Главные вкладки

    Консультация для родителей «Игры по развитию речи, которые могут использовать родители в домашних условиях».
    консультация (средняя группа)

    Игры на развитие звуковой культуры речи, на развитие речевого дыхания, на развитие грамматического строя речи, игры на расширение и активизацию словарного запаса.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 329 комбинированного вида»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РОДИТЕЛИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

                                Бабанина Ольга Леонидовна

                                                         воспитатель I квалификационной категории

    Новосибирск – 2020 г.

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    «ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ РОДИТЕЛИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ»

    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

    «ГРОМКО — ТИХО»

    Цель: учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.

    Ход игры: взрослый показывает 2 машины и говорит: «Когда едет большая машина, она подает сигнал громко: «би-би». Как подает сигнал большая машина?» Дети громко произносят: «би-би». Взрослый продолжает: «А маленькая машина сигналит тихо: «би-би». Как сигналит маленькая машина?» Дети тихо произносят: «би-би». Взрослый убирает обе машины и говорит: «Сейчас будьте внимательны. Как только поедет машина, вы должны дать сигнал, не ошибитесь, большая машина сигналит громко, а маленькая - тихо».

    Аналогично обыгрываются остальные игрушки.

     

    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

    «ТЕПЛОЕ И ХОЛОДНОЕ ДЫХАНИЕ»

    Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц.

    Ход игры: взрослый объясняет и показывает, как делать горячий и холодный воздух при выдохе: «Надо набрать побольше воздуха через нос, сделать губы трубочкой и выдуть воздух на ладошку – пойдет холодный воздух. А если еще раз набрать воздух и выдохнуть его с широко раскрытым ртом, то нашей ладошке станет тепло». Несколько раз повторите упражнение.

    «МЫ ПОДУЕМ ВЫСОКО…»

    Цель: формирование правильного речевого дыхания, активизация губных мышц.

    Ход игры: ребенок выполняет игровые действия согласно словам стихотворения.

    Мы подуем высоко, (поднимаются на носочки, руки на поясе и дуют)

    Мы подуем низко, (приседают на корточки и дуют)

    Мы подуем далеко, (встают, руки на пояс, дуют, сложив губы трубочкой,

                                        вытягивая голову вперед)

    Мы подуем близко, (подносят ладонь к лицу и дуют на ладонь)

    «ПЕРЫШКО, ЛЕТИ!»

    Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц. 
                Ход игры: подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.

     «ЛЕТЯТ СНЕЖИНКИ»

    Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
    Ход игры: взрослый раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает ребенку про зиму.
    - Представь, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
    Взрослый показывает, как дуть на вату, ребенок повторяет. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.        

    «ЗВУКИ ВОКРУГ НАС»

    Цель: развитие правильного речевого дыхания – пропевание на одном выдохе гласных звуков А, О, У, Ы.

    Ход игры: взрослый предлагает ребенку поиграть в такую игру. В мире вокруг нас слышатся самые разные звуки. Как малыш плачет? «А-А-А!» А как вздыхает медвежонок, когда у него зуб болит? «О-О-О!» Самолет в небе гудит: «У-У-У!» А пароход на реке гудит: «Ы-Ы-Ы»! Повторяй за мной. Взрослый обращает внимание ребенка на то, что произносить каждый звук следует долго, на одном выдохе.

    «ЗМЕЙКА»

    Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ш.

    Ход игры: предложите малышу поиграть в змей. Игра проводится на ковре.

       – Давай поиграем в змей! Вылезли змейки из нор и греются на солнышке. Змеи шипят: «Ш-Ш-Ш!». Напомните малышу, что следует вдохнуть побольше воздуха и шипеть долго. Во время длительного произнесения звука Ш добирать воздух нельзя.

    «НАСОС»

    Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука С.

    Ход игры: предложите малышу поиграть в насос. Игра проводится на полу и сопровождается движениями, имитирующими накачивание колеса при помощи насоса.

       – Ты любишь кататься на велосипеде? А на машине? Все любят. Но иногда колеса у машин и велосипедов прокалываются и сдуваются. Давай возьмем насос и накачаем колеса – вот так! «С-С-С» – работают насосы! Взрослый показывает движения насоса и объясняет, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока насос работает, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук С. Добирать воздух во время произнесения звука нельзя. Насос может продолжать работать после паузы, когда ребенок сделает следующий вдох. Необходимо следить, чтобы во время игры ребенок не перенапрягался.

    «СДУЙ ШАРИК»

    Цель: развитие правильного речевого дыхания – длительное произнесение на одном выдохе согласного звука Ф.

    Ход игры: предложите малышу поиграть в такую игру: стоя на ковре, расставьте руки широко в стороны – получился шар, затем произносите длительно звук Ф, одновременно сводя руки перед собой – шарик сдувается. В конце обнимите себя за плечи – шарик сдулся.

       – Давай поиграем в шарики! Разведи руки в стороны – вот так! Вот какие большие шары получились. Вдруг в шарике образовалась маленькая дырочка, и он стал сдуваться... Воздух выходит из шарика: Ф-Ф-Ф! Сдулся шарик! Напомните малышу, что следует вдохнуть побольше воздуха, пока шарик надут, а затем постепенно плавно выдыхать его, произнося звук Ф. Добирать воздух нельзя.


    ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ

    «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»

    Цель: учить детей образовывать существительные родительного падежа единственного числа.

    Оборудование: сюжетная картинка, цветные картинки в любом количестве.

    Ход игры: перед ребенком лежит сюжетная картинка, например «В гостях у Чебурашки». Сказочный герой Муравей приходит в гости к Чебурашке с подарками. Ребенок раскладывает подарки по комнате. Ребенок перечисляет их, рассматривает. Затем дается время на запоминание ребенку. После этого предлагается закрыть ребенку глаза. В это время взрослый убирает одну картинку или переворачивает ее дном вверх. Задает ребенку вопрос: «Чего не стало? ». Ребенок открывает глаза, разглядывает и отвечает, например: «Не стало смородины» и так далее.

    «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК»

    Цель: в ходе проведения игры дети учатся определять, что это за предмет, по характерным внешним признакам, то есть по форме. Также ее можно использовать для развития речи и воображения.

    Оборудование: непрозрачный мешок. Для малышей его рекомендуется сшить из ярких тканей (чтобы увеличить интерес к происходящему), а для более старших детей – из темной. Предметы должны соответствовать определенной теме (овощи, геометрические фигуры, животные, буквы или цифры) и иметь ярко выраженные различия формы.

    Ход игры: смысл игры очень прост: необходимо опустив руку в мешок, нащупать предмет и назвать его, не видя, что это конкретно. Чтобы ребенок не путался, сначала можно класть 1 предмет, а потом, когда они научатся так играть, уже несколько.

    ИГРЫ НА РАСШИРЕНИЕ И АКТИВИЗАЦИЮ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

    «КТО ЧТО ДЕЛАЕТ?»

    Цель: познакомить со словами, обозначающими действие. Учить употреблять в речи глаголы, правильно задавать к ним вопросы.

    Оборудование: картинки с изображением различных действий.

    Ход игры: взрослый показывает ребенку действие не называя его. ребенок ставит к ним вопросы или называют действие. Ребенку предлагается назвать, что делает на картинке взрослый.

     

    «СКАЖИ КАКОЙ?»

    Цель: развитие у детей тактильных ощущений, обогащение и активизация словаря.

    Ход игры: Взрослый показывает ребенку мимику разного настроения людей. Ребенок должен назвать определение (здесь мама веселая, а сейчас мама грустная).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    консультация для родителей "Игра и развитие речи"

    И для ребенка, и для мамы важно играть вместе. Давайте играть с пользой!...

    Памятка для родителей "Игры и упражнения для формирования лексико-грамматических категорий в домашних условиях"

    Практический материал для родителей по закреплению знаний по лексической теме и отработке лексико-грамматических категорий у детей....

    Консультация для родителей "Играем дома" (сенсорное воспитание детей 3-4 лет в домашних условиях)

    Данный материал предлагает родителям не заваливать ребенка дорогостоящими автодидактическими игрушками, а использовать для сенсорноо развития  на первый взгляд вроде не совсем подходящие предметы...

    Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста непринужденно в домашних условиях»

    Помощь родителям , как можно развивать речь, интелект детей раннего возраста в домашних условиях ....

    буклет для родителей : "игры и упражнения на формирование лексико-грамматических категорий в домашних условиях"

    В буклете приведены рекомендации родителям по закреплению пройденных лексических тем,  игры на расширение словарного запаса,  игры на закрепление грамматических категорий, игры на развитие п...

    Консультация для родителей «Игры и игровые упражнения, которые можно использовать в домашних условиях для развития речи детей »

    В консультации подобраны игры по развитию речи для занятий с детьми дошкольного возраста в домашних условиях...

    Дидактические игры с мячом и упражнения для развития речи детей 4-5 лет в домашних условиях и на природе

    Предлагаю Вашему вниманию подборку игр для детей 4-5 лет для развития речи....