КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ "МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа)

Лутова Светлана Ивановна

"МОЯ МАЛАЯ РОДИНА"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_konkurs_kult._dnevnik.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД  в подготовительной группе  по  коммуникативной    деятельности (развитие  речи).

 Лутова С.И.

Тема: «Моя малая Родина».

Тип деятельности: тематическая, творческое.

 Используемые методы и технологии обучения: интегрированные, проблемные, дифференцированные, личностно – ориентированные, ИКТ

Форма организации обучения: фронтальная (коллективная работа, подгрупповая (работа малыми подгруппами, индивидуальная.

Форма обучения на занятии: игра - викторина, беседа, мастерская.

Цели и задачи:

Образовательные:

• Закрепить знания детей о родном крае: истории, символики, достопримечательностей, промышленных объектов и памятников.

• Расширить знания детей об истории Дергачевского района.

• Обогащать представления детей о разнообразии природного мира.

Развивающие:

• Развивать познавательный интерес детей к культуре родного края, к её истории и значимости в жизни человека, людям, проживающим в Дергачевском районе.

• Развивать умение давать содержательный ответ на вопросы.

Воспитательные:

- воспитывать чувство привязанности, любви к своей Малой Родине, любовь к природе родного края;

- воспитывать нравственно - патриотические, гражданские чувства, чувство гордости за культурное наследие и бережное отношение к нему.

Словарная работа: активизировать самостоятельные рассуждения, поддерживать инициативу ответов на вопросы викторины.

Обогащение словаря детей: государственные символы, предприятия, Алтата, многонациональная, летописец.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.

Методы: наглядные (просмотр презентаций, выставка рисунков, образцы зерновых культур, словесные (вопросы викторины, краткая беседа, чтение стихов, практические (сотворчество, самостоятельный выбор).

Индивидуальная работа: с Костей Р. -поощрять высказывать свое мнение; с Лейсан Б. - продолжать учить мальчика взаимодействию с партнером.

Оборудование: мультимедийное оборудование,  презентация викторины «Наш родной край», карта Дергачёвского района; медали и грамота для награждения команд; костюм историка, эмблемы для команд «Ручеёк» и «Колосок», емкости с зерновыми культурами; картинки животных, птиц, рыб, растений; оборудование для творчества (разрезные картинки для моделирования герба, флага).

Предварительная  работа: экскурсия в детскую библиотеку, Краеведческий музей, к памятнику Воинам погибшим в годы ВОВ, к стене памяти Дергачевцам; к Храму Михаила Архангела; к Доске почета, на элеватор, прослушивание песен, заучивание стихов о Дергачах, о Родине,

просмотр презентаций о природе Дергачевского района, достопримечательности, предприятия, знакомство с «Красной книгой» Дергачевского района. 

Интеграция ОО: речевое развитие, познавательное развитие, коммуникативное развитие, социально – коммуникативное  развитие», физическое развитие, художественно – эстетическое развитие.

Ход НОД.

1.Вводная часть.(Мотивация.)

Слайд №1

Воспитатель: Ребята, сегодня я вас приглашаю на викторину «Наш родной край» . В игре участвуют две команды, команда «Ручеёк» и команда «Колосок». Оценивать игру будет жюри, наши гости.

Воспитатель: Много стран на планете Земля, каждая страна имеет свои историю, традиции и символы. Как у человека, так и у страны, есть свое имя.

Давайте начнём нашу викторину с разминки. Я буду начинать предложения, а вы их закончите.

Наша страна называется…. Россия.

Граждане России называются…. Россияне.

Столица России – город …. Москва.

Президент РФ – Путин В. В.

Областной город - Саратов

Самая известная река России…. Волга.

Воспитатель: Молодцы. Чтобы узнать тему нашей игры, нам надо отгадать кроссворд. «Отгадай кроссворд»

Слайд №2

Кроссворд

Д

Е

Р

Г

А

Ч

И

Д О М

Э Л Е В А Т О Р

К А Р А С Ь

П И Р О Г А М И

А Л Т А Т А

Д Е Р Г А Ч

Р О Д И Н А

1.«Где дом, тут и хозяин». О чем говорится в этой пословице? (О доме).

2. Самое высокое здание в нашем поселке? (Элеватор).

3. Какая рыба водится в нашей реке? (Карась).

4. «Не красна изба углами, красна …» (Пирогами).

5. «Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит». Как называется река, протекающая в нашей местности? (Алтата).

6. Какая птица является символом нашего поселка? (Дергач)

7. «Шар большой, на нем страна

Поселок в нем, а в нем дома

Дом на улочке одной,

Неприметный, небольшой

Этот дом, страна, земля Это (Родина) моя!

Воспитатель: Ребята, вы догадались, о чем сегодня пойдет речь на нашей игре?

Дети: О Дергачах.

2.Основная часть.

Слайд №3.

 Звучит песня «Дергачи», на слайде картинка Дергачи.

Дергачи
музыка и слова Грунзовский Андрей
.
Кто не был в Дергачах,
Мечтателем не станет.
А кто хоть раз, но был,
Приехать вновь мечтает.
Кому сопутствует -
Души большой размах,
Он будет рад,
Что купит домик в Дергачах.

Припев:
Связал судьбу свою я с Дергачами,
И горд я тем, что в Дергачах живу.
И Дергачи я ни за что не променяю -
Ни на Нью-Йорк, ни на Москву, ни на Париж.
А хоршо то как,
А кто еще не знает,
По Дергачам пусть так
Немножко погуляет.
Париж и Лондон -
Всем известны как никак,
Но мы то знаем -
Центр Европы в Дергачах !
Припев:
Связал судьбу свою я с Дергачами,
И горд я тем, что в Дергачах живу.
И Дергачи я ни за что не променяю -
Ни на Нью-Йорк, ни на Москву, ни на Париж.

Воспитатель: А как мы можем еще сказать о Дергачах?

Дети: Наша малая Родина.

Воспитатель:

Малая Родина или большая - все это Родина, как ни зови.

Силу дает и надежду внушает, боль утоляет и учит любви.

Малая родина или большая, - все это Родина только одна.

В миг, когда рушится все и ветшает, только и держит на свете она.

Воспитатель: Наша игра посвящена нашей малой Родине. Команды поприветствуйте друг друга.

Девизы:

Команда «Ручеёк»

В команде ручеёк

Деток звонкий голосок

Смех, игра, веселье

Чудо настроенье.

Команда «Колосок»

Колосок, колосок

Звонкий голосок

На победу нас направит

И в беде нас не оставит!

Конкурс 1. «Государственные Символы»

Воспитатель: У каждого города, района есть свой отличительный знак. Что это? (государственные символы) Как они называются?

Дети: Герб, флаг, гимн.

Воспитатель: И у Дергачевского района есть государственные символы. Сейчас поиграем в игру «Собери картинку», каждая команда соберёт картинку с символом Дергачей и расскажет о нем.

(На столах приготовлены разрезные картинки с изображением герба и флага Дергачевского района).

Слайд №4

 Герб и флаг Дергачевского района.

Команда «Ручеёк»:

У нас получился герб. Герб - красного цвета. Красный цвет – символ труда, мужества, красоты, праздника, силы. На Гербе Дергачевского района изображена птица дергач. Птица - символ полёта. В верхнем углу герба изображены три стерлядки – это символ Саратовской области.

Команда «Колосок»:

У нас получился флаг. Флаг голубого и красного цвета.

Основной фигурой на флаге является изображение птицы - дергач. Голубой цвет -символ чести, благородства, духовности.

Воспитатель: Молодцы, а мы продолжаем игру.

Конкурс 2 «Литературный»

- Сейчас у нас литературный конкурс. Каждая команда должна рассказать стихи о своей малой Родине. Жюри оценивает содержание и выразительное чтение.

Команда «Ручеёк»:

1 реб. Есть, возможно, уголок красивее,

Есть богаче, шире есть края,

Только мне из всей моей России,

Ближе к сердцу Дергачевская земля.

Слайд №5

2реб. Степь моя, степь моя – Родина малая!-

Сотни я раз поворю.

Степь моя, степь моя – лучшая самая!

Вот как тебя я люблю!

Команда «Колосок»:

1 реб. Есть много в мире уголков отличных-

Природа там отлична и щедра.

Но край любимый все- таки привычней,

Да и не ищут от добра добра.

2 реб. Знаю, что где-то

На нашей планете

Есть и другие края,

Только милее мне всех на свете

Край, где родился я.

Конкурс 3 «Найди на карте»

Слайд№6

Карта Саратовской области.

Воспитатель: Это карта Саратовской области. Кто хочет найти и показать и на карте Саратовской области территорию Дергачевского района.

Воспитатель: Команда «Ручеёк» Каким цветом окрашена зона Дергачевского района? Какая это зона?

Сайд № 7

Команда «Колосок»: Дергачевский район окрашен желто – коричневым цветом. Это степная зона. В нашей местности много глины и песка.

Воспитатель: Команда «Ручеёк» какие реки протекают в Дергачевском районе?

Дети: Река Алтата, Камышлейка, Черненькая.

Слайд№ 8

Воспитатель: Ребята, я предлагаю немного отдохнуть.

Физ. минутка.

Мы шагаем друг за другом

Полем и зеленым лугом.

Светит солнышко над нами-

Вверх мы руки поднимаем.

Ветер стих - листва молчит,

Опускаем руки вниз.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились!

Дальше будем мы шагать,

Мир природы изучать!

Конкурс 4 «Оживи карту»

Воспитатель: Каждая природная зона имеет свой климат, свой растительный и животный мир. Давайте заселим карту Дергачевского района растительным и животным миром.

Команда «Ручеёк» выберет животных и птиц, а команда «Колосок»- растения и рыб.

Дети по одному прикрепляют картинки на карту Дергачевского района.

Воспитатель: Уважаемое жюри, проверьте правильность выполнения задания.

Слайд №9

К сожалению, ребята, многие растения и животные стали редкими, они занесены в Красную Книгу. Чтобы сохранить их, создаются охраняемые памятники природы, заповедники.

Команда «Ручеёк» назовет сейчас птиц Дергачевского района, занесенных в красную книгу. (Птица Дрофа, серый гусь, лебеди – шипуны, серые журавли).

Слайд №10

Команда «Колосок»: назовет растения Дергачевского района, занесенные в красную книгу. (Дерево сосна, цветы тюльпаны, кувшинки, гусиный лук.

Слайд № 11

Воспитатель: В Дергачевском районе заповедников нет, но есть особо охраняемая территория в поселке Восточный.

Слайд №12

Вспитатель: Посмотрите, ребята, какую красивую, интересную и полезную карту мы с вами сделали. В дальнейшем мы будем дополнять ее другим материалом, чтобы лучше узнать свой родной край, любить и беречь его природу.

Конкурс 5 «Экскурсоводы»

Воспитатель: Ребята, кто скажет, сколько лет поселку Дергачи?

Дети: 285лет.

Воспитатель: История Дергачей очень интересная. А помочь рассказать о ней я попросила Историка. Давайте пригласим его на нашу игру.

Входит Историк.

Слайд №11

Историк: Здравствуйте ребята, я получил от вас приглашение и с удовольствием поведаю вам об истории Дергачей. Знаете ли вы, откуда произошло название нашего поселка Дергачи? (ответы детей)

Через поселок протекает река Алтата, она непроточная, имела заросли тросника, в которой обитали дикие лошади, козы, степной зверь, плавающая птица, среди которых большое количество птицы Дергач. Эта птица, с раннего утра дающая о себе знать своей крикливостью, осталась в памяти жителей, она и дала название селу Дергачи. Послушайте крик птицы дергач.

(видео запись)

А знаете ли вы, почему река Алтата так названа? (ответы детей)

Существуют воспоминания, передаваемые из поколения в поколение. В записях сохранились имена первых поселенцев, приехавших со своими семьями, в их честь было названо село Алтата – «Алты – ата», что в переводе с татарского означает шесть отцов. В поселке жили купцы – это богатые люди. В Дергачах купцы строили хлебные амбары, склады лавки. Ежегодно в Дергачах проходили три ярмарки: летняя, осенняя, зимняя. На ярмарку съезжались продавцы и покупатели из соседних районов, можно было приобрести сельхозмашины, посуду, лес, мебель, рыбу, сахар, мед, ткани. Из Казахстана пригоняли целые стада верблюдов, лошадей, коров, овец, которые располагались по берегам рек Алтата и Камышлейка. В Дергачах работали развлекательные аттракционы: качели, карусели, выступления силачей. Приезжали профессиональные театры и зверинец. Еще в Дергачах была земская лечебница, почтовая телеграфная контора, земская станция, первый аптекарский магазин. Село считалось богатым.

Историк: А вы знаете какими природными ресурсами богата земля Дергачевская?

Отвечают обе команды: Месторождения газа, нефти, глины, мела, песка.

Воспитатель: Уважаемый Историк, вам понравились ответы детей? Ребята, давайте предложим гостю остаться и послушать, каким стал Дергачевский район в настоящее время. Ребята, какие места в родных Дергачах вам знакомы, дороги и памятны?

Команде «Ручеёк» нужно назвать предприятия Дергачевского района.

(Здание Администрации (Кто является главой районной администрации ? Мурзаков С. Н.  ); птицефабрика, элеватор, пожарная часть, библиотека, школы, детские сады, полиция др.)

Слайд №12

Команде «Колосок» нужно назвать достопримечательности Дергачевского района.

(храм Михаила Архангела, мечеть, площадь М. Горького, (старые дома купцов)памятник Воинам – дергачевцам, погибшим в годы ВОВ, доска – почета, фонтан, парк и др.).

Слайды№ 13

Конкурс 6 «Чем богата наша земля» 

Слайды № 14

Воспитатель: Дергачи славятся бескрайними полями, на которых выращивают различные зерновые культуры.

Слайд. №13

Воспитатель: У вас на столах стоят емкости с зерновыми культурами, нужно отделить и назвать какие именно (пшеница, ячмень, горох, просо)

Команды «Ручеёк» и «Колосок» выполняют задание.

Уважаемое жюри, оцените правильность ответов.

Историк: Издавна в Дергачевском районе дружно проживали люди разных национальностей: русские, татары, немцы, казаки, украинцы, белорусы, поляки.

Воспитатель: И в наше время Дергачевская земля славится добрыми, гостеприимными людьми. В нашем районе проживают люди многих национальностей, а каких, вы знаете? Назовите.

Дети: Русские, татары, казахи, армяне, азербайджанцы, курды, чеченцы, чуваши, украинцы, белорусы.

Слайд №15

Воспитатель: Ребята, у каждого народа есть свой национальный костюм. Мы с вами знакомились с костюмами разных народов. (Обращает внимание на самобытность, красоту, орнамент и другие отличительные особенности каждого костюма)

Слайд № 16

Воспитатель: Команда «Ручеёк» покажите казахский и татарский национальный костюм.

Команда «Колосок» покажите русский народный костюм и азербайджанский национальный костюм.

Воспитатель: Молодцы!

Слайд с детьми.

Историк: Ребята, я рад, что вы очень любите свой родной поселок, свой детский сад. А мне пора, до свидания.

3. Итог.

 Ребята, вам понравилась игра? Что нового вы узнали о своей малой Родине? Кто сегодня был в гостях?

(Ответы детей)

Воспитатель: Уважаемое жюри, я предлагаю подвести итоги нашей игры - викторины и огласить результаты и вручить диплом победителя игры – викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе На тему: «Моя малая Родина - Россия»

Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группеНа тему: «Моя малая Родина - Россия»Цель: продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине...

Конспект НОД в подготовительной группе «Усть –Ишим моя малая Родина»

Формирование знаний детей о малой Родине.Закреплять представление детей о своём родном крае, который является частью нашей большой страны. Формировать понятие «Малая Родина»;Воспитывать чу...

Конспект ОД в подготовительной группе "Наша большая и малая Родина"

Образовательная деятельность по данной теме закрепляет знания детей о России и родном городе Калининграде, совршенствует навыки чтения, обогащает словарный запас, воспитывает чувство патриотизма....

Конспект НОД в подготовительной группе "Моя большая и малая Родина"

Создать условия для формирования у детей дошкольного возраста понятия «Малая Родина»....

Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе На тему «Моя малая Родина - мой город Георгиевск»

Цель:Закрепить знания о родном городе, как о частице нашей Родины. Формирование представлений о социокультурных ценностях родного города Георгиевска.Образовательные задачи:- Формирование у детей духов...

Конспект занятия в подготовительной группе по развитию речи «Наша Родина – Россия»

Цель: обобщение и систематизация знаний у детей о Родине — России. Задачи: − образовательные: закрепить знания детей о нашей стране, понятии Родина, о государственных и неофициальных симво...