Проект "Трудный звук, ты мой друг"
проект по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Кутузова Валентина Владимировна

Состав участников проекта: дети с нарушениями звука Л, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_trudnyy_zvuk_ty_moy_drug.doc494 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников»

 

Логопедический проект

«Трудный звук, ты мой друг»

Описание: http://2.bp.blogspot.com/-yIbNuXIfLDo/VCLu6nA-1KI/AAAAAAAABbU/KykWe0qXRVs/s1600/1281009707_trulyalya.jpg

Учитель-логопед: Кутузова В.В.

I квалификационная категория

Озерск, 2020 г.

Пояснительная записка.

  С каждым годом в детских садах увеличивается количество детей с нарушениями речи, и логопедам, работающим на логопунктах дошкольных учреждений, все сложнее становится организовать эффективную коррекционную работу. Поэтому, наряду с традиционными логопедическими занятиями, применяются новые формы работы с использованием здоровьесберегающих технологий. Одной из форм такой работы является проект, во время которого также осуществляется пропаганда логопедических знаний среди педагогов и родителей.

Количество детей, имеющих речевые трудности, неуклонно растет. Стандартизованные методы коррекционной работы не всегда дают ожидаемого результата. Для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе используется проектная деятельность. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты. В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества. Ребенок перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Актуальность обусловлена необходимостью разрешения вопросов направленных на повышение эффективности коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта.

Развивать высшие психические функции; фонематическое восприятие; общую и тонкую моторику пальцев рук; творческие способности, координацию речи с движением.

Целью повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников. 
Задачи проекта:

Развивающие:

- развивать речевую деятельность;

- развивать фантазию, воображение;

Воспитательные:

- воспитывать желание творить и приносить радость другим

- вызвать желание у детей и родителей участвовать в проекте.
Обучающие:

- формировать представления об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения

- формировать понятие «Артикуляция», выделить  характерные особенности правильного произнесениязвуков
- создать условия для знакомства детей с органами артикуляции

Коррекционные:

- вырабатывать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов;

-вырабатывать правильную артикуляцию звука;

-учить пользоваться поставленным звуком в речи

Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный, коллективный 

Тип проекта: среднесрочный

Состав участников проекта: дети с нарушениями звука Л, учитель-логопед, воспитатели, родители. 

Проблемная ситуация: проект в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретаются в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Продукт проекта:

 лэпбук «Звуки, буквы я учу»

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Интеграция детских видов деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, двигательная, продуктивная, коммуникативная, чтение (восприятие художественной литературы).

Предметно-пространственная развивающая среда: в группе, в кабинете учителя-логопеда: наглядные пособия.

Средства и оборудование:

Технические:  ноутбук.

Методические: наглядные пособия (профиль артикуляции), иллюстрации к артикуляционным упражнениям, подборка картинок на автоматизацию звука.

Организационные: столы, клеенки, бумага, восковые мелки, акварель, гуашь,  кисточки.  

Предполагаемый результат:

1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей. 
2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей. 
3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. 

Используемая литература:

 Буденная Т.В. «Логопедическая гимнастика», СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 1999-64с.;

Буйко В. «Чудо – обучайка», Екатеринбург, Издательский  дом «Литур»,2006г

Коноваленко С.В., Кременецкая М.И. «Развитие психо-физиологической  базы речи у  детей  дошкольного возраста с нарушениями в развитии», СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2012-112с.;

Крупенчук О.И. «Стихи для развития речи»», СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004-64с.;

Нищева Н.В. «веселая артикуляционная гимнастика» », СПб.: ООО «Издательство «Детство- Пресс», 2017-32с.;

Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. -М. 2007. 

Репина З.А., Буйко В.И. «Уроки логопедии», - Екатеринбург, издательство «Литур»,1999 г. ,- 208с.

Этапы проекта «Трудный звук ты мой друг» для детей 5-7 лет с нарушением произнесения звука Л

Этапы проекта

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

1 этап. Поисковый.

Создание условий для вхождения в проблемную ситуацию для детей и родителей.

Выявление интереса и уровня знаний детей по теме проекта.

Формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Принимают задачу.

2 этап. Аналитический.

Сбор информации:

- подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;

- изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;

- пополнение предметно-развивающей среды;

- привлечение родителей к работе над проектом;

- подборка консультаций по теме проекта.

Планируют с педагогом, что будут для этого делать все вместе: рисовать, клеить, разучивать стихи, песни, танцы, договариваться с родителями о совместной работе, несут из дома дополнительный материал.

3 этап. Практический.

Проектирование текущей работы по проектной деятельности: смотри перспективный план (приложение).

- провести занятие по рисованию;

- разучить комплексы артикуляционных упражнений;

- создать условие для практического применения полученных знаний.

Разучивают артикуляционные упражнения;

4 этап. Презентационный.

Презентация коллективного лэпбука «Звуки, буквы я учу»  Практическое применение продуктов проекта в утренней коррекционной гимнастке 

Выставка коллективного лэпбука «Звуки, буквы я учу» 

Перспективный план по проекту «Трудный звук ты мой друг» для детей 5-7 лет с нарушением произнесения звука Л, занимающихся на логопункте.

Совместная деятельность взрослых и детей с учетом интеграции образовательных областей.

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей.

Взаимодействие с родителями.

Совместная деятельность взрослого и детей.

Индивидуальная деятельность с детьми.

Образовательная деятельность в режимных моментах.

1 неделя

Знакомство с органами артикуляции

«Объясни товарищу правильное расположение органов артикуляции…»

Отгадывание загадок о зубах, губах, языке

Подготовить набор иллюстраций

Информирование родителей о задачах работы логопеда в ДОУ.

2 неделя

Беседа «Артикуляционный уклад звука Л» 

индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений

Практическое применение в утренней гимнастке 

Внести в группу альбом с иллюстрациями артикуляционных упражнений

Памятки «Строение артикуляционного аппарата» 

3 неделя

Автоматизация звука в слогах и словах

индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений

Оформление выставки рисунков

Помощь родителей в рисовании картинок.

4 неделя

Автоматизация звука в стихах

Определение места звука в словах (развитие фонематического слуха)

Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенной группы звуков. 

5 неделя

Автоматизация звука в связной речи

Дидактическая игра «Подбери картинку»

Презентация лэпбука «Звуки, буквы я учу» 

Повторение рассказов и сказок

Итоги проекта:

 В достаточной мере у детей сформировалось представления о звуке; они учились правильно произносить, находить заданный звук. Проект стал средством самовыражения и самореализации детей, способствовал развитию творческих способностей у детей и родителей. Практически в полном объеме педагогам группы удалось привлечь родителей к помощи в реализации мероприятий педагогического проекта.  Педагогам группы удалось создать необходимые условия предметно-развивающей среды и доброжелательную атмосферу, направленные на развитие речи детей.

Перспектива проекта: 

  1. Подбор и включение в образовательно-коррекционный процесс разнообразных форм работы с целью дальнейшего закрепления поставленного звука у детей.
  2. Составление конспектов НОД.

Приложение 1

Комплекс упражнений для звука «Л»

1.        «Построить забор»

Цель:        Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы.

Описание; Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении под счет от 1 до5-10

2.        «Сделать трубочку»

Цель:        Вырабатывать движение губ вперед.

Описание:    Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под счет от 1 до5-10

3.        «Наказать непослушный язычок»

Цель:        Вырабатывать умение удерживать язык широким распластанным.

Описание: Немного приоткрыть рот, спокойно, не напрягая положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широкий язык под счет от 1 до5-10

4.        «Вкусное варенье»

Цель:        Вырабатывать движение широкого переднего края языка вверх и положение языка, близкое к

форме чашечки. Которое он принимает при произнесении звука «Ш».

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.

5.        «Пароход гудит»        . ,
Цель:            Вырабатывать подъем спинки языка.

Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы» (как гудит пароход). Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка языка была поднята к небу.

6.        «Пощелкать кончиком языка (как, лошадка)»

Цель:        Укрепляет мышцы языка и вырабатывает подъем языка вверх.

Описание: Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

7.        «Индюк»

Цель:        Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.

       Описание:    Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним

краем языка по верхней губе вперед- назад, стараясь. Сначала производить медленное движение, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл - бл…» (как индюк).        

Звуки Л , Ль. Буква Л. - прочее, презентации

 

Приложение 2

Повтори (прочитай): 
Лось лосёнку покупал
Лодку, лыжи и пенал.
А лосиха-мама —
Ласты и панаму.
Т. Перегудова.

Повтори (прочитай): 
Убежало молоко,
С печки на пол потекло,
Под окном собралось в лужу,
Будет кошке славный ужин.
Г. Османова.

Повтори (прочитай): 
Колосок стоял, стоял,
Опустил головку.
Мышка лапкой подхватила,
Унесла в кладовку.
Т. Перегудова.

Повтори (прочитай):  
Белый снег, белый мел,
Белый заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
И. Токмакова.

Повтори (прочитай): 
Мой Мизинчик, где ты был?
С Безымянным щи варил,
А со Средним кашу ел,
С Указательным запел.
А Большой меня встречал
И конфетой угощал.

Повтори (прочитай): 
Приснился сладкий сон Степану:
Он видел свежую сметану
В знакомой миске голубой...
Но ложки не было с собой!
Он с ложкой спать улёгся рано —
Не снилась вкусная сметана!
Г. Бойко.

Повтори (прочитай): 
Как у бабушки козёл,
Ох, и умный был.
Сам и воду носил,
Сам и печку топил,
Сам и кашу варил,
Деда с бабой кормил.

Повтори (прочитай): 
У слона была жена
Матрёна Ивановна,
И задумала она
Книжку почитать.
Но читала, бормотала,
Лопотала, лопотала:
«Таталата, маталата»,— 
Ничего не разобрать! 
 К. Чуковский.

Повтори (прочитай): 
Жёлтые подсолнухи,
Жёлтые платочки.
Жёлтая лопатка
в кулачке у дочки.
Жёлтый зайчик скачет
По лесной опушке.
Освещает солнышко
Жёлтые волнушки.
Т. Перегудова.


Повтори (прочитай): Волшебная ночь


Речка луну


Стукнулась звонко


Завернула в волну


Луна о валун


И покатила луну


И раскололась


К валуну.


На тысячу лун.


Н. Егоров.
Повтори (прочитай): 
Приходите, поглядите!
Метлу взяла
И двор подмела.
Всюду нос метла совала,
Но и я не отставала,
От сарая до крыльца
Подметала без конца.
Приходите, поглядите,
Хоть сориночку найдите.
Е. Благинина.

Повтори (прочитай): 
Кот-разбойник
Из окна увидел я:
Кот напал на воробья.
Чуть он бедного не съел.
Я на помощь подоспел.
Жаль, что не было кнута,— 
Наказал бы я кота, 
Чтоб он птичек не губил, 
А мышей и крыс ловил.
П. Федотов.

Повтори (прочитай): 
Мишка, мишка, лежебока!
Спал он долго и глубоко,
Зиму целую проспал
И на ёлку не попал,
И на санках не катался,
И снежками не кидался.
Всё бы мишеньке храпеть.
Эх ты, мишенька-медведь!
В. Берестов.

Повтори (прочитай): 
Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда пустился вскачь?
Красный, жёлтый, голубой,
Не угнаться за тобой!
Я тебя ладонью хлопал,
Ты скакал и звонко топал,
Ты пятнадцать раз подряд
Прыгал в угол и назад.
 С. Маршак.

Повтори (прочитай) скороговорки: 
Сел сокол на гол ствол.
У ежа и ёлки иголки колки.
Ловит зайку злая лайка,
Испугался лайки зайка.


Иллюстрация 6 из 27 для Звуки Л, Ль, Р, Рь, Й. Речевой материал ...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы постановки звуков. Сказка, в которой живет звук (С) и другие.

С помощью этих  занимательных игр можно проводить постановку звуков, которая способствует быстрому овладению правильной артикуляцией и  ускоряет процесс автоматизации....

Индивидуальное занятие на тему: «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )

Индивидуальное занятие на тему:   «Трудный звук, ты наш друг» (звук [Р] )...

" Трудный звук, ты мой друг! Звук [ш]."

Логопедический проект...

План логопедического занятия для дифференциации звука "Р" с другими звуками

В данной презентации рассматривается этап дифференциации звука "Р" со звуками "Ж", "В", "Й". Показаны примеры упражнений для закрепления умения различать звуки ...

Логопедический проект «Трудный звук, ты мой друг. Звук [ш] ». .

Работа над автоматизацией звука Ш в речи детей....

Трудный звук – ты наш друг. Звуки [С] [З]

Выработке необходимых движений языка и воздушной струи способствуют определенные упражнения....

Трудный звук – ты наш друг. Звуки [Ш] [Ж]

Выработке необходимых движений языка и воздушной струя способствуют определенные упражнения....