванием ряда - па - па-па - па-па-па - па-па-па-па – па-па-па-па-па.

    Необходимо следить за достижением координации голоса.

    Игра «Телеграф». Дети становятся в ряд, логопед впереди. Он дает телеграмму: «Слоненок заболел» ребенку стоящему за ним. Юный телеграфист передает данную телеграмму следующему и т.д. пока телеграмма не дойдет до последнего игрока. Далее последний ребенок становится впереди ряда и также передает телеграмму. Затем количество слов в предложении увеличивается.

    Игра «Кто что ест». Логопед рассказывает детям стишок:

    «Мед едят пчелки, травку - коровы.

    Ешьте как следует, будьте здоровы,

    «Это так вкусно!» - скажем им мы

    А мы с тобой что на завтрак съедим?»

    Поговорите о том, что вы едите на завтрак. Повторите стишок, начав его с имени ребенка. Придумайте что-нибудь еще в том же духе.

    Разговор о разных животных и о том, что они едят.

    9. Занятие «Составление предложения по картинкам»

    Тема: Я расскажу обо всем, что вижу.

    Цель: Развитие грамматического строя речи.

    Игра «Кто? Что?».  Логопед перемешивает  картинки и складывает в стопку. Берет по одной карточке и спрашивает у детей, что изображено на рисунке. Ребенок должен описать картинку: назвать изображенный предмет, сказать, что он знает об этом предмете (чем больше предложений скажет ребенок, тем лучше). Если ребенок затрудняется, логопед задает ему наводящие вопросы. Не настаиваете на продолжении, если ребенок исчерпал свои знания (или фантазию) по какой-нибудь картинке. Игра должна быть, в первую очередь, непринужденной.

    Игра «Сочиняем рассказ». Возьмите все карточки, перемешайте, выложите на стол стопкой картинками вниз. Первый игрок берет одну карточку и придумывает начало рассказа «Однажды…». Остальные слушают и запоминают. Затем следующий игрок снимает следующую карточку, кладет ее справа от первой и продолжает придумывать рассказ. Затем вступает в игру следующий и так далее.  Каждый игрок может сказать одно предложение. Игра продолжается до тех пор, пока не обойдет всех игроков (если их много).

    Упражнение по картинкам и фотографиям из журнала. Логопед с детьми придумывает имена людям на картинке, их профессию, где и как они живут, что любят. Картинки с животными тоже подойдут для обсуждения.

    Игра «Разговорчики». Картинки с животными. Логопед задает вопрос: «Где живет этот зверь, чем питается, как зовут детенышей, когда спит?». Обсуждаем и описываем предметы, активно используя прилагательные и предлоги, вспоминаем уменьшительно-ласкательные имена (зайчик, зайка, заинька) и сказочные эпитеты (серенький, попрыгайчик, трусишка).

    Игра «Продолжаем предложение». Требуются сюжетные картинки. Логопед начинает сложное предложение, ребенок продолжает.

    Например:
    Наш корабль выплыл в открытое море и тут….

    Путешественники разбили лагерь на берегу реки и увидели…

    Принцесса неожиданно проснулась, потому что…

    Карлсон не смог прилететь в этот день, ему пришлось…

    10. Занятие «Составление связного рассказа по серии картинок»

    Тема: Рассказы

    Цель: развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.

    Игра «Узнавание предмета по его описанию». Детям предлагаются 2 загадки, связанные с содержанием картинок серии; упражнение на отгадывание загадок сопровождается дополнительными вопросами педагога.

    Загадка о яблоке: «Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые и маленькие дети».

    Вопросы: Скажите, ребята, где растут яблоки? Как называется дерево, на котором растут яблоки? (при повторении вопроса: «Где растут яблоки?» - дается инструкция отвечать полным ответом. По цепочке повторяется словоформа «на яблоне».)

    Загадка о ежике: «Под соснами, под елками бежит клубок с иголками».

    Вопросы: «Кто скажет, где живет еж?»

    Упражнение «Разбор содержания картинок». Логопед: «Ребята, сегодня мы будем рассматривать картинки, где изображен случай, который произошел с одним ежиком». Проводится разбор содержания картин в вопросно-ответной форме.

    Вопросы к картинкам:

        1-я картинка

    Что вы видите на этой картине?

    Какие деревья здесь растут?

    Как называется место, где растут яблони? (при затруднении дается подсказка: «Это слово начинается со звука С»).

    Кто изображен на картинке?

    При этом одновременно осуществляется дифференциация вопросов с вопросительными словами «кто» и «что».

    Что делает ежик? Что он делает с яблоками?

    Актуализируются слова: «собирает», «сгребает», «куча», «кучка». В случае необходимости указанные слова воспроизводятся по подсказу начального слога.

          2-я картинка

    Что сделал ежик? Куда залез ежик? (на дерево?);

    Где лежат яблоки? (под деревом);

    Где сидит ежик? (на дереве).

    (Дети упражняются в словоизменении на основе слов «дерево» и «яблоня». Для закрепления указанных словоформ используется хоровое проговаривание и произнесение слова по цепочке.)

          3-я картинка

    Что сделал ежик? Как прыгнул (упал) ежик? (Вводятся словоформы – «на спину», «спиной вниз».)

    Куда упал ежик? (на яблоки).

          4-я картинка

    Что изображено на этой картинке? Куда пошел ежик? (Вводятся слова «наколоты», «нанизаны»,  которые отрабатываются в послоговом, а затем в слитном произнесении.)

    В заключение дается ряд общих вопросов:

    «Почему яблоки лежат на земле?» (Внимание акцентируется на слове «созрели».)

    Какое время года здесь изображено? Когда созревают яблоки? (в конце лета, в начале осени). Указанные словосочетания закрепляются в развёрнутых фразах-ответах, например: Яблоки созревают в конце лета.

    Игра «Сочини предложение». Логопед предлагает детям 2 картинки, на которых изображены предметы. Дети садятся полукругом, и по очереди каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит названия двух задуманных предметов. Затем показываются два других предмета, и снова по кругу дети придумывают новые предложения.

            



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация на тему "Влияние игры на развитие произвольности у детей старшего дошкольного возраста"

    Большое место в жизни детей занимают игры с правилом. Они возникают из ролевых игр с воображаемой ситуацией. Для игр с правилом характерно, что их содержанием является не роль и не игровая ситуация, а...

    Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

    Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

    Консультация для родителей "Игры для развития фонематического слуха детей старшего дошкольного возраста"

    Рекомендованы  игры для развития фонематияческого  слуха детей старшего дошкольного возраста,  в которые можно играть дома....

    Игры на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста

    Игры на развитие креативности у детей старшего дошкольного возраста...

    Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста

    Игры направлены на развитие грамматического строя речи, помогают ребенку в активизации речи, обогащению словаря. Формируют познавательные и речевые способности, навык составления описательных рассказо...

    Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Игра «Повторяй за мной».Цель: развитие активного произвольного внимания.Содержание: дети,...