Главные вкладки

    Конспекты занятий для детей старшего и подготовительного возраста на тему "Семья"
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

    Савина Надежда Александровна

    Цель занятий: Развивать умение детей составлять рассказ коллективно, по сюжетным картинкам.Учить детей связно и последовательно описывать изображенные события и придумывать предшествующие события Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rsv_r.docx22.79 КБ
    Файл sv_rech_st_gr.docx16.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект занятия по развитию связной речи, для детей подготовительного возраста на тему: «Семья»

    Ход занятия

    Организационный момент.
    Дорогие ребята! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Мне очень приятно, что у вас хорошее настроение и мне хочется, чтобы хорошее настроение не покидало вас в течение всего дня! Я предлагаю вам взяться за руки, посмотреть ласково друг другу в глаза и передать тепло и доброту чувств, радости от нашей встречи!
    Мы скажем небу: «Здравствуй!»
    «Пусть утро будет ясным!»
    — Природе скажем мы.
    Пусть будет мир прекрасным!
    И даже в день ненастный
    Ему желаем счастья, любви и красоты!
    Только глазки мы откроем,
    Только личико умоем,
    Мамино лицо родное
    — С добрым утром, — скажет нам.
    — С добрым утром, мама, папа!
    — Здравствуйте, в саду ребята,
    — Солнце, небо и зверята
    — Утра доброго всем вам!
    Воспитатель: - Сегодня мы собрались все вместе, как одна большая дружная семья.
    У меня есть ромашка, на каждом лепестке для вас загадка.
    1 лепесток.
    Кто стирает, варит, шьет,
    На работе устает,
    Просыпается так рано? —
    Лишь заботливая... (мама)
    2 лепесток.

    Кто же трудную работу
    Может делать по субботам? —
    С топором, пилой, лопатой
    Строит, трудится наш... (папа)

    3 лепесток
    Кто любить не устает,
    Пироги для нас печет,
    Вкусные оладушки?
    Это наша... (бабушка)

    4 лепесток

    Кто всю жизнь работал,
    Окружал заботой
    Внуков, бабушку, детей,
    Уважал простых людей?
    На пенсии уж много лет
    Нестареющий наш... (дед)

    5 лепесток

    Кто веселый карапузик —
    Шустро ползает на пузе?
    Удивительный мальчишка —
    Это младший мой... (братишка)

    6 лепесток

    Кто любит и меня, и братца,
    Но больше любит наряжаться? —
    Очень модная девчонка —
    Моя старшая... (сестренка)

    7 лепесток

    Без чего на белом свете
    Взрослым не прожить и детям?
    Кто поддержит вас, друзья?
    Ваша дружная... (семья)
    Дети вы догадались о чём у нас сегодня пойдёт речь?
    Посмотрите пожалуйста на доску и отгадайте ребус.(слайд)
    Это слово каждый знает,
    Ни на что не променяет!
    К цифре «семь» добавлю «я» —
    Что получится? (Семья) (слайд)
    Дети а что такое семья? ( высказывание детей)
    Воспитатель: Я прочитаю вам стихотворение которое называется:

    «Семья – большое счастье».

    У каждого на свете
    Должны быть папа с мамой -
    У тех, кто всех послушней,
    И непослушных самых.

    У каждого на свете
    Должны быть братья, сёстры…
    Чтоб жизнь была весёлой
    И от улыбок пёстрой.

    У каждого на свете:
    Детишек, птиц, зверья,
    Должны быть те, кто дорог -
    Родимая семья!

    У каждого на свете
    Должны быть папа с мамой,
    Семья большое счастье -
    Подарок самый-самый!
    (слайд)


    Вводная беседа.
    Никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.
    Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям. Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас. (слайды)
    Воспитатель.: Дети ,назовите пожалуйста какие пословицы вы знаете о семье.
    Пословицы:
    *Коли вся семья вместе ,так и душа на месте.
    *Семья в куче – не страшна и туча.
    *Семья без детей – что цветок без запаха.
    *Полна хата детей ,так и счастливо в ней.
    *В семье разлад ,так и дому не рад.
    *Не будет добра ,коли в семье вражда.
    *Всякая пташка хлопочет – своего гнезда хочет.
    Развитие лексико-грамматических категорий.
    - А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.
    Поиграем в игру :
    «Назови родственников» ( игра с мячом.
    )
    Мальчик для папы и мамы кто?
    Мальчик для дедушки и бабушки?
    Девочка для папы и мамы?
    Девочка для дедушки и бабушки?
    Папа для дедушки и бабушки?
    Мама для дедушки и бабушки?
    Мальчик для девочки в семье кто?
    Девочка для мальчика в семье кто? (Ответы детей).
    Молодцы, хорошо вы разбираетесь в родственных отношениях.
    Дидактическая игра "Подбери признаки"
    - А какие же они, родные и дорогие нам люди? Расскажите о своих родственниках, какие они?
    - Посмотрите это кто? ( слайды – фото)
    Подберите как можно больше слов, которые расскажут о маме, папе, дедушке, бабушке и т. д.
    Мама (какая?) - добрая, красивая, терпеливая, ласковая, нежная, умная, требовательная:
    А что мама умеет делать? (шить, готовить, стирать, мыть)
    Папа - строгий, умный, сильный:
    А папа что умеет делать? (мастерить, пилить, копать, пылесосить)
    Бабушка - старенькая, добрая, отзывчивая, ласковая, доброжелательная, седая:
    Дедушка - старый, мудрый, седой:
    Сестра - весёлая, задорная, непоседливая, старшая, младшая, маленькая, большая:
    Брат - сильный, слабый, маленький, большой, старший, младший, подвижный:

    Составление рассказа по мнемотаблице (4-6 человек) слайд.
    Физминутка:
    Раз, два ,три ,четыре (хлопки )
    Кто живёт у нас в квартире?
    Раз ,два ,три ,четыре ,пять
    Всех могу пересчитать
    Папа ,мама ,бра ,сестрёнка
    Кошка Мурка ,два котёнка
    Мой щегол ,сверчок и я,
    Вот и вся наша семья.

    Игра: «Старше младше».(составление сложносочинённых предложений с союзом « а»
    Папа старше сына,а сын младше папы.
    Внук младше дедушки ,а дедушка старше внука.
    Дедушка старше сына,а сын младше дедушки.
    Мама старше дочьки,а дочь младше мамы.
    Дочь младше папы,а папа старше дочери.
    Бабушка старше мамы,а мама младше бабушки.
    Игра:»Чья, чьё»(образование притяжательных прилагательных и согласование их с существительными)
    Эта чья юбка? Эта юбка мамина . 
    Это чьи брюки? Папины.
    Это чьё платье ?Бабушкино.
    Это чья рубашка ?Дедушкина.
    Беседа по фотографиям.
    Воспитатель берет в руки альбом с фотографиями и читает стихотворение:
    Есть в доме любом семейный альбом,
    Как в зеркале мы отражаемся в нём.
    Пускай не всегда мы красивы,
    Зато эти фото – правдивы.
    Хранится альбом в нашем доме,
    Семейные снимки хранятся в альбоме.
    У каждого из вас есть семейный альбом. И обычно на первой страничке помещают фотографии самых главных членов семьи. Как вы думаете кого? (Бабушки и дедушки.) Затем фотографии мам, пап, детей.
    - В каждой семье есть фотографии, на которых запечатлены моменты вашей жизни. У кого то они хранятся вот в таких (показывает) альбомах, у кого-то в компьютере . А сейчас поиграем в игру :
    «Какая ваша семья» (Названные комплименты располагаются в виде лучиков, прикрепляемых к желтому кругу из бумаги.)
    родная
    дружная
    счастливая
    трудолюбивая
    хозяйственная
    спортивная
    культурная
    крепкая
    жизнерадостная
    гостеприимная
    здоровая

    - Как вы думаете, что разрушает семью?
    (Слово прикрепляется в виде вырезанных из бумаги тучек, которые закрывают солнышко.)
    Ссоры, обиды
    Непонимание
    Невнимание
    непослушание
    лень
    неправильные поступки
    Игра: «Радость или огорчение? »
    В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей.
    У меня два кружка: красный и чёрный. Как вы думаете, какой из них обозначает радость (красный, а какой огорчение (чёрный?)
    Сейчас я вам раздам кружочки и мы поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких.
    • Вы съели на завтрак всю кашу
    • Вы подрались с братом.
    • Разбросали по комнате все игрушки
    • Помогли маме вымыть посуду
    • Нагрубили бабушке
    • Нарисовали и подарили папе красивый рисунок
    • Перед сном пожелали всем «спокойной ночи»
    • Порвали новую книжку
    • Хорошо вели себя в детском саду
    Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
    Итог занятия. 
    Я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Вы, ребята, должны тоже ценить близких, стараться никогда не огорчать, а помогать им.
    Я желаю вам, чтобы в вашей семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
    Общий танец под песню «Мои родные люди.»



    Предварительный просмотр:

    Тема: Составление рассказа по сюжетной картине «Семья».

    Цель: развитие связной речи.

    Программное содержание:

    1. Обучать детей понимать содержание картины; учить детей связно и последовательно описывать изображенные события;
    2. Развивать у детей умение составлять рассказ коллективно; продолжать учить придумывать события, предшествующие изображенным  событиям; активизировать словарный запас;
    3. Воспитывать заботливое отношение к членам своей семьи.

    Оборудование: сюжетная картина «Семья», массажные мячики Су – джок, эластичные кольца.

    Ход занятия

    1.Организационный момент.

    Дети стоят у своих мест. Сядет тот, кто правильно подберет признак или действие. Игра с мячом «Подбери слово».

    Мама (какая?),  папа (что делает?), братик (какой?), папа (какой?), мама (что делает?), сестренка (что делает?) и др.

    2. Объявление темы.

    У каждого человека должна быть семья, чтобы мы могли заботиться и помогать друг другу. И сегодня мы будем составлять рассказ о семье, которая изображена на картине.

    3.Беседа по сюжетной картине.

    -Кто изображен на картине?

    -Как можно назвать эту картину?

    -Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?

    -Назовите всех членов семьи.

    -Чем они занимались до того, как собрались вместе?

    -Чем заняты сейчас?

    -Какая это семья? (дружная, большая, веселая…)

    -Какое настроение у взрослых и детей?

    4.Пальчиковая игра с мячиками Су-джок .

    Я мячом круги катаю, взад – вперед его гоняю

    Им поглажу я ладошку, будто я сметаю крошку

    И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка.

    Игра с эластичными кольцами.

    1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальцы погулять

    Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой

    Этот пальчик для того, чтоб показывать его

    Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине

    Этот пальчик безымянный, он избалованный самый

    А мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.

    5.Составление рассказа.

    Логопед просит детей еще раз внимательно рассмотреть картину. Один ребенок начинает рассказ и затем каждый по очереди его продолжает, по одному предложению. Заслушивается один рассказ.

    6.Физминутка «Веселая зарядка».

    Элементы зарядки под музыку «Веселая зарядка».

    7.Итоговый рассказ по картине.

    Образец рассказа, составленного совместно логопедом и детьми.

    Семья.

    Папа и мама вернулись с работы, Ваню привели из детского сада, а Оля пришла со школы. Дома их радостно встретили дедушка и бабушка и пригласили к столу. После ужина каждый занялся своим любимым делом. Ваня принес игрушки и стал играть, бабушка взялась за вязание, а дедушка решил почитать газету. Оле тоже хотелось поиграть, но нужно было решить трудную задачу. Мама с папой стали ей помогать. Как замечательно жить в такой семье.

    После коллективного рассказывания, логопед просит 1-2 детей составить рассказ самостоятельно.

    8.Итог занятия.

    -Назовите всех членов семьи по именам, о которых составляли рассказ.

    -Кто самый старший в семье, а кто самый младший?

    -Сколько в семье взрослых, а сколько детей?

    -Какая это семья?

    Оценка рассказов детей, награждение «5»-ками.

    -Дома в своих тетрадях нарисуете вашу семью и выполните задания о вашей семье.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия с использованием мультимедийных средств для детей старшего и подготовительного возраста на тему: «История возникновения родного города Усть - Кута».

    Формировать любовь к родному городу, интерес к его прошлому и настоящему.  Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа). Воспитывать любовь к «малой Роди...

    Конспект занятие с учётом регионального компонента по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего и подготовительного возраста по теме : "Тайга - богатство Сибири"

    Цели:Закрепить знание детей о малой Родине - городе Усть- Куте.  Месторасположении его на карте .Познакомить детей с природой сибирского края. Дать представление о тайге - самом большом лесе Сиби...

    Конспект обобщающего занятия для детей старшего и подготовительного возраста с тяжелым нарушением речи по теме "Зима.Зимние забавы". Совместная деятельность учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ.

    Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ГБДОУ по теме "Зима. Зимние забавы"  для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи....

    Конспект ННОД для детей старшего и подготовительного возраста «Научно-практическая конференция «Земля - наш дом: не мусори в нем!»»

    Конспект интегрированного открытого занятия по экологическому воспитанию, подготовленный совместно с родителями....

    Конспект занятия для детей старшей и подготовительной к школе группы "Реклама"

    формировать умение детей использовать рекламы для реализации продуктов труда. Развивать речевое творчество, моторику пальцев, воображение. Воспитывать интерес к профессии рекламного агента....

    Конспект досуга для детей старшего и подготовительного возраста. Игра по станциям «Где прячется здоровье»

    Конспект досуга для детей старшего и подготовительного возраста. Игра по станциям «Где прячется здоровье»Конспект игры по станциям для детей старшего и подготовительного возраста«Где...

    Конспекты логопедических занятий для детей старшего и подготовительного возраста.

    Занятия на следующие лексические  темы: "Зимние забавы", "Азбука безопасности", "Семья", "Зима"...