Главные вкладки

    Тема: «Знакомство детей с творчеством С. А. Есенина». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Шалагинова Юлия Петровна

    Тема: «Знакомство детей с творчеством С. А. Есенина». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie.docx20.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: «Знакомство детей с творчеством С. А. Есенина». Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

    Цели:

     - образовательная - учить выразительно читать наизусть стихотворения, интонационно передавая нежность, любование  природой; формирование целостной картины мира через знакомство с творчеством С. А. Есенина;

    - развивающая - познакомить детей с творчеством С. А. Есенина, воспевающим красоту родного края;

    -воспитывающая - воспитывать у детей чувство любви к родной стране, ее природе;

    Материал: мультимедиа, рисунки детей по творчеству  С. А. Есенина.

    Индивидуальная работа: 1. Учить самостоятельно рассказывать стихотворение, передавая голосом различные интонации героев (Паша  Т., Лиза Р.).        

    2. Пополнять словарный запас словами – черёмуха, буря, белая берёза (Кирилл П., Серёжа Ч.).

    Предварительная работа: чтение стихотворений С.Есенина, рассматривание иллюстраций к ним.

    Ход занятия:

    Воспитатель: (мультимедиа) В этом году 3 октября русскому поэту Сергею Есенину исполнилось 120 лет (показывает на плакат 3 октября 1895 года – 28 декабря 1925 года).  Сергей Александрович Есенин родился в селе Константиново Рязанской области, в крестьянской, зажиточной семье. Детство поэта прошло у родителей. Поэт дал своему народу целый мир, который живет, движется, переливается всеми цветами радуги.  Сергей Есенин стал знаменитым благодаря своей удивительной способности создавать неповторимый мир чувств, переживаний, красоты природы и животных. Автор рисует перед читателями яркие картины, пишет легко и понятно. А у читателей перед глазами возникают живые образы растений, природы, животных.

    А сейчас я хочу прочитать вам стихотворение С. А. Есенина «Берёза» о красоте зимней природы.

    БЕРЕЗА        

    Белая береза

    Под моим окном

    Принакрылась снегом,

    Точно серебром.

    На пушистых ветках

    Снежною каймой

    Распустились кисти

    Белой бахромой.

    И стоит береза

    В сонной тишине,

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    А заря, лениво

    Обходя кругом,

    Обсыпает ветки

    Новым серебром.

    После выразительного чтения воспитателем проводится беседа.

    Воспитатель: Дети, Вы заметили, как выразительно говорит поэт о снеге в своем стихотворении? Какие слова он подбирает? Кайма, кисти, серебро, бахрома. В стихотворении есть такие строчки:

    И горят снежинки

    В золотом огне.

    Как вы понимаете эти слова? Что значит «горят»? Как сказать по-другому? (Блестят, сверкают, искрятся).

    С.А.Есенин в этом стихотворении показывает читателю красоту любимого дерева, создавая настроение радости, которое испытывает сам, когда видит березу в необычном, зимнем наряде.

            Посмотрите, как Есенин пишет о березе «принакрылась снегом» (а не «покрылась»). Мы чувствуем здесь ласку, трепет, нежность. А дальше! Сравнение «точно серебром» помогает увидеть блеск снега.   А дальше перед нами – «пушистые ветки», укрытые  снегом.  Поэт использует красивую метафору «распустились кисти белой бахромой». Снег как бы появляется постепенно, будто распускается цветок. Есенин говорит о берёзе: «И стоит береза», как о  живой русской девушке.

    Воспитатель: Ребята, у С.А.Есенина есть ещё стихотворение об одном красивом дереве – черёмуха. Нам его прочитает Лиза Р..

    ЧЕРЕМУХА

    Черемуха душистая

    С весною расцвела

    И ветки золотистые,

    Что кудри, завила.

                    

    Кругом роса медвяная

    Сползает по коре,

    Под нею зелень пряная

    Сияет в серебре.

    А рядом, у проталинки,

    В траве, между корней,

    Бежит, струится маленький

    Серебряный ручей.

    Черемуха душистая

    Развесившись, стоит,

    А зелень золотистая

    На солнышке горит.

    Ручей волной гремучею

    Все ветки обдает

    И вкрадчиво под кручею

    Ей песенки поет.

    Сергей Есенин рассказал  о красоте ручья, весенней зелени, прекрасной черёмухи. В стихотворении слышен звук бегущей воды, чувствуется аромат зелени и черёмуховых веток, ощущается горение нагретой солнцем травы.

    Воспитатель: Ребята, а давайте послушаем ещё одно стихотворение С.А.Есенина «Буря», которое нам прочитают Дима Т. и Злата З..

                          Буря        

    Дрогнули листочки, закачались клены,
    С золотистых веток полетела пыль...
    Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
    Зашептался с эхом высохший ковыль...

    Плачет у окошка пасмурная буря,
    Понагнулись ветлы к мутному стеклу,
    И качают ветки, голову понуря,
    И с тоской угрюмой смотрят в полумглу...

    А вдали, чернея, выползают тучи,
    И ревет сердито грозная река,
    Подымают брызги водяные кручи,
    Словно мечет землю сильная рука.

    Сильный зной всегда приносит грозы, ливни, бури. Такую бурю наблюдал Есенин и, как талантливый поэт, не мог не описать её.
    Сначала от несильного ветра дрогнули ветки, сильнее уже закачались клёны, и вот усилившийся ветер сдувает пыль на листьях. Лес под порывом ветра охнул, и послышался далёкий гул грома.
     И нет конца этой буре: снова надвигаются чёрные тучи, ревёт от обилия воды грозная река, неся огромные потоки вперёд, будто чья-то сильная рука повелевает и управляет этими рвущимися вперёд потоками.

    Воспитатель: Дети, а кто ещё бы хотел почитать стихи С.А.Есенина?

    Слушаем стихи, зачитанные детьми, беседуем.

    Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько замечательных стихов С.А.Есенина, мы с Вами рассказали. А теперь, давайте все вместе рассмотрим рисунки, которые вы нарисовали дома вместе с родителями по стихотворениям С.А.Есенина.

    Список использованной литературы:

    1. С.Есенин «Стихотворения и поэмы», 2009 г. /Изд. «Профиздат» /
    2. С.Есенин «Собрание сочинений в двух томах», 1990 г. /Изд. «Современник», «Советская Россия».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе . Тема: знакомство детей с произведением К. Чуковского «Айболит и воробей».

    Задачи:1. С помощью сказки развивать фантазию детей.2. Познакомить детей с  понятием «скороговорка».3. Пополнять литературный багаж сказками К. Чуковского.4. Помочь детям понять и осмыслить настр...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Маша и медведь»

    Цель: обучение пересказу, активизация устной речи, расширение активного словаря.Задачи: 1. учить навыкам драматизации фрагментов сказки;2. Развивать эмоциональное восприятие на основе интонационной вы...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: Рассказывание детям русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

    Цель: познакомить детей еще с одной сказкой, обратить их внимание на особенности композиции (присказка, зачин); помочь им полюбить это произведение, в котором воплощены лучшие традиции русского устног...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе: «Знакомство с профессиями".

    Конспекты занятий по развитию речи в старшей группе....

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе ДОУ для детей с ОНР Тема: Праздник мам – 8 Марта

    Цель: формировать умение составлять рассказ по картине "Праздник мам – 8 Марта"- научить детей составлять творческие рассказы;- закрепить и уточнить знания детей о празднике 8 Ма...

    Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития на тему «Профессии»

    Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Профессии"...

    Методическая разработка Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: "Ранняя весна"

    Представленный  в методической разработке материал позволит обобщить  знания детей по теме: "Раняя весна",  обогатить их словарный запас, помочь усвоить граматические категори...