Консультация для родителей по организации развития речи детей старшего дошкольного возраста в условиях семьи.
консультация

Цель: расширить знания и навыки родителей в вопросах игрового общения с детьми.

Задачи: познакомить родителей с разнообразием предметов, которые можно использовать для игр с ребенком; расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на различных формах его деятельности. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения. Развивать  речевые навыки необходимо и выполнять это лучше в  свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи детей  дошкольного возраста в условиях семьи

Развивать  речевые навыки необходимо и выполнять это лучше в  свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре. Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы.

Игры на развитие мелкой моторики:

«Соломинки»

Возьмите десять пластмассовых соломинок для коктейля, и бросьте на стол.

Ребенок должен осторожно собрать их по одной штучке так, чтобы не сдвинуть лежащие рядом.

Посчитайте вместе, сколько соломинок удалось собрать, а сколько осталось?

«Выкладываем геометрические фигуры»

Исходный материал – пластмассовые соломинки для коктейля.

Короткая часть трубочки до сгиба складывается вдоль и вставляется в длинную часть другой трубочки:

Таким образом, можно собрать правильные многоугольники: треугольник, квадрат, пятиугольник, шестиугольник и т.д.

«Играем с крышечками»

Полезно для развития мелкой моторики. Надеваем их на бутылочки (вращательные движения). Возьмите баночки, кастрюльки разного размера. Снимите с них крышечки и перепутайте, пусть ребенок подберет к каждой баночке свою крышечку.

«Сортируем крупы»

Смешайте небольшое количество фасоли и гороха, возьмите парочку маленьких животных и предложите их покормить. Например, свинка будет кушать фасоль, а собака горох. Ах, да – горох – это маленькие собачьи косточки, а фасоль – это желуди, только кто-то их смешал, а звери ой как хотят кушать. Предложите ребенку помочь животным.

Игры на развитие речи:

Время, проведенное на кухне, можно использовать для игр на развитие речи. Смотрим, что у нас есть – стул, стол, шкаф. Обобщаем, что это мебель. Такие же игры с фруктами, овощами. Говорим, для чего нужны предметы: стул, чтобы на нем сидеть и т.д. Называя какие-либо продукты, описывайте их: это лимон, он желтый, круглый, кислый. Перечислите все продукты, которые начинаются на букву «Л». Говорим о том, где растут овощи, фрукты. Перечисляем, что кладут в борщ, компот. Расскажите ребенку, как делают хлеб (колоски пшеницы – мука – тесто – хлеб). Какие молочные продукты делают из молока. Придумывайте рифмы к разным продуктам. Загадывайте загадки про продукты. Играйте в описания: оно круглое, красное, сочное, растет на дереве, начинается на букву «Я».

Игра  «Что не правильно»

Корова жужжит, собака лает

лягушка блеет, кот мяукает

комар лает, медведь пищит

лошадь гогочет, осел блеет

Игра «Семейки»

Бык, корова, теленок

Кот, кошка, котенок

Пес, собака, щенок

Папа, мама, ребенок

Еж, ежиха, ежонок

Заяц, зайчиха, зайчонок

«Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Ищем слова»

Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

«Опиши предмет»

Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

Игры с целью развития грамматического строя речи

«Приготовим сок»

«Из яблок сок (какой) - яблочный; из груш… (грушевый); из вишни… (вишневый)». А потом наоборот: апельсиновый сок из чего?»

«Один - много»

«Яблоко – много чего? (яблок); Помидор – много чего? (помидоров) » и т. д.

«Чей, чья, чьё»

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши) собачьи уши; хвост кошки – кошачий».

«Упрямые слова»

Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто».

Игры на развитие фонематического слуха:

«Повтори правильно»

Дом – том; дол – тол; долг – толк; дачка – тачка; плоды – плоты; коза – коса; мышка - мишка.

«Придумай слово»

Ребенок должен придумать слово на заданный звук. Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж.

«Хлопаем в ладоши»

Ребенок должен хлопнуть в ладоши тогда, когда услышит звук А в ряду других гласных: а, о, е, э, а, и, я, а, ю, у, э, о, а и

«Отгадай слово»

Предложите ребенку отгадать слово, которое вы задумали, пользуясь подсказками. Например: кирпичный, высокий, многоэтажный (дом). Едет, имеет четыре колеса, возит пассажиров (автобус). Данная игра способствует расширению словарного запаса ребенка, усвоению прилагательных, развивает слуховое восприятие.

«Рифма»

Вы, наверное, не раз замечали, как детям нравится что-то сочинять, придумывать новые слова, рифмовать. А почему бы вам вместе не поиграть по дороге домой в рифмы? Предложите ребенку придумывать рифмы на слова, которые вы будет говорить. Например: «дом-лом», «гора-нора», «мост - рост». И даже если не все слова будут так легко рифмоваться, игра вам всё равно доставит огромное удовольствие и массу положительных эмоций.

«Удивительная история»

В этой игре нужно будет сочинить рассказ. Лучше, если вы начнете этот рассказ сами, а ребенок его продолжит. Не ограничивайте фантазию ребенка, но следите, чтобы слова ребенок произносил правильно.

Конечно, дорогие наши мамы и папы, это лишь малая часть тех игр, которые вы можете предложить ребенку. Но нам очень хотелось, чтобы они вам помогли стать ближе с вашим малышом и дали возможность получать удовольствие от общения с ним. Помните, каждый ребенок любит своих родителей просто так, только за то, что они его родители, за то, что они заботятся о нем и любят его. Совместные игры помогут стать вам ближе, а это очень важно. Играйте со своими детьми и дружите. Представленные игры способствуют не только установлению более тесных отношений между вами и вашим ребенком, но так же направлены на развитие памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения, речи вашего ребенка. Играйте и не забывайте хвалить своих детей!

Проводите время с пользой, не теряя из виду своих детей, а также развивайте их речь в свободной домашней обстановке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста».

Консультация для родителей по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста».Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач.Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общ...

Консультация для родителей "Игры для развития речи детей дошкольного возраста"

  Важное значение для своевременного развития речи малыша имеет отношение взрослых к развитию ребенка. Умелое использование специальных игр будет способствовать  развитию речевой акти...

Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...

Консультация для педагогов «Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ»

Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребност...

Консультация для родителей"Игры для развития речи детей дошкольного возраста"

Консультация" Игры для развития речи детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов "Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ".

Консультация для педагогов "Развитие речи детей дошкольного возраста в условиях семьи и ДОУ"....