Картотека упражнений по развитию речевого дыхания
картотека по развитию речи (старшая группа)

Стахеева Ирина Александровна

Цель: развитие и воспитание правильного речевого дыхания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kaptoteka_po_rechevomu_dyhaniyu.docx82.78 КБ

Предварительный просмотр:


Картотека упражнений по развитию речевого дыхания

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=83605b18112636d17deec4ae0d42abe7&n=13

«Вдох – выдох»

Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания

Содержание: Выполнять стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на две – три секунды воздух в легких, затем произвести протяжный плавный выдох через рот. Таким же образом выполняется ряд следующих упражнений: вдох через нос – выдох через нос, вдох через рот – выдох через нос, вдох через рот – выдох через рот.

Носом вдох, а выдох ртом,

(Соответствующие движения.)

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша,

Как? Покажем малышам.

Примечание: при выполнении упражнений направленных на дифференциацию носового и ротового выдоха хорошо использовать зрительный контроль (выдох на «султанчик»).

«Ветер дует»

Цель: Дифференциация ротового и носового дыхания

Содержание: Выполнять стоя. Спокойно вдохнуть через нос и также спокойно выдохнуть через рот.

Я подую высоко,

(Руки поднять вверх, встать на носки, подуть.)

Я подую низко,

(Руки перед собой, присесть и подуть.)

Я подую далеко,

(Руки перед собой, наклониться вперед, подуть.)

Я подую близко.

(Руки положить на грудь и подуть на них.)

Муха

Цель: Учить силе выдоха, направленной воздушной струе. Развивать воображение.

Содержание: Предлагаем ребенку увидеть муху, всмотреться в неё, поймать, почувствовать в кулаке, поднести кулак к уху. Слушать, как звенит муха. Петь на выдохе, подражая мухе: «З-З-З». Раскрыть ладошку и выпустить муху, проследить глазами её полет, вдохнуть вновь.

Примечание: закончить игру можно рисованием мухи или складыванием оригами.

Волшебные заклинания

Цель: развитие фонационного дыхания

Содержание:

Вдох – выдох: поднять руки от груди плавно вверх и в стороны, произнося: ПА.

Вдох – выдох: от груди руки в стороны, произносить: ПО.

Вдох – выдох: показать напряжение в мышцах: ПУ

Вдох – выдох: слегка давящие движения рук вперед: ПУ

Вдох – выдох: присесть, обхватить колени: ПУ

Вдох – выдох: ПАПОПУ – движения плавные, переходят одно в другое.

Педагог обращает внимание на правильность дыхания, слитность произнесения слов, силу голоса (средний регистр, спокойный тон), артикуляцию.

Гоночки

Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю.

Материал: Машинки – оригами.

Содержание: Предлагаем ребенку струей воздуха перемещать машинку от СТАРТА к ФИНИШУ, не выдувая за ограждения.

Примечание: можно также сдувать со стола мелко нарезанные цветные бумажки, вату.

Ветряная мельница.

Цель: Развивать сильную направленную воздушную струю.

Материал: Вертушка или игрушка – мельница из песочного набора.

Содержание: Предлагаем ребенку подуть на вертушку, чтобы она закрутилась (указание: подуть сильно, как ветер).

Взрослый сопровождает действия ребенка стихотворным отрывком:

Ветер, ветер, ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч!

Дуют дети на вертушку

Очень славная игрушка!

Крутиться, вращается,

Детишкам очень нравиться!

Снегопад

Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха.

Содержание: Сделайте снежинку из ваты (рыхлые комочки). Предложите ребенку устроить снегопад у себя дома. Положите «снежинку» на ладошку ребенку, пусть он правильно сдует её:

Снег, снег кружится,

Белая вся улица!

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.

А. Барто

Примечание: Можно поиграть в «Осенний листопад», где вместо снежинок из ваты будут бумажные листья.

Бабочка

Цель: развитие целенаправленного плавного выдоха

Содержание: Вырежьте из бумаги несколько бабочек. К каждой бабочке привяжите нитку на уровне лица ребенка. Произнесите вместе с ребенком русскую народную поговорку:

Бабочка – коробочка,

Полети на облачко,

Там твои детки-

На березовой ветке!

Затем предложите ребенку плавно подуть на бабочку плавным выдохом, чтобы она «полетела».

Кораблик.

Цель: развитие целенаправленного плавного и длительного выдоха.

Содержание: Пуская бумажный кораблик в тазу с водой, объясните малышу, что для того, чтобы кораблик двигался, на него нужно дуть плавно и длительно. Заканчивая игру, произнести вместе с ребенком:

Ветер, ветерок!

Натяни парусок!

Кораблик гони

До Волги – реки.

Футбол

Цель: Развивать длительную направленную воздушную струю.

Содержание: Из кусочка ваты скатать шарик. Это мяч. Можно использовать мячик от настольного тенниса. Ворота – два кубика или карандаша. Предложить ребенку дуть на «мяч» так, чтобы «забить гол». Вата или мяч должны оказаться между кубиками (карандашами).

Шторм в стакане

Цель: Развивать силу и направленность ротового выдоха.

Содержание: Для этой игры необходима соломинка для коктейля и стакан с водой. Посередине широкого языка кладется соломинка, конец которой опускается в стакан с водой. Ребенку предлагается подуть через соломинку, чтобы вода забурлила.

Примечание: Следить за тем, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижны.

Гуси

Цель: Развитие речевого дыхания.

Содержание: Руки на поясе, медленно наклонить туловище вперед, не опуская голову вниз. Произнести протяжно: «Г – а – а – а».

Жук жужжит

Цель: Развитие речевого дыхания.

Содержание: Руки поднять в стороны и немного отвести назад, словно крылья. Выполнять с одновременным вдохом носом. Выдыхая произнести: «Ж – ж – ж», опуская руки вниз.

Лопнула шина

Цель: Развитие речевого дыхания, длительности и плавности выдоха, автоматизация звука «Ш».

Содержание: Дети разводят руки перед собой, изображая круг – «шину» и одновременно выполняют вдох через нос. На выдохе дети плавно и медленно произносят «ш – ш – ш». Руки при этом медленно скрещиваются так, что правая рука ложится на левое плечо, а левая рука на правое плечо.

Поиграем животиками

Цель: формирование диафрагмального дыхания.

Содержание: В а р и а н т 1

В положении лёжа на спине дети кладут руки на живот, глубоко вдыхают – при этом животик надувается, затем выдыхают – животик втягивается. Чтобы упражнение стало ещё интереснее, можно положить на живот какую-либо небольшую игрушку.

В а р и а н т 2

В положении стоя дети выполняют глубокий вдох, не поднимая плеч, а затем выдох, контролируя движения живота руками.

Упражнение выполняется под счёт: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3 или музыкальные звуки (до-ре-ми – вдох, ми-ре-до – выдох) от трёх до семи раз подряд.

Узнай по запаху

Цель: выработка глубокого длительного вдоха, развитие обоняния.

Оборудование: 2-3цветка, имеющих разные запахи.

Содержание: Дети по очереди нюхают цветы, стараясь запомнить их запах. Взрослый просит ребёнка закрыть глаза и подносит ему один из цветков, предлагая определить по запаху, какой именно цветок перед ним. Ребёнок должен сделать глубокий длительный вдох носом, не поднимая плеч, а затем выдох и назвать угаданный цветок.

Для того, чтобы ребенок сделал глубокий диафрагмальный вдох, взрослый сначала сам показывает, как надо понюхать цветок. А затем, держа цветок перед лицом малыша, педагог просит ребёнка положить ручки на живот и проконтролировать, таким образом, своё дыхание. Взрослый говорит: «Глубоко вдохни, а потом, не спеша выдохни. Вот так – 1, 2, 3 – 1, 2, 3».

Примечание: Аналогично с фруктами и ягодами.

под счёт: вдох – 1, 2, 3 и выдох – 1, 2, 3.

Погудим

Цель: выработка длительного плавного ротового выдоха.

Оборудование: маленькие пузырьки из-под лекарства с горлышком, имеющем в диаметре примерно 1,5 см, по количеству детей и один пузырёк для взрослого.

Содержание: Взрослый демонстрирует детям, как можно подуть в пузырёк, чтобы он загудел. Для этого нижняя губа должна слегка касаться края горлышка, а выдуваемая воздушная струя-«ветерок» быть достаточно сильной. Затем по очереди дети сами дуют в свои пузырьки, добиваясь возникновения гудящего звука. В заключении упражнения все дети дуют одновременно.

Можно предложить детям конкурсы: «Чей ветерок (гудок) громче гудит?» и «Чей ветерок (гудок) дольше гудит?».

С флажками

Цель: выработка темпа и ритма физиологического дыхания.

Оборудование: флажки (по два на каждого ребёнка).

Содержание: Взрослый раздаёт детям флажки. Дети под спокойную музыку идут по кругу, по сигналу педагога останавливаются, поднимают руки вверх (вдох), опускают вниз (выдох).

Затем дети вновь идут по кругу до следующего сигнала.

В другой раз движения могут быть заменены на другие: развести руки в стороны (вдох), соединить их перед собой (выдох). Продолжительность вдоха и выдоха равны.

Подуем на плечо

Цель: выработка темпа и ритма физиологического дыхания.

Содержание: Педагог читает стихотворение и вместе с детьми выполняет соответствующие тексту действия.

Подуем на плечо,

(голова прямо – вдох, голова повёрнута направо – выдох)

Подуем на другое.

(голова прямо – вдох, голова повернута налево – выдох)

Нам солнце горячо

Пекло дневной порою.

(голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох)

Подуем и на грудь мы

(голова прямо – вдох, опустить голову – выдох)

И грудь свою остудим.

Подуем мы на облака.

(голова прямо – вдох, поднять голову вверх – выдох)

И остановимся пока.

Запомнив текст песенки, дети могут петь её вместе со взрослым..

Звуковая ниточка (дорожка)

Цель: воспитание правильного речевого дыхания, автоматизация изолированного звука.

Содержание: Дети соединяют пальцы рук, собранные в щёпоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). Вдох производится до начала движения рук.

Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую ниточку (в течение 1 секунды) лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (3-6 секунд).

В следующий раз предложите детям пропеть гласные звуки у, о, и, э.

В процессе автоматизации звуков можно предложить ребёнку тянуть и некоторые согласные звуки, например с, з, ш, ж, щ, л и р.

Одуванчики

Цель: Развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ.

Содержание: Игру проводят в летнее время на свежем воздухе. Педагог просит каждого ребенка сорвать по одуванчику и всем по очереди подуть на них. Дуть на одуванчик надо так, чтобы слетели все пушинки. Сдуть все пушинки с одуванчика нужно с 1 – 3 раз.

Пузырь

Цель: развитие длительного плавного выдоха. Активизация мышц губ. Автоматизация и дифференциация звуков с – ш.

Содержание: Дети стоят тесным кругом, наклонив голову вниз, имитируя пузырь. Затем повторяя за педагогом «Раздувайся пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся», дети поднимают голову и постепенно отходят назад, образуя большой круг. По сигналу воспитателя «Воздух выходит» или «Пузырь лопнул» дети идут к центру круга произнося с ( или ш), подражая выходящему воздуху.

Примечание: После сигнала «Лопнус» нужно следить, чтобы дети не бежали, а шли (воздух выходит медленно и длительно: ссс или шшш).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека упражнений на развитие речевого дыхания и голоса

Игры, направленные на развитие речевого дыхания...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей

Данная картотека содержит упражнения со звуками  для развития речевого дыхания, тематические упражнения  и упражнения для развития физиологического дыхания....

Картотека упражнений для развития речевого дыхания

laquo;Речевое дыхание — основа правильной речи»...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста.

На самом начальном этапе работы с детьми по коррекции речи логопед должен уделять особое внимание формированию речевого дыхания. Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что после вдоха, ко...

Картотека упражнений для развития речевого дыхания детей.

Чтобы научить ребенка владеть голосом, надо прежде всего научить его правильно дышать....

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания

Рекомендации родителям по развитию речевого дыхания (игровой материал)...

Картотека упражнений по развитию речевого дыхания

laquo;Вдох – выдох» Цель: Дифференциация ротового и носового дыханияСодержание: Выполнять стоя. Произвести короткий, спокойный вдох через нос, задержать на две – три секунды во...