Развитие воображения, фантазии и речего творчества у детей дошкольного возраста
статья по развитию речи

Урядникова Ольга Александровна

В статье даны основные направления и приёмы работы по развитию воображения, фантазии и речевого творчества у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие воображения, фантазии и речевого творчества у детей дошкольного возраста

«Воображение важнее знания, ибо знание ограничено. Воображение же охватывает всё на свете, стимулирует прогресс и является источником его эволюции».http://new.stihi.ru/pics/2016/08/13/2594.jpg

Альберт Энштейн

Такие известные учёные как Давид Ландау, Нильс Бор и Альберт Энштейн справедливо считали, что в науке воображение и мышление в тысячу раз важнее знаний.

Воображение - психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем переработки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Фантазия - разновидность творческого воображения - ситуация, представляемая человеком, не соответствующая в реальности, но выражающая его желания. Фантазия - нереальное сочетание реальных элементов.

Джой Пол Гилфорд вместо понятия «воображение» использовал термин «дивергентное мышление». Он означает порождение новых идей с целью самовыражения человека.

Знакомя малыша с миром, открывая ему новые знания и опыт, мы создаём условия для активного развития воображения. Новую информацию и полученный опыт ребёнок будет использовать в своей творческой деятельности.

Основные направления работы по развитию воображения у детей

 младшего дошкольного возраста

  • Чтение сказок и рассказов. Дочитав сказку до определённого момента, отложите книгу, позволив малышу вообразить развитие дальнейших событий. Пусть кроха попытается высказать свои догадки и подумать, чем может закончиться сюжет.
  • Наблюдение за людьми, природой. Попробуйте с малышом поразмышлять, как могли бы звать мальчика, который идёт навстречу, что он любит, какая у него семья.
  • Сюжетно-ролевые игры. Играя в такие игры, как «Магазин», «Доктор», «Автобус», «Парикмахерская», «Стройка» малыши стимулируют развитие своего воображения, придумывая всё время новые сценарии.
  • Драматизация. Проигрывая знакомые народные сказки, изменяйте ход сюжета, вводя новых героев и меняя концовку.
  • Приобщение к прекрасному. Включая ребёнку с раннего детства красивую музыку и показывая иллюстрации, пробуйте совместно обсуждать их, воображая целые истории, подсказанные сюжетом.
  • Конструирование. Создание из мозаики, кубиков и различных видов конструктора построек сначала по образцу, а потом по собственному замыслу ребёнка.
  • Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация, раскрашивание, поделки из природного материала по собственному замыслу ребёнка.
  • Придумывание историй, сказок, сочинение стихотворений.
  • Используйте метод Леонардо да Винчи. Гений смотрел на облака и представлял, на что они могут быть похожи.

       http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2015/01/Zamok-iz-oblakov.jpg http://s1.favim.com/orig/150727/art-awesome-cinderella-cloud-Favim.com-3016331.jpg

Основные направления работы по развитию воображения у детей

 старшего дошкольного возраста

Основные виды деятельности, в которых ребёнок старшего дошкольного возраста может активно развивать воображение:

  1. Игра.
  2. Конструирование.
  3. Изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка, раскрашивание, поделки из природного материала).
  4. Чтение художественной литературы.

Приёмы развития воображения и речевого творчества  у детей
старшего дошкольного возраста

  •  «Закончи предложение»:
  • Саша прибежал домой голодный, как …
  • Арбуз был сладкий, как …
  • Дима прибежал с прогулки грязный, как …
  • В комнате кто-то топал, как …
  • Зимой вьюга воет, как …
  • Коля от стыда покраснел, как …
  • Миша от радости запрыгал, как …
  • Крапива жжётся, как …
  • Воспитательница была добрая, как …
  • «У окна». Попросите ребёнка объяснить, почему девочка, посмотрев в окно, сказала:
  • Ну и ливень был!
  • Наступила настоящая осень.
  • Ударил сильный мороз.
  • Наши соседи любят свой двор.
  • «Разные причины». Спросите у дошкольника о возможных причинах следующих явлений:
  • дым на лестнице;
  • вода на полу в ванной;
  • масляное пятно на стене;
  • ожог на руке;
  • смех воспитателя.
  • «Переменчивое настроение». Покажите картинки или фотографии детей, назовите их настроение (радость, грусть, удивление, испуг). Попросите придумать и рассказать истории, которые могли бы вызвать подобное состояние.
  • «Изобретатель». Попросите придумать как можно больше способов применения известных предметов: кирпич, палка, ведро, магнит, зеркало и т.д. Это упражнение часто используют в качестве теста на уровень развития дивергентного мышления.
  • «Предмет выручалка». Пофантазируйте, как изменилась бы сказка, если у героев появились бы новые предметы:
  • У Буратино мобильный телефон;
  • У Красной шапочки – газовый баллончик;
  • У стойкого оловянного солдатика – огнетушитель.
  • «Сказка наоборот». Назовите ребёнку любую известную ему сказку. Пусть он расскажет её так, чтобы всё было наоборот: например, заяц гонится за лисой, мальчик-с-пальчик стал величиной со слона и т. д.
  • «Фантастическое животное». Предложите дошкольнику нарисовать животное, которого в природе не существует. Попросите придумать сказку о нем.
  •  «Волшебники».           Без предварительной беседы предложите ребёнку с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебников. Далее попросите придумать, что совершил злой волшебник и как его победил добрый.
  • «В лесной школе». Расскажите, что в лесной школе учатся разные зверята, у некоторых из них есть прозвища. Попросите детей подумать и объяснить, за какие поступки зверята получили такие прозвища:
  • Зайка-зазнайка;
  • Енот-всё наоборот;
  • Куница-обидеть мастерица.
  •  «Большой фантазёр». Расскажите выдуманную историю  и предоставьте возможность ребёнку доказать, то что в жизни такого случиться не может.
  • «Сладкая парочка». Попросите придумать сказку, в которой встретились бы:
  • Колобок и Красная Шапочка;
  • Баба Яга и Карлсон;
  • Снежная королева и огнедышащий дракон.
  • «Придумай историю для пословицы». Предложите объяснить кто, кому и в какой жизненной ситуации может сказать пословицы:
  • Хочешь есть калачи – не сиди на печи.
  • Не зная броду, не суйся в воду.
  • За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь.
  • Кто вчера солгал, тому, и завтра не поверят.
  •  «О чем рассказала музыка?».       Предложите малышу  прослушать классическую музыку, закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.
  • Озвучка мультфильмов. Предложите вместе озвучить по ролям сначала знакомый мультфильм,  потом  мультфильм, который ребёнок  видит впервые.

Советы, которые помогут сделать развитие творческого воображения

более эффективным:

  1. Используйте больше наглядных примеров. Рассказывая о дальних странах или волшебных героях, показывайте красочные изображения.
  2. Находите реквизит. Изображая с ребёнком каких-то персонажей или готовясь к представлению домашнего театра, найдите дома элементы, которые помогут лучше вжиться в образ. Так ребёнку будет интересней.
  3. Позволяйте небольшой творческий беспорядок. Старайтесь не прерывать творческий полёт воображения ребёнка.
  4. Хвалите за оригинальность. Отмечайте положительные моменты, которые ребёнок проявляет в игре и при занятии творчеством.

 5. Слушайте с удовольствием. Всё, что малыш придумывает, рассказывает – выслушивайте внимательно, с радостью. Поддерживайте детский порыв к творчеству, фантазии, и он станет настоящей творческой личностью.

При подготовке статьи были использованы материалы следующих авторов: Ткаченко Т.А, Акименко В.М., Кузнецова А.Е., Пожиленко Е.А., а так же различные интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс для педагогов Тема: «Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста»

Цель: познакомится с приёмами направленными на развитие фантазии и словесного творчества, способствующими совершенствованию связной речи».Задачи:• Активизировать знания педагогов о значимости ра...

Развитие воображения в процессе восприятия музыки у детей дошкольного возраста с ТНР.

Правильно подобранный музыкальный материал (в работе по всем видам музыкальной деятельности)позволяет решить задачи музыкального развития и коррекции детей с нарушением речи....

Семинар-практикум на тему: "Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста"

Овладение связной устной речью, развитие фантазии, воображения и способности к литературному творчеству составляет важнейшее условие качественной подготовки к школе. Важной составной частью этой работ...

Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей дошкольного возраста

Развитие фантазии у детей происходит в дошкольном возрасте, а активное ее развитие начинается после 2,5-3 лет, но до этого возраста идет пока что подготовка. Насколько у ребенка будет развито воображе...