Методы работы над культурой речи у дошкольников средствами народной педагогики.
статья по теме

Рузанова Сусанна Александровна

Статья рекомендации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kultura_rechi_u_doshkolnikov.odt36.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Методы работы над  культурой  речи у дошкольников средствами народной педагогики»                                

   

 Рузанова Сусанна Александровна,воспитатель логопедической группы высшей квалификационной категории Муниципального  автономного дошкольного образовательного   учреждения  городского округа Реутов « Детский сад комбинированного вида №12 «Березка»

Во все времена  общество  крайне нуждается  в образованных и культурных людях. А в современном мире, полном противоречий, геополитических катаклизмов, национальных преобразований ,формирование адекватной , самодостаточной, разносторонне развитой личности приобретает колоссальное значение.  Всё начинается с детства. Поэтому основной задачей в детском саду является активное и целенаправленное приобщение детей-дошкольников к культурным ценностям своего народа.

Хранилищем народной культуры, в первую очередь, является язык народа, который  сохраняет память народа, формируя его историческое национальное самосознание. Высокая[1] культура разговорной речи, хорошее знание и чутьё родного языка, умение пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием являются самым верным средством и самой надёжной рекомендацией для каждого воспитанника в его будущей жизни.

В настоящее время в языковой практике человека , к сожалению, начинают исчезать лучшие речевые традиции, происходит процесс падения нравов общества, что влечёт за собой упадок общей культуры, и, как следствие , языка. Это выражается в  появлении увеличении в разговорной речи  просторечных форм, вульгаризмов и жаргона. Первоочередная задача воспитателя - не допускать этого в процессе воспитания дошкольника. Надежда на то, что ребёнок в будущем сам разберётся и овладеет нормированной речью, весьма несостоятельна. На данном этапе остро стоит вопрос овладения детьми дошкольного возраста речью образной, точной ,логичной. Поэтому я считаю, что введение элементов культуры речи в общую систему воспитания дошкольников в логопедической группе, будет серьёзно способствовать решению коммуникативных и социальных задач, окажет влияние на развитие духовного мира ребёнка.

В процессе работы над речью важно учесть тот факт, что лучшие образцы речевой культуры даёт народная педагогика и, в частности , фольклор.

В произведениях устного народного творчества уже заложены положительные нормы, виды  народной речи, эстетически обработанные временем. Сам термин «народная педагогика» ввёл в обиход К.Д. Ушинский ещё в прошлом столетии. И это подтверждает, что воспитание такое же древнее, как и сам народ! Он считал, что педагогика, созданная народом, имеет важную воспитательную силу. Сейчас народная педагогика определяется как совокупность накопленных и проверенных практикой знаний, умений и навыков , передаваемых из поколения в поколение преимущественно в устной форме, как продукт исторического и социального опыта народа. Использование народной педагогики в развитии речи у детей в логопедической группе в целостном комплексе имеет важнейшее значение. Это проявляется в разнообразных формах. Например, знакомство с народными традициями, этикетом, народными праздниками, играми, прикладным народным творчеством, произведениями устного народного творчества, бытовыми условиями жизни народа прежде. А ,главное, как  говорил К.Д. Ушинский , должно вестись обучение на родном языке. Обучение, как и умственное воспитание личности, без языка немыслимо. Речь является инструментом развития личности растущего человека. Обучая ребёнка родной речи, воспитатель одновременно способствует развитию его интеллекта и высших эмоций, готовит почву для дальнейшего успешного обучения в школе, для творческой деятельности, для развития социально активной личности. Для успешной реализации данной концепции я считаю важным введение в образовательный процесс  элементов фольклора, произведений устного народного творчества. С ними хорошо знакомы и взрослые (родители) и дети. Это сказки, поговорки, пословицы, загадки, песни, потешки, игровые  заклички. Они сопровождают нас всю жизнь с самого раннего детства.

Обратимся к некоторым видам фольклора , используемых нами в детском саду. Красота и богатство родного слова, прежде всего, раскрывается перед детьми в народных сказках. Сказка, по мнению В.А. Сухомлинского,- активное творчество всей духовной жизни ребёнка, её чувств, фантазий, воли, ума. Но, в первую очередь, сказка – творчество воспитателя, который стремится через красоту родного языка донести до детей духовное богатство народной культуры . А , кроме того, развить у ребёнка интеллектуальные , нравственные и эстетические стороны  его души. Яркий и образный язык народных сказок, их дидактически обработанное веками содержание, характер изложения делают сказку запоминающейся , понятной и близкой детям. Благодаря этим качествам сказки, данный вид фольклора стал неоценимым средством воспитания детей. Дети познают богатый колорит народной речи, знакомятся с вековыми традициями, укладом жизни и привычками. Увлекательные сказки хорошо развивают речь детей, особенно в логопедической группе. С помощью сказок дети учатся логически мыслить, обогащается запас слов, улучшается социально-коммуникативная роль ребёнка. Кроме того, в сказках встречается частое использование народных поговорок, пословиц, загадок, что очень развивает интеллектуальный и духовно – нравственный мир ребёнка. Эти виды фольклора содействуют пробуждению у детей любознательности, развитию памяти. Учат анализировать, систематизировать свои знания, обобщать, использовать приобретённые знания.

Следующим этапом в работе с  видами  фольклора нельзя не отметить знакомство с обрядами, народными обычаями.  В дополнение к уже озвученным методам работы добавлю использование в работе форм детского прикладного творчества, знакомство с различными видами  народного искусства (рисование, изготовление поделок, макетов, шитьё обрядовых кукол и др.). Всё это вместе является целостной системой воспитания культуры речи через народную педагогику.

Исходя из раскрытых выше вопросов , стоящих перед воспитателем в формировании грамотной, культурной  и логической речи у дошкольников, считаю важным использовать элементы народной педагогики в практической деятельности .Целостный и органичный комплекс мер, применяемый в процессе воспитания, приносит определённую пользу в развитии правильной речи у дошкольников.

В решении этих задач неоценимую помощь в нашем детском саду оказывает организация творческого проекта «Русская изба». К радости воспитанников, проведена большая совместная работа по подготовке мини-музея.  Собрано достаточно  экспонатов:  предметов старины, утвари, домашнего обихода, кукол,  игрушек, посуды. Выделено небольшое помещение, разработан план деятельности , график посещения детьми мини-музея. В плане работы предусмотрены постановки детских спектаклей, проведения экскурсий, изучение фольклорного материала, изготовление предметов народного прикладного творчества, рисунков и поделок, чтение сказок, заучивание стихов. Реализация проекта « Русская изба» рассчитана на долгое время. В течение всего учебного года   дополнением к  образовательной  деятельности проводится работа  по ознакомлению детей с русским фольклором, традициями, обрядами, устным народным творчеством, музыкальным материалом. Участие детей в реализации проекта «Русская изба» активно влияет на процессы формирования культуры речи у детей. Дети читают стихи, активно общаются друг с другом и воспитателем, учатся логически мыслить, выражать своё мнение, развивается память и творческое воображение. В процессе рисования , изготовления различных поделок, предметов прикладного творчества развивается мелкая моторика, координация движений, интеллектуально-мозговая деятельность. Таким образом,  по моему мнению, использование самых  разнообразных форм и методов в работе над развитием речи у дошкольников в логопедической группе даёт   положительные результаты.  И, исходя из охарактеризованных выше особенностей  народной педагогики, я  считаю очень важным и необходимым их использование  в практической деятельности воспитателя.


[1]                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»

Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный.Раздел программы: «Программа по ознакомлению ...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ (СТАРШАЯ ГРУППА)

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ (СТАРШАЯ ГРУППА)...

Статья: "Использование методов театральной педагогики в работе по развитию речи у дошкольников"

Реализация ФГОС ДО в практике детских садов, поиски новых современных подходов к ресурсному обеспечению педагогической деятельности....

Проект "Матрешка"по объединению усилий детского сада и семьи и приобщение к народной культуре средствами народной педагогики в группе адаптации и развития детей младшего возраста

Ни для кого не секрет, что этап адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения, особенно раннего возраста – это зачастую большой стресс для него, да и для семьи в целом. Вс...