Скороговорки для развития речи
консультация по развитию речи

Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorogovorki.docx20.26 КБ

Предварительный просмотр:

Скороговорки для развития речи

Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми.

Начинать делать упражнения со скороговорками  можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:

Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:

Коси, коса, пока роса.

Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.

Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку

С Сонькой на санках.

Санки – скок, Сеньку – с ног,

Саньку в бок, Соньку в лоб.

Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Все озера – зеркала из зеленого стекла.

Пошел спозаранку

Назар на базар.

Купил там козу

И корзинку Назар.

Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:

На горе гогочут гуси,

Под горой огонь горит.

Га-га-га –

Гогочет гусь, –

Я семьей своей горжусь!

На гусят и на гусыню

Все гляжу –

Не нагляжусь.

Галка села на забор,

Грач завел с ней разговор.

Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дом — у дуба, дуб — у дома.

Скороговорки для 2 – 3 лет.

После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б»,  «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.

Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:

Пекарь пек пироги в печи.

— Расскажите про покупки.

— Про какие про покупки?

— Про покупки, про покупки,

Про покупочки мои.

Пришел Прокоп – кипит укроп,

Ушел Прокоп – кипит укроп.

И при Прокопе кипит укроп,

И без Прокопа кипит укроп.

Говорит попугай попугаю:

«Я тебя, попугай, попугаю».

Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»

Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.

Белый сахар тоже бел.

А вот белка не бела.

Белой даже не была.

Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

У Фани — фуфайка,

У Феди — туфли.

Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вез воду из водопровода.

Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:

Котик ниток клубок

Укатил в уголок.

Укатил в уголок

Котик  ниток клубок.

Кошка Крошка на окошке

Кашку кушала по крошке.

Клала Клава лук на полку,

Кликнула к себе Николку.

Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:

– Ха! ха! ха! ха! ха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х рассмеялась:

Ха-ха-ха!

Муха–горюха села на ухо.

Был в саду переполох –

Там расцвел чертополох.

Чтобы сад твой не заглох,

Прополи чертополох.

Скороговорки для 3 – 4 лет

В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.

Скороговорки на отработку звука [ж]:

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа — ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались межвежонка

Еж с ежихой и с ежонком,

Чиж с чижихой и с чижонком,

Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на отработку звука [ш]:

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.

В шалаше шесть шалунов.

Парус наш на совесть сшит,

Нас и шторм не устрашит.

Скороговорки на отработку звука [ч]:

Ой, качи-качи-качи.

Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,

У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

В четверг четвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорки на отработку звука [щ]:

Волки рыщут, пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Два щенка, щека к щеке,

Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи:

Щиплем щавель мы на щи.

Скороговорки на отработку звука [ц]:

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец – зиме конец.

Скороговорки для 4 – 5 лет

Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.

Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:

На горе Арарат растет крупный виноград.

Проворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.

Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:

Коля колья колет,

Поля поле полет.

Наш Полкан попал в капкан.

Рыбу ловит рыболов,

Весь в реку уплыл улов.

Маленькая болтунья

Молоко болтала-болтала,

Не выболтала.

Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

На дворе трава, на траве дрова.

Не руби дрова на траве двора!

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.

Все бобры добры для своих бобрят.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Как учить?

Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.

Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.

Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.

Как заинтересовать?

Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.

Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.

Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до больших книг с очень красивыми иллюстрациями.

С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:

                 [д]

Дятел жил в дупле пустом,

Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)

                 [с]

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

                 [ч]

Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.

Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)

[ш]

Шила шубку — сшила юбку.

Шила шапку — сшила тапку.

Хороша швея Наташа! (Е. Благинина)

Когда малыш немного подрастет, он сможет легко запоминать и скороговорки в виде мини-историй:

Лена искала булавку,

А булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Искала булавку весь день.

Если специально выделить время для речевых занятий затруднительно, можно повторять скороговорки по пути в детских сад или из него, во время небольшой паузы на прогулке, даже когда вы поднимаетесь в лифте. Малыш достаточно быстро привыкнет к этим ритуалам  и будет сам о них вам напоминать. Вам нужно будет только периодические учить новые скороговорки.

Скороговорки не только способствуют развитию речи малыша, но и развивают внимание и терпение, ведь чтобы произнести скороговорку малышу нужно сосредоточиться и приложить очень много усилий.

Далеко не у всех взрослых получается с первого раза проговорить скороговорку быстро. Вы можете устроить с малышом соревнование: кто скажет скороговорку правильно большее количество раз. Намеренно допускайте ошибки, пусть малыш вас поправит. Можно отмечать количество безошибочных повторов скороговорки  на графике, а через некоторое время, посмотреть, как улучшились результаты.

Скороговорки – это и хороший способ научить малыша с юмором относиться к своим ошибкам. Ошибки в скороговорках порой выглядят очень комично. Можно по-доброму посмеяться и над другим, и над собой.

Веселых вам игр с малышом!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скороговорки для развития речи .

Скороговорка это фраза или стишок ....

КАРТОТЕКА Скороговорки для развития речи

Детство каждого из наснеповторимо и уникально,но общие воспоминания есть у многих – игры, утренники, и, конечно же, скороговорки....

Скороговорки для развития речи

На реке поймали рака, из-за рака вышла драка. Это Борька-заябика снова в реку бросил рака. Рак гуляет под волной. Повернись ко мне спиной!                 ...

Скороговорки для развития речи

Скороговорки -это несложный, ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков,которые затрудняют быстрое проитзнесение слов.Скороговорки созданы народом для забавы детям,и, надо замети...

Скороговорки для развития речи

Скороговорки для развития речи...

Скороговорки для развития речи

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки....