Календарно-тематическое планирование по развитию речи для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Цыбина Мария Ивановна

Календарно-тематическое планирование и пояснительная записка по развитию речи для младшей группы по программе "От рождения до школы" под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ. ЧТЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Пояснительная записка

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Основные цели и задачи

Развитие речи. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.  Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действ.

Возрастные особенности

Уникальность речевого развития детей в этом возрасте состоит в том, что в этот период ребенок обладает повышенной чувствительностью к языку, его звуковой и смысловой стороне. В младшем дошкольном возрасте осуществляется переход от исключительного господства ситуативной (понятной только в конкретной обстановке) речи к использованию и ситуативной, и контекстной (свободной от наглядной ситуации) речи.  Овладение  родным  языком  характеризуется  использованием  основных  грамматических  категорий  (согласование,  употребление  их  по  числу, времени  и  т.д.,  хотя  отдельные  ошибки  допускаются)  и  словаря  разговорной  речи.  Возможны  дефекты  звукопроизношения.

Методическое и материально - техническое обеспечение рабочей программы

•        Детская  мебель для практической деятельности;

•        Игровая  мебель.  Атрибуты  для  сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Гараж», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин».

•        Книжный уголок

•        Дидактические, настольно-печатные игры.

•        Методические  пособия по развитию речи в  соответствии  с возрастом  детей (наборы картин, карточек и др.)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

•        Мольберты магнитные

•        Полки для размещения учебного оборудования, в том числе индивидуального раздаточного.

•        Детская   художественная  литература в соответствии с возрастом детей

•         Телевизор, видеотека

Педагогический мониторинг

1.        Отвечает на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения.

2.        Рассматривает игрушки, сюжетные картинки.

3.        Использует все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

4.        Пересказывает содержание произведения с опорой на рисунки в книге, вопросы воспитателя.

5.        Называет произведение (в произвольном изложении), прослушав отрывок из него.

6.        Может прочитать наизусть небольшое стихотворение при помощи взрослого.



Предварительный просмотр:

Речевое развитие

Комплексно – тематическое планирование

дата

Тема

Задачи

Источник

1

06.09

«Кто у нас хороший, кто у нас пригожий» Чтение стихотворения С.Черного «Приставалка»

Вызвать у детей

симпатию к сверстникам

с помощью игры и

рассказа воспитателя,

помочь детям поверить в то,

что каждый из них замечательный и

любимый взрослыми ребенок

В.В.Гербова

«Развитие речи в детском саду»

2 мл.гр.Стр.28

2

13.09

Чтение русской народной сказки «Кто, петух и лиса»

Познакомить детей с содержанием сказки в обработке М.Боголюбской

Стр.31

3

20.09

Звуковая культура речи: звуки а,у. Дидактическая игра «Не ошибись»

Упражнять детей в правильном и отчетливом произнесении звуков (изолировано, в звукосочетаниях, словах). Активизировать в речи детей обобщающие слова

Стр.32

4

27.09

Звуковая культура речи: звук у

Упражнять детей в четкой артикуляции звука(изолировано, в звукосочетаниях, словах), отрабатывать плавный выдох, побуждать произносить звук в разной тональности с разной громкостью(по подражанию)

Стр.33

5

04.10

Дид. игра «Чья вещь». Рассматривание сюжетных картин по выбору педагога

Упражнять в согласовании притяжательных местоимений с существительными и прилагательными. Помочь детям понять сюжет картин, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами.

Стр.36

6

11.10

Чтение русской народной сказки «Колобок». Дид. упражнение «Играем в слова»

Познакомить со сказкой «Колобок» (в обр.К.Ушинского). упражнять детей в образовании слов по аналогии

Стр.38

7

18.10

Звуковая культура речи звук: (о). рассматривание иллюстраций к сказке «Колобок»

Продолжать приучать детей внимательно рассматривать иллюстрации в книге, объяснять их содержание. Отрабатывать четкое произношение звука (о)

Стр.39

8

25.10

Чтение стихотворения А.Блока «Зайчик». Заучивание стихотворения А.Плещеева «Осень наступила…»

Помочь детям запомнить стихотворение А.Плещеева, при восприятии стихотворения А.Блока вызвать сочувствие к зайчику.

Стр.40

9

01.11

Чтение стихотворений об осени. Дидактическое упражнение «что из чего получается?»

Приобщать детей к поэзии, развивать поэтический слух

Стр.41

10

08.11

Звуковая культура речи звук: (и).

Упражнять детей в правильном и отчетливом произнесении звуков (изолировано, в звукосочетаниях, словах).

Стр.42

11

15.11

Рассматривание сюжетных картин по выбору педагога

Учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя, слушать его пояснения. Упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова со звуками (К) и (Т)

Стр.43

12

22.11

Чтение стихотворений из цикла С.Маршака «Детки в клетке»

Познакомить детей с яркими поэтическими образами животных из стихотворения

Стр.46

13

29.11

Чтение сказки «Снегурушка и лиса» в обр. Булатова

Познакомить с русск. нар. сказкой, с образом лисы, отличным от лисиц других сказок; упражнять в выразительном чтении отрывка – причитания Снегурушки.

Стр.50

14

06.12

Повторение сказки «Снегурушка и лиса» в обр. Булатова; дид. игры «Эхо»,  «Чудесный мешочек»

Помочь детям вспомнить сказку «Снегурушка и лиса» в обр. Булатова; упражнять в произнесении слов со звуком(э) игра «Эхо», в определении качеств предметов на ощупь игра «Чудесный мешочек»

Стр.51

15

13.12

Чтение рассказа Л.Воронковой «Снег идет», стихотворения А.Босева «Трое»

Познакомить детей с рассказом Л.Воронковой «Снег идет», оживив их впечатления от обильного снегопада, помочь запомнить стихотворение

Стр.52

16

20.12

Игра – инсценировка

«У матрешки – новоселье»

Способствовать формированию диалогической речи, учить правильно называть строительные детали и их цвета

Стр.53

17

27.12

Чтение русск.нар.сказки «Гуси-лебеди»

(в обр.М.Булатова)

Познакомить детей со сказкой, вызвать желание послушать ее еще раз, поиграть в сказку

Стр.54

18

10.01

Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картин по выбору педагога

Продолжать объяснять детям, как много интересного можно узнать, если внимательно рассматривать иллюстрации в книгах. Учить детей рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы, делать выводы.

Стр.55

19

17.01

Звуковая культура речи: звуки (м),(мь). Дид.упражнение «Вставь словечко»

Упражнять детей в четком произношении звуков в словах, фразовой речи; способствовать воспитанию интонационной выразительности речи.

Стр.57

20

24.01

Звуковая культура речи: звуки (п),(пь). Дид.игра «Ярмарка»

Упражнять детей в четком произношении звуков в словах, фразовой речи; побуждать детей вступать в диалог, употребляя слова со звуками (п),(пь)

Стр.58

21

31.01

Чтение русск.нар.сказки «Лиса и заяц»

В обр. В.Даля

Познакомить детей со сказкой, помочь понять смысл произведения

Стр.59

22

07.02

Звуковая культура речи: звуки (б),(бь).

Упражнять детей в четком произношении звуков в словах, фразовой речи;

Стр.60

23

14.02

Заучивание стихотворения В.Берестова «Петушки распетушились»

Помочь детям запомнить стихотворение и учить выразительно читать его

Стр.62

24

21.02

Беседа на тему: что такое хорошо, что такое плохо?

Беседуя с детьми, совершенствовать их диалогическую речь

Стр.63

25

28.02

Чтение стихотворения И.Косякова «Все она». Дид. Упражнение «Очень мамочку люблю, потому что…»

Познакомить детей со стихотворением,

совершенствовать их диалогическую речь

Стр.64

26

07.03

Звуковая культура речи: звуки (т),(п),(к)

Закрепить произношение звука (т) в словах и фразовой речи; учить детей произносить звукоподражание со зв.(т),(п),(к). Упражнять в произнесении звуков с разной скоростью и громкостью.

Стр.66

27

14.03

Чтение русск. нар. сказки «У страха глаза велики»

В обр. М.Серовой

Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действие и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать  правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов.

Стр.68

28

21.03

Рассматривание сюжетных картин (по выбору педагога). Дид.упражнение на звукопроизношение «Что изменилось?»

Продолжать учить детей рассматривать сюжетную картину, помогая им определить ее тему и конкретизировать действие и взаимоотношения персонажей. Отрабатывать  правильное и отчетливое произношение звукоподражательных слов.

Стр.69

29

28.03

Чтение стихотворения А.Плещеева «Весна».

Дид. упраж. «Когда это бывает?»

Познакомить детей со стихотворением, учить называть признаки времени года.

Стр.71

30

04.04

Звуковая культура речи: звуки (ф).

Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук (ф), и звукоподражательные слова с этим звуком

Стр.72

31

11.04

Чтение и драматизация русск.нар.песенки «Курочка – рябушечка», сюжетных картин по выбору педагога

Познакомить детей с русской народной песенкой, продолжать учить рассматривать сюжетную картину и рассказывать о том, что на ней изображено.

Стр.73

32

18.04

Звуковая культура речи: звуки (ф).

Учить детей отчетливо и правильно произносить изолированный звук (с), и звукоподражательные слова с этим звуком. Учить детей вести диалог.

Стр.75

33

25.04

Чтение русск.нар.сказки «Бычок черный бочок, белые копытца». (в обр. Булатова). Литературная викторина.

Познакомить детей со сказкой, помочь понять смысл произведения и названия. Помочь детям вспомнить названия и содержание сказок, которые им читали на занятиях.

Стр.76

34

16.05

Звуковая культура речи: звуки (з).

Учить детей отчетливо и правильно произносить  звук (з), и звукоподражательные слова с этим звуком.

Стр.77

35

23.05

Повторение стихотворений, заучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья»

Помочь детям вспомнить стихи, которые они учили в течении года; запомнить новое стихотворение

Стр.79

36

30.05

Звуковая культура речи: звуки (ц).

Отрабатывать четкое произношение звука, упражнять детей в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний; учить изменять темп речи.

Стр.80


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по развитию речи второй младшей группы.

Перспективное планирование по развитию речи второй младшей группы....

Перспективное планирование по развитию речи в младшей группе

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИв  младшей группеСЕНТЯБРЬ1. Тема: «Мы справляем новоселье» (этикет) Цель: Познакомить детей с расположением группы, рассказать о назначении у...

Перспективное планирование по развитию речи в младшей группе

Сентябрь.1 неделя.1зан.Рассказ вос-ля о младшей группе.Экскурсия по групповой комнате.2зан.Рассказывание сказки"Репка".3зан.Звуковая культура речи(Звук "А")2 неделя.1зан.Знакомство с новой куклой.Чтен...

Перспективное планирование по развитию речи 2 младшая группа

перспективное планирование к предлогаемым лексическим темам во 2 младшей группе...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА МАРТ . Группа: разновозрастная. Тема: « Проводы зимы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой .

Продолжать знакомить детей с традиционными русскими праздниками; расширить и углубить знания детей о празднике «Масленица», развивать понимание названия праздника, воспитывать любовь к тра...

Планирование по развитию речи в младшей группе.

1неделя.1занятие:Чтение детям сказки"Петух да собака".2занятие:Звуковая культура речи(звук м).3занятие:Творческое рассказывание.                ...