Образовательная деятельность в подготовительной группе «Дорогою добра»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Нигалидзе Елена Николаевна

Занятие ОД

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл od_dorogoyu_dobra_ispr.docx27.93 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательная деятельность в подготовительной группе

 «Дорогою добра»

Воспитатель: Нигалидзе Елена Николаевна

Цель: воспитывать у детей потребность творить добро; содействовать воспитанию доброты.

Задачи:

Образовательные: формировать навыки культуры поведения в общественных местах, культуры общения со сверстниками. Создавать условия для пространства общения. Развивать связную, выразительную речь, обогащать словарный запас детей в использовании слов вежливости.

Развивающие: развивать логическое мышление, память, внимание, умение играть и работать в коллективе, закрепить навык счета до семи.

Воспитательные: воспитывать чувство доброжелательности, милосердия, терпимости, заботы об окружающих, стремление доставить радость близким людям.

Методические приёмы:

Словесный – беседа, вопросы познавательного характера, художественное слово.

Наглядный – показ иллюстраций

Стимулирования – создание мотивации, поощрение, сюрпризный момент.

Создание условий для проведения игрового путешествия: стол,  мини-прилавок с атрибутами для игры в «Магазин» и муляжами продуктов, карточки с сюжетными картинками по  содержанию сказки, фартук, головной убор продавца, «деньги», мольберт с прикрепленной серединкой цветка, отдельные лепестки цветка, столик с вазой и карточками, ноутбук, игрушки на кукольном диванчике, снег в ведерке, лопатка, поднос.

Ход занятия.

  1. Вводная часть (7 мин.)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые!

(Обращаясь к детям:)

Сегодня такой прекрасный день, и я приготовила вам сюрприз. Хотите узнать, какой?

Дети: Да! Конечно!

Воспитатель: Ну, тогда смотрите! (Снимает накидку с мольберта и открывает стебель без лепестков с грустным лицом). Ой, цветочек где-то потерял свои лепестки и очень грустит.

1.1 Введение в тему (создание проблемной ситуации)

А из какой сказки может быть этот цветок, вы догадались?

Дети: Да! Из сказки «Цветик – семицветик»!

Воспитатель: Сейчас проверим! Здесь лежат какие-то карточки с картинками. Давайте соберем их и посмотрим, что на них изображено. (Дети собирают карточки, рассматривают получившиеся картинки). 

-Как вы думаете, правильно вы догадались из какой сказки этот цветок?

Дети: Да! Из сказки «Цветик-семицветик». Здесь изображено то, что происходило в сказке и девочка Женя с баранками.

Воспитатель: Правильно.

1.2 Мотивация деятельности детей

Звенит колокольчик. Входит почтальон.

Почтальон: Здравствуйте!

Дети и воспитатель: Здравствуйте! Проходите, пожалуйста.

Почтальон: Это группа «                       »

Воспитатель: Да, это здесь. А что вы хотели?

Почтальон: У меня для вас письмо. Но просто так я вам его не отдам! Мне сказали отдать его детям, которые знают волшебные слова. (Хитро) А ваши дети их знают?

Воспитатель: Дорогой почтальон, вы как раз попали по адресу! Наши дети точно знают эти волшебные слова. Правда, ребята?

Дети: Да, знаем!

Воспитатель: Давайте расскажем, ребята, какие волшебные слова вы знаете.

Почтальон: Ну-ка, ну-ка, расскажите, а я послушаю.

Дети: Здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, как поживаете?

Воспитатель: Когда мы прощаемся, мы говорим ...?

Дети: Всего хорошего, до скорой встречи, до свидания, будьте здоровы, спокойной ночи!

Воспитатель: А когда вас ругают за шалости, вы говорите ...?

Дети: Извините, простите меня, пожалуйста!

Воспитатель: А если нам надо что-то попросить и поблагодарить, мы говорим...?

Дети: Спасибо, будьте любезны, будьте добры, разрешите, пожалуйста, прошу вас, благодарю вас, очень вам признательны!

Воспитатель: Ну как, товарищ почтальон, знают наши дети «волшебные слова»? Теперь вы отдадите нам письмо?

Почтальон: Конечно, отдам! Это ж я почему не хотел вам письмо отдавать? Потому, что думал, детки еще маленькие, таких слов не знают. А тут и сам у вас научился вежливости. Так что, будьте любезны, возьмите, пожалуйста, ваше письмо!(Отдает письмо воспитателю) И будьте здоровы, до свидания!

Дети: Спасибо, благодарим вас! И вы будьте здоровы! До свидания!

1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности)

Воспитатель:(Осматривает конверт) Вот это да! Сюрпризы еще не закончились! Письмо-то из Королевства сказок ...(Вскрывает письмо и читает)

 «Дорогие ребята!

Я знаю, что вы любите сказки! Но в моем Королевстве сказок случилась беда. Сильный северный ветер разбросал все лепестки цветика-семицветика. Помогите, пожалуйста, их найти. Подсказка уже у вас, на карточках с картинками. Дружественный нам южный ветер принес их к вам. Расставьте карточки в той последовательности, как идет сказка. Это и будет ваш путеводитель. Он поможет вам отыскать 7 станций. Если вы сделаете все правильно, то соберете все 7 лепестков и отгадаете волшебное слово, которое скрывает цветик-семицветик.

С благодарностью. Король Королевства сказок».

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Королевству сказок?

Дети: Да!

  1. Основная часть: (20 мин.)
  1. Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: Тогда давайте, вспомним сказку «Цветик-семицветик» и правильно расставим карточки с картинками.

(Дети раскладывают карточки одну за другой, вспоминая и описывая события из сказки)

Воспитатель: Какие вы молодцы, как хорошо вы знаете сказку. Теперь давайте посмотрим на наш путеводитель и подумаем, куда мы отправимся сначала?

Дети: В «Булочную»!

Воспитатель: Верно!

(Идут в уголок «Магазин».Возле уголка стоит стол, на котором оформлен мини-прилавок с атрибутами для игры в «Магазин» и муляжами продуктов)

Воспитатель: Продукты люди покупают чаще всего. И вы, ребята, сейчас покажете, как надо вежливо вести себя в магазине, находясь в очереди. Кто-то из вас будет в роли продавца, а кто-то в роли покупателей. Выбрать продавца нам поможет загадка. Кто первый ее отгадает и поднимет руку, тот и будет продавцом.

Воспитатель читает загадку:

Плачет Митя у витрины:

-   Мама, я хочу машину!

Таня подошла:

-   Не плачь,

Вот возьми мой новый мяч!

Глаз чарует красота,

А поступки ...(Доброта)

Воспитатель: Нам сегодня нужно купить хлеб и молоко. В этом нам помогут ...(назвать двоих-троих детей). А мы их подождем возле магазина.

(Выбранный ребенок одевает фартук и головной убор продавца и встает за прилавок. Дети-покупатели получают «деньги» для оплаты товара и выстраиваются в очередь, мальчики уступают место в очереди девочкам. Последний ребенок находит прикрепленный к покупке лепесток с буквой «Д»)

Воспитатель: А вот и наш первый лепесток нашелся! Тут написана какая-то буква. Какая?

Дети: Буква «Д»!

Воспитатель: Какие вы хорошие, вежливые покупатели! Любому продавцу будет приятно обслуживать таких людей. Давайте вернем этот первый лепесток нашему цветику, может и у него поднимется немного настроение.

(Дети крепят лепесток на мольберт магнитом)

Воспитатель: Куда же мы отправимся теперь? Посмотрим в путеводитель.

Дети: Домой, к девочке Жене.

(Дети идут в кукольный уголок, где стоит столик с вазой и карточками, двумя листами черной и зеленой бумаги)

Воспитатель: А какой плохой поступок совершила девочка Женя дома?

Дети: Разбила вазу, не сказала об этом маме, обманула ее.

Воспитатель: Вы правы. Женя ведь понимала, что поступила нехорошо, и все равно не призналась маме. И сейчас мы сыграем в игру «Что такое хорошо, что такое плохо» и попробуем разобраться, какие поступки хорошие и добрые, а какие поступки совсем не украшают человека.

(Воспитатель вместе с детьми обсуждает картинки, и отделяют положительные поступки от отрицательных поступков)

Воспитатель: А как вы думаете, где здесь может быть спрятан второй лепесток? С каким предметом был связан плохой поступок девочки Жени?

(Дети находят второй лепесток с буквой «О» под вазой, называют букву и прикрепляют его на мольберт)

Воспитатель: Куда теперь мы держим путь?

Дети: На Северный полюс!

Звучит фонограмма «Вьюга».

(Дети и воспитатель подходят к природному уголку) 

2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Воспитатель: Как здесь холодно, брр-р-р! Везде снег и лед! (Открывает ведерко со снегом и перекладывает его лопаткой на поднос). Потрогайте, какой он холодный. Вот так же обидное, злое слово леденит душу и охлаждает дружбу. Давайте «согреем» друг друга ласковым, теплым словом и сыграем в игру «Передача добра» и посмотрим, растает ли этот снег от нашего душевного тепла.

Игра «Передача добра»

Дети становятся в кружок, поднос со льдом в центре. Дети по кругу, гладя друг другу ладони, говорят добрые слова и комплименты, называя друг друга по имени ласково.

Воспитатель: Смотрите, а снег-то тает! Теперь вы убедились, что ласковое, доброе слово согрело нас и растопило даже холодный снег? Ой, а что это под лотком?

Дети: Лепесток!

Воспитатель: Значит, мы все делаем правильно, раз нашли его. Какая на нем буква?(ответы детей) Вернем и его цветику.

(Дети крепят лепесток с буквой «Б» на мольберт)

 Воспитатель: А где же спрятан следующий лепесток? (Делает вид, что ищет) Может он у художника?

(Дети находят лепесток с буквой «Р» и, назвав букву, крепят его на мольберт)

Воспитатель: Куда же нам теперь?

Дети: К игрушкам!

Воспитатель: Почему? (Ответы) А где сегодня нас ждут новые игрушки?

(Дети осматриваются и идут в уголок к игрушкам, которые расположились на кукольном диванчике)

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь красивых игрушек! Хотите взять их и рассмотреть поближе? Подойдите, возьмите их в руки. Ой, посмотрите, что мы нашли! (Дети разбирают игрушки и находят под ними лепесток с буквой «О»,  крепят его на мольберт.

Ваше желание исполнилось, у вас в руках игрушки. А какие желания вы бы загадали для других детей, чтобы и им было хорошо? (Ответы)

Воспитатель: Ну что ж, тогда осталось произнести волшебные слова из сказки, чтобы ваши пожелания исполнились. Вы помните эти слова?

Дети: Да!

Воспитатель: Тогда скажем их все вместе:

Лети, лети лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли,

Быть по-моему вели!

Вели, чтобы все дети улыбались, были здоровыми, счастливыми, исполнялись все их желания...

Воспитатель: Нам пора двигаться дальше. После любой игры что вы делаете с игрушками?

Дети: Убираем их на место!

Воспитатель:  Давайте и мы сейчас  бережно и аккуратно положим игрушки туда, где они были.

(Дети складывают игрушки на диванчик)

Воспитатель: Посмотрите сколько уже лепестков мы нашли! А сколько осталось?

Дети: Нашли пять лепестков, осталось два!

Воспитатель: Да, нам осталось отыскать два лепестка. Ребята, посмотрите, пустой стол. Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что Женя отказалась от игрушек, и ей пришлось потратить на это еще один лепесток.

(Идут к пустому столу.Под столом стоит накрытый тканью ноутбук)

Воспитатель:  Я думаю, вы правы, но под столом все же что-то есть. Давайте угадаем, что это. Послушайте загадку:

Не телевизор, но все покажет,

Не радио, но все расскажет.

Не почтальон, а письмо доставит,

В труде и учебе он другом станет.

Дети: Это ноутбук!

Воспитатель: (Достает, ставит его на стол) Вы правильно отгадали, это ноутбук. Он и поможет нам решить загадку-ребус.

На доске изображены ряд картинок. Внимательно выслушайте задание. Вы должны составить и записать слово, взяв по первой букве из названия предметов. На клавиатуре найдите нужную букву, напишите её на листе и вы увидите какое получится слово.

(Дети подбирают и записывают нужные буквы и демонстрируют результат гостям)

Воспитатель: Какое слово у нас получилось? ( Дети называют буквы и складывают их в слово: добро ). Молодцы, какие вы дружные и сообразительные! Наверное, и в школе будете учиться только на «4» и «5». А как вы сами думаете, что означает слово «ДОБРО»? (Ответы детей).

Воспитатель обобщает:  Одно значение слова добро – это вещи человека, которые можно потрогать руками. Это сокровища, книги, картины, драгоценности, игрушки. Другое значение слова добро можно услышать – это музыка, стихи, песни, нежные слова. Но есть такое добро, которое нельзя услышать или  потрогать – это доброе сердце и душа, это добрые поступки людей. В народе это ценилось превыше всего, и о таких людях слагались пословицы и поговорки. А вы знаете какие-нибудь пословицы о добре?

Дети поднимают руки и по очереди произносят пословицы о добре:

Доброе дело два века живет.

Доброму везде добро.

Добро не лихо, ходит тихо.

Добро не горит, не тонет.

Добро творить - себя веселить.

Добро не умрет, а зло пропадет.

Добро того учит, кто слушает.

Воспитатель: Ребята, а где же спрятан наш лепесток? Что вам помогло угадать слово «ДОБРО»?

Дети: Ноутбук!

Воспитатель: Значит, лепесток где-то здесь. Поищем его.

(Под ноутбуком дети находят прикрепленный лепесток, называют букву и крепят его на мольберт)

Воспитатель: А где же последний лепесток? Посмотрите внимательно.

(Ребята находят и прикрепляют его на мольберт)

Воспитатель: Ребята, мы справились со всеми заданиями, нашли все лепестки и составили волшебное слово и наш цветик-семицветик больше не грустит, а радуется (перевернуть ротик цветка на улыбку). Наше путешествие подошло к концу. Но какое слово у нас получилось, можете прочитать?

Дети: «ДОБРОТА»!

Воспитатель: Правильно, какие вы умницы и умники!

(Звучит тихая, мелодичная музыка)

Доброта - вещь удивительная.

Быть легче добрым или злым?

Быть добрым – значит, отдавать тепло свое другим.

Быть добрым –значит, понимать и близких и чужих.

 И радости порой не знать, заботясь о других.

Конечно, доброму трудней, и все же посмотри: 

Как много у него друзей!...А злой - всегда  один ...

2.3Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Воспитатель: (Обращает внимание детей на бейсболку, лежащую на столе с настольными играми или на стуле рядом со столом) Смотрите, что это? Кому бы она могла принадлежать?

Дети: Наверное, Вите, больному мальчику из сказки «Цветик-семицветик».

Воспитатель: А что это под ней? Какие-то бумажные детали. Попробуем разобраться. Это игра «Собери эмоцию». Если вы правильно соберете кусочки картинки, то человечек на ней вам улыбнется.

(Дети самостоятельно собирают кусочки головоломки)

  1. Заключительная часть (3 мин.)

Воспитатель: А теперь давайте вспомним, где мы сегодня побывали? (ответы)

Для чего мы это делали, чего добились в конце пути? (Собрали лепестки и составили слово «доброта»)

3.1Анализ и самоанализ деятельности детей

Какие задания вам больше всего понравились? Почему? Что помогло вам преодолеть все трудности и выполнить все задания? (ответы детей) А что еще вам помогло, кроме дружбы, взаимовыручки, помощи друг другу?

Это ваша... доброта!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе "Волшебство доброго слова". Автор - составитель Махова Н.П. г.Оренбург МБДОУ №142

Это занятие поможет воспитать в детях такие качества, как доброта, умение дружить, внимательно относиться к своим друзьям и близким, понимать и заботиться о них....

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Дорогою добра».

воспитывать у детей чувство доброты и дружбы, вежливое и внимательное отношение к окружающим.воспитывать желание заботиться и помогатьпобуждать детей высказывать собственное мнениеучить детей видеть к...

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности по духовно – нравственному воспитанию дошкольников в подготовительной группе «Дорогою Добра»

Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности «Дорогою Добра» разработан для детей дошкольного возраста  6-7 лет. ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе «Дорога к доброму здоровью»

                             Конспект непосредственно образовательной деятельности...

Конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе "Дорогою добра"

Цель: Создание условий для развитияя у детей умения сочувствовать, сопереживать, помогать друг другу.Задачи:            Обучающие: Познакомить де...

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе "Дорогою добра"

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе игровой ситуации "Путешествие по дороге добра"...