Мастер-класс «Насущность использования традиционных подходов в коммуникативном развитии детей до 3-х лет на примере педагогического кейса «Пальчиковые игры»
материал по развитию речи (младшая группа)

Буромских Светлана Алексеевна

 Задачи мастер-класса:

1.  Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковых игр.

2.  Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3.  Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_palchikovye_igry.docx22.76 КБ

Предварительный просмотр:

«Насущность использования традиционных подходов в коммуникативном развитии детей до 3-х лет на примере педагогического кейса «Пальчиковые   игры»

Цель мастер-класса:

Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковых игр в работе с детьми младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.  Познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования пальчиковых игр.

2.  Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3.  Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Исследования физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Доказано, что и мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука.

 «Пальчиковые игры» всегда были одной из приемлемых и эффективных  средств для  коммуникативного развития детей с раннего возраста.  Такие пальчиковые игры как «Сорока - ворона», «Это пальчик», «Водичка-водичка», являются классикой и с самого рождения  ребенка,  родители ими успешно пользовались и пользуются.

В настоящее время актуальность этих игр заключаются в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи. Пальчиковые игры и упражнения, пальчиковые разминки способствуют развитию речи детей дошкольного возраста.

Пальчиковые игры очень разнообразны, поэтому их можно классифицировать на несколько видов.

Сейчас я расскажу Вам более подробно о каждом из них.

- Пальчиковые игры с предметами (игры с прищепками, с крышками, мозаика, игры с пуговицами, шнуровка, лепка, рисование на песке)

- Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением;

- Игры - манипуляции;

- Пальчиковые игры на основе сказок

Позвольте привести несколько примеров пальчиковых игр, которые я использую в работе с детьми.

Первый вид - пальчиковые игры с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов будем  использовать  прищепки, пластилин, крышки от бутылок

Предлагаю Вам ряд игр и упражнений с такими предметами.

Игры с прищепками «Солнышко»

Цель: развитие мелкой моторики, развитие сенсорного восприятия, развитие геометрических форм – круг, развитие логического мышления.

          Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

С одной стороны, солнышко грустное, с другой стороны веселое (изучаем эмоции).

Наше солнышко грустное. Оно потеряло свои лучики, а давайте подарим солнышку лучики, и оно улыбнется!

- Молодцы! Как радуется наше солнышко!

- Кажется, солнышко устало. Ему пора спать! Давайте снимем лучики у солнышка и пожелаем спокойной ночи!

Игры с пластилином

 «Грибок»

Пластилин мы в руки взяли, Много шариков скатали,

Прилепили на листок, Получился тут грибок.

Игры с пробками от бутылок

Берем две крышечки ложем резьбой вверх – это лыжи. Дети ставят в крышечки пальчики. Двигаемся на «лыжах»

«Мы едим на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы снежной зимы»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

"Пальчиковый твистер

Эта замечательная игра способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность головного мозга; развивает психические процессы: внимание, память, мышление, воображение; развивает тактильную чувствительность; снимает тревожность. Также при этом закрепляем знания названий пальчиков и цвет.

Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением: они побуждают детей к творчеству, в стихотворной форме они запоминаются быстрее. Дети могут проговаривать и выполнять движения пальчиками, как в свободное время, так и на прогулке.

«Апельсин»

Мы делили апельсин (кулачок- «апельсин» перед собой.)

Много нас (левая рука растопырена — это «мы».)

А он один (взгляд переводим на кулачок.)

Эта долька для котят (отгибаем один пальчик.)

Эта долька для утят (отгибаем другой пальчик.)

Эта долька для ужа (отгибаем третий пальчик.)

Эта долька для чижа (отгибаем четвертый пальчик.)

Эта долька для бобра (отгибаем пятый пальчик.)

А для волка кожура (встряхиваем кистью с расслабленными пальцами, словно кожурой.) Разозлился волк — беда.

Разбегайтесь кто куда (руки прячем за спину.)

Пальчиковые игрушки-тантамарески – это фигурки из бумаги или картона, с вырезанными в них прорезями для пальчиков, чтобы оживить фигурку.

Игрушки – тантамарески – прекрасное дидактическое пособие, которое способствуют овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга; развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Использование игрушек: инсценирование стихов и потешек; рассказывание сказок, историй собственного сочинения; театральные игры; игры-импровизации и другие игры.

«Пальчиковые шаги» — это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Они интересны не только своим содержанием, но и возможностью экспериментировать, фантазировать, придумывать новые варианты работы.

ИГРЫ-МАНИПУЛЯЦИИ

Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

«Этот пальчик»

Этот пальчик маленький, (загибаем мизинец)

Этот пальчик слабенький (загибаем безымянный палец)

Этот пальчик длинный, (загибаем средний палец)

Этот пальчик сильный, (загибаем указательный палец)

Ну а этот толстячок, (загибаем большой палец)

А все вместе — кулачок! (покрутить кулачком)

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ НА ОСНОВЕ СКАЗОК

Такие комплексы пальчиковых игр позволяют повысить общий тонус, развивают внимание и память, снимают психоэмоциональное напряжение. В работе с детьми можно использовать готовый пальчиковый театр или самим его нарисовать.

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

Три медведя, Теремок,

Колобок - румяный бок!

Репку мы не забываем,

Знаем Волка и козлят

- Этим сказкам каждый рад!

Пальчиковый театр — это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет занять, роль любого героя. Ребенок может одеть персонажа себе на пальчик, и поиграть. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук, помогают освоить речь персонажей, помогают развивать словарный запас и активизируют речевые функции.

Мой опыт показывает, что участие детей в театрализованных играх благоприятно влияет на обогащение словаря детей, на развитие речевых способностей и на развитие мелкой моторики. Ребята принимают активное участие в показе пальчикового спектакля друг другу (работа в парах, в группах, где они учатся работать в коллективе.

Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.

В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.

«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.

«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.

«Гуси щиплют травку» – пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.

Рефлексия.

Хочу закончить наш мастер – класс словами Сухомлинского:

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке. Тем умнее ребенок».

Буду рада, если данные методы вы будете использовать в своей работе. Желаю всем творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: Насущность использования традиционных подходов в коммуникативном развитии детей до 3-х лет на примере педагогического кейса «Пальчиковые игры»

Цель мастер-класса:Повышение профессиональной компетентности воспитателей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми дошкольного возраста.Задачи:1.  Познакомить участников мастер-к...

Мастер-класс для педагогов "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего дошкольного возраста" 2020 г.

20 февраля 2020 года Шершнева ангелина валерьевна провела для педагогов МДОУ № 56 мастер-класс на тему "Использование технологии "Синквейн" в речевом развитии детей среднего и старшего ...

Мастер – класс для родителей «Использование палочек Кюизенера в математическом развитии детей дошкольного возраста».

Данный материал использовала на родительском собрании, где родители сами могли поиграть и почувствовать себя детьми....

Доклад мастер - класса по теме «Использование логоритмических упражнений для всестороннего развития детей» в подготовительной к школе группе.

Доклад мастер - классапо теме «Использование логоритмических  упражнений для всестороннего развития детей»в подготовительной к школе группе...

Мастер – класс на тему «Использование магнитного конструктора в познавательном развитии детей»

Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования требуют от практиков решать образовательные задачи в процессе совместной деятельности ребенка с взрослым, в ходе режимных ...

Методическая разработка мастер-класса с педагогами "Использование традиционных и нетрадиционных методов развития мелкой моторики

С помощью волшебной палочки педагоги "превращаются" в детей и в игровой форме знакомятся с традиционными и нетрадиционными методами развития мелкой моторики рук....