"Формы и методы использования средств народной педагогики в старшей группе ДОУ"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Рябова Ольга Александровна

Одним из средств формирования познавательных способностей у дошкольников является сказка. Потому что только сказку можно противопоставить игре, как  ведущей деятельности в дошкольном возрасте. С любимыми героями сказок ребёнок , незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями . Все дети любят сказки и могут подолгу слушать эти увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если им самим выступить в роли сказочников? Поможем  ребятам в этом полезном и увлекательном занятии с помощью следующих упражнений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы использования средств народной педагогики в старшей группе ДОУ.

Одним из средств формирования познавательных способностей у дошкольников является сказка. Потому что только сказку можно противопоставить игре, как  ведущей деятельности в дошкольном возрасте. С любимыми героями сказок ребёнок , незаметно для себя, решает многие задачи, охотно преодолевает трудности при овладении новыми знаниями . Все дети любят сказки и могут подолгу слушать эти увлекательные истории, полные чудес и приключений. А что если им самим выступить в роли сказочников? Поможем  ребятам в этом полезном и увлекательном занятии с помощью следующих упражнений.

 «Закончи сказку».

Нужно дать ребенку задание - придумать для сказки концовку.

Цель - будет развитие умения логически завершать какой-либо рассказ, умения осмыслять воспринимаемое и правильно заканчивать мысль, активизировать словарный запас. Итак, мы  предлагаем ребенку простейший сюжет из нескольких предложений. Например: «Пошел как-то мальчик Степа в лес за грибами. Встретил Степа в лесу белку - та помахала ему пушистым хвостом и ускакала по веткам деревьев. Попался ему и заяц, да только зайчишка-трусишка сразу спрятался в кустах - испугался. Много грибов Степа насобирал, земляники наелся. Так ходил он по лесу, ходил да и забрел в совершенно незнакомое ему место. Сначала мальчик чуть-чуть испугался, но потом вспомнил, что он очень смелый (иначе как бы он один в лес пошел?) и стал осматриваться. Смотрит Степа по сторонам, чтобы понять, где он очутился и вдруг видит … ». Здесь обращаемся к ребёнку с просьбой закончить сказку в соответствии с ее смыслом. Если возникают трудности, можно помогать ему наводящими вопросами: «Что увидел мальчик? Что он собирал? Что могло случиться с ним в лесу? Кто мог помочь Степе выбраться из леса?». Очень важно эмоционально реагировать на каждый найденный ребенком ответ (удивление, радость, испуг и т.д.), развивая таким образом эмоциональное отношение к сочиняемому, навык передачи эмоций в речи.

Можно устроить конкурс разных вариантов окончания сказки: каждый из вас может предложить несколько вариантов, а затем вы вместе их обсудите. Последний этап играет важную роль в развитии именно логического мышления и умения воспринимать и продолжать начатую мысль. В дальнейшем ребенок может рассказать кому-нибудь сочиненную сказку и проиллюстрировать ее рисунками. После создания нескольких таких концовок к вашим незатейливым сюжетам (не старайтесь придумать сложное начало, оно должно быть очень простым), вы увидите, что малыш способен на самостоятельное сочинение концовки сказки, без наводящих вопросов.

Сочинение  сказки по сериям картинок.

Для такого занятия придется заранее подобрать подходящую серию картинок. Например, картинки из пособий по развитию речи, составляющих серию иллюстраций на какой-то один сюжет.

Цель данного задания - помочь увидеть красочность, яркость созданных на картинке образов; формировать умение правильно подбирать глаголы и прилагательные для характеристики персонажей.  Предстоит научить выстраивать сюжет в логически верной последовательности, давать характеристику места и времени действия - это должно способствовать развитию воображения и творческого мышления ребенка. Рассматривая первый рисунок, обратите внимание ребенка на то, что за местность изображена на рисунке: «Кого (каких персонажей) ты здесь видишь? Что они делают? Где они находятся? Какая обстановка вокруг них? Какое время года (дня)? Какие признаки об этом говорят?» Используя иллюстрации к сказкам, нужно обязательно обратить внимание ребёнка на то, что сюжет картинок сказочный (например, мышка играет в воздушный шарик и т.п.). Начало сказки составляется по первой картинке («Жили-были…»). Вторая картинка рассматривается более детально: взрослый обращает внимание ребенка на более мелкие предметы: «Как ты думаешь, что это такое? Интересно, зачем он (она, оно) здесь нужен?» Взрослый может помочь придумать имена героям, спросить, какой персонаж особенно понравился и почему. В процессе работы с картинками нужно эмоционально реагировать на детские реплики, помогая в сочинении сказки и описании героев, задавать в динамичном темпе наводящие вопросы. Когда сказка будет придумана, можно предложить малышу рассказать ее кому-нибудь из родных, а также поведать слушателям о процессе ее создания.

Инсценировка сказок.

Предложите ребёнку «оживить» сказку: придумать костюмы, разработать поведение персонажей в соответствии с их характерами, продумать мимику, жесты, интонацию каждого героя.

Цель такого задания - активизация творческого отношения к слову. Творческое осмысление должно проявиться в умении трансформировать словесный сказочный образ в драматический. Здесь также предполагается коллективное творчество. Исполнителями ролей могут стать не только дети, но и игрушки, куклы. Незаменимыми помощниками могут стать герои кукольного театра (такие игрушки продаются в магазинах, но при желании можно создавать их своими руками). Выбранная для инсценировки сказка может быть сочиненной или прочитанной ранее - в данном случае творчество заключается не в создании, а воплощении сюжета. При распределении ролей учитываются индивидуальные особенности и возможности детей, а также используемых игрушек, обсуждаются характеры персонажей. В репетицию вовлекаются все участники инсценировки, даже те, кто не занят в конкретной сцене (они следят за тем, соответствует ли исполнение тексту роли, помогают найти наиболее удачное воплощение образа, участвуют в его «проработке»). Важным этапом подготовки станет изготовление декораций, что привлечет внимание маленьких участников к тем деталям, которые чаще всего ускользают от детского внимания: место действия и его смена, средства передачи атмосферы сказки, настроения (страшно, мрачно или светло, весело). Участие взрослых в инсценировке позволяет развить у малышей способность к эмоциональному погружению в сказку, к ее творческому осмыслению, способность к мимическому и интонационному творчеству (на основе воплощения словесного сказочного образа).

       В игровой форме нужно изучать с детьми пословицы и поговорки. Например: поговорку про аппетит, который приходит с едой, можно повторять, садясь за стол. Или вспомнить про камень, обрастающий мхом от долгого лежания, можно, указывая на лежебоку и лентяя. Пословицы можно иллюстрировать вместе с ребенком. Или, если детей несколько, дать им задание каждому нарисовать рисунок по той или иной пословице. Хорошо, если ребенок обратит внимание на детали пословицы и изобразит наиболее точно: например, создавая иллюстрацию про лежащий камень, неплохо, если ребенок додумает закрытые «глаза» или другие детали, указывающие на лень.

 Подбор пословиц по темам.

Подбор пословиц хорошо организовать при чтении произведений, посвященных праздникам , о домашних и диких животных. На занятии по теме «Зима» можно предложить следующие пословицы : «мороз не велик, да стоять не велит»; «снегу много – хлеба много»; «мороз и железо рвет и на лету птицу бьёт»; «в зимний холод всякий молод»; «готовь летом сани, а зимой – телегу».

Дети, знакомясь с пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет.

Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая раскрывала бы смысл данного произведения.

Сначала воспитатель читает детям рассказ, стихотворение или басню, производит разбор произведения, выясняет главную мысль. Затем – предлагает подобрать к изучаемому произведению пословицу, которая может быть его заглавием.

Использование пословиц  в играх

При изучении пословиц дети обогащают свой словарный запас. Этому способствуют следующие игры:

  • «Закончи пословицу»: например, «без труда не выловишь ...», «что написано пером ...», «тише едешь ...»;
  • «Угадай поговорку по рисунку»:

http://festival.1september.ru/articles/559727/img1.jpg

(Взять быка за рога)

http://festival.1september.ru/articles/559727/img2.jpg

(Зарубить на носу)

 «Уроки предков».

Цель – познакомить детей с новыми  пословицами, углубить их знания о пословицах, обогатить словарный запас детей. Дети делятся на две команды, а воспитатель выступает  в роли ведущего. На столе находятся карточки с иллюстрациями пословиц. Ведущий поднимает карточку и показывает её детям. Их задача отгадать какая пословица изображена. Чья команда ответила верно, та и поясняет что эта пословица обозначает и какой смысл она в себе несёт.

Загадки могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, буквой); как прием, обостряющий наблюдательность, – при закреплении определенного знания (правила); как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.

Использование загадок на уроках музыки

Загадки развивают фантазию детей, с их помощью школьники с интересом включаются в мыслительное творчество. В некоторых из них музыкальное начало (признаки, особенности, характер музыки) скрыто в самом загадываемом слове. Такие загадки - ещё и источник новых знаний. Например,

Сидит петух на воротах:                          Семь ребят на лесенке

Косы до полу, голос до неба                   Заиграли песенки

 (колокол).                                                     (ноты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование вербальных средств народной педагогики в развитии речи детей младшего  дошкольного возраста

... С тех пор, как появились потешки, прошло немало лет, а до сих пор они не утратили своей актуальности. И сегодня, дети так же, как и во все времена, ожидают от своих близких внимания, заботы, любви...

Конспект НОД по плаванию «Игровой метод, как средство обучения плаванию детей старшей группы»

По утрам ты закаляйся,Водой холодной обливайся.Будешь ты всегда здоров.Тут не нужно лишних слов. Тема: «Игровой метод – как средство обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста» ...

проект по безопасности жизнедеятельности для детей среднего дошкольного возраста с использованию средств народной педагогики

          Практика включения средств народной педагогики в воспитательно-образовательную работу нашего детского сада охватывает все образовательные области.  Об ис...

Конспект игры-занятия по сенсорному воспитанию детей раннего возраста с использованием средств народной педагогики «Курочка и цыплятки»

Программное содержание:- развивать познавательную и двигательную активность, способствовать формированию положительных эмоций, доброжелательных взаимоотношений; - учить детей воспринимать н...

Формы и методы работы по финансовой грамотности в старшей группе

Финансовая культура детей дошкольного возраста как один из аспектов экономического воспитания – это новое направление в дошкольной педагогике, является глобальной социальной проблемой, неотделим...