Формирование коммуникативных способностей дошкольников средствами народной педагогики
презентация на тему

Шакирзянова Лилия Камиливна

\\\

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №30 «Ёлочка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан Формирование коммуникативных способностей дошкольников средствами народной педагогики

Слайд 2

Есть в Бугульме детский сад, Здесь детишкам каждый рад. Наш детский сад называется «Ёлочка», Все в нем сделано с «иголочки». Каждая группа по-своему хороша, Зайдешь и отдыхает душа. Имеется зал музыкальный, Где проявляется талант вокальный. С радостью бегут сюда детишки : И девчонки, и мальчишки. Здесь научат их всему: рисовать, лепить, играть, Петь, считать и танцевать. Учат правильно кушать, внимательно слушать. Уважать старших, и не обижать младших. Коллектив здесь работает чудесный, Творческий , талантливый, интересный . Приходите в гости к нам. Будем очень рады Вам ! Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №30 «Ёлочка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан впервые распахнул свои двери для малышей 10 января 1973 года. На территории детского сада, площадью 1086кв.м., организована современная развивающая среда, отвечающая требованиям безопасности, психологического комфорта и эстетической привлекательности для всестороннего развития воспитанников. Для того чтобы дети могли расти счастливыми, развивать свои способности, интересы, укреплять здоровье, обогащать духовную культуру, формировать познавательные действия, оборудованы уютные комнаты для сна и отдыха (6 групп), комнаты для игр и организованной деятельности, оснащенные различными пособиями, средствами ТСО. Творческий , сплоченный коллектив единомышленников, работающий под девизом: «Ты мой друг, и я твой друг» обеспечивает развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, формирует готовность к совместной деятельности. 14 педагогов (старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель, воспитатель по обучению детей татарскому языку) имеют профессиональное образование. Высшее образование имеют 6 педагогов, еще 3 являются студентами профильных ВУЗов. 6 педагогов аттестованы на высшую квалификационную категорию, 8 - на первую.

Слайд 3

Законодательно закреплено, что процесс обучения и воспитания в России осуществляется в интересах личности. Образование рассматривается как процесс развития, способный к самоопределению, самоорганизации, самореализации. Сохранение духовного здоровья общества является одним из национальных приоритетов Российского государства. Решение вышеуказанной задачи невозможно без формирования коммуникативной способности, так как они являются составной частью указанных качеств личности. Значимость работы по формированию коммуникативных способностей трудно переоценить. Но как построить ее, чтобы заинтересовать детей, очаровать, вызвать искреннее желание познать новое? Решение обозначенной проблемы мы видим в формировании коммуникативных способностей дошкольников средствами народной педагогики через интеграцию различных видов деятельности. Почему именно народная педагогика? Наблюдая за детьми во время фольклорных праздников, театральных народных представлений, спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. У детей рождается ответное душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде, верности, которые приобретают в наши дни особую значимость. Русские пословицы, поговорки, скороговорки, небылицы, прибаутки, песни, потешки , сказки не только открывают звуковые красоты родного слова, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка. Воспитательная сила фольклора, закладывающая нравственные представления, формирующие внутренний мир ребенка, столь важна, что вряд ли кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа.

Слайд 4

Народная педагогика – эта проверенная жизнь в воспитательной практике, передаваемая из поколения в поколение, вышедшая из распространенного народного опыта как бы книга идей, мыслей, нравоучений, пример воспитания. Это родник мудрости, здоровой нравственности. В основе ее лежат человечность, милосердие, уважение к людям, скромность, порядочность . Средства воспитания народной педагогики: - родной язык; - труд на пользу своему народу (изучение истории родного края ); - народные песни: колыбельные, лирические, о труде; - хороводные , подвижные, состязательные игры ; - народные танцы, выражающие характер, образ жизни народа (целомудрие, скромность, чистота…); - пословицы, поговорки, загадки, сказки, былины, сказания, легенды, притчи; - народные обычаи, обряды . В детском саду, работающем в режиме развития, встает вопрос о необходимости выбора методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, в том числе о необходимости создания системы, позволяющей современному ребенку вести диалог с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном человеком, с землей наших предков, с природой. Использование средств народной педагогики помогает приобщить детей к истокам русской народной культуры. В МБДОУ детский сад № 30 «Елочка» вот уже несколько лет реализуется авторская программа по ознакомлению дошкольников с традициями русского народа «Солнышко-ведрышко».

Слайд 5

Большое значение в воспитательно-образовательном процессе нашего ДОУ занимает знакомство детей с народными праздниками (календарно-обрядовыми и культовыми ) и организация детских развлечений:« Проводы Зимы», «Масленица», «Рождество». В преддверии большого светлого праздника Пасхи прошло занятие «Чудо-праздник Пасха» в этнографическом центре «Русская изба» с детьми старшего дошкольного возраста, где дети получили возможность познакомиться с искусством декоративного оформления яиц красивыми орнаментами , с чудо-писанками , самостоятельно отразить свои эмоциональные, художественные впечатления в разукрашивании яиц. На занятии использовались и элементы театрализованной деятельности детей, стилизованные в духе народного искусства , песенного творчества. Девочки в нарядных русских костюмах водили хоровод с вербочками . В доступной форме детям было рассказано о происхождении и значении этого праздника, Эта программа предполагает различные формы организации детской деятельности. Знакомство с изделиями народно-прокладного искусства вводит детей в гармоничный мир народной культуры, дает представление о жизни людей в прошлом. Одно из направлений деятельности педагогического коллектива – формирование духовно-нравственной личности ребенка-дошкольника через внедрение в систему воспитания и образования элементов этнопедагогики . Оно носит комплексный характер, пронизывает все виды детской деятельности, осуществляется в повседневной жизни и на занятиях по ознакомлению с окружающим. о народных пасхальных приметах. Особые эмоциональные впечатления доставили детям пасхальные игры, пение частушек, за исполнение которых все получили сладкие угощения. Несомненно, такие занятия обогащают духовный мир ребенка. Эти яркие впечатления, полученные в детстве, человек проносит с собой на протяжении всей последующей жизни.

Слайд 6

Работа с родителями в этом направлении также не менее важная. Цель педагогов – сформировать у родителей сознание необходимости целенаправленной работы по воспитанию у детей нравственно-этических понятий в условиях семьи и тесной взаимосвязи с дошкольным учреждением. Для этого используются разнообразные формы взаимодействия с семьями: день открытых дверей «Русская традиционная культура»; -привлечение родителей к сбору краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции мини-музея детского сада; - организация совместно с родителями выставок, экскурсий; - совместное проведение праздников; - организация консультаций и индивидуальных бесед по темам: «Русская народная мудрость о воспитании», «Как провести выходной день», «Национальные традиции бытового общения татарского народа», «Народная сказка и ее воспитательное значение»; - оформление стенда с информацией о семейных праздниках, о народных играх; привлечение родителей к организации групповых досугов; конкурс по изготовлению народных кукол «Задоринки»; - оформление вместе с родителями фотовыставок «Отдыхаем вместе», «Праздники в моей семье», « Б әхетле гаилә ».

Слайд 7

! Каждому человеку необходимо знать историю, культуру народа, к которому он принадлежит, свое место и место его детей в окружающем мире. Чтобы быть уверенным, что детям и внукам будет хорошо в будущем, надо уметь уважать себя и учить этому детей. А такое становится возможным только тогда, когда освоена родная культура, включающая много различных аспектов: традиции и обычаи народа, историю его развития, духовное наследие. В 2014 году ДОУ награждено Дипломом лауреата во Всероссийском конкурсе «100 лучших дошкольных образовательных организаций России» в номинации «Лидер в реализации здоровьесберегающих технологий». Также опубликованы статьи из опыта работы с учетом реализуемых программ «Инновационные формы работы с родителями» в Российском журнале «Обруч» (№3, 2013г.), статья «Использование инновационных технологий в обучении детей и русскоязычных педагогов татарскому языку в ДОУ посредством учебно-методического комплекта» в республиканском журнале « М әгәриф ». Исторически все народы Поволжья переплетены, друг у друга заимствованы и слова, и элементы обрядов, праздников. Под влиянием национальных культур, традиций, систем этических норм повышается интерес к историческому прошлому города, республики, страны. А также воспитываются патриотические чувства, гордость и уважение к прошлому и настоящему малой родины, происходит знакомство с интересными историческими событиями, трудовой деятельностью, культурой, бытом и праздниками народа.

Слайд 8

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Младшая группа (от трех до четырех) ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 30 “ЕЛОЧКА”

Слайд 9

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Младшая группа (от трех до четырех) ПРИЛОЖЕНИЕ К ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 30 “ЕЛОЧКА”


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология Формирование коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

        На сегодняшний день одним из ведущих приоритетов в образовании является коммуникативная направленность учебно-воспитательного процесса. Это является значимым, ...

Конспект интегрированного занятия с детьми по формированию коммуникативных способностей, развитию основных психических процессов и речи, социальную адаптацию детей. "Жили-были два барашка".

Коррекционно-развивающее интегрированное занятие с детьми по формированию коммуникативных способностей, развитию основных психических процессов и речи, социальную адаптацию детей....

Доклад на тему: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»

Доклад  на тему: «Формирование коммуникативных способностей у детей старшего дошкольного возраста»...

Конспект занятия по развитию речи и формированию коммуникативных способностей.

Конспект занятия по развитию речи и формированию коммуникативных способностей для детей старшей коррекционной группы. Чтение и беседа по русской народной сказке "Бобовое зернышко"...

Формирование коммуникативных способностей дошкольников через игровую деятельность

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собс...

Формирование коммуникативных способностей у старших дошкольников

Коммуникативные способности (умения) – индивидуальные особенности личности, обеспечивающие эффективное взаимодействие и адекватное взаимопонимание между людьми в процессе общения или выполнения совмес...