Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные зимой".
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)
Учить детей составлять рассказ о диких животных по схеме с описанием их внешнего вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_dikie_zhivotnye_zimoy._srednyaya.docx | 23.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
на тему: «Дикие животные зимой».
(средняя группа)
Выполнила:
Воспитатель: Александрова М. А.
Цель: учить детей составлять рассказ о диких животных по схеме с описанием их внешнего вида.
Программное содержание:
- продолжать учить детей согласовывать имена прилагательные с именами существительными;
- учить употреблять в речи имена существительные в форме множественного числа;
- упражнять детей в использовании слов с противоположным значением;
- развивать мышление на материале описательных задач;
- учить детей медленно набирать воздух через нос, щеки не надувать, вытягивать губы трубочкой и на выдохе дуть;
- продолжать учить детей выполнять действия по словесному сигналу воспитателя;
- закреплять знания детей в умении отличать домашних животных от диких животных;
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование: картина «Лес зимой»; предметные картинки диких животных (лиса, волк, белка, медведь, заяц); каждому ребенку: карточки с изображением в каждом ряду диких и домашних животных вперемешку; для дыхательной гимнастики «сугроб» (в центре белого картонного листа находится изображение любого дикого животного маленького размера, на картоне с одной стороны приклеен лист белой бумажной салфетки, разрезанной на мелкие продольные полосы, когда дуешь на салфетку, то она поднимается и можно увидеть под ней картинку животного); мяч маленького размера, загадки о животных, схема описания зверей.
Ход.
- Организационный момент.
(Дети с воспитателем стоят в кругу, взявшись за руки).
- Доброе утро ребята! Дружат в нашей группе девочки и мальчики.
Пусть соединяются их маленькие пальчики,
Ура, ура, мы все друзья!
- Беседа о зиме.
- Я загадаю вам загадку, а вы внимательно послушайте и скажите, о каком времени года идет речь.
«Наступили холода,
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?» (Зимой).
- Что можно сказать про зиму, какая она? (снежная, морозная, холодная).
- Снег зимой какой? (белый, пушистый, холодный, мягкий).
3. Словесная игра «Большой – маленький».
- А сейчас, давайте станем маленькими волшебниками и будем превращать большие предметы в маленькие, изменяя слово.
Ёлка (ёлочка), снег (снежок), холод (холодок), дом (домик), льдина (льдинка), ветер (ветерок), куст (кустик), шишка (шишечка).
- Словесная игра «Скажи наоборот».
- Превращаемся снова в ребяток и продолжаем беседовать. Предлагаю вам интересную игру «Скажи наоборот».
* Летом день длинный, а зимой – (короткий).
* Летом погода тёплая, а зимой – (холодная).
* Летом животным сытно, а зимой – (голодно).
* Лето далеко, а зима – (близко).
* В городе дороги широкие, а в лесу тропинки – (узкие).
5. Дыхательная гимнастика «Кто спрятался в сугробе».
- Ребята, подходите к столу, берите по одному «сугробу», медленно набирайте воздух через нос, щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на «сугроб». Вы увидели, кто спрятался в сугробе? (повторить упражнение 3-5 раз).
6. Беседа о животных.
(Дети рассаживаются перед доской, на которой размещена картина «Лес зимой»).
- Посмотрите, какой красивый зимний лес! Везде расстелила зима белый пушистый ковер и спрятала от мороза разных зверей. А кого спрятала, вы отгадайте! (Воспитатель загадывает загадки, после каждой отгадки выставляет картинку животного на доску).
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живёт, в деревне кур крадёт. (лиса)
Вопросы к детям: - Как вы узнали, что это лиса? Что в загадке сказано о хвосте? О мехе? А ещё, что можно сказать о лисе, какая она? (рыжая, хитрая, осторожная).
Серый, зубастый, по полю рыщет.
Телят и ягнят ищет. (волк).
Вопросы к детям: - Как вы узнали, что это волк? Что в загадке сказано о волке? Что ещё можно сказать о волке, какой он? (сильный, быстрый, зубастый, страшный).
Ловкая, проворная, по деревьям скок-скок,
Да орешки щёлк-щёлк. (белка).
Вопросы к детям: - Как вы узнали, что это белка? Что в загадке сказано о белке? Что ещё можно сказать о белке, какая она? (маленькая, быстрая, пушистая).
Большой, косолапый, в тёплой шубе мохнатой.
Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает.(медведь).
Вопросы к детям: - Как вы догадались, что это медведь? Что в загадке сказано о медведе? Что ещё можно сказать о медведе, какой он? (неуклюжий, мохнатый, сильный, большой).
Зимой серый, летом белый.
Никого не обижает, а всех сам боится. (заяц).
Вопросы к детям: - Как вы догадались, что это заяц? Что в загадке сказано о зайце? Что ещё можно сказать о зайце, какой он? (быстрый, трусливый, ушастый).
- Как назвать этих животных одним словом? (дикие).
- Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?
- Почему? (медведь зимой спит).
- Что есть общего у всех этих животных? (У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост, туловище).
- Чем покрыто туловище животных? (Туловище животных покрыто шерстью).
- Чем дикие животные питаются зимой? (Волк охотится на зайцев. Заяц ест кору деревьев и ветки кустарников. Лиса охотится на зайцев, мышей. Медведь зимой спит в берлоге, а летом он ест грибы, ягоды, мёд, рыбу.)
- Кто их диких животных готовит на зиму запасы? (белка).
- Что она запасает? (орехи, грибы, ягоды, шишки).
7. Словесная игра «Кто, где живет?»
* Хитрая, рыжая лиса – (в норе).
* Серый, злой волк – (в логове).
* Неуклюжий, бурый медведь – (в берлоге).
* Пушистый, белый заяц – (под кустиком, под ёлкой).
* Ловкая, проворная белка – (в дупле).
8. Дидактическая игра «Назови детёныша».
У лисы – (лисята), у волка – (волчата), у медведя – (медвежата), у белки – (бельчата), у зайца – (зайчата).
9. Физкультурная минутка «Пришла зима».
(Воспитатель и дети стоят в кругу).
Пришла зима (прыгать на месте).
Пошел снег (поднять руки вверх, кружиться вокруг себя).
Завыла вьюга (бежать по кругу).
Началась метель (идти на полусогнутых ногах по кругу).
Намела метель сугробов (присесть на корточки, опустить голову и обхватить ноги руками).
(повторить три раза)
10. Описание зверей по схеме.
(Дети снова рассаживаются на свои места перед доской).
- Сейчас давайте будем рассказывать о диких животных по схеме с описанием их внешнего вида. (Воспитатель вывешивает схему: название животного – цвет – части тела – чем покрыто туловище – жилище – чем питается – детёныши).
* Лиса – некрупное дикое животное рыжего цвета. У неё пушистый хвост, острая мордочка и острые ушки, четыре лапы, туловище покрыто шерстью. Живёт в норе. Ест птиц, зайцев, мышей. Её детёныши – лисята.
* Волк – некрупное дикое животное серого цвета. У него есть голова, морда, четыре лапы, острые уши, большие острые зубы, длинный хвост, туловище покрыто шерстью. Живёт в логове. Его детёныши – волчата.
* Медведь – крупное дикое животное бурого цвета. У него есть голова, морда, маленькие уши, маленький хвост и четыре лапы. Туловище покрыто густой шерстью. Зимой спит в берлоге. Летом ест ягоды, мёд, рыбу. У медведя – медвежата.
* Заяц – маленькое дикое животное. Зимой белого цвета, а летом – серого. У зайца есть длинные уши, голова, мордочка, длинные четыре лапы, короткий хвост. Туловище покрыто шерстью. Живёт под кустом, под ёлкой. У зайца – зайчата.
* Белка – маленькое дикое животное. Зимой серого цвета, а летом – рыжего. У неё длинный пушистый хвост, голова, мордочка, ушки, четыре лапы. Туловище покрыто шерстью. Живёт в дупле. На зиму запасает грибы, орехи, шишки. У белки – бельчата.
11. Дидактическая игра «Кто лишний».
- А сейчас давайте поиграем в игру «Кто лишний». (Воспитатель и дети подходят к столу, на котором лежат карточки с тремя рядами, в которых изображены домашние и дикие животные вперемешку). Надо закрыть квадратиком лишнее домашнее или дикое животное в каждом ряду карточки. (Дети называют лишнее животное и объясняют свой выбор).
12. Заключительная часть.
- Ребята, вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, отгадали все загадки, правильно описывали диких животных! Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект-занятие по развитию речи "Животные и их детёныши"
Задачи:Образовательные:- учить детей различать взрослых животных и их детёнышей;- способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко – тихо, тоненьким...
Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа) «Познавательное развитие
Конспект занятия тема «Жизнь диких животных зимой» (средняя группа) «Познавательное развитие Задачи: Образовательные: формировать представление детей о том что, дикиеживотныеприспоса...
Конспект занятия на тему: "Дикие животные зимой"
Конспект занятия на тему: "Дикие животные зимой" младшая группа...
Конспект занятия по развитию связной речи "Зима-зима"
Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родс...
Конспект занятия по аппликации «Дикие животные зимой» в группе раннего развития
Тема" Как живут дикие животные зимой"Цели: Познакомить детей с дикими животными,воспитывать любовь ко всему живому, формировать навык сотрудничества детей и педагога.Предварительная работа :...
Конспект НОД (познавательное развитие) Тема: «Животные зимой» Подготовительная группа
Подводить к пониманию того, что человек может помочь животным пережить холодную зиму....
Конспект занятия по ФЦМПК «дикие животные зимой»
Конспект занятия по ФЦМПК «дикие животные зимой»Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о диких животных. Образовательные задачи:1.Формировать представление о внеш...