Картотека дидактических игр
картотека по развитию речи (старшая группа)

Развитие мышления, памяти и речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_didakticheskih_igr.docx45.36 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА

ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

«Догадайся, что звучит»

Цель: познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать.

Ход: воспитатель показывает предметы поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными предметами, а дети распознают, каким предметам принадлежат разные звуки. Объясняет, что звуков в мире много и все звучат по-своему.

«Часы»

Цель: развивать речевое внимание детей.

Ход: послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом…». Чтобы они ходили, нужно их завести: «три-трак…»!.

- Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза); идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5-6 раз).

- Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

«Медвежата мед едят»

Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами т себя) и «слизывать» мед – дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3-4 раза.

Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу (показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза).

«Лягушка и лягушата»

Цель: развивать речевое внимание детей.

Ход: воспитатель делит детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Говорит: «Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква» (дети имитируют, что плавают, и громко квакают)

Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают (дети имитируют действия и тихо квакают). Устали все лягушки и уселись на берегу на песочек». Затем дети меняются ролями, и игра повторяется.

«Покормим птенчиков»

Цель: развивать речевой аппарат детей.

Ход: (Я – мама-птица, а вы мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «пи-пи», - и машут крыльями. Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. Прилетела мама и начала кормить своих деток (дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко открывают клювики, им хочется вкусных крошек. (Воспитатель добивается, что бы дети пошире открывали рот). Игра повторяется 2-3 раза.

«На приеме у врача»

Цель: развивать артикуляционный аппарат детей.

Ход: кукла – врач. Она хочет посмотреть, не болят ли у детей зубы.

В: Покажите доктору свои зубы (воспитатель с куклой быстро обходи детей и говорит, что у всех зубы хорошие. Теперь врач проверит, не болит ли у вас горло. К кому она подойдет, тот широко откроет рот (дети широко открывают рот) .

Врач доволен: горло ни у кого не болит.

«Догадайся, что звучит»

Цель: продолжать вычленять и узнавать звуки отдельных музыкальных инструментов.

Ход: воспитатель показывает музыкальные инструменты поочередно и демонстрирует, как они звучат. Затем воспитатель предлагает отгадать загадки. Закрывает ширму и действует с разными инструментами, а дети распознают, чему принадлежат разные звуки.

«Узнай по голосу»

Цель: уточнить и закреплять правильное произношение звуков.

Ход: воспитатель показывает игрушки и спрашивает кто это, просит произнести, как оно кричит. Закрывает ширму и одна подгруппа детей берет игрушки и поочередно говорит за своих животных. Другая группа отгадывает, кто кричал.

«Кто в домике живет?»

Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать речевое дыхание детей.

Ход: (Воспитатель показывает картинку с изображением собаки). Кто это? Собака лает громко: «ав-ав». А это кто? (ответы детей) Щенок лает тихо (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). (Воспитатель показывает картинку с изображением кошки). Кто это? Кошка мяукает громко: «Мяу-мяу». А это кто? (ответы детей) котенок мяукает тихонечко.

Пошли зверюшки домой (картинки убираются за кубики). Отгадайте, кто в этом домике живет: «ав-ав» (произносится громко? (Ответы детей) Правильно, собака (показывает картинку). Как она лаяла? (ответы детей) .

Отгадайте, кто в этом домике живет: «мяу-мяу» (произносит тихо? Как котенок мяукал?

Аналогично дети отгадывают, кто живет в других домиках и повторяют звукосочетания по нескольку раз.

«Кто как кричит?»

Цель: развивать речевое внимание детей.

Ход:  у мамы птицы был маленький птенец (выставляет картинки). Мама учила его петь. Птица пела громко: «чирик - чирик» (дети повторяют звукосочетание). А птенец отвечал тихо: «чирик-чирик» (дети повторяют звукосочетание 3-4 раза). Летал птенец и улетел далеко от мамы (переставляет картинку с изображением птенца подальше). Птица зовет сыночка. Как она его зовет? (Дети вместе с воспитателем повторяют звукосочетание). Птенец услыхал, что мама его зовет, и зачирикал. Как он чирикает? (Дети тихо произносят). Прилетел он к маме. Птица запела громко. Как?

«Позови свою маму»

Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход:  у всех детей предметные картинки с детенышами животных. Воспитатель: «Кто у тебя нарисован, Коля? (цыпленок) Кто у цыпленка мама? (курица) Позови, цыпленок, свою маму. (Пи-пи-пи) Воспитатель имитирует кудахтанье курицы и показывает картинку.

Такая же работа проводится со всеми детьми.

«Отзовись»

Цель: закреплять правильное произношение звуков. Развивать интонационную выразительность.

Ход: воспитатель: Это коза (показ картинки). Она как кричит? Кто у нее детеныш? Как он кричит? Это овца (показ картинки). Как она блеет? А ее детеныш – ягненок как кричит? и тд. Картинки выставляются на фланелеграф.

Воспитатель раздает детям картинки с изображением животных и птиц. Детеныши гуляют (дети выходят из-за столов, травку щиплют, крошки щиплют. Чья мама или чей папа позовет детеныша. Тот должен покричать – ответить им – и побежать – поставить картинку рядом с ними.

Воспитатель произносит крик животного или птицы. Ребенок, у которого изображен детеныш произносит звуки и ставит картинку на фланелеграф.

по развитию речи.

«Чудесный мешочек»

Цель: ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

 Материалы: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка.) Какая морковка? (Длинная, красная.) Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец.) Какой огурец?  (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.)

Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь.) Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец.) Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко.) Он круглый, красный. Что это?  (Помидор.)»

Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный.

Теперь найдите и положите в мешочек овощи. Что осталось? (Яблоко.) Яблоки — это фрукты. Спасибо, заяц, что пришел к нам. До свидания».

«Разноцветный сундучок»

Цель: учим ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Материалы: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существительными среднего и женского рода, по числу детей.

Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим детям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом вопросы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

В том случае, если на картинках будут изображены 2—3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

«Чего не стало?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материалы: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.

Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.

Комментируем:

—  Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (Пирамидка.) Еще пирамидка есть? И т. д.

—  Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем ленточки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?».

«Где наши ручки?»

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Дети сидят на стульчиках. Обратимся к ним, приглашая интонацией к шутке, игре:

Где наши ручки? Нет наших ручек! (Прячем руки за спину. Дети делают то же самое.) Вот наши ручки! (Показываем руки, играем пальцами.)

—   Где наши ножки? Нет наших ножек! (Дети прячут ноги под стул.) Вот наши ножки!  (Топают ножками.)

—   Где же наши ручки? Чего нет?  (Ручек.)  Вот наши ручки! -  Где   же   наши   ножки?   Чего   нет?    (Ножек.)    Вот   наши

ножки!

Игра повторяется 2—3 раза.

«Лото»

Цель: упражняться в образовании форм множественного числа существительных  (в именительном и родительном падежах).

Материалы: картинки с изображением предметов в единственном и множественном числе (матрешка — матрешки, ведро — ведра, колесо — колеса, кольцо — кольца и др.).

Раздаем детям картинки, оставляя у себя парные. Объясняем условия игры:

—  Это игра на внимание. Я буду показывать картинки. На каждой картинке нарисована какая-нибудь игрушка. Тот, у кого окажется картинка с такими же игрушками, должен быстро сказать об этом. Например, у меня колесо. А у Веры колеса. Вера должна быстро сказать: «У меня колеса» или «У меня много колес». Игрушки надо обязательно называть.

Тот, кто замешкается, отдает свою картинку взрослому. Если ребенок быстро и правильно назовет игрушку, отдаем свою картинку ему.

В конце игры проигравшим   (у кого на руках нет картинок) предлагаются шуточные задания: попрыгать на одной ножке, высоко подпрыгнуть, присесть три раза и т. п. Задания придумываем вместе с детьми.

«Прятки»

Цель:  правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением (в, на, около, под, перед).

Материалы: грузовик, мишка, мышка.

В гостях у детей снова мишка и мышка. Гости стали играть в прятки. Мишка водит, а мышка прячется. Предлагаем детям закрыть глаза. Говорим:

— Мышонок спрятался. Откройте глаза. Мишка ищет: «Где же мышонок? Он, наверное, под машиной?» Нет. Где же он, ребята? (В кабине.)  Вон он куда забрался!

Закройте снова глаза, мышонок опять будет прятаться. (Сажаем мышонка на кабину.) Где же мышонок? Ребята, подскажите мишке!

Аналогичным образом дети отыскивают вместе с мишкой мышонка, который прячется под машиной, около машины, перед машиной.

Игры и упражнения с грамматическим содержанием можно включать в сценарии коллективных занятий, а можно проводить по желанию детей с небольшими подгруппами в часы досуга. С детьми можно организовывать игры, с помощью которых они учились бы соотносить производящее и производное слова. Это делается на материале существительных, обозначающих животных и их детенышей. Формирование способов глагольного словообразования тесно связано с формообразованием. Оно осуществляется в подвижных играх, играх-драматизациях, специальных дидактических играх.

«Потерялись»

Цель: соотносить название животного с названием детеныша.

Материалы: игрушечный домик, животные (игрушки): утка и утенок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.

- Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Достаем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Маленькая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утенка. Поищи утку.

-   А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыпленка.) Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывается цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка— утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжают на машине в гости к другим детям.

«Чей голос?»

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Материалы: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и лягушонок, корова и теленок.

В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

-   Му-у-у — кто так мычит? (Корова.) А кто мычит тоненько? (Теленок.)

Ква-ква— чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные' игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

«Домики»

Цель: употреблять названия детенышей животных.

Материалы: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

На ковре раскладываем строительный материал. Дети строят для своих животных домики, играют.

«Поручения»

Цель: называть детенышей животных.

Материалы: игрушки: бельчонок и котенок.

Подражаем мяуканью кошки. Спрашиваем у детей: «Кто это мяукает? Где?» Выходим вместе с ними в соседнюю комнату. - Ребята, к нам пришли гости! Смотрите, они совсем маленькие. Это не просто белочка и киска. Это котенок и бельчонок. Животные хотят с вами поиграть. Им можно давать поручения. Если попросить правильно, бельчонок попрыгает. Бельчонок, поскачи! Вот как скачет! А котенка можно попросить: котенок, спой! Вот как поет котенок! Кого вы хотите попросить? О чем?

После игры животные прощаются с детьми и уходят (уезжают).

«Дружные ребята»

Цель: соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, активизировать в речи названия детенышей животных.

Материалы: белка и лиса.

Объясним детям содержание игры:

— Сейчас мы поиграем в игру «Дружные ребята». Встаньте в пары. Теперь постройтесь в две колонны. Первая колонна — бельчата, вторая -- лисята. Вот ваши домики (ставим в разных концах комнаты стулья, на которые сажаем белку и лису). Если услышите танцевальную музыку, танцуйте и бегите — резвитесь на лужайке. При команде «Опасно!» бегите домой к своим мамам. Выигрывает тот, кто скорее соберется.

Игра повторяется 3—4 раза.

 

«Качели»

Цель:  соотносить слова стихотворения с собственными движениями.

Дети стоят. Взрослый читает стихотворение, а дети сопровождают чтение ритмическими движениями.

Все лето качели Качались и пели, И мы на качелях На небо летели.

(Дети качают руками вперед-назад, слегка пружиня ноги в коленях.)

Настали осенние дни. Качели остались одни.

(Уменьшая ход качелей, дети пружинят в коленях и уменьшают взмах руками до постепенной остановки.)

Лежат на качелях                      V

Два желтых листка. И ветер качели Качает слегка.

(В. Данько. Качели.)

(Дети выполняют легкое покачивание вытянутыми вперед руками влево-вправо.)

«Погремушки»

Цель:  двигаться по слову взрослого.

Материалы: погремушки на ручке (по 2 на каждого ребенка); коробки (корзины) для складывания погремушек.

Дети стоят перед взрослым, который держит коробку с погремушками и говорит:

Все скорей ко мне бегите, Погремушки получите!

Взрослый быстро раздает детям погремушки. (Можно положить погремушки на гимнастическую скамейку, дети возьмут их сами.)

Погремушки дети взяли. С ними быстро зашагали!

Взрослый идет впереди детей, помахивая оставшимися погремушками, декламирует:

Стали бегать и скакать. Погремушками играть!

Дети   бегают,   звеня   погремушками.   Взрослый   продолжает:

Надо в круг теперь всем встать, Погремушки показать!

Дети встают в круг. Как только они успокоятся, взрослый присоединяется к ним, затем поднимает погремушки со словами:

Погремушки поднимать. А потом их опускать. Поднимать и опускать! Поднимать и опускать!

Дети поднимают и опускают погремушки. Затем взрослый приседает и постукивает ручками погремушек об пол со словами:

Стали дети приседать, Погремушками стучать. Стук — и прямо! Стук      и прямо! Стук, стук, стук! И встали все.

Дети приседают, стучат об пол погремушками, встают, повторяют эти движения дважды; на слова «стук, стук, стук» быстро трижды   стучат  об   пол   погремушками,  затем   поднимаются.

Взрослый разрывает круг и переходит к бегу:

А теперь мы все бежим. Погремушками гремим.

. Дети бегут за взрослым, размахивая погремушками. Переходя на спокойную ходьбу, взрослый говорит:

Тихо, тихо   все пойдем. Погремушки уберем!

Дети проходят мимо поставленной на их пути коробки и кладут туда свои погремушки. (Коробок может быть несколько, чтобы дети скорее сложили игрушки.)

Если игра проводится не первый раз, взрослый может не показывать всех движений: дети будут выполнять их самостоятельно, ориентируясь только на его слова. Эта игра интересна не только для младших дошкольников.

«Перепрыгни через ров»

Цель: образовывать повелительную форму глагола с помощью приставок.

Игроки распределяются на две команды, которые выстраиваются одна напротив другой. На площадке перед каждой командой взрослый рисует две параллельные линии на расстоянии 50 см одна от другой — это ров. На слова:

Если хочешь                                               Если хочешь

Ловким быть,                                             Быть здоров.

Если хочешь                                              Перепрыгни через ров! —

Сильным быть.                                                        

(По Я. Сатуновскому.)

все прыгают. Выигрывает та команда, в которой больше детей сумели перепрыгнуть через ров, не наступив на линию. Игра продолжается. Проигравшая команда на те же слова делает вторую попытку перепрыгнуть через ров. Можно предложить детям прыгать с закрытыми глазами.

«Поезд»

Цель: закреплять умение соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Дети стоят друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Взрослый-водящий произносит:

Чух, чух, пых-чу,                                               Ко-ле-са-ми

Пых-чу, вор-чу (произносится 2 раза).         Верчу, вер-чу (произносится 2 раза),

Стоять на месте не хочу!                                Са-дись скорее,

Ко-ле-са-ми                                                        Прокачу!

Стучу, стучу.                                                      Чу! Чу!

(Е. Карганова. Поезд.)

На слова «Стоять на месте не хочу» «поезд» начинает медленно двигаться, постепенно прибавляя скорость. Затем дети выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения. На слова «Колесами стучу, стучу»—топают ногами, на слова «Колесами верчу, верчу»—делаю/г круговые движения руками перед собой. На слова «Чу! Чу!» «поезд» останавливается.

«Где мы были, мы не скажем»

Цель: активизировать глагольную лексику, соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Водящий отходит в сторону, а дети договариваются, какую деятельность они будут изображать. На вопросы водящего «Где вы были? Что вы делали?» дети отвечают: «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» и показывают различные движения (стирка белья, рисование и др.). Водящий должен по движениям правильно назвать действие, употребляя форму глагола второго лица множественного числа. Например: «Вы пилите дрова». При правильном ответе дети убегают, а водящий их догоняет. Пойманный становится водящим.

(Эта игра доступна не всем детям младшего дошкольного возраста. Она более популярна у старших дошкольников.)

«Молчанки»

Цель: образовывать глаголы приставочным способом.

Перед началом игры дети хором произносят:

Первенчики, червенчики.

Зазвенели бубенчики.

По свежей росе.

По чужой полосе.

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок, Молчок!

(Русская народная песенка.) После слова «молчок» все должны замолчать и замереть. Ведущий (взрослый) наблюдает за детьми. Если кто-то рассмеется, заговорит или пошевелится, то дает ведущему фант.

В конце игры дети выкупают фанты, выполняя действия по команде (залезь под стол и вылези обратно; подпрыгни на месте два раза; выйди из комнаты и войди обратно; отодвинь стульчик и снова задвинь; выгляни в окошко; присядь и встань; подбрось мячик; перепрыгни через веревочку и т. п.).

В эту игру с интересом играют дети среднего дошкольного возраста. С младшими детьми лучше разыгрывать фант сразу, как только кто-то из играющих рассмеется или заговорит; команды придумывает взрослый. Более старшие дети придумывают команды сами.

«Добавь слово»

Цель:  находить нужное по смыслу слово (глагол).

Материалы: кукла Гена.

Игра начинается с беседы о том, как дети помогают родителям, что умеют делать. Далее скажем детям, что к ним в гости пришел Гена. Он тоже любит помогать родным: бабушке, дедушке, папе, маме, братику и сестричке. А что именно умеет делать Гена, дети должны будут сейчас угадать.

Гена: я   умею   постель   (глагол подбирают дети) убирать. Я умею пол ... (подметать). Я умею пыль ... (вытирать). Я умею посуду ... (мыть, полоскать). Я умею постель ... (застилать). Я умею цветы ... (поливать). Я помогаю стол ... (накрывать). Я помогаю тарелки ... (расставлять) Я помогаю вилки ... (раскладывать) Я   помогаю   крошки   ...    (сметать) Я   помогаю   комнату   ...    (убирать) При повторном проведении игры дети от хоровых высказыва ний переходят к индивидуальным  (глагол называет тот, к кому непосредственно обратится Гена).

«Кто больше действий назовет»

Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывать различные глагольные формы.

Материалы:  картинки: предметы одежды, самолет, кукла, собака, солнце, дождь, снег.

Приходит Неумейка и приносит картинки. Задача детей подобрать слова, которые обозначают действия, относящиеся к предметам или явлениям,  изображенным на картинках.  Например:

что можно сказать о самолете, что он делает? (Летит, гудит, взлетает, поднимается, садится...);

что можно делать с одеждой? (Стирать, гладить, надевать, зашивать, чистить...);

что можно сказать о дожде? (Идет, моросит, льет, капает, хлещет, шумит, стучит по крыше...);

что можно сказать о снеге? (Идет, падает, кружится, летает, ложится, блестит, тает, переливается, скрипит...);

что можно делать с куклой? (Укладывать спать, кормить, катать в коляске, лечить, водить гулять, одевать, наряжать, купать...);

что делает собака? (Лает, грызет кости, виляет хвостом, подпрыгивает, скулит, ходит, бегает, охраняет...);

что можно сказать о солнце? (Светит, греет, восходит, заходит, печет, поднимается, опускается, сияет, улыбается, ласкает...).

«Кто больше скажет о профессии»

Цель: соотносить действия людей с их профессией, образовывать соответствующие глаголы (строитель — строит, учитель — учит и т. д.).

Взрослый уточняет понимание детьми слов «профессия», «действие». Обращается к детям:

—  Дети, я работаю в детском саду воспитателем. Это моя профессия. Я рассказываю вам, как себя вести, играю с вами, рисую, читаю, пою, гуляю, укладываю вас спать... А как вы думаете, какая профессия у Ирины Владимировны, которая нам готовит обед? Правильно, она повар. А какие вы еще знаете профессии? Каждый взрослый человек имеет свою профессию. Он работает и выполняет какие-то действия. Что же, например, делает повар?

—  Повар варит, печет, жарит, чистит овощи и др.

—  А что делает врач?

—  Врач осматривает больных, выслушивает, лечит, дает лекарство, делает уколы, операции.

—  А что делает портной?

—  Портной   кроит,   наметывает,   порет,   гладит,   примеряет,

шьет.

Взрослый называет еще профессии строителя, учителя, сторожа, пастуха, сапожника, а дети называют действия, характерные для этих профессий.

(Игра проводится в конце года при соответствующей готовности детей.)

«Маша обедает»

Цель: образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы:  кукольная комната со столом, накрытым скатертью, стульями; игрушки: собачка, кошка, курочка, кукла; кукольная посуда:   чашка,   миска,   блюдце,   черепушка   (баночка   или   др.).

Обратимся к детям с такими словами: «Машенька пришла с прогулки (показываем куклу) и очень хочет есть, ей пора обедать». Разденем куклу и усадим за стол.

Будем читать стихотворение С. Капутикян «Маша обедает» и, используя игрушки, разыгрывать представление.

Час обеда подошел. Села Машенька за стол. (Появляется собачка.)

—   Гав, гав, гав!

—   Кто это к нам?

—   Гав, гав, гав!

—   Кто это там?

—  Это я.

Ваш верный пес.

Ваш Арапка, черный нос.

День и ночь

Я дом стерег.

Наработался, продрог.

Не пора ли обедать?

—   Иди, Арапка, Мой свои лапки.

(Собачка моет лапки и подходит к дому.)

—   Мяу. мяу!

—   Кто ж    теперь

К нам царапается в дверь? (Появляется кошка.) Это наша кошка Мурка. Мурка — Серенькая шкурка.

—   Я вам погреб стерегла. Всех мышей перевела. Крыс прогнала из подвала. Наработалась, устала. Не пора ли обедать? (Кошка садится у входа.)

—   Куд-куда, куд-куда!

—   Кто еще спешит сюда? Вошла курочка рябая. (Приходит курочка.)

—   Як вам прямо из сарая Я не ела, не пила, Я яичко вам снесла. Не пора ли обедать?

Двери отперли,

(Кукла подходит к дверям и открывает их.)

И вот

Маша всех к столу зовет:

Пса Арапку, Кошку царапку. Курочку рябку.

(Игрушки проходят в комнату и садятся за стол.)

Никому отказа нет.

Подан каждому обед.

(Взрослый расставляет посуду.)

Собачке — в миске,

В блюдечке — киске,

Курочке-несушке

Пшено в черепушке,

А Машеньке — в тарелке,

В глубокой, не в мелкой.

«Чей голос?»

Цель: образовывать глаголы от звукоподражательных слов.

Материалы: игрушки: кошка, собачка, курочка, петушок, автомобиль.

В гости к детям приезжают на автомобиле игрушки. Взрослый показывает их (по одной), а дети называют.

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Как кукарекает петушок? (Кукареку.)

—   Куд-куда, куд-куда! Кто это? (Курочка.) Как кудахчет курочка?

—   Гав,  гав,  гав!   Кто  это?   (Собачка.)   Как лает собачка?

—   Мяу, мяу! Кто это?  (Кошка.)  Как мяукает кошка?

—   Гав, гав, гав! Чей это голос? (Собачки.) Что она делает? (Лает.)

—  Мяу,  мяу! Чей  это голос?   (Кошки.)   Что  кошка  делает? (Мяукает.)

—   Куд-куда, куд-куда! Чей это голос? (Курочки.) Что делает курочка?  (Кудахчет.)

—   Кукареку! Кто это? (Петушок.) Что делает петушок? (Кукарекает.)

«Лесенка»

Цель:  использовать производные глаголы.

Материалы: игрушка лесенка, петух, кошка, собака, куклы Боря, Таня и Нина.

Взрослый читает, сопровождая чтение действиями с игрушками. Дети по ходу чтения включаются в него, отвечают на вопросы, содержащиеся в тексте.

Стоит на дворе лесенка.

На лесенке пять ступенек.

Давайте считать, ребята!

На верхнюю ступеньку вскочил петух,

Крыльями замахал, громко запел.

Как он запел, ребята? (Здесь и далее ответы детей.)

На вторую ступеньку прыгнула кошка. Сидит — язычком облизывается, мурлычет. Как она мурлычет?

А пес на третью ступеньку прыгнул.

Хвостом по ступеньке постукивает.

На кошку рычит. Как он рычит, ребята?

А на четвертую ступеньку взобрался Боря. Сидит — вниз поглядывает, ножками болтает. Как он ножками болтает?

А Таня на нижнюю ступеньку села, песенку запела: «Мы сидим на лесенке и поем мы песенки». Как она поет, ребята?

И вдруг зашумел ветер. Как он шумит? Часто-часто застучал дождь, Как он стучит, ребята?

Петух спрыгнул, крыльями замахал, Под крыльцо спрятался. И пес туда же забрался.

Кошка —та ловко: прыг-шмыг

В открытое окошко.

А Боря и Таня сидят, с лесенки слезать не хотят.

Плачут. Как они плачут?

Вышла на крыльцо Нина,

Ребят с лесенки сняла и повела их.

Затопали ножки по крыльцу.

Как они затопали, ребята?

Ушли дети в дом — осталась лесенка пустая.

(Е. Шабад.)

«Оркестр»

Цель:  образовывать глаголы от названий музыкальных инструментов.

Материалы: заяц, барабан, балалайка, гармонь, волчок, дудочки, звоночки, бубны, погремушки.

Взрослый читает стихотворение, сопровождая свою речь действиями с игрушками.

Зайку сделали из плюша. У него большие уши И особенный талант — Этот зайка — не зазнайка, Этот зайка — музыкант.

—  Зайка привез с собой  много музыкальных инструментов, а как они называются, мы сейчас отгадаем.

Ой, звенит она, звенит, Всех игрою веселит. А всего-то три струны Ей для музыки нужны. Кто такая? Отгадай-ка. Это наша ...  (балалайка).

(Тот, кто отгадал первым, получает игрушку. Этот ребенок будет  играть у зайки  в оркестре.)

—   Послушайте еще загадки о музыкальных инструментах:

В руки ты ее возьмешь. То растянешь, то сожмешь. Звонкая, нарядная, Русская, двухрядная. Заиграет, только тронь. Как зовут ее?  (Гармонь.)

Очень весело поет, Если дуете в нее. Все на ней играете И сразу отгадаете. Ду-ду, ду-ду.

Да-да, да-да.

Так поет она всегда.

Не палочка, не трубочка,

А что же это?  (Дудочка.)

—  Заяц принес музыкальный волчок. (Взрослый показывает волчок, вместе с зайцем  подходит с ним к детям  и запускает.)

Волчок музыкальный

Поет и жужжит.

Волчок музыкальный

По кругу бежит.

Он вертится, вертится,

Вертится ловко!                                                ^.

И вдруг ни с того

Ни с сего — остановка.

—   Волчок остановился возле Сережи. Сережа, ты хочешь поиграть с волчком? А вот здесь еще игрушки: звоночки, бубны, погремушки.

—  Дети, звоночки что делают?  (Звенят.)

—  Погремушки? (Гремят.)

—   Барабан?  (Барабанит.)

—  Дудочки?  (Дудят.)

(Дети, ответившие правильно, получают игрушки.)

Оркестр получится большой. Играйте, дети, хорошо.

(Э. Мошковская. Какие бывают подарки.)

«Подарки»

Цель: соотносить глагол с существительным.

Материалы: кукла Оля, корзинка, дудочка, шапочка, конфета  (шоколадка), птичка, жук, рыбка, собачка.

Взрослый   говорит детям,   что  у куклы Оли сегодня день рождения. Она пришла с подарками, которые ей подарили друзья. (Все подарки находятся в корзинке.)

—   Вова подарил подарок, в который можно дудеть. Что подарил Оле Вова?

После ответов детей дудочку вынимают из корзинки и кладут на стол. Далее игра продолжается по мотивам стихотворения Э. Мошковской «Какие бывают подарки». Сопровождается действиями с игрушками.

—  Коля подарил то, что можно надеть. Что можно надеть?

—   Петя  подарил  вкусный  подарок,  который   всем   нравится. Этот подарок можно съесть, а золотая бумажка останется.

—   Саша подарил такой подарок, который может летать, сидеть в клетке и петь.

—   Витин подарок может ползать.

—  Толин подарок умеет плавать и грести плавниками.

—  Миша принес подарок, который хо-дит!

Который хвостом виляет и лает,

И каждый этот подарок желает. — Теперь Оле хочется узнать, что дарят вам в день рождения    родные    и    друзья,    что    вы    делаете   со   своими    подарками.

«Подскажи словечко»

Цель: ориентируясь на окончания глаголов, подбирать слова в

Материалы: кукла Умейка.

Взрослый рассказывает, что Умейка хотел почитать детям стихи, но по дороге растерял все последние слова. Предлагает помочь Умейке. Читает стихи, дети договаривают нужные слова.

Голосок твой так хорош — Очень сладко ты  (поешь).

(С. Маршак.)

Зайка звонко барабанит, Он серьезным делом (занят).

(И.  Токмакова.)

Телефон опять звонит, От него в ушах (звенит).

(А. Барто.)

Скачут побегайчики —

Солнечные зайчики...

Где же зайчики?

Ушли.

Вы нигде их не (нашли)?

(А. Бродский.)

Я рубашку сшила мишке, Я сошью ему штанишки. Надо к ним карман   (пришить) И платочек (положить).

(3. Александрова.)

В заключение дети могут сами почитать Умейке стихи.

«Что бы было, если...»

Цель: самостоятельно образовывать форму сослагательного наклонения глаголов.

Взрослый читает детям сказку К. И. Чуковского «Федорино горе». По окончании задает вопросы:

—   Почему все вещи убежали от Федоры?

—   Что было бы, если бы вы все игрушки разбросали, поломали?                              

—   А что было бы, если бы вы берегли игрушки, обращались с ними хорошо, не разбрасывали по углам, а убирали после игры по своим местам?

—  Что было бы, если бы вы разбрасывали свою обувь где попало?

—  Что было бы, если бы вы поставили посуду на подоконник и подул сильный ветер?

—  А если бы вы посуду после обеда вымыли и убрали в буфет?

«Вечер загадок»

Цель:  определять объект по его функциональным и внешним признакам.

Взрослый загадывает загадку, дети называют отгадку.

Видали вы его не раз —

Он скачет в двух шагах

От нас: чирик-чирик,

Чирик-чирик!

Кто к этой песне не привык?

(Воробей.)

То мурлычет, то играет, То куда-то удирает, Убегает далеко. А когда придет обратно. То мяукает и с блюдца Пьет сырое молоко.

(Кот.)

Удивительный ребенок! Только вышел из пеленок — Может крякать и нырять, Как его родная мать.

(Утенок.)

Днем лежит и молчит. Ночью лает и ворчит. Кто к хозяину идет, Он знать подает.

(Собака.)

Встретишь — гогочет, Ущипнуть хочет. А я иду и не боюсь. Чего бояться? Это...

(Гусь.)

Где сладко, там она кружит.

Как пчела.

Она и жалит, и жужжит.

Как пчела.

Вот только меду не дает.

Как пчела.

(Оса.)

Серый, зубастый, В лесу воет. По полю рыщет, Ягнят, телят ищет.

(Волк.)

В густом лесу под елками, Осыпанный листвой, Лежит клубок с иголками. Фыркает и живой.

(Еж.)

Не жужжу, когда сижу. Не жужжу, когда хожу, Не жужжу, когда тружусь, А жужжу, когда кружусь.

(Жук.)

«Что ты слышал?»

Цель:  использовать разные способы образования глаголов.

При помощи считалки выбирается водящий. Он садится с завязанными глазами на стул в дальний угол комнаты. Затем кто-нибудь из играющих проделывает несколько движений (действий). Например, отодвигает стол, переставляет стул на другое место, подходит к двери, открывает и закрывает ее, вынимает из замка ключ и кладет его на стол, наливает воду из графина в стакан и т. п. Задача водящего — внимательно прислушиваясь, постараться по звукам понять и запомнить все, что происходит. Когда ему разрешат снять повязку с глаз, он должен рассказать обо всем и по возможности повторить все действия в той же последовательности, в какой они совершались.

Потом можно выбрать другого водящего и повторить игру, но действия играющих должны быть уже другими.

Вариант игры. Все дети закрывают глаза и слушают, что делает водящий, а затем рассказывают.

«Путешествие Буратино»

Цель:  ориентироваться в значениях глаголов.

Материалы: кукла Буратино.

Детям показывают Буратино и говорят, что этот Буратино — путешественник. Он путешествовал по многим детским садам. Сейчас Буратино расскажет о своих путешествиях, а они должны постараться отгадать, где, в каких комнатах детского сада он побывал и когда  (зимой, летом, утром или вечером)  это было.

Зашел Буратино в комнату, где дети засучивают рукава, намыливают руки, вытираются ...;

расстегивают пуговицы, снимают одежду, складывают, надевают, застегивают ...;

зевают, потягиваются, расстилают, заправляют, успокаиваются, отдыхают, спят...,

пляшут, поют, слушают, приглашают, притопывают, кружатся, кланяются...;

маршируют, подлезают, приседают, пролезают, сгибаются, разгибаются, спрыгивают, строятся ... .

Был Буратино в детском саду, когда дети:

приходят, здороваются, раздеваются, переобуваются, заходят в группу   ...   (когда   это  бывает?);

раскладывают, раздают, обедают, благодарят ...;

одеваются, прощаются, уходят ... ;

купаются, загорают, собирают ягоды, ходят босиком ... ;

ездят на лыжах, лепят снежную бабу, катаются на санках, мерзнут ... .

Затем дети показывают Буратино помещения детского сада. Буратино спрашивает, что они делают в той или иной комнате.

«Петушки»

Цель: соотносить по смыслу глагол с действием, которое он обозначает

Взрослый читает стихотворение, а дети изображают петушков, о которых в нем говорится.

Петушки распетушились. Но подраться не решились. Если очень петушиться. Можно перышек лишиться. Если перышек лишиться. Нечем будет петушиться.

(В. Берестов. Петушки.)

«Гуси»

Цель: использовать в речи однокоренные слова.

Материалы:   игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.

Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки): «Это... гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.

А это — мама... гу... сыня. У гуся и гусыни — дети-гусятки. Гу...сята. Один гу...сенок, много — гусят.

Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком.

(В. Берестов. Гуси.)

Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапами-ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».

«Непослушная кукла»

Цель: уточнить значения глаголов.

Дети слушают стихотворение В. Берестова «Непослушная кукла», затем говорят, что перепутала кукла, что она делала не так.

Нашей кукле каждый час Мы твердим по двадцать раз: «Что за воспитание! Просто наказание!)

Просят куклу танцевать,

Кукла лезет под кровать.

Что за воспитание!

Просто наказание! Все играть — она лежать, Все лежать — она бежать.

Что за воспитание! Просто наказание!

Вместо супа и котлет

Подавайте ей конфет.

Что за воспитание!

Просто наказание! Ох, намучились мы с ней. Все не так, как у людей. Что за воспитание! Просто наказание!

«Котенок»

Цель: соотносить глаголы с действиями, которые они обозначают.

Детям читают стихотворение Е. Благининой «Котенок» и предлагают изобразить, каким был котенок сначала и каким он стал потом.

Я нашла в саду котенка. Он мяукал тонко-тонко. Он мяукал и дрожал.

Может быть, его побили. Или в дом пустить забыли, Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный,           Я взяла его домой,

Лужи серые везде.                                 Накормила досыта...

Так и быть, зверек несчастный.       Скоро стал котенок мой

Помогу твоей беде!                                Загляденье просто!

Шерсть — как бархат,

Хвост — трубой.

До чего ж хорош собой!

«Оса»

Цель:  соотносить слово с действием, которое оно обозначает.

Детям читают стихотворение В. Приходько «Оса». Просят охарактеризовать осу (сказать, какая она); изобразить дружелюбную осу.

Когда мы с мамой варим вишню. Наверно, осам это слышно. И осы к нам в окно летят. Варенья нашего хотят.

На кухне, где кипит варенье, Осиное столпотвореньеу

За ними нужен глаз да глаз. От них мы закрываем таз.

А я возьму варенье в ложку, Немножко капну на ладошку И крикну: — Вот тебе, оса, Посадочная полоса.

Приятно маленькой сластене Варенье пробовать с ладони. Прильнет, и усики нагнет, И красный сок сосать начнет.

Проходит длинная минута, А мне не страшно почему-то, Ведь не ужалит без нужды Оса,

Не чувствуя вражды?

Оса

Мне кожу пощекочет.

Оса

Сказать как будто хочет:

— Дружи со мной

И никогда

Не трогай нашего гнезда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАСТЕНИЯМИ (картотека основана на книге: Дрязгуновой В. А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. М.: Просвещения, 1981. – 8о с. )

С раннего детства ребенок видит вокруг себя раз­личные овощи и фрукты. Постепенно он запоминает их названия, начинает находить знакомые среди них. Однако малыши почти не имеют представления об о...

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе.

Картотека дидактических и подвижных игр по формированию основ пожарной безопасности; картотека загадок и стихов о противопожарной опасности в быту, социуме, природе....

Картотека (средняя группа) на тему: Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для средней группы

Непосредственная образовательная область "Познание" Картотека дидактических игр для  средней группы...

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду»+ картотека дидактических игр....

Консультация для родителей тема: «Роль дидактической игры в семье и детском саду» Картотека дидактических игр.

Консультация для родителей тема: «Рольдидактической игры в семье и детском саду»+картотека дидактических игр....

Картотека дидактических игр Картотека дидактических игрдля детей старшей группы по образовательным областям ФГОСРечевое развитие

Картотека дидактических игр для детей старшей группы по образовательным областям ФГОС Речевое развитие...