Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»
проект на тему

Муртазина Фания Габдулхаевна

Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»

Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный.

Раздел программы: «Программа по ознакомлению с культурой татарского народа» (Р. А. Бурганова) .

Цель проекта: Создание и поэтапная практическая апробация системы работы по использованию средств народной педагогики в национальном воспитании дошкольников.

Обоснования проекта: В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и региональную терпимости.

Для этого следует модернизировать содержание дошкольного образования:

1. Создание авторских проектов.

2. Разработка методического сопровождения педагогического процесса по использованию средств народной педагогики в воспитании дошкольников.

3. Использование интегрированных занятий.

4. Использование в воспитательно-образовательном процессе музейной и игровой педагогики.

Информация о проблеме: О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Этно-национальная культура помогает сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь, отдельные стороны национального воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Предназначение, спицефика, расшифровка цели проекта: Работая под девизом «Без прошлого нет будущего» авторы проекта планируют решение следующих задач:

1. Сформировать представления о средствах народной педагогики у детей дошкольного возраста.

2. Сформировать социальные умения, способствующие ориентации в современном мире, развивающие стремление жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

3. Развивать национальное культурное самочувствие ребенка через самоидентификацию его личности.

4. Воспитание гражданских чувств дошкольников: гордость за свой народ и свою Родину, дружелюбие, отзывчивость, толерантность.

5. Разработать методическое обеспечение процесса национального воспитания дошкольников посредством народной педагогики.

Предпологаемый результат:

1. Разработка методических рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с национальной культурой.

2. Подбор и система тестирования   психолого-педагогического и иллюстративного материала по теме. Разработка конспектов, занятий, досугов, праздников.

3. Оформление мини-музея «Национальная одежда», «Путешествие в старину», «Народная игрушка», выставка детских работ, стендов.

4. Участие родителей в презентации, разработка методических рекомендаций для родителей по национальному воспитанию дошкольников средствами народной педагогики.

Формы презентации:

Представление мини проектов, стендовых докладов, мультимедийная презентация «Национальное воспитание в современном дошкольном учреждении».

Реализация проекта.

Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей

1. Определение тематики, задач и содержания микропроектов по всем возрастным группам.

2. Разработка конспектов занятий и проведение бесед с детьми, праздников и досугов по теме.

3. Подготовка видеоматериалов, фрагментов праздников, занятий и игр.

4. Выявление уровня знания детей. Оформление выставок, информационных стендов по теме с использованием фотоматериалов, детских работ, методической и художественной литературой.

1. Должны знать: свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями), представителей других национальностей, посещающих нашу республику, уважать их культуру и традиции.

2. Участие в праздниках, посещение городского музея; мини музея в детском саду, конструирование, моделирование и изобразительная деятельность.                  

1. Участие в анкетировании.

2. Содействие педагогам в сборе материалов для мини музея, оформление стендов, создание фото выставок.

3. Беседы с детьми, посещение музеев.

2 этап основной

Провести познавательно-речевое занятие по информационному, этническому, культурному блокам (по перспективному плану).

Воспитатели В течении года Формирование знаний и понятий: своей большой и малой Родины - многообразие наций и народов земли-многонациональность республики Татарстан. О родном городе, о быте двух народов, их сказках и различной национальной культуре и национальном наследии русского и татарского народов.

Создание мини –музея «Народная игрушка» Воспитатели Декабрь Выставка

Праздник «Осени»(пение песен об осени, игры, хороводы) Воспитатели и музыкальный руководитель Октябрь Развлечение «Осень золотая».

Семейный конкурс «Самая лучшая игрушка своими руками». Воспитатели Декабрь Информированность родителей.

Семинар для Воспитателей «Роль театрализованных игр в обучении детей второму языку» Воспитатель по обучению татарскому языку Февраль Развитие знаний о народных сказках

Драматизация сказки А. Алиша «Болтливая утка» Воспитатель по обучению татарскому языку и муз. руководитель Январь Знакомство с литературным материалом.

Выставка работ по татарским и русским народным сказкам. Воспитатели Январь Закрепление знаний о народных сказках в продуктивной деятельности.

Развлечение «У ворот» Воспитатели, муз. руководитель

Ноябрь Передача традиционных ценностей от поколения к поколению.

Народные праздники «Навруз», «Сабантуй», «Масленица». Воспитатели,

Муз. руководитель Март-Май Знакомство с содержанием национальных праздников.

Выставка дидактических игр: Укрась: «Камзул», «Ичиги», «Сарафан», «Кокошник», «Калфак». Воспитатель Март Оформление выставки: «Дидактические игры по национальному воспитанию детей»

3- этап заключительный

Мультимедейная презентация «Национальное воспитание в современном Доу». Воспитатели Май Подведение итога

Критерии эффективности проекта

Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта.

Средства используемые в национальном воспитании дошкольников

-устное народное творчество

-музыкальное народное творчество

-декоративно-прикладное искусство

-народные праздники, обряды, традиции

-народная педагогика

Условия национального воспитания

1. Активное деятельное погружение ребенка в мир народной культуры.

2. Участие семьи воспитанника в образовательном процессе.

3. владение педагогами ДОУ методикой осуществления народной педагогики.

4. Рациональное использование всех видов детской деятельности.

5. Создание культурно-образовательного пространства.

Основные направления проекта «Национальное воспитание средствами народной педагогики»

Информационный блок Этнический блок Культурный блок

Татарстан-край, в котором мы живем

Два народа Народные традиции и обычаи

Моя Казань Быт двух народов Праздники

Моя малая Родина- Предметы быта Народные промыслы

Кукмор Национальный эпос

Содержание работы над проектом по этапам

 

1 этап-подготовительный

Сроки    Содержание    Результат     Формы контроля

Сентябрь-Январь 2016 Изучение условий проводимой работы по национальному воспитанию, постановка проблемы, цели, задач.

Выбор технологий для реализации поставленных целей и задач по национальному воспитанию (музейная, игровая педагогика) .Изучение условий по национальному воспитанию в ДОУ. Апробация вновь выбранных технологий внутри ДОУ. Разработка плана проекта «Национальное воспитание средствами народной педагогики, положений мастер-классе, творческой группы, методическом совете. Определение возрастных групп, где будет реализовываться проект.

Подготовка методических материалов.

2 этап -практический

Январь –Май 2016 Доработать проект по национальному воспитанию. Проведение консультаций с педагогами ДОУ. Создание фильма-игротеки.

Создание мини-музея «Народная игрушка».

Подготовка и выпуск методических рекомендаций для педагогов ДОУ. Определение участников проводимой работы по национальному воспитанию.

Создание дидактических игр, пособий.

3 этап -диагностический

Май 2016 Отчеты о результатах проекта. Применение результатов в педагогической деятельности. Описание, обобщение и представление результатов и итогов работы по проекту «Национальное воспитание детей средствами народной педагогики».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект «Национальное воспитание дошкольников средствами народной педагогики»

Тип проекта: познавательный, долгосрочный, много-проектный.

Раздел программы: «Программа по ознакомлению с культурой татарского народа» (Р. А. Бурганова) .

Цель проекта: Создание и поэтапная практическая апробация системы работы по использованию средств народной педагогики в национальном воспитании дошкольников.

Обоснования проекта: В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и региональную терпимости.

Для этого следует модернизировать содержание дошкольного образования:

1. Создание авторских проектов.

2. Разработка методического сопровождения педагогического процесса по использованию средств народной педагогики в воспитании дошкольников.

3. Использование интегрированных занятий.

4. Использование в воспитательно-образовательном процессе музейной и игровой педагогики.

Информация о проблеме: О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, и его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов. Этно-национальная культура помогает сформировать у детей эмоционально- положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, понять, что мир прекрасен и многообразная встреча с любой из культур дарит радость открытий. Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь, отдельные стороны национального воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса.

Предназначение, спицефика, расшифровка цели проекта: Работая под девизом «Без прошлого нет будущего» авторы проекта планируют решение следующих задач:

1. Сформировать представления о средствах народной педагогики у детей дошкольного возраста.

2. Сформировать социальные умения, способствующие ориентации в современном мире, развивающие стремление жить в мире и согласии с людьми других национальностей.

3. Развивать национальное культурное самочувствие ребенка через самоидентификацию его личности.

4. Воспитание гражданских чувств дошкольников: гордость за свой народ и свою Родину, дружелюбие, отзывчивость, толерантность.

5. Разработать методическое обеспечение процесса национального воспитания дошкольников посредством народной педагогики.

Предпологаемый результат:

1. Разработка методических рекомендаций для педагогов по ознакомлению детей с национальной культурой.

2. Подбор и система тестирования   психолого-педагогического и иллюстративного материала по теме. Разработка конспектов, занятий, досугов, праздников.

3. Оформление мини-музея «Национальная одежда», «Путешествие в старину», «Народная игрушка», выставка детских работ, стендов.

4. Участие родителей в презентации, разработка методических рекомендаций для родителей по национальному воспитанию дошкольников средствами народной педагогики.

Формы презентации:

Представление мини проектов, стендовых докладов, мультимедийная презентация «Национальное воспитание в современном дошкольном учреждении».

Реализация проекта.

Деятельность воспитателя Деятельность детей Деятельность родителей

1. Определение тематики, задач и содержания микропроектов по всем возрастным группам.

2. Разработка конспектов занятий и проведение бесед с детьми, праздников и досугов по теме.

3. Подготовка видеоматериалов, фрагментов праздников, занятий и игр.

4. Выявление уровня знания детей. Оформление выставок, информационных стендов по теме с использованием фотоматериалов, детских работ, методической и художественной литературой.

1. Должны знать: свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями), представителей других национальностей, посещающих нашу республику, уважать их культуру и традиции.

2. Участие в праздниках, посещение городского музея; мини музея в детском саду, конструирование, моделирование и изобразительная деятельность.                  

1. Участие в анкетировании.

2. Содействие педагогам в сборе материалов для мини музея, оформление стендов, создание фото выставок.

3. Беседы с детьми, посещение музеев.

2 этап основной

Провести познавательно-речевое занятие по информационному, этническому, культурному блокам (по перспективному плану).

Воспитатели В течении года Формирование знаний и понятий: своей большой и малой Родины - многообразие наций и народов земли-многонациональность республики Татарстан. О родном городе, о быте двух народов, их сказках и различной национальной культуре и национальном наследии русского и татарского народов.

Создание мини –музея «Народная игрушка» Воспитатели Декабрь Выставка

Праздник «Осени»(пение песен об осени, игры, хороводы) Воспитатели и музыкальный руководитель Октябрь Развлечение «Осень золотая».

Семейный конкурс «Самая лучшая игрушка своими руками». Воспитатели Декабрь Информированность родителей.

Семинар для Воспитателей «Роль театрализованных игр в обучении детей второму языку» Воспитатель по обучению татарскому языку Февраль Развитие знаний о народных сказках

Драматизация сказки А. Алиша «Болтливая утка» Воспитатель по обучению татарскому языку и муз. руководитель Январь Знакомство с литературным материалом.

Выставка работ по татарским и русским народным сказкам. Воспитатели Январь Закрепление знаний о народных сказках в продуктивной деятельности.

Развлечение «У ворот» Воспитатели, муз. руководитель

Ноябрь Передача традиционных ценностей от поколения к поколению.

Народные праздники «Навруз», «Сабантуй», «Масленица». Воспитатели,

Муз. руководитель Март-Май Знакомство с содержанием национальных праздников.

Выставка дидактических игр: Укрась: «Камзул», «Ичиги», «Сарафан», «Кокошник», «Калфак». Воспитатель Март Оформление выставки: «Дидактические игры по национальному воспитанию детей»

3- этап заключительный

Мультимедейная презентация «Национальное воспитание в современном Доу». Воспитатели Май Подведение итога

Критерии эффективности проекта

Рост мотивации к изучению проблемы у всех участников проекта.

Средства используемые в национальном воспитании дошкольников

-устное народное творчество

-музыкальное народное творчество

-декоративно-прикладное искусство

-народные праздники, обряды, традиции

-народная педагогика

Условия национального воспитания

1. Активное деятельное погружение ребенка в мир народной культуры.

2. Участие семьи воспитанника в образовательном процессе.

3. владение педагогами ДОУ методикой осуществления народной педагогики.

4. Рациональное использование всех видов детской деятельности.

5. Создание культурно-образовательного пространства.

Основные направления проекта «Национальное воспитание средствами народной педагогики»

Информационный блок Этнический блок Культурный блок

Татарстан-край, в котором мы живем

Два народа Народные традиции и обычаи

Моя Казань Быт двух народов Праздники

Моя малая Родина- Предметы быта Народные промыслы

Кукмор Национальный эпос

Содержание работы над проектом по этапам

1 этап-подготовительный

Сроки    Содержание    Результат     Формы контроля

Сентябрь-Январь 2016 Изучение условий проводимой работы по национальному воспитанию, постановка проблемы, цели, задач.

Выбор технологий для реализации поставленных целей и задач по национальному воспитанию (музейная, игровая педагогика) .Изучение условий по национальному воспитанию в ДОУ. Апробация вновь выбранных технологий внутри ДОУ. Разработка плана проекта «Национальное воспитание средствами народной педагогики, положений мастер-классе, творческой группы, методическом совете. Определение возрастных групп, где будет реализовываться проект.

Подготовка методических материалов.

2 этап -практический

Январь –Май 2016 Доработать проект по национальному воспитанию. Проведение консультаций с педагогами ДОУ. Создание фильма-игротеки.

Создание мини-музея «Народная игрушка».

Подготовка и выпуск методических рекомендаций для педагогов ДОУ. Определение участников проводимой работы по национальному воспитанию.

Создание дидактических игр, пособий.

3 этап -диагностический

Май 2016 Отчеты о результатах проекта. Применение результатов в педагогической деятельности. Описание, обобщение и представление результатов и итогов работы по проекту «Национальное воспитание детей средствами народной педагогики».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка НОД по правовому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики

На примере разработанного мной плана-конспекта НОД показано использование экспонатов мини-музея в работе с детьми по патриотическому воспитанию...

Консультация для воспитателей. Нравственное воспитание дошкольников средствами музейной педагогики.

Музей обладает большим образовательным потенциалом. Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чуввство сопричастност...

Педагогический проект "Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства"

Патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства на занятиях представляет собой целенаправленный процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педаго...